Умножение 2 класс конспект урока петерсон
Обновлено: 05.07.2024
− воспитательная: воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, настойчивость в достижении поставленных целей, воспитывать интерес к предмету.
Методы обучения:
проблемный, частично- поисковый, словесный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения:
учебник, ноутбуки, проектор, интерактивная игра, карточка с заданием
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I . Самоопределение к деятельности
-Кто готов начать урок?
2.Выбор приёма концентрации внимания
Посмотрите, пожалуйста, на доску и мысленно продолжите предложения:
- Кто хотел бы сказать вслух свои предложения?
3 .Обща я уста новка на урок
-А я ска жу вам свои предложения:
Зна ю, что вы молодцы.
Понима ю, что быва ет трудно.
Дума ю, что у нас всё получится!
-Откройте тетра ди. За пишите число, кла ссна я ра бота
1.Са моконтроль готовности
2.Са моопределение к деятельности:
– мотива ция к обучению (Л)
-умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
II . Актуа лиза ция зна ний. Фикса ция за труднения в деятельности
-Посмотрите на доске числовые выра жения, которые вам нужно решить и на писа ть в тетра дь только ответы:
-Ка кие а рифметические зна ки мы использова ли при решении этих выра жений?
-Послуша йте за да чки в стиха х и выберите действие для их решения.
-Ка кой а рифметический зна к использова ли?
- Сколько хвостов у четырёх котов?
-Что общего во всех этих выра жениях?
-Ка кие зна ки использова ли?
Выполняют за да ние са мостоятельно, сра внива ют с эта лоном, приготовленным за ра нее учителем.
-Зна ки плюс и минус
Дети за писыва ют.
-Действие сложение, одина ковые сла га емые.
прогнозирова ние предстоящей ра боты (Р)
выявление сущности, особенностей объектов (П)
построение речевого выска зыва ния в соответствии с поста вленными за да ча ми (К)
а ргумента ция своего мнения и позиции в коммуника ции (К)
учет ра зных мнений (К)
соста вление вывода на основе а на лиза объектов (П)
осуществление позна ва тельной и личностной рефлексии (Р)
-формирова ние мотива ции к обучению и целена пра вленной позна ва тельной деятельности (Л)
III . Поста новка учебной за да чи
-А теперь решим та кую за да чу в тетра ди.
-Сколько хвостов было у 16 котов?
-Вижу у вас возникло за труднение?
- Как же нам выйти из этого за труднения?
-Что вы предла га ете?
-На до 1 приба влять 16 ра з, за пись получа ется очень длинна я.
осозна нное и произвольное построение речевого выска зыва ния (П)
подведение под понятие (П)
IV . Построение проекта выхода из за труднений
-Можно решить эту за да чу другим действием? На пример, вычита нием?
-Да ва йте с ва ми уточним.
- Ка кое сла га емое повторяли?
- Сколько раз его повторили?
- Так ка ким действием можно за менить сумму одина ковых сла га емых? Кто зна ет?
-Сформулируйте тему на шего урока .
-За меним сумму одина ковых сла га емых в на шей за да че действием умножения.
-Новое а рифметическое действие обозна ча ют точкой.
-Вернёмся к на шим подушка м.
-Сколько их? И у ка ждой подушки сколько ушек?
-За пишем решение новым способом.
-Ка кое число повторялось? Сколько ра з?
Физминутка для гла з
-Посмотрите , все сла га емые у нас были одина ковыми. Они повторялись. Мы сдела ли за пись короче, за менив сложение умножением?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по математике
По теме: Таблица умножения
Петерсон Л. Г. , 2 класс, Часть 3
– составить квадратную таблицу умножения и научиться пользоваться ею для
нахождения результатов умножения однозначных чисел;
– совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
– выучить таблицу умножения на 2.
– умение выполнять пробное учебное действие;
– постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее
эффективных способов и средств достижения результата, планирование,
– умение контролировать и оценивать свои учебные действия;
– осуществлять анализ, синтез и обобщение;
– устанавливать закономерности и строить причинно – следственные связи;
– умение осуществлять поиск информации в учебнике по математике;
– использовать знаково-символических средств.
– выражать в речи свои мысли и действия;
– способность аргументировать свою точку зрения;
– умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– способность к рефлексивной самооценке собственных действий;
– мотивация к работе на результат в творческой деятельности;
– готовность целенаправленно использовать математические знания,
умения и навыки в учебной деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности
– Ребята, какую большую тему мы с вами проходим?
– Как вы думаете, вообще, нужна ли нам эта тема и зачем?
– Хотели бы вы узнать что-то новое по этой теме?
(Приветствуют учителя. Садятся)
– Нужна, чтобы можно было посчитать, например, в магазине стоимость продуктов.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
– Посмотрите внимательно на доску, что записано?
– Что вы заметили?
– Как выглядит данное правило в общем виде?
– Назовите компоненты действий при умножении?
– Верно. А сейчас ребята, ваша задача, как можно быстрее решить эти примеры, за отведенное время 30 секунд.
5 × 9 7 × 8 9 × 5 8 × 7
– Записаны примеры на умножение
– По 5 взять 9 раз, по 9 взять 5 раз; по 6 взять 4 раза, по 4 взять 6 раз.
– Здесь переместительное свойство умножения:
– При перестановке множителей значение не изменяется.
2-ой множитель, произведение
– (дети решают примеры за отведенное время)
3. Выявление места и причины затруднения
– Успели ли вы решить примеры?
– Каким способом вы пользовались?
– Как вы думаете, удобен ли такой способ вычисления – присчитывание?
– Нет, не успели, мало времени.
– Нет, не удобен, он очень долгий
4. Построение проекта выхода из затруднения
– А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
– Исходя из темы, какова же цель нашего урока?
– Необходим ли нам некий план организации своей деятельности, в решении поставленной вами цели?
– Предложите вариант плана.
– Быстрый способ решения примеров на умножение.
– Отыскать наиболее быстрый способ решения примеров на умножение.
– 1. Отыскать более быстрый способ;
2. Потренироваться в его применении;
3. Выполнить самостоятельную работу;
4. Проверить себя;
5. Сделать определенные выводы исходя из цели урока.
(прописываем план на доске в виде определенных знаков)
5. Реализация построенного проекта
– Первый пункт нашего плана: отыскать более быстрый способ решения примеров на умножение. Как вы думаете, какой это может быть способ? Выскажите свои предположения?
– Но можно ли запомнить примеры и выучить все ответы за один урок?
Значит должен быть какой-то особый способ.
– А как вы думаете, будет ли нам легче решать примеры , если все ответы мы будем видеть одновременно?
– (на слайде – таблица ) Взгляните на таблицу и скажите, какие числа там представлены? Что они обозначают?
– Верно. А где и какие множители представлены?
– Если есть первый и второй множители, тогда где находится произведение?
– Может кто-то догадался, вспомнил, где мы уже встречались с похожей таблицей?
– Я сделала для вас карточки с данной таблицей.
Я вам предлагаю поработать в группах и придумать свой вариант заполнения этой таблицы.
(каждой группе раздаются карточки с заранее начерченной таблицей)
– Проверим ваши варианты заполнения таблицы.
– Сверьте правильность заполнения таблицы в учебнике стр. 82
– Вы говорили, что лучше запомнить или выучить все примеры и их ответы. Исходя из данной таблицы, как вы думаете, нужно ли нам учить всю таблицу или же в ней есть какие-то закономерности? Если есть, то, какие?
– Какую еще закономерность вы увидели?
– Верно. Ребята, а как же пользоваться таблицей? Давайте попытаемся разработать алгоритм.
– Какой пункт плана мы выполнили?
– Можно запомнить все примеры и выучить их ответы, тогда решать будет намного легче.
(дети думают, размышляют)
– Да, так будет легче. Для этого можно составить таблицу.
– В ней даны однозначные числа, множители.
– В левом столбце – первые множители, а в верхней строке – вторые.
– В пересечениях, в пустых квадратах.
– Когда изучали сложение и вычитание однозначных чисел.
– (дети в течение 2-3 минут заполняют таблицу)
(дети вывешивают на доску свои варианты заполнения таблицы, обсуждают и выбирают правильную таблицу по их мнению)
(проверяют совместно с учителем правильность заполнения таблицы)
– Нет, не нужно учить всю таблицу, например, некоторые примеры повторялись, так как использовалось переместительное свойство.
– При умножении всех чисел в верхней строчке (второй множитель) на 1, будет тоже самое число, то есть все числа от 1 до 9 будут повторяться.
– Например, заполняя вторую строчку (на 2), числа при умножении первого множителя на второй увеличиваются на число первого множителя.
(2 x 2 = 4, 2 x 4 = 6 . )
– 1. Необходимо поставить левый указательный палец на первый множитель и вести его по горизонтали.
2. Поставить правый указательный палец ставим на второй множитель и ведем его по вертикали.
3. Место их пересечения – ответ, то есть произведение этих множителей.
(один человек у доски показывает шаги, остальные в учебниках)
– Отыскали быстрый способ решения примеров – составление таблицы умножения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
– Что теперь необходимо сделать?
– Поработаем с учебником стр. 82 (таблица)
– Какое произведение в таблице умножения самое большое?
– А самое маленькое?
– Как изменятся числа в таблице, если идти по пятому столбцу сверху вниз?
– А по восьмой строке слева направо?
– Какое задание мы не успели выполнить в начале урока?
– Поработайте в парах, позадавайте друг другу устно данные примеры на умножение и попробуйте быстро их решить, опираясь на нашу таблицу и составленный алгоритм.
– Потренироваться в применении таблицы умножения.
(открыт учебник стр. 82)
– Самое большое произведение: 9 × 9=81
– Самое маленькое произведение: 1 × 1=1
– Каждое последующее число окажется больше предыдущего
– Каждое последующее число будет больше предыдущего на 8.
– Не успели решить примеры на умножение.
(дети самостоятельно в парах проговаривают решение данных примеров, опираясь на таблицу и алгоритм)
5 × 9 = 45 9 × 5 = 45
6 × 4 = 24 4 × 6 = 24
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Мы нашли быстрый способ решения примеров на умножение, немного потренировались в применении таблицы. Какой же следующий пункт плана?
– На стр.82 учебника, задание № 3. Попробуйте решить самостоятельно по вариантам: первый вариант – верхняя строка, второй вариант – нижняя строка.
– Поднимите руки те дети, у кого есть хотя бы одна ошибка?
– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы предотвратить ошибки?
– Необходимо выполнить самостоятельную работу, проверить себя.
(дети решают самостоятельно индивидуально, сверяют свои ответы с ответами в таблице)
(поднимают руки, у кого есть ошибки)
– Тренироваться, выучить таблицу умножения.
8. Включение в систему знаний и повторений
– Выполним задание № 5 под буквами а) и б). Прочитаем само задание.
– Читаем под буквой а).
– Что обозначают записи в скобках?
– Сколько у нас получится решений?
– Что известно в задаче?
– Что необходимо найти в задаче?
– Каким действием найдем?
– Первое решение. Что нам поможет в решении данного выражения?
– И последнее решение.
– Читаем под буквой б).
– Что известно в задаче?
– Что необходимо найти в задаче?
– Каким действием найдем?
– Первое решение. Что нам поможет в решении данного выражения?
– И последнее решение.
– Ребята, а как вы думаете, есть ли какой-либо еще способ решения примеров на умножение, помимо таблицы?
Продемонстрируем на примере: положите обе руки на стол и постарайтесь запомнить номера пальцев. Чтобы умножить число на 9, необходимо найти палец с тем же номеров и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы).
Например: 4 x 9 = 36, так как слева от четвертого пальца находятся 3 пальца (число десятков – 30), а справа – 6 пальцев (число единиц – 6). То в ответе получается 36.
– Теперь вы знаете 2 способа умножения однозначных чисел. Но удобен ли последний способ для вычислений?
– Составь выражение и их значения.
(ученик решает у доски, остальные в тетрадях)
– На один конверт надо наклеить а марок. Сколько марок надо наклеить на 3 конверта? ( а = 2, а = 3, а = 8)
– Вместо а, нужно подставить число - количество марок 2,3,8.
– Получится 3 решения.
– Один конверт – а марок. Всего 3 конверта.
– Сколько марок надо наклеить на 3 конверта?
– Необходимо а x 3 = ?
– Необходимо вместо а поставить число (количество марок).
Если а = 2, тогда 2 x 3 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 2 x 3 = 6 (м.)
– Если а = 3, тогда 3 x 3 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 3 x 3 = 9 (м.)
– Если а = 8, тогда 8 x 3 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 8 x 3 = 24 (м.)
– У Димы b монет по 2 рубля. Сколько рублей у Димы? ( b = 5, b = 7, b = 9)
– У Димы b монет. Каждая монета равна 2 рублям.
– Сколько рублей у Димы?
– 2 x b = ?
– Необходимо вместо b поставить число (количество марок).
Если b = 5, тогда 2 x 5 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 2 x 5 = 10 (руб.)
– Если b = 7, тогда 2 x 7 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 2 x 7 = 14 (руб.)
– Если b = 9, тогда 2 x 9 = …
Чтобы найти ответ (произведение), нам поможет таблица умножения. Ищу ответ.
Получается 2 x 9 = 18 (руб.)
(выполняют действия показанные учителем)
– Удобен только при умножении числа на 9, а на другие числа умножать уже нельзя.
9. Рефлексия учебной деятельности
– С какой целью мы работали на уроке?
– Достигли ли мы цели?
– Напомните, как же пользоваться таблицей?
– Как вы думаете, можно ли всегда пользоваться таблицей умножения?
– Но сразу учить всю таблицу умножения очень сложно. Поэтому мы будем учить ее постепенно. И начнем с умножения на 2.
Почему учить будем именно с умножения на 2, а не на 1?
– Открываем дневники, записываем домашнее задание.
стр. 82 № 5(в), №6, выучить таблицу умножения на 2.
– Найти способ для быстрого решения примеров на умножение.
– Да, достигли. Мы заполняли таблицу умножения однозначных чисел, в которую мы включили ответы примеров на умножение.
– 1. Необходимо поставить левый указательный палец на первый множитель и вести его по горизонтали.
2. Поставить правый указательный палец ставим на второй множитель и ведем его по вертикали.
3. Место их пересечения – ответ, то есть произведение этих множителей.
(один человек у доски показывает шаги, остальные в учебниках)
– Да, конечно. Но для этого необходимо ее выучить.
– Потому что таблицу умножения на 1 учить не нужно, так как при умножении любого числа
на 1, будет тоже самое число.
(открывают дневники и записывают домашнее задание)
1. Принцип деятельности (знания не давались в готовом виде; дети самостоятельно осуществляли поиск и анализ необходимой информации путем сравнения различных фактов; была поставлена проблема: решали самостоятельно, доказывали, сверяли, закрепляли и делали вывод).
2. Принцип минимакса (учить необходимо не всю таблицу, а лишь ее часть, так как в ней есть некие закономерности: переместительное свойство умножения, умножение на 1 запоминать не нужно…)
3. Принцип вариативности (дети предлагали разные способы составления таблицы)
5. Принцип моделирование
а) математизация действительности (построение таблицы);
б) изучение математической модели (закономерности в таблице, свойства – переместительное);
в) применение полученных результатов к реальному миру (составление и решение задач).
6. Принцип непрерывности (действия над числами: умножение – получение результата (счет)).
Реализация целей программы:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
(этап: Построение проекта выхода из затруднения, дети самостоятельно ставили цель урока и планировали свою деятельность)
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
(Познавательные УУД: учащиеся сравнивали примеры на умножение, анализировали их, обобщали сказанное и делали выводы; анализ таблицы умножения; поиск необходимой информации в учебнике – стр. 82 таблица умножения)
- создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
К уроку прилагается презентация, которая используется на протяжении всего урока. Презентация способствует, активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет увеличить темп обучения и выстроить изученный материал в четкой логической последовательности.
Методические рекомендации по проведению урока.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Детям предлагается выполнить практические задания:информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
.К уроку прилагается презентация, которая используется на протяжении всего урока. Презентация способствует, активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет увеличить темп обучения и выстроить изученный материал в четкой логической последовательности.
На уроке создаются условия для проявления самостоятельности и сотрудничества учащихся. Сочетаются требовательность и уважение к личности учащегося. На каждом этапе урока формирую универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Осуществляя на уроке систему дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности формируется у учащихся умение учиться. При решении заданий, используется принцип вариативности – формирование у учащихся способности к выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Деятельностная цель:организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Дидактическая цель:создать условия для открытия детьми приема замены суммы одинаковых слагаемых умножением; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма и умению применять его в решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.Предметный результат:учащиесян а у ч а т ся заменять сумму одинаковых слагаемых более удобным способом-умножением,решать учебные и практические задачи – осознавать рациональность использования умножения в решении задач;п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я участвовать в решении проблемы, выбирать способы решения задач в соответствии с практическими целями.
Развивающие:развивать внимание, умение анализировать, сравнивать.
Метапредметный результат:Познавательные:
общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения;
логические–анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.
Личностные:осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока математики для 2 "Таблица умножения"
Муниципальное образовательное учреждение
Свердловского района г.Перми
Конспект урока математики для 2 класса
учитель начальных классов
Балетинских Наталия Александровна
Тема урока: Таблица умножения
Тип урока Урок открытия новых знаний
обучающая: Создать условия для создания учащимися сводной таблицы умножения однозначных чисел и применения её для счёта примеров на умножение
развивающая: Развивать умение у учащихся организовывать свою учебную деятельность на разных этапах урока
воспитывающая: воспитывать умение общаться с одноклассниками для решения учебной задачи, устойчивый интерес к уроку математики через использование на уроках деятельностной технологии
1. мотивация(самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин)
-Какую большую тему мы проходим на уроках математики? (умножение)
- Нужна ли эта тема?(да)
- Сможете работать быстро?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии (5-7 мин)
Что умеем находить у прямоугольника? (периметр и площадь)
Что такое площадь?(то что находится внутри фигуры) Найдите площадь прямоугольника двумя способами:
Что значит запись 5*3 и 3*5 (по 5 взять 3 раза) Что мы видим перед собой? (переместительное свойство умножения) Назовите правило. Вспомните, как представляли правило в общем виде: а*в=в*а
Как называются компоненты действия при умножении
Сможете решить примеры на умножение?(да)
Посмотрите на доску.
Решите примеры за 0,5 минуты. Время пошло. Стоп.
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)
- Кто не успел. Каким способом вы пользовались? Почему? (не успели, потому что решали присчитыванием, не хватило времени.)
Сделайте вывод о своём способе? ( не удобен, очень длинный)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин)
-Тогда сформулируйте тему урока. (Быстрый способ решения примеров на умножение)
-Какова будет цель урока? (Найти способ для быстрого решения примеров на умножение)
-Как организуем свою деятельность? (найдем способ, потренируемся, выполним самостоятельную работу, проверим себя, сделаем вывод по цели урока)
5. Реализация построенного проекта(5-8 мин)
Какие мысли у вас есть?(запомнить все ответы)
- Можно выучить все примеры, тогда будете решать очень быстро, но за один урок можно выучить?(нет)
- Как мы учились решать примеры на умножение? (присчитыванием)
Если будете видеть все ответы одновременно, вам станет легче решать примеры?(да)
А если ответы перепутаются?
Как можно оформить все ответы так, чтобы можно было этим пользоваться удобно?(таблица)
Где будут располагаться множители в такой таблице?
(вверху – второй множитель и слева – первый множитель)
- А на пересечении – произведения
- Предлагаю поработать в группах. Каждая группа заполнит свой числовой ряд
произведений и в результате сведём всё в одну таблицу
Читайте также: