Конспект занятия по математике в подготовительной группе измерение условной меркой

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточка с изображением квадрата, конверт, карточки с арифметическими знаками, картины для решения задач.

Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, листочки в клетку.

Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый (выставляю на доску картинку Незнайки).

Тогда начнем наше занятие, а Незнайка посмотрит и поучится у вас.

А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите 4 времени года?

- Какое сейчас время года?

- Сколько весенних месяцев? Назовите их.

- Назови зимние месяцы.

- Какой месяц идет после января?

- Сколько дней в неделе?

- Какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Назовите выходные дни.

- Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?

- Какое число меньше 5 на 1?

- Назовите соседей числа 8; 4; 6

- Какое число идет за числом 5; 1; 7.

- Какое число стоит перед 8; 6; 4.

- Садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да.)

А сейчас я предлагаю вам научить Незнайку решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)

Что такое условие? (это то, что нам известно).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).

Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).

Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).

1 задача.

Сколько утят купалось в заводи?

Сколько утят вышло на сушу?

Давайте составим про них задачу.

Что говорится об утятах?

(утята плавали в заводи)

Сколько их было сначала?

Сколько утят вышло на берег?

Утят меньше или больше стало плавать?

Если меньше, то что нужно сделать сложить или вычесть?

А какой вопрос в задаче? (сколько осталось плавать утят?)

Теперь давайте составим задачу.

Ребенок. 9 утят плавали в заводи. 1 вышел на берег. Задайте вопрос к задаче.

Ребенок. Сколько утят осталось плавать?

Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (вызванный ребенок выкладывает из цифр пример к задаче 9-1=8).

2 задача. Давайте решим еще задачу. Посмотрите, на доске 2 аквариума. Сколько рыбок в аквариуме слева? Сколько рыбок в аквариуме справа?

Какой в этой задаче можно задать вопрос? (сколько рыбок в 2 аквариумах?)

Кто попробует составить задачу?

Ребенок. В аквариуме слева плавают 4 рыбки, в аквариуме справа плавают 3 рыбки.

Кто задаст вопрос к задаче?

Ребенок. Сколько рыбок плавает в 2-х аквариумах?

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка. плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Руками за колени коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули. Проходите на свои места и продолжим помогать Незнайке.

У детей карточки со схемами пути от дома до школы.

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Чем можно измерить длину дороги? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем измерять дорогу от дома до школы с помощью условной мерки. Сейчас я напомню вам способ измерения условной меркой. Нужно приложить мерку так, чтобы край мерки и начало дороги совпали. С помощью карандаша проводим линию по противоположному краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии и снова отмечаем карандашом.

А теперь самостоятельно на своей картинке измерьте длину дороги. Сначала измерьте длину дороги до поворота и запишите, сколько раз мерка полностью уложилась на полоску. А затем измерьте длину дороги после поворота, и также запишите в квадрате, сколько раз уложилась мерка после поворота.

Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат;

В левом нижнем углу – шарик;

В правом нижнем углу – треугольник;

В левом верхнем углу – круг;

В середине - овал.

Где нарисовали шарик? (в левом нижнем углу)

Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)

Где нарисовали овал? (в середине прямоугольника).

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в садик услышала как две девочки спорили у кого длинней скакалка. У одной девочки красная скакалка, а у другой синяя. Они попросили нас помочь им разобраться.

2 часть. Основная.

Ребята, подскажите, как узнать какая скакалка длиннее? (приложить одну скакалку к другой).

Правильно, но бывают случаи, когда неудобно пользоваться способами наложения и приложения. Если нужно узнать насколько длиннее или короче предмет относительно другого предмета. Есть другие способы для того, чтобы измерить длину предмета. Этому сегодня мы с вами будем учиться.

Любой предмет можно измерить при помощи условной мерки.

Условной меркой может быть линейка. Вы с ней уже знакомы, условной меркой может быть карандаш, рука или другой какой-нибудь предмет. А сегодня у нас условной меркой будет зеленая полоска бумаги. Ребята, внимательно посмотрите как я буду измерять. Наложу условную мерку так, чтобы уголок мерки совпадал с началом отрезка. Где конец условной мерки – там отмечаю. Там начинается новая условная мерка.

Давайте сосчитаем, скольким условным меркам равна красная скакалка (10).

Кто измерит длину синей скакалки? Скольким условным меркам равна синяя скакалка? (9)

Какая скакалка оказалась длиннее? На сколько?

Молодцы! А теперь давайте немного разомнемся!

Физкультминутка.

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

Ребята. Кого мерили в мультфильме? (удава)

Кто его мерил? Как вы думаете – почему получилось разное число мерок (потому, что шаги слона больше, чем у попугая или мартышки)

Сколько шагов получилось у слона? У попугая? У мартышки?

Почему получилось разное количество мерок, ведь Удав один? (Потому, что условная мерка Слона длиннее, чем условная мерка Попугая).

Давайте сделаем вывод.

Чем длиннее условная мерка, тем количество условных мерок меньше. Чем короче условная мерка, тем количество больше.

Ребята, измерить условной меркой можно все. Хотите измерить расстояние между двумя стульями? Расстояние будем измерять шагами. Шаги тоже условная мерка. Внимательно смотрите и считайте сколько условных мерок у меня получится.

Сколько условных мерок получилось у меня?

Кто еще измерит расстояние между стульями? Сколько мерок получилось? Измеряют своими мерками 2-3 ребенка.

Почему у меня получилось одно количество мерок, а у детей другое, ведь расстояние одинаковое?





3 часть. Заключительная.

Вам понравилось занятие? Сегодня мы с вами научились измерять предметы при помощи условной мерки. А что было у нас условной меркой? (полоска зеленой бумаги, шаги)

Цель: совершенствование умения детей измерять с помощью условной мерки, устанавливать зависимость результата измерения (полученное число) от величины мерки.

Задачи:

1. закреплять в памяти детей названия дней недели в их последовательности; формировать у детей произвольность и способность к синхронному выполнению действий

2. развивать воображение детей; развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги; развивать умение связывать события своей жизни с определёнными днями недели.

3. воспитывать культуру речевого общения: внимательно слушать, не перебивать взрослого, сверстников.

Словарная работа: условная мерка, календарь, соседи числа

Оборудование:

Демонстрационный материал: календарь, полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, кружок.

Раздаточный материал: полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см, карандаш.

Ход

Вводная часть:

- Ребята, вам нравиться помогать другим? Я пришла к вам за помощью, у меня не получается измерить эту полоску, вы поможете мне? Тогда садимся за столы так тихо, как падают снежинки на землю.

- Ребята, посмотрим на доску. – Что вы видите? (цифры). Давайте вместе сосчитаем от 0 до 10. А теперь обратно сосчитаем от 10 до 0.

-Молодцы, теперь сосчитаем про себя, глазками до 10 и обратно.

Основная часть:

- Ребята, я же пришла к вам за помощью. Скажите, с помощью чего можно измерить эту полоску?

Сегодня мы с вами, будем измерять отрезок с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит полоска бумаги. Точно такая же у меня в руках.

(Детям раздаются мерки. Одной группе детей мерка длиной 4 см, другой 6см. Заранее о различие не предупреждать.)

- Я предлагаю вам сравнить ваши полоски. У всех ли они одинаковые?

- Посмотрите, моя полоска тоже такого же размера (сравнить с полосками некоторых детей)

- Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам, способ измерения полоски меркой. Приложим мерку так, что бы края мерки и полоски совпали, с помощью карандаша, проводим линию по краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на полоске.

- А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить ваши отрезки, не забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски и мерки должны совпасть, при следующем измерении мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.

- Приступаем к заданию. А я пока закончу измерение своей полоски.

(Самостоятельная работа детей)

- Ребята, рядом с измеренной полоской положите цифру, обозначающую сколько раз ваша мерка полностью уложилась на полоске бумаги.

- Моя мерка уложилась полностью 4 раза.

(Задать вопрос ребёнку у которого мерка уложилась 6 раз)

- Сколько раз твоя мерка полностью уложилась в полоске?

- Шесть? А у меня только четыре.

- Полоски были одинаковые? (Обращаюсь к детям, с которыми ранее сравнивалась полоска)

- Полоски были одинаковые. Я видела, что все измеряли правильно. А почему у одних получилось 6, у других 4?

- Правильно, мерки были разными.

(Пригласить к доске одного человека из тех у кого получилось 4 и одного, у кого получилось 6)

- Ребята, давайте убедимся, что мерки не одинаковые. Я попрошу подойти ко мне двоих человек, один, у кого мерка уместилась 4 раза и одного у кого мерка уложилась 6 раз.

- Способ прикладывания мы с вами убедились, что мерки разные.

- Сколько раз уложилась твоя мерка? (обратиться к ребёнку с меньшей меркой)

- А у тебя? (4 раза)

- Посмотрите как интересно! Маленькая мерка уложилась шесть раз, большая – четыре раза.

- Ребята, вы устали? Может отдохнем?

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

- А теперь ребята, отложите в сторону полоски и мерки и выложите перед собой ряд чисел от 0 до 10.

(игра повторяется 3-4 раза)

Работа с шаблоном

- Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите образцы рисунков (рыбка, божья коровка, мышка, глаз, грибок, поросёнок и т. д). Рассмотрите их внимательно. На что вы обратили внимание? (обвожу пальцем форму листика на каждом рисунке). Какая форма у образцов?

- Я хочу вам предложить самостоятельно создать свои рисунки. Перед вами на столе лежит альбомный лист, шаблон в форме листочка, с его помощью вы можете создать свои рисунки, используя всё свободное место альбомного листа.

- Я вижу, многие закончили.

Саша, что изображено в правом верхнем углу? (в левом нижнем, по середине, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу)

(спрашиваю нескольких детей)

- Правила игры таковы: все сидят на стульчиках, затем я, показываю направление с кого начинаем и все поочерёдно встают, называя своё имя и фамилию, следующий встаёт сразу же, как садится предыдущий. Встаёт не раньше и не позже этого времени.

Когда все дети назвали себя, игра повторяется, начиная от последнего, который теперь становиться первым.

- Ребята, подскажите, какой сейчас месяц? Что-то я забыла.

- Какой день недели? Точно. Все вы знаете. А вы хотите отметить этот день в календаре.

- Посмотрите, на доске, я выставила табличку с названием сегодняшнего дня недели. А как называется предыдущий день недели? (ответы детей)

(выставляется карточка с названием)

- А какой день будет завтра?

(выставляется карточка с названием)

- А вы знаете, с какого дня начинается неделя. Каких дней недели не хватает? Расставим карточки с названиями по порядку и назовём хором дни недели.

- Что у было в понедельник? В какие дни у вас выходные? (В какие дни вы не ходите в детский сад)

(связываем события с каждым днем недели)

Заключительная часть:

- Что сегодня мы с вами узнали?

- О чём мы с вами сегодня разговаривали? Чем занимались? Вам понравилось?

-Молодцы ребята! Все сегодня были активны! Каждый из вас получает весёлый смайлик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Группа: подготовительная.

Цель: Измерение длины с помощью условной мерки

образовательные:

-учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки;

-закрепление представлений о времени: последовательности дней недели, месяц.

- учить детей измерению с помощью условной измерять длину полоски.

-упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших.

развивающие:

-развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику рук

-понимать зависимость полученного результата измерения от полноты мерки.

воспитательные:

-воспитывать инициативность, усидчивость, аккуратность при выполнении задания .

-воспитание познавательного интереса к математике.

Методы: наглядный, показ, словесный, объяснение, практический, игровая деятельность, рефлексия.

Демонстрационный материал : календарь на октябрь, емкость с крупой, прозрачный стакан с ободком, кастрюля, палочка

Раздаточный материал : полоска желтая 30см*4см, красная 25см*4см, мерка 5см*4см, 10 кругом маленьких.

Организационно-мотивационный.

- Организовать детей на предстоящую деятельность,

- Создать проблемную ситуацию (вход в деятельность).

Оборудование:

Орг. детей : дети стоят в кругу .

выясняет с детьми ,какой сегодня день недели, какое число. Один из детей выделяет этот день на календаре. Все вместе определяют по календарю, Какая неделя идет по порядку?

Сколько дней прошло с начала недели?

Сколько осталось до конца недели?

Сколько ещё недель будет в этом месяце.

Воспитатель просит выйти ребенка и пересчитать вместе со всеми.

Вступают в диалог

Один ребенок выходит и пересчитывает кубики

Дети настроены на занятие.

Дети активны и взаимодействуют с воспитателем и сверстниками.

Работа с демонстрационным материалом.

Формирование умения измерения сыпучих веществ при помощи мерки

Оборудование:

Ёмкость с крупой, пустая кастрюля и стакан с меркой.

Орг. детей: сидят

Ребята, сегодня повар нашего детского сада забыл дома очки, и он никак не может приготовить нам на обед суп. Как нам быть?

Я согласна с вами, но надо точно следовать рецепту.

Достает книгу рецептов и читает-рецепт

После этого убирает кубики со стола и ставит ёмкость с крупой (важно, чтобы в ней было 6 полных, по ободок стаканов крупы).Кастрюля и стакан с меткой находятся под салфеткой).

Ребята! Как можно узнать, сколько здесь крупы?

Но у нас не весов.

Я покажу вам как.

Мне нужны помощники.

Нам надо договориться, надо условиться, сколько крупы мы будем насыпать в стакан.

Договариваются, что насыпать будут по метку на стакане. Воспитатель обращает внимание детей на то, что обязательно нужно следить за тем, чтобы крупы в стакане было именно столько. Из вышедших детей (повар) будет насыпать(отмерять крупу) для супа, а второй откладывать фишки на доске. Договариваются ,что фишку нужно ставить тогда, когда стакан с крупой уже пересыпан в кастрюлю.

Повар наполняет второй стакан крупой.

Мы так условились насыпать?

В третий стакан (по договоренности с воспитателем) насыпано меньше. Чаще всего бывает так, что дети тянутся за фишкой, чтобы её отложить.

Воспитатель выясняет: Мы столько условились насыпать крупы в стакан?

Что нужно сделать?

Воспитатель вместе с поваром досыпают крупу до ободка и демонстрируют детям, что в третьем стакане крупы столько же, сколько было в первом и втором стаканах. Дети подтверждают, что все правильно. Крупу пересыпают в кастрюлю, дети ставят третью фишку.

В пятый стакан воспитатель насыпает(помогая повару) крупы с горкой, выше ободка. Что неправильно?

Далее пересыпается шестой стакан( для удобства пользуются ложкой, чтобы не просыпать крупу).

После того как вся крупа пересыпана спрашивает Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости?

Дети пересчитывают фишки за столами, а ребенок у доски считает их на доске.

А сколько крупы стало в кастрюле?

Что мы с вами делали?

Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали, что у нас шесть стаканов крупы.

А чем мы с вами мерили, чем измеряли?

Мы мерили стаканом .Как его можно назвать?

Правильно, мерили стаканом. Стакан- это мерка. Стакан можно назвать меркой. Показывая детям ложку :

А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить крупу?

Молодцы, конечно можно. Вы правы, нам понадобится много времени. Да и в рецепте мы с вами прочитали , что нужно шесть стаканов крупы. И мы с вами точно знаем, что мы отмерили именно нужное количество. Мы помогли повару детского сада, а теперь отдадим ему нашу кастрюлю с крупой. Я думаю , что скоро все детки нашего детского сада будут восторгаться какой вкусный супони будут кушать на обед.

- Ребята,я сегодня пришла самая первая в группу, и увидела, что к нам пришло письмо. (Обсудить с детьми, где располагается на конверте информация о том, кто отправляет и куда отправляет. Что такое индекс).

Пишет Незнайка, он просит помочь нам решить его задачку, иначе он не сможет порадовать друга Знайку своим усердием и смекалкой. Надо ему помочь. Вот и задачка. Я задачу уже прочитала утром и предлагаю решить её с помощью моделирования.

Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в желтом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Решаем с помощью наглядного моделирования. Оранжевый кружок - жираф, зелёный - крокодил, коричневый - бегемот. Красный, желтый и синий квадраты - домики. На доске магнитной решить эту задачку. Можно вызвать желающего.)

(предположительный ответ детей. Нашли решение: наклеить ответ на бумагу и отравить обратным письмом. Обсудить с детьми адрес отправки и адрес отправителя. Запомнить адрес нашего детского сада. Потренироваться ещё раз определить на конверте место "куда" отправляем, "кому" отправляем. На примере собственного адреса).

- Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

(Предположительный ответ детей.)

- Давайте я дам вам подсказку. (Включается звуки пения птиц)

(Дети дают ответ - птичка).

А чтобы узнать какая птичка пришла к нам в гости, послушайте загадку:

Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайся поскорей -
Всех торопит: (воробей).

- Воробей прилетел к нам не просто так!! У него есть просьба.

(к доске прикрепляется изображение воробья)

Воробей: Ребята, сегодня утром было так холодно, ветрено. Я сидел грустный на веточке. Вдруг ко мне подошла девочка и дала мешочек с рисом. Я был очень рад этому! И решил поделиться рисом со своими друзьями воробьями. Только вот беда: я не знаю, сколько друзей смогу угостить:. Помогите мне, пожалуйста, один воробей может съесть 1 чайную ложку риса.

- Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.

- Что для этого надо сделать?

(предполагаемый ответ детей).

- Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.

(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)

- Сколько всего получилось ложек?

- А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если честь, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)

- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?

(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)

- Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпим угощение в неё.

Но сначала, немного отдохнём.

Лапка, раз!
Лапка, два!
Скок-скок-скок!
Крылышко, раз!
Крылышко, два!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Глазик, раз!
Глазик, два!
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
(выдвигают вперед одну ногу).
(выдвигают другую ногу).
(скачут на обеих ногах).
(одну руку в сторону).
(другую руку в сторону).
(хлопают крыльями).
(закрывают один глаз).
(закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

- Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом и горохом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение. Кроме этого, обратите внимание на карточки. Они двух видов.

Одни - цветные, обозначающие крупу. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый - рис, а оранжевый горох.

Другие - картинки с изображением мерок: чайной ложки, столовой ложки и мерной ложки. Ваша задача - не просто приготовить угощение, а приготовить по своему рецепту.

С помощью карточек "фиксируйте" свой рецепт в альбоме, с помощью клея. Например, если вы в угощение положили 2 чайных ложки гречки, то в альбом влейте 2 карточки с изображением чайных ложек и карточку коричневого цвета. (Показать пример своего рецепта)

А теперь делимся на группы по желанию и готовим угощение.

(Дети разбиваются на группы, работают сообща над угощением и рецептами).

- Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске) Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое разнообразное будет меню у птиц! Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)

- А на вечерней прогулке мы не забудем высыпать угощение в кормушку. А напоследок, предлагаю вам закрыть глазки и прослушать пение птиц.

Читайте также: