Конспект занятия по формированию лексико грамматических средств языка

Обновлено: 03.07.2024

Игрушки: ежик, лягушка, белка; настоящая и кукольная посуда; карточки с веселой точкой и точечным изображением посуды; тесто; магнитофонная запись песни “В лесу родилась елочка”; картонные части предметов посуды для сбора аппликации; самовар, волшебные очки с заклеенными стеклами.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Игра “Узнай наощупь”. В корзинке необычные гости, которые не подают голоса. Не заглядывая в корзинку, не слыша голосов гостей постараемся узнать, какие они наощупь. Помогут нам в этом волшебные очки и наши ручки. Надеваем очки и ощупываем предметы в корзине – гладкий, колючий, мохнатый. Дети снимают очки, логопед вынимает ежа, белку, лягушку. Дети называют гостей, соотнося качество и предмет: колючий еж, гладкая лягушка, мохнатая белка.

Логопед по очереди разное количество раз гладит игрушки, дети запоминают и обговаривают действия: “Колючего ежика Вы погладили один раз”.

2. Введение в тему.

Эти лесные животные не зря попали в детский сад, они очень любопытные и будут вместе с нами отгадывать загадки.

Из горячего колодца через нос водица льется. Чайник.

Меня узнайте, кто же я? Создана я для питья,
За ручку все меня берут, из меня чай, кофе пьют. Чашка.

Мы в нее щи и бульон наливаем, моем ее и вновь наполняем.
Если бы ей улететь довелось, трудно бы нам без нее бы пришлось. Тарелка.

Сама не ем, а людей кормлю. Ложка.

Предметы выставляются на стол по мере отгадывания.

Гости удивлены. В лесу они такими предметами не пользуются.

Дети рассказывают, что это посуда, для чего она предназначена, какие еще предметы посуды они знают, как ухаживать за ними.

3. Физкультминутка.

Координация речи с движением.

Моем чашку, моем кружку – круговые движения поочередно левой и правой рукой.
Ставим высоко на сушку – тянемся вверх.
Ой, упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.

4. Употребление существительных в родительном падеже

- соотнесение части и целого, выкладывание целого предмета из частей, закрепление названий частей посуды.

Дети собирают целый предмет из отдельных частей (осколков) на листах картона. Называют, из каких частей состоит предмет (у каждого ребенка свой предмет).

Чайник состоит из стенок, донышка, ручки, носика, крышки.
Чашка состоит из стенок, донышка, ручки.
Нож – из лезвия, ручки и т. д.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед заостряет внимание детей на том, что у посуды есть секрет. Когда вокруг никого нет, посуда разговаривает и у каждого предмета свой голос. Логопед легко ударяет палочкой по железной кастрюле, фарфоровой чашке, деревянной ложке, стеклянному стакану, хрустальной салатнице, дети слушают и запоминают голоса. Далее, дети в волшебных очках, только на слух определяют, что звучит.

6. Образование прилагательного от существительного.

Уточняем, как мы узнали, что звучит. Посуда изготовлена из разного материала и поэтому, каждый предмет имеет свой голос.

Тарелка из фарфора - фарфоровая.
Чайник из железа – железный.
Салфетница из пластмассы – пластмассовая.
Каждый ребенок выбирает себе предмет: “Я беру фарфоровую чашку”.

7. Употребление притяжательных местоимений.

Игра “Расскажи о своей посуде”.

Дети составляют словосочетания с использованием подходящего притяжательного местоимения: “Это мой прозрачный стеклянный стакан, это моя блестящая железная ложка, это мои острые ножи” и т. д.

8. Образование и употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед предлагает напоить гостей чаем и для этого накрыть стол кукольной посудой. Накрываем стол под музыку “В лесу родилась елочка”. У каждого ребенка в руках по одному предмету кукольной посуды. С началом музыкальной фразы ребенок начинает движение, в конце фразы ставит предмет на стол. Проверяем правильность сервировки. Так как посуда кукольная и предметы маленькие, называем предметы ласково: “Я поставил маленькое блюдечко” и т. д.

9. Использование существительных в предложном падеже с предлогом “В”.

Пока гости пьют чай, дети готовят для них подарки вместе с веселой Точкой – портреты посуды. Жила-была веселая Точка. Была эта Точка хитрющая и умела прятаться в разных предметах. Для того чтобы узнать в каких предметах спряталась Точка, дети должны соединить точечки – дочки. Каждый ребенок рассказывает, в чем спряталась его Точка: “Моя Точка спряталась в кастрюле”. У логопеда Точка спряталась в самом необычном предмете – самоваре. Выясняем, знают ли дети название этого предмета и почему он так называется. Самовар – сам варит (кипятит) воду для чая.

10. Развитие мышления.

Вспоминаем пословицы по теме. Чай не пьешь – откуда силы берешь. Чай пьешь – до ста лет проживешь. Выясняем, как дети понимают смысл пословиц. Питье чая с друзьями поднимает человеку настроение, делает его сильным, здоровым, продлевает жизнь. Чай исстари пьют с сахаром, медом, сушками.

11. Развитие мелкой моторики.

Из заранее приготовленного теста дети лепят сушки. Отламываем по небольшому кусочку теста, раскатываем между ладошек, кладем на доску тонкие “колбаски”, соединяем концы, получаются круглые сушки, которые отправляем на кухню для выпекания. По окончании занятия пьем чай из самовара с готовыми сушками.

12. Итог занятия.

Уточняем, о чем узнали на занятии. Перечисляем предметы посуды и материал, из которого она может быть изготовлена.

• закрепить навык использования простых предлогов : в, на, за.

Лингвистический материал: Стол - столы, диван - диваны, стул- стулья, кровать- кровати, шкаф- шкафы, полка- полки, табуретка – табуретки, кресло- кресла, буфет- буфеты, тумба – тумбы, в кровати на стуле, на табуретке, за столом, на диване, за столом, на полку, низкая, маленькая, жесткий, твердый, высокий, большой, мягкий, мягкое.

Ход занятия

- Ребята, здравствуйте! Сядет сейчас тот, кто назовет предмет мебели

-Скажите, какая мебель нам нужна, чтобы сидеть?

- Какая мебель нужна, чтобы спать?

-Какая мебель нужна, чтобы хранить одежду?

- Какая мебель нужна, чтобы хранить книги?

- Какая мебель нужна, чтобы хранить посуду?

- Хорошо, как можно назвать один словом стол, кровать, диван, шкаф?

- Ребята, скажите, чем похожи стул и табуретка (на доску вешаются обе картинки). А чем отличаются? Чем похожи/ отличаются диван и кресло?

(Логопед вешает на доску парные предметные картинки: на одной карточке изображен один предмет, на другой - много таких же предметов)

- Ребята, вы будете выходить по одному к доске и выбирать по две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, на первой картинке один предмет, а на второй - несколько предметов. Называйте их.

Стол - столы, диван- диваны, стул- стулья, кровать- кровати, шкаф- шкафы, полка- полки, табурет – табуретки, кресло- кресла, буфет- буфеты, тумба-тумбы

- Ребята, встаем в круг. Я начинаю говорить и бросаю вам мяч, вы ловите и договариваете то, что я не успела сказать. (Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку)

- Я буду спать….(в кровати)

-Я буду сидеть (на стуле, на табуретке)

- Я обедаю (за столом)

- Я отдыхаю (на диване)

- Я пишу (за столом)

- Я уберу книги (на полку)

- Скажите наоборот (логопед вешает по паре картинок сравниваемых предметов)

- Шкаф высокий, а тумбочка … (низкая)

- Шкаф большой, а тумбочка … (маленькая)

- Диван мягкий, а табурет … (жесткий, твердый)

- Кресло мягкое, а стол … (жесткий, твердый)

- Тумбочка низкая, а шкаф … (высокий)

- Тумбочка маленькая, а шкаф … (большой)

- Табурет жесткий, а диван … (мягкий)

- Стол жесткий, а кресло … (мягкое)

Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках,

Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).

Много мебели в квартире.

- Скажи, для чего этот предмет мебели?

- Обеденный стол для чего? (для обеда)

- Журнальный стол для чего? (для журналов)

- Письменный стол для чего? (для письма)

- Компьютерный стол для чего? (для компьютера)

- Книжный шкаф для чего? (для книг)

- Посудный шкаф для чего? (для посуды)

- Платяной шкаф для чего? (для одежды)

- Обувная тумбочка для чего? (для обуви)

- Бельевая тумбочка для чего? (для белья)

- Столяру (это человек, который ремонтирует мебель) принесли много мебели, чтобы он ее починил, но он не успевает выполнить все заказы. Помогите ему, Вставляйте вкладыши в картинку, при этом проговаривайте, чего нет у мебели. Например, у кресла нет подлокотника.

- Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали! Скажите, какое задание для вас оказалось трудным?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Развивать умение образовывать существительные во мн. ч. Р. п.

4. Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Развивать умение образовывать относительные прилагательные.

6. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.

7. Развивать эмоционально-волевую сферу и общую моторику.

Оборудование: доска, мяч; предметные картинки по теме.

Ход занятия

I.Организация начала занятия

(Дети стоят около своих мест)

Раз, два-голову выше,

Три, четыре-плечи шире,

Пять, шесть-спокойно сесть.

(Дети садятся на места)

II. Основная часть

1. Беседа по теме

Логопед: 1, 2, 3, 4, 5,

Будем свами мы играть,

Будем с вами мы играть,

Будем одежду примерять.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об одежде.

(на доску выставляются предметные картинки, а дети их называют)

Логопед: Что это? Назовите эти картинки одним словом (это одежда)

Логопед: Одежда бывает разная: женская, мужская, детская.

Логопед: Назовите какую мужскую одежду вы знаете? (брюки, рубашка, куртка, пиджак…)

Логопед: Назовите какую женскую одежду вы знаете? (платье, юбка, кофта, сарафан…)

Логопед: Чем отличается взрослая одежд от детской? (размером)

Логопед: Как называется одежда, которую носят летом? (летняя)

Логопед: Как называется одежда, которую носят зимой? (зимняя)

Логопед: Как называется одежда, которую носят весной и осенью? (демисезонная)

одно платье - много платьев

одна рубашка - много рубашек

одна куртка - много курток

одна шуба - много шуб

одно пальто - много пальто и т.п.

III. Физ. минутка

(обучающиеся выполняют движения, стоя около своих мест, в соответствие с текстом)

Раз подняться, потянуться.

Два согнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять тихонько помахать,

А на шесть спокойно сесть.

Логопед: Из чего шьют одежду? (из разного материала)

платье из ситца - ситцевое платье

блузка из шелка - шелковая блузка

шуба из меха - меховая шуба

кофта из шерсти - шерстяная кофта

куртка из кожи - кожаная куртка

Платье какое? (детское, летнее, ситцевое, красивое, модное …)

Шуба какая? (женская, зимняя, меховая, теплая…)

Куртка какая? (мужская, зимняя, кожаная, теплая…)

V. Итог занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать возможности расширения рассказа-описания путём введения слов-признаков.

Л. Активизировать словарь признаков по теме.

Активный словарь: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, вкусный, сладкий, кислый, горьковатый, кисло-сладкий, сочный, мягкий, твёрдый, гладкий, шероховатый, круглый, овальный.

Пассивный словарь: вяжущий, бархатистая, плод, плодовое, фруктовое, удивительное, ароматный.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР Фрукты

Цель: показать возможности расширения рассказа-описания путём введения слов-признаков.

Л. Активизировать словарь признаков по теме.

Активный словарь: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, вкусный, сладкий, кислый, горьковатый, кисло-сладкий, сочный, мягкий, твёрдый, гладкий, шероховатый, круглый, овальный.

Пассивный словарь: вяжущий, бархатистая, плод, плодовое, фруктовое, удивительное, ароматный.

Г. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже.

П. Составление предложений с однородными определениями, используя условно-графическую схему.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие, осязание, вкусовые ощущения. Развивать мышление, память. Совершенствовать умение выражать эмоции с помощью мимики. Развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику и глубокий вдох.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

- Назовите лишние предметы.

- Как это называется одним словом?

3. Активизация словаря признаков:

- по форме. Дети называют (выставляется условно-графическая схема).

- по цвету (показывается кусочек цветной бумаги-дети называют фрукт, соответствующий по цвету).

- тактильные ощущения. Сначала каждому даётся потрогать фрукт:

- на вкус. Дети пробуют кусочки фруктов разных по вкусу:

Дыхательная гимнастика: глубокий вдох-выдох (аромат фруктового сада).

6. Разрезные картинки-фрукты.

-Собрать целый фрукт, и составить рассказ-описание, используя условно-графическую схему.

Составление предложений с однородными определениями.

- Обведите контур лимона карандашом соответствующего цвета и раскрасьте лимон.

- Садовник вам приготовил подарки за то, что вы так хорошо знаете фрукты. А что приготовил вам садовник, вы должны догадаться: они круглые, бывают жёлтые, красные, зелёные, твёрдые, сочные, сладкие, кислые или кисло-сладкие. Растут в наших садах.

Читайте также: