Зрительный анализатор конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии

Учитель биологии и химии

Семенюк Виталий Павлович

Цель: рассмотреть зрительный анализатор, изучить строение и функции его отделов; выяснить механизм световосприятия.

Образовательная – изучения строения и функций зрительного анализатора; выяснение механизма световосприятия.

Развивающая – развитие логического мышления на основе раскрытия причинно-следственных связей.

Воспитательная – формирование умения планировать собственную успешность при организации учебной деятельности.

Методы: словесный, объяснительная беседа

Тип урока: комбинированный.

1) организационный момент

2) актуализация знаний

3) изучение нового материала

4) закрепление знаний

6) домашнее задание

1. Организационный момент:

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Учащимся сообщаются цели и структура урока.

2.Актуализация знаний

Дайте определение понятию анализатор.

Дайте определение понятию сенсорная система.

Расскажите о строении сенсорной системы человека.

Расскажите о зрительной и слуховой сенсорных системах.

Расскажите о вестибулярной и вкусовой сенсорных системах.

Расскажите о обонятельной сенсорной системе.

3. Изучение нового материала:

Строение и функции органа зрения

Орган зрения – важнейший из органов чувств. Он обеспечивает человеку до 90% информации. Орган зрения теснейшим образом связан с мозгом. Светочувствительная оболочка органа зрения развивается из мозговой ткани.

Орган зрения, представляющий собой периферическую часть зрительного анализатора, состоит из глазного яблока (глаза) и вспомогательных органов глаза, которые расположены в глазнице.

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Оно состоит из трех оболочек и ядра. Наружная оболочка – фиброзная, средняя – сосудистая, внутренняя – светочувствительная, сетчатая (сетчатка). Ядро глазного яблока включает хрусталик, стекловидное тело и жидкую среду – водянистую влагу.

Фиброзная оболочка – толстая, плотная, представлена двумя отделами: передним и задним. Передний отдел занимает в поверхности глазного яблока; он образован прозрачной, выпуклой кпереди роговицей. Роговица лишена кровеносных сосудов и обладает высокими светопреломляющими свойствами. Задний отдел фиброзной оболочки – белочная оболочка напоминает по цвету белок вареного куриного яйца. Образована белочная оболочка плотной волокнистой соединительной тканью.

Сосудистая оболочка расположена под белочной и состоит из трех различных по строению и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела и радужной оболочки.

Собственно сосудистая оболочка занимает большую заднюю часть глаза. Она тонкая, богата сосудами, содержит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело находится кпереди от собственно сосудистой оболочки и имеет вид валика. От переднего края ресничного тела к хрусталику отходят выросты – ресничные отростки и тонкие волокна (ресничный поясок), прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по его экватору. Большая часть ресничного тела состоит из ресничной мышцы. При своем сокращении эта мышца изменяет натяжение волокон ресничного пояска и этим регулирует кривизну хрусталика, изменяя его преломляющую силу.

Радужная оболочка, или радужка, находится между роговицей спе­реди и хрусталиком сзади. Она имеет вид фронтально расположенного диска с отверстием (зрачком) посередине. Своим наружным краем радужка переходит в ресничное тело, а внутренним, свободным, ограничивает отверстие зрачка. В соединительнотканной основе радужки находятся сосуды, гладкие мышечные и пигментные клетки. От количества и глубины залегания пигмента зависит цвет глаз – карий, черный (при наличии большого количества пигмента), голубой, зеленоватый (если пигмента мало). Пучки гладких мышечных клеток имеют двоякое направление и образуют мышцу, расширяющую зрачок, и мышцу, суживающую зрачок. Эти мышцы регулируют поступление света в глаз.

Сетчатая оболочка, или сетчатка, прилежит изнутри к сосудистой оболочке. В сетчатке различают две части: заднюю зрительную и перед­нюю ресничную и радужковую. В задней зрительной части заложены светочувствительные клетки – фоторецепторы. Передняя часть сетчатки <слепая) прилежит к ресничному телу и радужке. Светочувствительных клеток она не содержит.

Зрительная часть сетчатки имеет сложное строение. Она состоит из двух листков: внутреннего – светочувствительного и наружного – пигментного. Клетки пигментного слоя участвуют в поглощении света, попадающего в глаз и прошедшего через светочувствительный листок сетчатки. Внутренний листок сетчатки состоит из нервных клеток, расположенных в три слоя: наружный, прилежащий к пигментному слою, – фоторецепторный, средний – ассоциативный, внутренний – ганглиозный.

Фоторецепторный слой сетчатки состоит из нейросенсорных палочковидных и колбочковидных клеток, наружные сегменты которых (дендриты) имеют форму палочек или колбочек. Дископодобные структуры палочковидных и колбочковидных нейроцитов (палочек и колбочек) содержат молекулы фотопигментов: в палочках – чувствительные к свету (черно-белому), в колбочках – чувствительные к красному, зеленому и синему свету. Количество колбочек в сетчатке глаза человека достигает 6 – 7 млн, а количество палочек – в 20 раз больше. Палочки воспринимают информацию о форме и освещенности предметов, а колбочки – цвета.

Центральные отростки (аксоны) нейросенсорных клеток (палочек и колбочек) передают зрительные импульсы биополярным, клеткам, второго клеточного слоя сетчатки, которые имеют контакт с ганглиозными нейроцитами третьего (ганглиозного) слоя сетчатки.

Ганглиозньй слой состоит из крупных нейроцитов, аксоны которых образуют зрительный нерв.

В задней части сетчатки выделяются два участка – слепое и желтое пятна. Слепое пятно является местом выхода из глазного яблока зрительного нерва. Здесь сетчатка не содержит светочувствительных элементов. Желтое пятно находится в области заднего полюса глаза. Это самое чувствительное к свету место сетчат­ки. Середина его углублена и получила название центральной ямки. Ли­нию, соединяющую середину переднего полюса глаза с центральной ямкой, называют оптической осью глаза. Для лучшего видения глаз устанавливается так, чтобы рассматриваемый предмет и центральная ямка находились на одной оси.

Как уже отмечалось, ядро глазного яблока включает хрусталик, стекловидное тело и водянистую влагу.

Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу диаметром около 9 мм. Располагается хрусталик позади радужки. Между хрусталиком сзади и радужкой спереди находится задняя камера глаза, содержащая прозрачную жидкость – водянистую влагу. Позади хрусталика находится стекловидное тело. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное. Сосудов и нервов хрусталик не имеет. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой, которая при помощи ресничного пояска соединяется с ресничным телом. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы натяжение волокон пояска ослабевает или возрастает, что приводит к изменению кривизны хрусталика и его преломляющей силы.

Стекловидное тело заполняет всю полость глазного яблока между сетчаткой сзади и хрусталиком спереди. Оно состоит из прозрачного студнеподобного вещества и не имеет кровеносных сосудов.

Водянистая влага выделяется кровеносными сосудами ресничных отростков и задней части радужки. Она заполняет полости задней и пе­редней камер глаза, сообщающихся через отверстие зрачка. Оттекает водянистая влага из задней камеры в переднюю, а из передней камеры в вены на границе роговицы и белочной оболочки глаза.

Вспомогательные органы глаза. Оптическая система глаза

К вспомогательным органам глаза относят брови, ресницы, веки, слезный аппарат, мышцы глазного яблока.

Брови, ресницы и веки выполняют защитные функции. Брови предохраняют глаза от пота, который может стекать со лба. Ресницы, расположенные на свободных краях век, защищают глаза от пыли. Веки (верхнее и нижнее) образуют подвижную защиту глаза. Каждое веко снаружи покрыто кожей, изнутри выстлано тонкой соединительнотканной пластинкой – конъюнктивой, которая с века переходит на глазное яблоко.

Между веками и глазом имеется узкая щель – верхний и нижний конъюнктивальные мешки.

Слезный аппарат включает слезную железу и слезовыводящие пути. Слезная железа расположена в верхненаружной части глазницы. Слезная жидкость из железы поступает в верхний конъюнктивальный мешок и омывает всю переднюю поверхность глазного яблока, предохраняя роговицу от высыхания. У медиального угла глаза на верхнем и нижнем веках видны слезные точки – отверстия слезных канальцев, открывающихся в слезный м шок. Из этого мешка через носо-слезный канал слезная жидкость поступает в полость носа. Если слезной жидкости очень много (при плаче), слеза не успевает уходить в слезный мешок и через край нижнего века стекает на лицо.

Глазное яблоко приводят в движение шесть поперечно-полосатых глазодвигательных мышц: четыре прямые (верхняя, нижняя, медиаль­ная и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя). Все эти мышцы, а также мышца, поднимающая верхнее веко, начинаются в глубине глазницы вокруг зрительного канала, идут вперед и прикрепляются к глазному яблоку. При сокращении соответствующих мышц глаза могут поворачиваться вверх или вниз, вправо или влево.

Зрительное восприятие начинается с проекции изображения на сетчатку и возбуждения ее рецепторных клеток: палочковидных и колбочковидных нейроцитов – палочек и колбочек.

Проекцию изображения на сетчатку обеспечивает оптическая система глаза, состоящая из светопреломляющего и аккомодационного аппаратов.

Светопреломляющий аппарат объединяет роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело. Это прозрачные структуры, преломляющие свет при переходе его из одной среды в другую (воздух – роговица – поверхность хрусталика). Наиболее сильное преломление света происходит в роговице.

Аккомодационный аппарат образуют ресничное тело, радужка и хрусталик. Эти структуры направляют лучи света, исходящие от рассматриваемых объектов, на сетчатку в область ее желтого пятна (центральной ямки). У человека основным механизмом аккомодации является хрусталик. Изменение кривизны хрусталика регулируется сложно устроенной мышцей ресничного тела. При сокращении мышечных пучков ослабевает натяжение волокон ресничного пояска, прикрепляющегося к капсуле хрусталика. Не испытывая огра­ничивающего давления своей капсулы, хрусталик становится более вы­пуклым. Это повышает его преломляющую способность. При расслаб­лении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик уплощается, преломляющая способность его уменьшается. Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно изменяет свою кривизну, приспосабливает глаз для ясного видения предметов на разном их удалении от глаза. Такое свойство хрусталика получило название аккомодации.

Глаз преломляет параллельные лучи света, фокусирует их строго на сетчатке. Если преломляющая сила роговицы или хрусталика ослаблена, то лучи света сходятся в фокусе позади сетчатки. Такое явление называют дальнозоркостью. При дальнозоркости человек хорошо видит далеко отстоящие предметы и плохо – расположенные вблизи. При повышенной преломляющей силе прозрачных сред глаза лучи света сходятся в одной точке не на сетчатке, а перед ней. При этом развивается близорукость, при которой человек хорошо видит близко расположенные предметы, а удаленные – плохо. И дально­зоркость, и близорукость исправляются с помощью очков с двояковы­пуклыми или с двояковогнутыми линзами.

Зрительный анализатор

Световоспринимающим, чувствительным звеном зрительного анализатора (первым звеном) являются палочки и колбочки, расположенные в сетчатке. Проводящий путь от колбочек и палочек до коры полушарий большого мозга представляет собой второе звено зрительного анализатора. Центральным (третьим) звеном служит зрительная кора на медиальной поверхности затылочной доли полушарий большого мозга.

Свет на пути к светочувствительной сетчатке проходит через ряд прозрачных светопреломляющих сред глаза. Зрачок, играющий роль диафрагмы, под действием ее мышц то суживается, то расширяется, про­пуская внутрь глаза меньший или больший пучок света. Светопреломляющие среды (роговица, водянистая влага передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело) направляют пучок света на самое чувствительное место сетчатки – желтое пятно.

Попавший в глаз свет проникает в самые глубокие слои сетчатки, где вызывает раздражение палочковидных и колбочковидных нейроцитов (палочек и колбочек). Под действием света в наружных члениках светочувствительных клеток происходят химические реакции, при которых зрительные пигменты распадаются на более простые химические вещества. Эти вещества действуют на палочки и колбочки, вызывая в них возбуждение. После прекращения действия света происходит восстановление зрительных пигментов. Таким образом, химические реакции приводят к возникновению в светочувствительных клетках рецепторного потенциала, который генерирует нервный импульс.

Зрение двумя глазами (бинокулярное зрение) дает возможность видеть рельефное изображение предметов, глубину их расположения, оценивать расстояние, на котором они находятся. При рассматривании какого-либо предмета правый глаз видит его больше с правой стороны, левый – с левой стороны. В то же время человек эти два изображения воспринимает как одно. Бинокулярное зрение возможно благодаря тому, что изображение возникает на идентичных, соответствующих друг другу, участках сетчатки правого и левого глаза.

Работая сообща, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопическое (объемное) зрение, которое позволяет получить более точные представления о форме, величине и глубине расположения предметов.

Глаз является периферической частью органа зрения, служащей для восприятия световых раздражений.

Глаза находятся в глазных впадинах, образованных костями черепа, в окружении шести мышц: четырех прямых и двух косых глазных мышц. Эти мышцы могут двигать глаз в любом направлении и дают возможность обоим глазам расположиться по центру. Если долгое время удерживать глаза на близком расстоянии, как это происходит при работе с компьютером или чтении книги, глазные мышцы расслабляются, что в результате наносит вред зрению.

К периферической части органа зрения относят:

Защитный аппарат глазного яблока (верхнее и нижнее веки, глазница)

Придаточный аппарат глаза (слезная железа, ее протоки)

Глазодвигательный аппарат, состоящий из мышц).

Глазное яблоко занимает основное место в орбите или глазнице, которая является костным вместилищем глаза и служит также для его защиты. Между глазницей и глазным яблоком находится жировая клетчатка, которая выполняет амортизирующие функции и в ней проходят сосуды, нервы и мышцы. Глазное яблоко весит около 7 грамм. Форма глазного яблока представляет собой слегка сплюснутый в переднезаднем направлении шар.

АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА – процесс изменения преломляющей силы глаза для приспособления к восприятию предметов, находящихся от него на различных расстояниях. При А. г. хрусталик изменяет свою форму неравномерно: особенно выпуклой становится центральная, противозрачковая зона, имеющая основное значение для оптики глаза; по периферии же он сплющивается.

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) – приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях, что осуществляется изменением преломляющей силы его оптической системы, ведущим к фокусировке изображения на сетчатке. У рыб глаз установлен на близкое видение и А. достигается перемещением шарообразного хрусталика назад; у земноводных и пресмыкающихся глаз в покое установлен на далёкое видение и А. осуществляется выдвижением хрусталика вперёд. У птиц, млекопитающих и человека А. достигается изменением кривизны хрусталика. А. осуществляется аккомодационными мышцами и возможна в известных пределах – при нахождении предмета на определенном расстоянии от глаза – в области между точками дальнего и ближнего видения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.

ТИП УРОКА: Комбинированный урок.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийная доска, проектор.

Разборная модель глаза.

Объемная модель головного мозга.

Таблица (объемная) строения глаза.

Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.

Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:

Презентация для урока.

Карточки с заданиями для каждого учащегося (Приложение 1);

Список новых терминов по теме для каждого учащегося (Приложение 2);

Лист валеологического самоанализа для каждого учащегося (Приложение 3);

Задания самостоятельной работы (Приложение 4);

Таблица строения органа зрения (Приложение 5);

Конверты с повязками на глаза, карточками Брайля, рисунком компьютерной модели эволюции глаза;

Лестница успеха для рефлексии.

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока:

1. Организационный момент. Вступление (интересные факты о тайнах организма человека).

2. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа о сенсорных системах, анализаторах). Давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое анализаторы? (ответы).

Какие вы знаете анализаторы? (ответы).

Как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Почему? ( ответы)

(- Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации).

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся (проблемный вопрос о важности органов чувств, выявлении основного информационного источника адаптации в ходе экспериментов).

Эксперимент. Давайте попробуем доказать ваши предположения о том, что орган зрения наиболее важный и информативный, с помощью простого эксперимента.

Я приглашаю одного желающего из вас быть подопытным. Мои помощники завязывают тебе глаза и надевают наушники, затем дают в руки предметы.

Задание: определить с помощью различных анализаторов, что это за предмет и описать его свойства (цвет, запах, форму и т.п.).

Опыт 1. Объект – ЯБЛОКО.

Результаты (помощник фиксирует на доске):

Слух – 0% информации

Обоняние – 0% (хотя возможно 50%)

Осязание – 50 % (возможно яблоко, мячик, игрушка)

Вкус – 80% (яблоко, сладкое, цвет – 0%)

Зрение – 90% (вкус не определить).

Опыт 2. Объект – муляжи персика, яблока.

Осязание – 50 % (игрушка, возможно даже отгадать на 80-90%).

Выводы: С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования (слайды Презентации).

4. Изучение нового материала (постановка цели, задач урока).

Итак, тема нашего урока, как вы догадались, ОРГАН ЗРЕНИЯ.

Глаза - этот бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека. И поэтому наш урок будет о глазах и зрении.

Сегодня мы с вами:

а) разъясним значение зрения в жизни человека;

б) рассмотрим его анатомические и физиологические особенности;

в) поговорим об эволюции органа зрения, выясним, как видят животные?

Какое же значение в жизни человека имеет зрение, какую информацию мы получаем с помощью этого анализатора? И чего мы лишаемся, если даже просто закрываем глаза? (Исследовательская работа с завязанными глазами).

А теперь рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.

Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)

Совершенно верно (демонстрация таблицы, слайда):

1 звено – рецепторы глаза (свет – раздражитель)

2 звено – нервные проводящие пути в составе зрительного нерва.

3 звено – анализ импульса – задние доли коры БП.

Взглянув на лицо человека, мы видим лишь малую часть этой сложной системы. Она очень важная и уязвимая, поэтому природа позаботилась о защите этого органа. Как защищён глаз? (ответы учащихся).

(на плакате, макете, презентация).

- Гимнастика для глаз:

Проведём ещё один простой эксперимент: оставляя голову неподвижной посмотрите в окно…на дверь, на потолок, на парту, сведите глаза на нос…попробуйте рассмотреть соседа слева и справа одновременно

Почему возможно движение глазных яблок? ( Предположения учащихся).

Верно, ребята, шесть глазных мышц, самых быстродвижущихся мышц в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет! (презентация)

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА (работа с таблицей приложения 5).

Как видит наш глаз? И для чего хрусталик меняет свою кривизну? (явление аккомодации –демонстрация анимационной презентации).

Эволюция глаза (объяснение с демонстрацией презентации и рисунка компьютерной модели глаза).

Как видят животные? Демонстрация видеофильма.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

До конца урока я предлагаю вам выполнить небольшое самостоятельное задание (Приложение 4). Затем - проверка выполнения самостоятельной работы по интерактивной доске.

6. ИТОГИ УРОКА И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание: проверить себя на знание новых терминов по теме – подготовится к диктанту; провести валеологический самоанализ, сделать выводы.

7. Рефлексия (Лестница успеха).

Спасибо за внимание!

Приложение 2

ТЕМА УРОКА: ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ

белочная оболочка – склера

светочувствительная оболочка - сетчатка

рецепторы: палочки и колбочки

Вспомогательный аппарат глаза

Приложение 4

Подпишите на рисунке части глазного яблока.


Установите соответствие между названием части глаза и выполняемой функцией:

ЧАСТИ ГЛАЗА: Функции:

1.Сосудистая оболочка А. Защитная

2.Сетчатка Б. Питание глаза

3.Хрусталик В. Восприятие света

4.Склера Г. Проведение информации

5.Зрительный нерв Д. Преломление света

Приложение 3

Валеологический самоанализ.

Прочитай внимательно основные правила для сохранения здоровья глаз и оцени по 5 бальной шкале, насколько ты выполняешь в своей повседневной жизни эти правила.

Что необходимо делать, чтобы сохранить зрение:

Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.

Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.

При письме свет должен падать слева.

Не читай лежа, в транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.

Никогда не три глаза руками, так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.

Делай гимнастику для глаз.

Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор и работать за компьютером ( более 1-2часов).

Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.

Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, зелёный лук, петрушка, помидоры)/

Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным.

Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней.

Правила работы за компьютером:
1. Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы.
2. Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана.
3. На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых.
4. Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.
5. В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Правила гигиены при выполнении домашних заданий.
1.Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте.
2 Свет должен падать с левой стороны.
3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.
4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.
5.Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см.
6. Через каждые 30 минут желательно делать гимнастику для глаз или просто дать им отдохнуть

Гимнастика для глаз.

1. Не поворачивая головы, переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.

2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.

3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.

4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.


Слеза увлажняет поверхность глазного яблока, смывает посторонние частицы, содержит бактерицидное вещество - лизоцим.

Наружная оболочка (фиброзная):

непрозрачную, плотную оболочку белого или слегка голубоватого цвета

Оптическая система глаза (проведение и преломление света)

придает форму глазному яблоку и защищает его

Сосудистая оболочка:

содержит кровеносные сосуды, пигмент меланин

содержит пигмент, обуславливающий цвет глаз

форма двояковыпуклой линзы, прозрачный, эластичный

питание глазного яблока

мышечные волокна ресничного тела изменяют размеры зрачка в зависимости от освещенности(радиальные - расширяют зрачок, кольцевые - сужают); регулируют кривизну хрусталика

оптическая система глаза

оптическая система глаза

передняя камера глаза

снабжает питательными веществами роговицу,

оптическая система глаза

задняя камера глаза

снабжает питательными веществами лишенный кровеносных сосудов хрусталик;

оптическая система глаза

стекловидное тело.

оптическая система глаза

содержит светочувствительные рецепторы – палочки (125 млн.) и колбочки (6 млн.).

Световоспринимающая часть глаза:

палочки содержат зрительный пигмент родопсин и воспринимают свет;

колбочки содержат пигмент иодопсин и воспринимают цвета при ярком освещении (3 типа колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и синий цвет)

желтое пятно

Состоит в основном из колбочек

Место наилучшего видения (центральное зрение). Остальная часть сетчатки обеспечивает боковое (периферическое) зрение.

слепое пятно

участок, лишенный зрительных рецепторов - место выхода зрительного нерва

Аккомодация – способностью обеспечивать резкое изображение предметов (за счет изменения кривизны хрусталика), расположенных как на близком, так и на далеком расстоянии от глаза

Сочетанная работа обоих глаз (бинокулярное зрение) обеспечивает стереоскопическое (объемное ) зрение

Аномалии зрения:

близорукость - человек четко видит предметы только на близком расстоянии, лучи фокусируются впереди сетчатки, так как хрусталик выпуклый и сильно преломляет лучи, либо удлиненное глазное яблоко, либо ослаблена ресничная мышца.

дальнозоркость - человек хорошо видит предметы на далеком расстоянии, лучи фокусируются позади сетчатки, т. к. хрусталик плоский и слабо преломляет лучи, либо укороченное глазное яблоко, либо хрусталик потерял эластичность, либо ослаблена ресничная мышца.

при близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами (рассеивающие), при дальнозоркости – с двояковыпуклыми (собирательные).



Задняя камера глаза

Передняя камера глаза

Рис. Строение органа зрения


-75%

Зрительный анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира. Более \(90\) % информации мы получаем с помощью зрения.

Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Глаза — это периферическая часть, зрительные нервы — проводниковая, а зрительная зона коры больших полушарий — центральная часть. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.

Глазное яблоко защищено от внешних воздействий вспомогательным аппаратом. От механических повреждений глазное яблоко защищено стенками глазницы черепа , в которой оно располагается. От попадания пыли и влаги защищают веки и ресницы . Слёзные железы выделяют слезу, которая смывает пыль и увлажняет поверхность.

2 (53).jpg

3 (53).jpg

Наружная (белочная) оболочка в передней части представлена прозрачной выпуклой роговицей , а в задней части — непрозрачной белой склерой .

Сосудистая оболочка снабжает глаз кровью. В передней её части находится радужка . Клетки радужки содержат пигмент меланин, от количества которого зависит её цвет. В центральной части радужки находится зрачок . Зрачок может расширяться и сужаться в зависимости от яркости света.

За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик может изменять свою кривизну и фокусировать световые лучи на внутренней оболочке глаза. Этот процесс носит название аккомодация .

В глазном яблоке есть две камеры, заполненные жидкостью. Передняя камера располагается между роговицей и радужкой, а задняя — между радужкой и хрусталиком. Жидкость этих камер снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами.

2 (54).jpg

Внутренняя оболочка глаза — сетчатка — содержит светочувствительные клетки ( фоторецепторы ), представленные палочками и колбочками .

4 (47).jpg

Палочки обеспечивают сумеречное зрение. Колбочки реагируют на яркий свет и обеспечивают цветное зрение. В сетчатке содержатся три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие — зелёный, третьи — синий. В результате взаимодействия всех трёх видов колбочек мы видим разные цвета.

Большая часть колбочек располагается в средней части сетчатки и образует так называемое жёлтое пятно . Место выхода зрительного нерва из сетчатки не содержит фоторецепторов и называется слепым пятном .

Читайте также: