Конспект занятия по лепке в старшей группе осенний лес

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : Создание образа осеннего дерева , с помощью лепки из пластилина методом – жгутики, налеп, скручивание.

Образовательные : Расширять и уточнять представления детей о деревьях , кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, пропорций и формы. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений. Побуждать детей к использованию разнообразных приемов и способов лепки для более точной передачи образа.

Развивающие : Совершенствовать технику лепки из пластилина , учить создавать образ дерева , листьев из пластилина, используя разный метод лепки (скручивание, жгутики, налеп) . Закреплять навыки рельефной лепки , учить создавать выразительную композицию. Способствовать обогащению и активизации словаря детей.

Воспитывающие : способствовать воспитанию у детей усидчивости, целеустремленности, взаимопомощи; поддерживать желание детей аккуратно выполнять свою работу, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим;

Оборудование и материалы : Пластилин, картон тонированный, дощечки для лепки , стеки, иллюстрация осеннего пейзажа .

Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадку

Утром мы во двор идем

- Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

День все больше убывает,

Когда это бывает? (ответ детей: осенью )

Воспитатель : Да, ребята, давайте поговорим сегодня об осени . Какие месяцы осени вы знаете ? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель : Почему вы так решили? (еще много листьев на деревьях .)

Воспитатель : Как по-другому называют раннюю осень ? (золотая осень .)

Воспитатель : Почему так говорят? (листья на деревьях желтеют , становятся словно золотыми.)

Воспитатель : Листья на деревьях не только желтеют осенью , они еще меняют цвет? (становятся разноцветными, красными, оранжевыми, желтыми, багряными, лиловыми.)

Воспитатель : Какие деревья изображены на картине? (береза, клен, рябина, ель и др.) Воспитатель предлагает ребятам послушать стихотворение.

Тихо. Всё застыло

В свете сентября

Где же ты художник?

Как зовут тебя?

Кто раскрасил листья-

Непонятно мне:

Все деревья леса

В золотом огне.

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами, будем делать дерево из пластилина новым способом - рельефным. Рельеф- это выпуклые узоры.

Определить с детьми строение дерева : стволы к вершине постепенно утончаются, у земли, напротив, ствол шире.

Раскатать несколько колбасок из коричневого или белого пластилина выложить их на картон, так чтобы с низу было больше колбасок, а вверху меньше. Слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой.

Воспитатель : - А, что же мы еще можем сделать для того чтобы показать в какое время года растет наше дерево ?

Дети : Вылепить листья.

Воспитатель :- Правильно ребята, из пластилиновых жгутиков скручиваем разноцветные листики. Прикреплять их можно в произвольном порядке на ветвях дерева и под ним . Пользоваться мы будем приёмом, который называется налеп.

Перед лепкой разомнем пальчики-поделаем пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.

Теперь вы сами попробуйте создать свой образ осеннего дерева .

Воспитатель : - Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья ! Чьи работы получились самыми интересными? А мне понравились все ваши деревья !

- Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите.

- Формировать познавательный интерес к природе.

- Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии.

- Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

- Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий.

- Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание.

- Учить самостоятельно, находить новые конструктивные решения, самостоятельно выбирать материал.

- Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности.

- Закреплять умение детей различать слова по табличкам и воспроизводить их устно.

Предварительная работа: лепка деревьев во время занятий по изодеятельности; рассматривание на прогулке различных деревьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.

Материал: плотный картон синего (голубого) цвета, размер А3. Набор пластилина, стека, салфетка для рук. Иллюстрации с изображением разных деревьев. Работы детей с изображением различных деревьев, выполненных в технике пластилинография с предыдущих занятий. Мешки для мусора – голубого, желтого, белого, серого, красного цветов. Салфетки – красного, желтого и зеленого цвета. Арбузные семечки.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года.

Ответы детей. (осень)

Воспитатель – какие признаки осени вы знаете?

Воспитатель обобщает ответы

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрацию с изображением леса. Предлагает детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу.

Дети - это ёлки, берёзы, клены.

Воспитатель уточняет у детей, что ещё может расти в лесу?

Дети перечисляют: грибы, цветы, ягоды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и уточнить строение каждого дерева (клен, ёлка, береза).

Воспитатель приглашает одного ребенка, который рассказывает про березу.

- У березы ствол белый, веточки напоминают дугу, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.

Воспитатель приглашает другого ребенка, который рассказывает про клен.

- У клена ствол прямой, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянуться наверх, а чем ниже веточки на дереве, тем длиннее.

Воспитатель приглашает еще одного ребенка, который рассказывает про ель.

- У ёлочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель вспоминает вместе с детьми способы лепки деревьев.

Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.

Берёзка. Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березки, Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести полоски черного цвета.

Клён. Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх.

Воспитатель предлагает детям распределить, кто какое дерево будет лепить.

Воспитатель с помощь детей делает карандашный набросок леса (определяется место каждого дерева, его величина).

Дети приступают к работе. В процессе работы воспитатель повторяет последовательность и способы лепки , обращает внимание, что регулировать длину веток можно стекой, просто убирать лишний пластилин.

Предложить детям изобразить на деревьях листву.

Показать два способа.

1. Раскатать колбаску, стекой нарезать на маленькие отрезки, раскатать из них много шариков, распределить их на ветках, не прижимая. Сверху на каждый шарик положить арбузную семечку округлой стороной к веточке и надавить пальчиком, чтобы пластилиновый шарик сплющился и прикрепился к основе. Гуашью раскрасить листики на дереве и на земле в разные цвета (красный, жёлтый, зеленый, оранжевый).

2. Пространство между ветками намазать клеем, положить 2 – 3 небольших кусочка желтой и (или) зеленой, красной салфетки. Салфетку необходимо слегка сжать (чтобы придать объем).

Воспитатель сам начинает делать облака из пакетов для мусора. На приготовленные вырезанные из картона облака наносится клей и приклеивается мешок (можно использовать 2 мешка – голубого и белого цветов или голубого и серого). По желанию, дети, которые справились с заданием, раньше остальных, могут помочь педагогу.

Воспитатель предлагает детям сделать траву и опавшую листву любым понравившимся способом (мешок, салфетка, семечки)

По окончании занятия работа выставляется на стенд.

Воспитатель обращает внимание детей, какой красивый получился лес. Деревья красивые и разные, одинаковых деревьев нет.

1. Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.

2. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим его людям.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать у детей познавательный интерес к природе.

6. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

7. Расширять знания о многообразии осеннего колорита.

8. Формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: презентация с иллюстрациями осеннего леса и деревьев, плотный картон белого цвета. Набор пластилина, стека, дощечки для лепки, шаблон с изображением дерева. Иллюстрации по теме.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Давайте друг другу улыбнемся!

Когда вы улыбаетесь, солнышко на небе начинает светить ярче, оно радуется вашим лучезарным улыбкам. Мы с вами вчера ходили в осенний лес. Вам понравился наш поход? (ответы детей)

Какие изменения с наступлением осени вы заметили в природе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребятки, стало холоднее, солнышко меньше светит и греет, деревья оделись в разноцветный наряд! Вот какие признаки осени мы с вами заметили. Скажите мне, пожалуйста, а какие деревья растут в лесу, и все ли они стали желтые, красные, бурые? (ответы детей) Правильно, только елочка осталась такой же зеленой и колючей!

Послушайте стихотворение Е. Благинина про осень.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Воспитатель: А теперь, давайте все вместе превратимся в осенние листочки! Надеваем ободочки из осенних листиков и повторяем за мной.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели (Произвольно кружимся по группе)

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Молодцы, здорово покружились!

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, какие у нас есть способы лепки.

Помогаю детям перечислить: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, разрезание, соединение.

Раздаю детям шаблоны с изображением деревьев, еще раз вспоминаем, в какие цвета осень нарядила деревья. Определяемся с выбором цветовой палитры. Выбираем какой из способов лепки нам подходит, что бы украсить крону дерева. Нам подходит способ размазывания, заглаживания.

Прежде чем начать работать с пластилином, напоминаю детям, что его нужно сначала размять в руках, что бы он стал мягкий и податливый. Работаем аккуратно, не мешаем друг другу.

Воспитатель: Вот какие у нас получились красивые деревья! Обращаю внимание детей на то, какие красивые получились деревья. Настоящий осенний лес! Молодцы, дети!

Работы помещаем на стенд, на радость детям и взрослым.


2. Анализ образца воспитателя.
– Какого цвета деревья, кустарники пригорки?
– Какого цвета река?
- Какой материал, я использовала для изображения картины?
- Как нанесён пластилин на бумаге?

Объяснение: На картине изображено много деревьев и я начну с них. Ствол дерева в низу толще, чем вверху, поэтому берём - белый пластилин отщипываем нужный нам кусочек и скатываем его в шар; прикладываем к стволу дерева в верху и указательным пальцем растягиваем пластилин сверху вниз.

Теперь отщипываем кусочек зелёного пластилина и скатываем его в шарик это -будут у нас крона дерева. Деревья и кустарники у вас могут быть разного цвета, как у меня на образце.

Что б изобразить полянку, вам нужно отщипнуть маленький кусочек пластилина: сначала жёлтый и растянуть его по бумаге, потом зелёный и растянуть по жёлтому, потом так же оранжевый.

Что бы изобразить речку вам нужно взять средний кусочек синего пластилина и скатать его в тонкий столбик, нанести на заготовку и придавить указательными пальцами. Потом растянуть пластилин по контуру реки тонким слоем.

Небо вы изображаете последним, берёте восковой карандаш и заштриховываете. Потом вам нужно отщипнуть маленький кусочек синего пластилина, скатать его в шар и прикладываем к началу облака; потом указательным пальцем растягиваем по направлению облака.

5. Индивидуальная работа: помочь ребёнку при выполнении деталей дерева; сформировать контуры реки.





6. Подведение итогов:
- Какое сейчас время года?
- Что делают листья, осенью?
- Что вы сделали своими руками?
- Какая осень у вас получилась?
- Что понравилось больше всего?



Для того, что бы картина ожила, мы обклеим ствол и ветки дерева арбузными семечками. Посмотрите, у меня крупные и мелкие семечки. Какими семечками будем обклеивать ствол, а какими ветки, почему?
Арбузные семечки похожи на капельки. Посмотрите внимательно, у каждой арбузной семечки есть остренький носик. Наклеивать семечки на ствол дерева будем носиками вверх. Будьте внимательны. (Ствол обклеиваем крупными, а ветки мелкими семечками.)

Читайте также: