Труд людей в городе и на селе конспект

Обновлено: 05.07.2024


Цель занятия: - Показать важность и необходимость трудовой деятельности в жизни человека. - Воспитывать интерес и любовь к труду.

Задачи: 1. Н а примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд;

3. Воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.

Ход занятия:

Воспитатель: Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу всегда ставили труд. Послушайте (или вспомните) пословицы и объясните смысл каждой из них.

1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

2.Всё надоедает, кроме работы.

3.Дело мастера боится.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Глаза боятся, а руки делают.

7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

8.Без труда человек не познает счастья.

9.Труд - радость жизни.

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

-Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

- Послушайте басню . Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

-Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

-Для чего вы учитесь в школе? ( Беседа по теме)

-О чём эти пословицы? Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

-Какое значение имеет учёба в жизни человека?

Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

- Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 2011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова:

-Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой : старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: -Мой сынок ловок да силён - никто с ним не сладит. -А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая. А третья молчит. -Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки. -Что же сказать, - говорит женщина. – Нечего в нём особенного нет. Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: -Ну. Что? Каковы наши сыновья? - А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу. (В.Осеева)

-Почему старичок так ответил женщинам? ( Ответы детей )

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

-Девочки, поделитесь с нами, пожалуйста, как вы планируете свой день, если у вас удачно распределено время. Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Воспитатель : Вы отлично разобрались в том, что каждый труд требует хороших знаний. А чтобы стать профессионалом, настоящим мастером своего дела надо не бояться трудностей. Но сегодня главный ваш труд – это учёба. А сейчас я хочу предложить вам загадки об инструментах. Ведь все вещи на земле сделаны руками человека, а у него всегда были надёжные помощники инструменты, которые должны храниться в специальном ящике.

1. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется.(топор)

2. Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. (ножницы).

3. Птичка-невеличка носиком нырнёт, хвостиком вильнёт, дорожку проведёт (иголка).

4. Сам худ, а голова с пуд. (молоток).

5. Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит. (клещи).

6. Зубы имеет, а зубной боли не бывает.( грабли).

7. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом (лопата).

8. На пальце на одном ведёрко вверх дном (напёрсток).

9. Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).

10. Гладит всё, чего касается, а дотронишься кусается. (утюг).

11. Две ручки, во всё брюхо зубки. (пила).

12. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы, весь день ныряли в петельки и вот он шарф для Петеньки.( спицы).

Надеюсь, вы поняли, что человеку без труда счастливым не стать. И не зря бытует в народе мудрая мысль: Без труда, без надежды и без привычки, мы не знали бы, что делать с жизнью.

Обобщение: -Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать детям представление о том, что такое город и село, чем они отличаются; дать детям знания об особенностях труда в городе и селе. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине – России.

Развивать у детей память, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.

Закреплять у детей навыки связной речи, формирование грамматического строя речи, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

Развивающая среда: картины с изображением сельского и городского пейзажа; раздаточные предметные картинки с изображением предметов, относящихся к городу и селу (многоэтажный дом, автобусы, троллейбусы, подземный переход, одноэтажные дома, комбайн, трактор, домашние животные и т. д.). Простые карандаши, тетради для графического письма в крупную клетку.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Цели: дать детям представление о том, что такое город и село, чем они отличаются; дать детям знания об особенностях труда в городе и селе. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине – России.

Развивать у детей память, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.

Закреплять у детей навыки связной речи, формирование грамматического строя речи, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

Развивающая среда: картины с изображением сельского и городского пейзажа; раздаточные предметные картинки с изображением предметов, относящихся к городу и селу (многоэтажный дом, автобусы, троллейбусы, подземный переход, одноэтажные дома, комбайн, трактор, домашние животные и т. д.). Простые карандаши, тетради для графического письма в крупную клетку.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть две картины с изображением городского и сельского пейзажа.

Вопросы к детям: 1. Что вы видите на картинах? 2. На какой картине нарисован город? 3. На какой картине – деревня или село? 4. Как вы думаете, мы с вами живём в городе или селе? 5. Почему вы так решили? 6. Кто из вас был в деревне? Расскажите, какие в вашей деревне были дома. А какой был транспорт? Ответы детей.

Человек, живущий в городе, (какой… (городской).

Человек, живущий в деревне, (какой… (деревенский).

Житель села (какой… (сельский).

Почтовое отделение, находящееся в посёлке, (какое… (поселковое отделение).

Магазин в селе (какой… (сельский).

Город – городок.

У бабушки в деревне одна площадь, а в городе много … (площадей).

У бабушки в деревне одна улица, а в городе много … (улиц).

У бабушки в деревне одна церковь, а городе много … (церквей).

У бабушки в деревне один магазин, а в городе много … (магазинов).

У бабушки в деревне один музей, а в городе много … (музеев).

Воспитатель рассказывает детям о том, что и в городе, и в селе люди работают. Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает детям рассказать, где работают люди, - в городе или селе? (На одной картинке доят коров, а на другой – рабочие стоят у станков). Ответы детей.

Воспитатель продолжает свой рассказ; «В городе много заводов, фабрик, где люди делают машины, книги, игрушки и многое другое. В городе есть предприятия, где делают сыр, творог, кефир, сметану, йогурт, сливочное масло. Всё это делают из молока. А где берут молоко? Правильно, в селе, в деревне. Там люди выращивают домашний скот, доят коров, а молоко привозят в город, и мы с вами можем купить в магазине продукты, сделанные из молока.

В городе много заводов, где выпекают хлеб. А откуда берут муку для хлеба? Да, в селе выращивают пшеницу, рожь, из которой потом делают муку.

В селе на полях выращивают овощи, а в садах - фрукты очень полезные и вкусные, которые мы с вами очень любим и часто покупаем в магазинах в городе.

Но чтобы вырастить и собрать урожай, нужна разная техника – тракторы, комбайны.

А откуда же сельские рабочие их возьмут? Правильно, всю технику делают рабочие в городе.

Вот так и помогают друг другу жители города и села. (Весь свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций).

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Подводится итог занятия. Дети рассказывают о том, что люди в нашей стране живут в городах, сёлах, деревнях. В городе много улиц с многоэтажными домами, много разного транспорта, люди работают на фабриках и заводах.

В селе и деревне улиц мало, дома не многоэтажные, транспорта мало. Люди выращивают пшеницу, рожь, разные овощные культуры, фрукты, ухаживают за разными домашними животными. Люди в городе и селе помогают друг другу.

Воспитатель даёт детям задание: выучить с родителями свой домашний адрес. Посмотреть, что нового, хорошего появилось у них возле дома для удобства людей (заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе, посадили деревья, отремонтировали подъезд и т. д.).

Село, в котором мы живём, или путешествие в сельскую местность (для жителей городов).

Цели: – показать взаимосвязь между жителями города и села; – формировать уважительное отношение к труду людей в сельской местности. Оборудование: иллюстрации, см. конспект. – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. 3 – А где живём мы с вами? – Чем отличается город от села или деревни? – Как вы думаете, какая будет у нас тема урока? – На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку. Составление плана. Дети предлагают, учитель обобщает. На доске появляется примерный план: 1 1) Знакомство с разными сельскими объектами (дома, подсобные помещения). 2) Знакомство с сельским транспортом. 3) Знакомство с профессиями людей на селе. – Что мы сейчас делали? (Составляли план урока.) – Какое умение формировали? (Умение организовывать свои дела.)

Окружающий мир

Тема: Село, в котором мы живём, или путешествие в сельскую местность (для жителей городов).

– показать взаимосвязь между жителями города и села;

– формировать уважительное отношение к труду людей в сельской местности.

Оборудование: иллюстрации, см. конспект.




Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. 3

– А где живём мы с вами?

– Чем отличается город от села или деревни?

– Как вы думаете, какая будет у нас тема урока?

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку.

Составление плана.

Дети предлагают, учитель обобщает.

На доске появляется примерный план: 1

1) Знакомство с разными сельскими объектами (дома, подсобные помещения).

2) Знакомство с сельским транспортом.

3) Знакомство с профессиями людей на селе.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока.)

– Какое умение формировали? (Умение организовывать свои дела.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5 ) формируем умение устанавливать аналогии;

6 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

теме, чтение стихов, рассматривание инструментов разных профессий.

Сегодня к нам на занятие по ознакомлению с окру жающим миром пришли гости - учителя и

И это очень хорошо, потому что мы сегодня продолжим разговор о профес сиях.

А еще в нашу группу пришло письмо. Отгадайте от кого. (Достаю из конверта картинк у с

Послушайте, что он нам написал: « Мне надоело ничего не знать, и я нау чился писать и читать, а вот

У каждого взрослого человека есть профессия. Что же такое профессия? Профессия – это зн ачит

умение. Если человек приобрел профессию, зна чит он владеет специальными знаниями. Выбор

профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Если человеку нравится его

профессия, то он может добиться больших успехов в своей работе.

Очень много полезных профессий. Сейчас мы вспомним про те професс ии, с которыми мы уже

познакомились. Я раздам вам карточки, а вы расс кажете, кто на них изображен.

Вы можете использовать предметы, находящиеся на столе или в гру пп е, а мы будем отгадывать вашу

Человека у крашает его профессия, если он делает свое дело с удовольствием и приносит пользу

А еще сегодня мы с вами поговорим о профессиях, встречающихся в сельской местности, в

ауле.(Вспомнить название нашего ау ла по - каз ахски - ауыл Байтерек)

А как называют тех, кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Комбайны косят колосья, обмолачивают их и грузят получ енное зерно в машины (показать

Работа комбайнера очень трудная. Они работают с утра до ночи, чтобы вовремя ус петь убрать

урожай. Комбайнеры даже на обед не приезжают домой, а обедают прямо в поле .

Из зерна получают му ку, а в городе из м уки пеку т хлеб, печенье, булочки и привозят в села и ау лы.

А теперь поговорим о профессии тракториста. Что вы знаете о ней?

А как вы думаете, что надо делать трактористу, чтобы его трактор работал хорошо?

Читайте также: