Пластиды 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: выявить органоид клетки - пластиды

Личностные:. формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Планируемые результаты:

—продолжить формирование умения работать с микроскопом;

—продолжить формирование умения готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Форма работы – групповая, индивидуальная, в парах.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

Я вам выдаю листок бумаги, представьте, что это клетка, подпишите части клетки (выполняют задание каждый самостоятельно.) – 2 мин.

Давайте проверим. Оценим (проверка идет в паре сосед проверяет соседа, по образцу выданным учителем). Слайд 1

Слайд 2. А теперь сопоставьте органоид и функции.

Цитоплазма, Ядро,Оболочка 1.Содержание наследственной информации

2. В ней находятся все органоид, объединяет все клеточные структуры

3. Выполняет защитную функцию

Слайд 3. Давайте эти части еще раз посмотрим на образец микропрепарата чешуи лука и посмотрим, где расположены нами изученные органоиды в клетки.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите ребята на еще один образец микропрепарата, найдите все изученные органоиды клетки (ребята находят изученные органоиды клетки и видят, что появился еще один органоид зеленого цвета, который ими не изучен). Ребята как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Узнать что такое пластиды?

Молодцы! Слайд 5.

Организация познавательной деятельности

Итак, начнем с первого пункта нашего плана. Напомните мне его?(повторяют 1 пункт плана)

С помощью текста учебника на стр. 30-31 определим, что такое пластиды

Слайд 6. Пластиды - органоиды, которые содержатся только в растительной клетке.

Молодцы! Переходим ко второму пункту плана – мы должны узнать виды пластид. Находим ответ в учебнике.

Слайд 7. Виды пластид: хлоропласты – зеленый цвет, хромопласты – красный, оранжевый и лейкопласты – бесцветные.

Проверяет полученную информацию

Какова основная функция пластид - окрас

ФизминуткаМАРТЫШКИМы - веселые мартышки,Мы играем громко слишком.Все ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щечки,Скачем на носочках.Дружно прыгнем к потолку,Пальчик поднесем к вискуИ друг другу дажеЯзычки покажем!Шире рот откроем,Гримасы все состроим.Как скажу я слово три,Все с гримасами замри.Раз, два, три!

Цель: рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и рябины заполните таблицу.

№ органоиды Лист элодеи Плод томата Плод рябины

1 ядро 2 цитоплазма 3 оболочка 4 Пластиды: окраска и название, рисунок Подведение итогов

Работу выполнили, предлагаю сделать вывод. Вывод мы берем из цели

Слайд 11 Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

1. Образовательная : создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение пластид в клетках растений.

2. Развивающая : продолжить формирование умений работать с микроскопом; научиться готовить микропрепараты клеток листа элодеи, клеток томата; распознавать основные части клетки на микропрепарате и таблице.

3. Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе .

Методы и методические приѐмы

Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретѐнных знаний (упражнения, практическая работа, решение проблемных задач).

Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.

Содержательная часть урока:

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности .

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

- назовите известные вам увеличительные приборы

-как приготовить микропрепарат клеток кожицы лука?

-назовите основные части растительной клетки.

2.Соотнесите название органоида клетки и выполняемую функцию (Слайд).

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

построение логической цепи рассуждений

Логические :подведение под понятие, выведение следствий.

Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия?

Как называются эти мелкие тельца? Ответ найдите в тексте учебника на стр.37.

Мелкие тельца –пластиды,органоиды придающие окраску листьям, цветкам, плодам и они могут быть не только зелёного цвета.

Предполагаемый ответ: в растительных клетках находятся мелкие тельца зелёного цвета.

Общеучебные : знаково-символические (работа с рисунками ).

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

4. Изучение нового материала.

Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД.

Формулируем тему и цель урока .

Как различаются пластиды по цвету?

Составим схему в тетради

Зелёные жёлтые, бесцветные

(хлоропласты) оранж. ( бесцвет.)

Цвет пластидам обеспечивают пигменты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

Лейкопласты -бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля .

Демонстрация : пластиды могут взаимопереходить друг в друга ( демонстрация прозеленённого клубня картофеля).

Рассматривание микропрепарата пластид в клетках томата.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели .

Анализ текста в учебнике стр.37

Самостоятельно составляют схему в тетради

Слушают обьяснение учителя

Выполняют работу по инструкции в учебнике стр.37

Самостоятельно рассматривают микропрепарат, делают вывод.

Целеполагание : выражение своих мыслей

Логические :подведение под понятие, выведение следствий;

работа в группе) планирование : (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды…

2. Бесцветные пластиды….

3. Окраску плодам, лепесткам придают…

4. Лейкопласты на свету превращаются в….

5. Хлоропласты на свету могут превращаться в….

Поднимают заготовки (квадратики, вырезанные из цветной бумаги: хлоропласты-зелёный цвет,хромопласты-оранжевый, жёлтый цвет, лейкопласты-белый цвет).

оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6. Рефлексия учебной деятельности

Сегодня я узнал….

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Логические: построение цепи рассуждений, обобщение, анализ, синтез.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7. Домашнее задание

1. В учебнике стр.37-40., вопросы №1-4.

2. Творческое:сделать модель-аппликацию растительной клетки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 5класс Тема Действия с десятичными дробями

Урок предложен в занимательной форме в виде игры.

На данном уроке используются межпредметные связи cБиологией.

План - конспект урока № 8 для учащихся 5класса тема: "Баскетбол" 19.12.13г.

Урок дан для учителей физкультуры на районном семинаре и получил отличную оценку.


ФГОС 5класс. Тема урока "Водоросли".

Вставь пропущенные слова.Определите, какая у вас водоросль?Широко я распространена в природе особенно во влажных почвах, шаровидная одноклеточная водоросль -…………В цитоплазме располагаются ядро и один .

Самоанализ урока по физической культуре. 5класс Тема: "Высокий старт,бег с ускорением"

Самоанализ урока по физической культуре. 5класс Тема: "Высокий старт,бег с ускорением".


Презентация для урока литературы 5класс. Тема: "Пословицы и поговорки".

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы по ФГОС.


технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомиться с ролью пластид, входящих в состав растительной клетки

Развивающие : Продолжить формирование умений работать с микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематично изображать строение клетки

Воспитательные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение клетки; рассматривать их в микроскоп, схематично изображать строение клетки в тетради

Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки строения клетки.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведению простейших исследований

Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты

I . Организационный момент

Проверка учителем готовности класса к уроку. Приветствие

II . Проверка знаний

А. 2-3 ученика работают на компьютере, выполняя тренажерные задания к уроку (приложение к учебнику на электронном носителе ( DVD )

Б.У доски -2 ученика выполняют схему строения клетки( растительной, животной) и объясняют, с чем связаны отличия в строении этих клеток В. Весь класс работает с тестами.

Выбери правильный ответ.

1. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро; г) оболочка.

2. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма ; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной ; б) бактериальной; в) животной, г) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома.

5. Наука о клетке - это

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.

III . Изучение нового материала

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся.

Вы видите на доске два рисунка. Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия? С чем они связаны?( Отвечают учащиеся, работавшие со схемами у доски)

Сформулируйте тему урока

Мы поговорим о пластидах. Об их разнообразии и значении в клетке и для растения в целом. Проведем лабораторную работу по рассматриванию их в микроскоп.

Просмотр презентации Слайд 2

- Как различаются пластиды по цвету?

Составим схему в тетради.

Пластиды

зеленые желтые (оранж.) бесцветные

(хлоропласты) (хромопласты) (лейкопласты) Слайд 3

Цвет пластидам обеспечивают пигменты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

Хромопласты содержат оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью. Слайд 5-6

Лейкопласты - бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля . Слайд 7

IV Лабораторная работа Слайд 11

Лабораторная работа №2

Тема : Строение растительной клетки. Пластиды.

Цель : Познакомиться с пластидами растительной клетки.

Оборудование : Микроскоп, микропрепараты,

2.Зарисовать клетку с хлоропластами.

3.Рассмотреть микропрепарат клеток плодов рябины

4. Зарисовать клетку с хромопластами

Вывод : Сделать вывод: Пластиды, виды пластид, их окраска и размещение

V Закрепление изученного материала

Выполнение задания. Слайд 13

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Назвать основные типы пластид.

2. Какие пластиды имеются в клетках зеленых растений?

3. В клетках каких органов растений чаще всего можно встретить хромопласты?

4. Какие пигменты имеются в хромопластах?

5. Какие функции выполняют лейкопласты?

6. Какие взаимные превращения возможны между пластидами?

Закончить предложения, вставив нужные слова.

1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды….. (хлоропласты)

2. Бесцветные пластиды…… (лейкопласты)

3. Окраску плодам, лепесткам придают…… (хромопласты)

4. Лейкопласты на свету превращаются в…… (хлоропласты)

5.Осенью, когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в……. (хромопласты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Клетки всех живых организмов содержат в цитоплазме пластиды.

2.Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета.

3. В пластидах зеленого цвета накапливаются запасы питательных веществ.

4.Пластиды, окрашенные в желтый и красный цвет, определяют окраску лепестков цветов и плодов.

5. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Тема урока: Процессы жизнедеятельности в клетке

Лабораторная работа №5

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

1.Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло.

2.Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

3.Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

4 Оценивание своей работы

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

Нарисуйте смайлик, который оценит ваше состояние

Выберите понравившееся предложение и допишите его.

На уроке я узнал….

На уроке мне понравилось……

Мне было трудно………….

Теперь бы я хотел (а) еще узнать………


Похвалите себя!

Урок биологии в 5 классе.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Цель. В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и рисунке.

образовательные:дать элементарные представления о строении растительной клетки

воспитательные:закрепить - навык исследовательской работы; развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

развивающие:продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки; формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах; конкретизировать основные понятия темы.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать: элементарное строение клетки; значение частей клетки, их названия; название и назначение лабораторного оборудования.

Метапредметные:

Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое умение организовывать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; Компьютер, проектор, интерактивная доска. Рабочая карта урока.

Актуализация новых знаний и проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. Для этого послушайте стихотворение.

В микроскоп рассмотрим,

Объектив опять направим,

Ахнем или охнем!

Клетки у растения –

В клетках есть ядро,

С ядрышком внутри оно.

Из пластид там- лейкопласты, хлоропласты, хромопласты!

Какое строение имеет клетка?

Вставь в тексте пропущенные слова.

Изучение нового материала.

Цель: изучить строение растительной клетки на примере кожицы лука

Опишите последовательность приготовления микропрепарата.

2. Подготовить микроскоп к работе.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.________________________________________

Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?___________________________________

Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Беседа по результатам лабораторной работы.

Как вы приготовили препарат кожицы лука?

Зачем окрашивали кожицу лука йодом?

Какие части клетки увидели под микроскопом?

Какое строение имеет растительная клетка?

Что отсутствует в клетке кожицы лука?

- растения состоят из клеток;

- разные клетки имеют схожее строение.

- клетка – целостная биологическая система.

- клетка является основной структурной единицей живого организма.

Закрепление.

Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.

Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.

С лука сняли кожицу

Тонкую, бесцветную,

На стекло предметное.

Препарат - на столик,

Глядь, а лук из долек!

Дольки – это клетки

С ядрами внутри.

Вакуоли крупные

В клетках рассмотрели.

Снаружи - оболочка,

Под нею - цитоплазма

Искать будешь напрасно.

Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления мик­ропрепарата.


Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.


Урок позволит создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях строения растительной клетки и значении ее частей.

Описание разработки

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях строения растительной клетки и значении ее частей.

Задачи:

- Продолжить формирование умения работать с микроскопом;

- Продолжить формировать умение готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Технологическая карта урока биологии по теме Особенности строения клеток. Пластиды

Закрепление изученного материала

Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Выполнена: учителем химии и биологии Карапиря Валентиной Юрьевной

Место работы: МБОУ СОШ №17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 5 класс Бактерии, грибы, растения, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа, 2015г.

Тема урока: Особенности строения клеток. Пластиды.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности. А так же умение выделять существенные признаки строения клетки и умение различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях строения растительной клетки и значении ее частей.

Продолжить формирование умения работать с микроскопом;

Продолжить формировать умение готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: имеют понятие о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

Читайте также: