Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей конспект

Обновлено: 06.07.2024

Шуруп – специальный металлический стержень, имеющий головку и резьбу (внешнюю).

Саморез – специальный металлический стержень имеющий, головку и специальную наружную резьбу, образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета.

Заклёпка – крепёжная деталь, состоящая из стержня и закладной головки.

Фальцевый шов – соединение двух листовых заготовок плотно прижатыми друг к другу отогнутыми кромками.

Шиповое соединение – соединение деревянных деталей путём плотного прилегания в отверстия (пазы) шипов.

Поддержка - массивный металлический стержень с лункой по форме закладной головки заклёпки с углублениями под головку заклёпки.

Обжимка – приспособление в виде стержня с лункой на рабочей части.

Натяжка – стержень с отверстием в рабочей части.

Шкант – вставной шип круглого сечения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Техническое творчество школьников. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Самоделки из разных материалов. – М: Просвещение, 1985.
  4. Профессия-изобретатель. – М.: Просвещение. 1988.
  5. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение. 1988.
  6. Основы технологической культуры. – М.: Вентана – Граф, 2000.
  7. Для тех, кто любит мастерить. – М.: Просвещение. 1990.
  8. Энциклопедия для детей: Техника. Т. 14, под ред., – М.: Аванта.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Механическое соединение древесных материалов в изделии может осуществляться с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Это крепёжные изделия в виде стержней, имеющих головку. На шурупах и саморезах есть резьба, саморезы изготавливают из более прочных материалов, они имеют более острый конец, их можно закручивать в материал без предварительного проделывания отверстия. При большом объёме работ можно использовать специальный пистолет, в который гвозди подаются по ленте. Более прочное механическое соединение деталей можно получить с помощью шурупов. Шурупы не забивают как гвозди, а вворачивают с помощью отвёртки, ключа или дрели – шуруповерта. Более современной разновидностью шурупов являются саморезы. Вворачивать саморезы, легче и удобнее с помощью с помощью аккумуляторной дрели – шуруповерта с установленным соответствующим наконечником (битой).

Болты, гайки, шпильки, шайбы. Для соединения деревянных деталей больших размеров, предназначенных для создания конструкций, которые будут испытывать большие нагрузки, используют стальные болты и гайки.

Для изделий из металлов и пластмасс наиболее технологически простым соединением деталей является резьбовое соединение. Это разъёмное соединение, его можно разобрать и собрать вновь, не повредив детали. Для соединения деталей из металлов и пластмасс используют: болты, винты, шпильки, гайки, шайбы. Винты заворачиваются в детали отвёрткой, а болты – специальными ключами.

Для вворачивания болтов, винтов и шпилек в одной из деталей делается отверстие с резьбой. При шпилечном соединении двух деталей вторая деталь прижимается к первой с помощью гайки.

Шайбы служат прокладками под головками винтов, чтобы не портились поверхности соединяемых деталей. Шайбы не дают гайкам отвинчиваться.

Заклёпки. Эти крепёжные детали используют при сборке деталей из металлов и пластмасс. Заклёпка представляет собой металлический стержень, на одном конце которого имеется закладная головка полукруглой, полусферической, плоской или двояковыпуклой формы.

Для установки заклёпок сначала на соединяемых листах размечают и накернивают центры будущих отверстий. Листы скрепляют с помощью тисков или струбцин. Затем просверливают отверстия, Заклёпку вставляют в отверстие и устанавливают соединяемые листы на поддержку. Поддержка – это массивный металлический стержень с лункой по форме закладной головки заклёпки с углублениями под головку заклёпки. С помощью натяжки и молотка осаживают (уплотняют) соединяемые листы. Натяжка изготавливается в виде стержня с отверстием в рабочей части. Окончательную форму замыкающей головки придают с помощью обжимки. Обжимка – это приспособление в виде стержня с лункой на рабочей части.

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами. Более долговечным и надёжным является соединение деревянных деталей с помощью шурупов. Шуруп – это крепёжный элемент, имеющий стержень с винтовой нарезкой и головку с прорезью – шлицем или крестообразным углублением для отвёртки.

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

В настоящее время широко применяются саморезы. В отличие от шурупов, у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки.

Виды шурупов, а – с полукруглой головкой; б – с полупотайной головкой; в – с потайной головкой.

Соединение получается более прочным, если шуруп входит в основную деталь поперёк волокон.

Перед соединением деталей на стенке и на торце основания размечают карандашом места расположения саморезов, шилом делают углубления в этих местах. После этого в присоединяемой детали сверлят сквозное отверстие диаметром чуть большим, чем диаметр саморезов. Сверление выполняют на подкладной доске.

Для потайной головки самореза на входе сквозного в присоединяемой детали выполняют фаску сверлом большего диаметра, заточенным под углом 90°.

В основной детали, в которую будет ввёртываться саморез, сверлят глухое отверстие, диаметром меньше диаметра самореза. Глубина отверстия равна длине ввинчиваемой части.

Инструменты для ввинчивания шурупов Отвертки Видов и производителей отверток существует огромное множество, и выбор конкретной зависит от ваших потребностей. Это может быть крестовая, плоская (шлицевая), звездочка, трехгранная, шестигранная, отвертка для точных работ, или сотового телефона.

Соединение фальцевым швом. Его получают следующим образом. На расстоянии 6. 8 мм от края соединяемых листов размечают линии сгиба и сгибают листы под прямым углом затем подгибают края заготовок, соединяют их в замок и подгибают листы вблизи шва с помощью деревянного бруска, как показано на рисунке г, чтобы соединение не разъединилось.

Заклёпки – это крепёжные детали, состоящие из закладной головки и стержня. Их изготавливают из мягкой стали, меди, алюминия, латуни. Существуют заклепки с полукруглой (а), потайной (б), плоской (в), полупотайной (г) головками.

Для установки заклёпок сначала на соединяемых листах размечают и накернивают центры будущих отверстий. Листы скрепляют с помощью тисков или струбцин. Затем просверливают отверстия, Заклёпку вставляют в отверстие и устанавливают соединяемые листы на поддержку. Поддержка – это массивный металлический стержень с лункой по форме закладной головки заклёпки с углублениями под головку заклёпки. С помощью натяжки и молотка осаживают (уплотняют) соединяемые листы. Натяжка изготавливается в виде стержня с отверстием в рабочей части. Окончательную форму замыкающей головки придают с помощью обжимки. Обжимка – это приспособление в виде стержня с лункой на рабочей части.

При изготовлении многих изделий из древесины бруски соединяют по длине и под прямым углом: на концах брусков и на срединных участках, вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Соединения в половину толщины бруска: а – подлине б, в – под прямым углом.

Для выполнения соединения производится разметка (Продольная рейсмусом Поперечная под угольник).

Выпиливание кусков древесины продольное, поперечное.

Вырезанные участки (врезки) зачищают стамеской или напильником (рашпилем) и подгоняют друг к другу до их плотного (без зазора) соединения.

Сборка и обработка соединяемых брусков: а – упрочнение склеиваемых брусков шкантами; б – зажим клеевого соединения в струбцине; в – расположение шкантов г – спиливание выступающих торцов.

Правила безопасной работы:

1. Надёжно закреплять заготовки в зажимах верстака, тисках или струбцинах.

2. Быть осторожным при работе со стамеской. Передавать ее только ручкой вперёд.

3. Запиливать бруски плавно, без рывков.

4. Осторожно обращаться с клеем.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Рёбер
  2. Кромок
  3. Пласти
  4. Гвоздей
  5. Шурупов
  6. Саморезов
  7. Заклёпок
  8. Болтов

Правильные ответы: 3;4;5;6;7;8.

Задание 2. Из перечисленных ниже вариантов ответа, выберите правильные. Подчеркните их. Чем саморезы отличаются от шурупов?

ТИП УРОКА: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Технологии: Личностно-ориентированные, методы дифференцированного подхода.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень
достижения результатов обучения

овладеть навыками нанесения разметки на заготовку, знать основные характеристики крепежа, уметь сделать выбор крепежа в зависимости от предложенной ситуации. Аргументировать свою точку зрения при выборе способов соединения и видов крепежа

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Тест для проверки теоретических знаний

1. Какими из перечисленных способов соединяются деревянные заготовки?

а) При помощи гвоздей, шурупов, сваркой

б) На клею, сваркой, при помощи гвоздей

2. Какие инструменты нужны для соединения деталей на гвоздях?

б) Молоток, клещи, шило

3. Крепёжная деталь, соединяющая деревянные детали.

а) Молоток, ножовка, клещи

4. Шурупы, с какой формой головки НЕ применяются для соединения деревянных деталей?

Автор: Апухтин Сергей Александрович

Населенный пункт: Курская область, Обоянский район, с. Полукотельниково

Предмет: Технология

Класс: 5

Учебник (УМК): А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

Цель урока: научить обучающихся правильно подбирать гвозди для соединения деталей изделия и формирование навыков выполнения соединения

Тип урока: Комбинированный.

Практическая работа: Соединение деталей из древесины гвоздями.

Оборудование: презентация по теме (интерактивный плакат), столярный верстак, молоток, гвозди, заготовки древесины.

Основные понятия: сборка; типы гвоздей, столярные молотки, клещи, шило,

Планируемые результаты

Предметные – обучающиеся научаться правильно подбирать гвозди и отработают приёмы выполнения соединения.

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД и предметные действия

I. Мотивационно-целевой этап

Организовать самоопределение учеников к деятельности на уроке

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух и визуально контролируют свою деятельность.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Повторение и систематизация имеющихся у детей знаний.

Предлагает ответить на вопросы:

1.Назовите инструменты для пиления.

2. Какие зубья имеют пилы для продольного и поперечного пиления ?

3.Что такое стусло, развод зубьев?

4. Вида строгальных инструментов ( стругов)

5. Типы отверстий

6. Какие бывают свёрла

7. Что такое струбцина?

Отвечают на вопросы.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Целеполагание и постановка задач

1.ознакомиться с типами гвоздей и инструментами;

2. изучить последовательность соединения;

3. изучить приёмы работы;

4. ознакомиться с правилами безопасной работы;

5. выполнить практическую работу.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

1.ознакомиться с типами гвоздей и инструментами;

2. изучить последователь-ность соединения;

3. изучить приёмы работы;

4. ознакомиться с правилами безопасной работы;

Объясняет ученикам что такое сборка, какие бывают типы гвоздей, столярные инструменты, как правильно подобрать длину гвоздя, последовательность соединения, приёмы вытаскивания гвоздей, правила безопасной работы.

Воспринимают на слух и визуально информацию.

Личностные:

проявление интереса и активности; установление личностного смысла знания.

Познавательные:

умение рационально использовать технологическую информацию.

III. Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять её на практике.

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит обучающихся к выявлению причин и способов устранения допущенных ошибок.

Выполняют практическую работу, осуществляют самоконтроль выполнения практической работы.

Личностные:

умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества трудовой деятельности.

IV.Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка).

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Комментирует и объясняет допущенные ошибки учеников. Сравнивает качество работы пар и групп.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении практической работы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Личностные:

умение провести самооценку и взаимооценку.

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные:

умение сформулировать алгоритм действия; умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Читайте онлайн или скачивайте бесплатно и делитесь ссылками на данный конспект для уроков в социальных сетях!

Читайте также: