Подготовка к сочинению по слову о полку игореве конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: рабочая тетрадь, текст произведения, презентация

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На доске слова Б.Рыбакова:

“Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин ХII столетия” Слайд

Класс рассуждает о том, почему Б. Рыбаков так сказал , потому что А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые . лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей.

III. Мотивация учебной деятельности.

3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом?

4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси?

- Память о прошлом, знание прошлого – это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков – ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа – неотъемлемая часть проявления любви к своему народу.

1)В чем главное значение поэмы?

- В ее идее: единение славян перед нашествием врага.

2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, - она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора:

· ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ – ГИБЕЛЬ РУСИ!

· БРАТЬЯ СПОРЯТ – ТО МОЕ И ЭТО!

· ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ,

· НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ,

· А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ

· ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ.

IV/ Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.

Учитель: - Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)

Что такое сочинение вообще? Памятки у каждого ученика

Сочинение – со-чин-ять (почин, чин). Чин – порядок, положение.

Сочинять - значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.

Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей , знаний на заданную тему.
Сочинять - значит приводить мысли в порядок , упорядочить свои мысли в связи с данной темой.

Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос .

Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста).

Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).

Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов).

Проблема – сложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования

- осознание писателем противоречий, вопросов жизни.

Идея – результат познания. Смысл.

Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.

V. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа

1) беседа с обучающимися по вопросам:

Прием "Дневник памяти".

  1. Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.

2) Начнем с определения ключевых слов сочинения

Необходимо проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.

1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д.

| Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок.

2. Человека называют нравственным , если он поступает благородно, честно и справедливо.

Общество в целом должно быть нравственным.

3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными , если они соответствуют высоким нормам морали.

Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. | Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.

Большой толковый словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ, -и; ж. 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.

4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.

5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок ( устар. ). Выполнить дневной урок

Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова:
НРАВОУЧЕНИЕ
нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине. в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2. Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.

Нравственные уроки это система поведения, в основе которой находятся значимые для человека ценности.

3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.

План сочинений "Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря"

  1. Предпосылки похода.
  2. Исход боя. Отношение автора к князю Игорю.

3) Актуальность произведения в русской литературе, значение похода в русской истории, в современности

Работаем над введением . Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Варианты вступлений: обратимся к Памятке

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

4) Работа c текстом и опорными записями по любому приему

О том, что во все времена в обществе с правильными нравственными устоями ценилось слово мудрого, старшего годами и наделённого непререкаемым авторитетом человека.

Неудавшийся поход князя Игоря влечет за собой нравственные и гражданские уроки. Но какие именно?

Класс работает по одному из приемов.

Руси. Во вступлении к повести он говорит о том, что не намерен в своём творчестве воспевать лишь славу князей . Для него более важным является вопрос о том, как ратные дела князей, их поиски собственной славы сочетаются с интересами их земель, в конечном итоге — с интересами Руси.

  • \ Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно. Почему?

Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его действия, а не поступать как "Тот Боян, исполнен дивных сил. Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед. "

  • "О Русская земля! Уже за холмом ты!" Почему эти строки повторяются в произведении? Какова оль рефрена?

Прекрасный пример нравственного подвига заключён в обращении жены Игоря к силам природы, которая могла бы сберечь её мужа в ратных делах. Помощь и заботы близких и любимых помогают людям на расстоянии, в дальних краях.

Еще одним нравственным уроком является необходимость патриотизма.

Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности. Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа.

Ярким примером является судьбоносный "Плач Ярославны", в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. "Что ты, Ветер, злобно повеваешь", "Днепр мой славный!", "Солнце трижды светлое!" Это также является примером еще одного нравственного урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их.

Чувства земного человека, живущего своими печалями и радостями, соединяются с жизнью природы, неравнодушной к тем, кто с нею в согласии и содружестве

Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря ("О! Рыдать Русской земле") и его радости после возвращения князя из плена ("Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле. Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь" 8 ). можно обратиться к кластеру.

  • Почему родная земля готова простить Игоря? Почему Игорь прощён автором и народом?
  • С какой целью автор обращает внимание на образ Ярославны? Кто она?

Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. "А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна 9 и Жля 10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге. И зарыдал. Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской. Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”" 11 .

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.

Подведем вывод, посмотрим, что набросали в дневнике

Таким образом, "Слово. " дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя Игоря.

4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:

- Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”

  • Достигнута ли наша цель? Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить свои мысли в черновиках.
  • Есть ли вопросы по структуре и особенностям написания творческой работы?

Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин ХII столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые . лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) .

Заключительный этап рефлексии

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Толкование ключевых понятий темы сочинения Какие нравственные и гражданские уроки даёт нам произведение "Слово о полку Игореве"?

Нравственность 1. Нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости ит. д. Нравственное воспитание. | Нравственные принципы, законы. | Это был человек без каких-либо нравственных устоев. | Он получил хороший нравственный урок . 2. Человека называют нравственным, если он поступает благородно, честно и справедливо. Общество в целом должно быть нравственным. 3. Поведение, поступок и т. д. называют нравственными, если они соответствуют высоким нормам морали. Вы совершили нравственный поступок. | Политику необходимо сделать нравственной, более человечной. | Отказ от собственных убеждений я не считаю нравственным.

НРАВСТВЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ , -и; ж. 1 . Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности. Развитие нравственности. Требования нравственности. Слабые, жалкие представления о нравственности. Упадок нравственности. 2.Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности. Большой толковый словарь

Нравственность Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности .

УРОК 1 . Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. 3 . Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего . Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у. 4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у. 5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок Выполнить дневной урок

НРАВОУЧЕНИЕ Поучение, внушение нравственных правил. Значение слова Нравоучение по словарю Ушакова: НРАВОУЧЕНИЕ нравоучения, ср. (книжн.). 1. Поучение, внушение нравственных истин (устар.). Ужель та самая Татьяна, которой он наедине. в благом пылу нравоученья читал когда-то наставленья. Пушкин. 2 . Часть литературного произведения, заключающая моральный вывод (лит.). Нравоученье в басне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Примерный план сочинения к 1 теме:

Основная часть. Князь Игорь - мужественный защитник Русской земли.

Новгород-Северский князь Игорь - защитник Русской земли, преданный родине воин.

Игорь - храбрый, благородный и решительный человек.

Честолюбие и самоуверенность князя - основная причина поражения.

Отношение автора к Игорю.

Вывод. Чем близок и дорог нам герой древнерусской поэмы.

Советы по написанию сочинения.

Начать сочинение надо как-то оригинально, чтобы сразу заинтересовать читателя:

Характеризуя князя Игоря, надо обратить внимание на разные приемы раскрытия образа: на поступки героя, его портрет, язык, авторскую характеристику, характеристику Игоря другими персонажами, на художественные средства и т.п. Остановитесь также на вопросе, какую роль сыграет образ Игоря в раскрытии идейного содержания произведения.

Но не забывайте, что автор не только восхищается мужеством и смелостью новгород-северского князя, а и осуждает его за легкомысленность, честолюбие.

Закончить сочинение можно так:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами;

Способствовать развитию нравственных качеств.

Средство: презентация, карта, аудиозапись оперы.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Ход урока: приветствие.

Справка из толкового словаря Владимира Даля:

Урок- срочная задача ученику или рабочим

-Какие уроки дают художественные произведения?

-О чем мы будем рассуждать?

Ответы учащихся: уроки доброты, нравственности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло- зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

-Как вы думаете, ребята, какой волк в конце побеждает?

-Какую мораль содержит в себе эта притча?

-Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать- в тебе победит волк-зло.

-Притчи гуманны и дают представление о человеческих ценностях. Литературные произведения тоже преподносят нам нравственные и жизненные уроки.

-Ребята, догадались ли вы о чем мы собираемся говорить сегодня на уроке?

(Заранее дано задание: подготовить группам презентации по выбранным темам)

На подготовку выступления-2 мин.

3.Выступление групп(защита проектов)

(Каждая группа работает над раскрытием выбранного образа)

- Чему мы учимся у образа Ярославны?

Образ Ярославны, образ природы и русской земли
2 группа:

Образ автора, образ Святослава

Образ Игоря и Всеволода

Образ русской земли.

Почему же такое древнее произведение волнует современных людей сегодня во всем мире?

В произведении идет речь о вечных ценностях, таких как патриотизм, любовь.

(Молчаливая дискуссия: кто такой истинный патриот и ложный патриот?)

Образ Игоря.(Проблемный вопрос:зачем повел князь Игорь свое войско в земли половецкие-на позор и погибель?)

Истинный патриот –ложный патриот?

Почему вы так думаете?

По группам обсудите эту проблему и подготовьте развернутые, аргументированные ответы.

(Выступление групп)

-Что сближает века? Существует ли сегодня такая проблема? Проблема разрозненности государств? Вражды и войны внутри государства?

(Беседа о современных политических конфликтах внутри государства, также между государствами)

Причины внутренних и внешних конфликтов: также стремление к власти, манипулирование людьми, провокации.

Такие причины войн существовали в Древней Руси? Кто страдает в результате войны 10 веков назад и в наши дни? (Народ:мирные жители и простые воины, солдаты)

А как можно регулировать конфликтные отношения в нашей современной жизни?

Нужно третье лицо, заинтересованное в мирном решении проблемы, конфликта. Обе стороны должны сесть за стол мирных переговоров.


-развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;

- воспитывать любовь к родному языку и литературе.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в 8 классе, назовите их:

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.

В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,

И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.

В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.

Далее автор начинает свой рассказ с упоминания затмения – зловещего предзнаменования, вопреки которому Игорь решается идти в поход. Игорь говорит перед дружиной, благословляя воинство. Речь его исполнена воинской решимости: победить или умереть. Это завязка.

Затем тревожная картина, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском в ожидании добычи.

Снова ночуют в поле храбрые князья. Они не подозревают о большой опасности для себя. Тяжкие предчувствия автора усиливаются: надвигается гроза, наступают половцы.

Далее автор переходит к последствиям поражения Игоря для всей Русской земли. Он оплакивает гибель храброго Игорева полка.

Далее автор обращается к тому, как сас Святослав узнал о поражении игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему. Бегство Игоря рассказано в образах русских народных сказок. Бог путь указывает.

( читается начало древнерусского текста. Не все понятно, но красиво, образно, ярко. Затем учитель читает вариант перевода). Презентация дополнит впечатление от прочитанного выразительно текста.

VII. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:

- Какова познавательная ценность "Слова"?

( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).

VIII. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.


-75%

Читайте также: