Конспект занятия по букварю жуковой буква р

Обновлено: 04.07.2024

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук [р]. Буква Р” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звук [р]. Буква Р.

Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];

2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его

3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;

4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх

5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;

6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;

7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних

8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

9). Развивать мелкую моторику;

10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

1). Постановка цели занятия.

- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?

( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

2). Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

Над городом повисло. (Радуга)

- Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

- Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его

характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

-На что похож звук [р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)

-Дайте характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий)

- Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

в). Повторение слоговых рядов.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

г).Определение места звука [р] в словах;

- А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.

Мчится поезд во весь дух.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

-Все заняли свои места, поезд отправляется.

д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]

1-я станция “Сад-огород”

- В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].

(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)

2-я станция “У бабушки в деревне”.

-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].

- Какую пользу приносят эти домашние животные?

Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”

3-я станция “Цветочная”

-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)

-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])

-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).

-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

- Сколько в этом слове слогов? (2)

4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)

Мчится поезд во весь дух.

На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт

р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба

р,у,к,а - рука ш, а, р – шар)

3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

5-я станция. “Чтение и письмо”.

а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)

-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)

- На что похожа буква Р?

б).Конструирование буквы Р

- Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.

в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях

- Для чего нам нужна большая буква?

г). Чтение слогов и слов с новой буквой.

-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.

д).Письмо слова с новой буквой

- В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.

е ).Составление слов из разрезных слогов.

- Подберите слоги так, чтобы получились слова.

6-я станция. “Добавлялки”.

Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

- Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р']. Задачи: 1. Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация; 2. знакомить с ударением; 3. закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; 4. развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; 5. развивать логическое мышление;

Актуализация предыдущих знаний - Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы) - Чем отличаются звуки от букв? (звук мы слышим, произносим, а букву мы видим и пишем) - Какими бывают звуки? (гласные и согласные) - Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И, е, ё) - Какие звуки называют согласными? (которые не тянутся, не поются) - Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми) - А еще? (звонкими и глухими)

Актуализация предыдущих знаний

- Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

- Чем отличаются звуки от букв? (звук мы слышим, произносим, а букву мы видим и пишем)

- Какими бывают звуки? (гласные и согласные)

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И, е, ё)

- Какие звуки называют согласными? (которые не тянутся, не поются)

- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

- А еще? (звонкими и глухими)

Какая буква лишняя и почему?

Буква Н лишняя, так как она согласная.

Буква Н лишняя, так как она согласная.

Знакомство с новым звуком - Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении? Солнце светит, дождь идет, В небе радуга цветет. Над рекой она взошла, Радость людям принесла. Речка краше сразу стала Разным цветом засияла. (Звук [Р])

Знакомство с новым звуком

- Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала

Разным цветом засияла.

(Звук [Р])

- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь]. - При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. -Значит звук какой? (согласный) -Почему? -Он глухой или звонкий? (звонкий) Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь]. - При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. -Значит звук какой? (согласный) -Почему? -Он глухой или звонкий? (звонкий) Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши,

когда слышите слово со звуком [Р]:

брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.

Б р ошка У р а Р ана Р анний Го р а Р епа р ыжик фа р тук фа р а пова р

Б р ошка У р а Р ана Р анний Го р а Р епа р ыжик фа р тук фа р а пова р

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на (горе)

Ри – ри – ри – на ветках … ( снегири )

«Д р ожу от ст р аха

До сих по р ! –

Воскликнуло полено,

-Похожа буква

на топо р !

Ра/ ро/ ру/ру/ра

Ма-ра /ра-ма /ро-ма

Делим на слоги, СТАВИМ УДАРЕНИЕ РЫБА , ЛУНА, ШАРЫ, ЛИСА, РАДУГА, МАШИНА

Делим на слоги, СТАВИМ УДАРЕНИЕ

РЫБА , ЛУНА, ШАРЫ, ЛИСА, РАДУГА, МАШИНА

Р Ы -Б А , Л У -Н А , Ш А -Р Ы , Л И -С А , Р А -Д У -Г А , М А -Ш И -Н А

Р Ы -Б А , Л У -Н А , Ш А -Р Ы , Л И -С А , Р А -Д У -Г А , М А -Ш И -Н А

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Пропишите в простых тетрадях: Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РА РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РО РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ РУ УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР УР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР ОР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР АР

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пропишите в простых тетрадях:

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

Конспекты к букварю Н.С.Жуковой

1 Слайд С егодня мы попробуем соединить согласный с гласным. Стр. 14 Ставим пальчик на М наши губки сжимаем и бежим к А –широко отроем рот. Протяжно тянем МММА. Прибежали! А теперь М бежит в гости к У. Протяжно тянем не разрываем дорожку МММУ. И ещё раз! Отлично! Закрепим, пробежим ещё раз по дорожке. Ой, как весело бегать по дорожке! Повторим прочитанные слоги. (МУ,МА,МУ,МА).

Стр.15 Обрати внимание на следующую страницу. Итак, давай повторим изученные слоги. Сверху читаем. (Ма,Му,Му,Ма)

Чтение следующей таблички. (Чтение в строчку, в столбик)

Закрепляем ещё раз. Прочитываем несколько раз, пока не будет получаться хорошо.

Работа над картинкой с.15.

-Кого, ты видишь на картинке? ( Мама и малыш пришли в лес собирать грибы. Мама решила поиграть со своим ребёнком и спряталась недалеко за деревом. Она стала наблюдать за малышом. Что он будет делать?)

-Давай прочитаем! Сначала прочитаем самое любимое слово: МА-МА, а сейчас прочитаем внизу справа текст. ( Чтение теста)

-Что кричал ребёнок? (Ау)

-А кого, он кричал? (Маму)

Все дети когда теряют своих мам очень боятся, вот и этот малыш очень испугался.

2 Слайд Посмотри куда-то бегут человечки. Пробежим вместе с ними по дорожке. ( МА)

3 Слайд Наша старая знакомая Киса Алиса. И снова принесла нам задания. Прочитаем слоги.

4 Слайд Стр. 16 Ставим пальчик на С- дует ветерок и бежим к А –широко отроем рот. Протяжно тянем СССА. Прибежали! А теперь С бежит в гости к У. Протяжно тянем, не разрываем дорожку СССУ. И ещё раз! Отлично! Закрепим, пробежим ещё раз по дорожке. А теперь С бежит в гости к О. Протяжно тянем не разрываем дорожку СССО. И ещё раз! Ой, как весело бегать по дорожке! Повторим прочитанные слоги. (СА,СУ,СО).

Чтение табличек. (Несколько раз. В строчку, столбиком)

Стр.17 Итак , следующая страница.

Читаем изученные буквы.

С -дует ветерок,

М -закрыли ротик,

О - губки круглые,

У - губы дудочкой,

А- широко раскрыли ротик.

Сейчас будем учиться соединять слоги в слова.

Сначала читаем вверху слог, а под слогом целое слово.

Прочитываем ммма, внизу ма-ма, соединяем мама. Что получилось? (мама)

Следующий слог вытягиваем ссса, получили са, читаем внизу са-ма, соединяем сама. И получили сама.

Дальше букву о-это целый слог и внизу соединяем о-са и получили слово оса.

Потом сссо, получили со, смотрим, что внизу. Слог со и соединяем м. И получили сом.

Читаем последний слог ссса получили слог са , слог са соединяем со звуком м. И получаем сам.

Читаем следующую табличку.

Ммма получили ма, читаем рядом ма-ма. Что получилось?( мама)

са-ма получилось сама. Что получилось? (сама, я сама читаю)

саам получились сам (Ты сам читаешь)

Слог ссса получили са , читаем са-ма, получили –сама,

ма-ма, получили мама, са-ма, получили сама.

- Прочитаем столбиком слоги и слова. У тебя получается? Читаем ещё раз.

Чтение табличек. (Несколько раз. В строчку, столбиком)

Работа над картинкой с.17.

-Кого ты видишь на картинке? А почему ребёнок очень сильно напуган? (За ним гонятся осы)

-Как ты думаешь, а почему за ним осы летят? (У него в руках сладкая груша, а осы очень любят сладкое и хотели тоже полакомиться грушей.)

-Как по твоему удалось малышу убежать от ос?

Прочитаем текст под картинкой. (Оса, мама! Мама оса!)

Мальчик боится ос и поэтому зовёт на помощь маму.

-Давай попробуем прочитать ,что написано под этим насекомым.о-са, что получилось? (Оса)

Узнаем, как называется рыба, которая здесь нарисована? Сссом получили сом.

-Как называется раба? (Сом)

-Прочитаем маленький текст внизу страницы слева.

-Прочитаем табличку слогов. Читаем ма, спускаемся вниз , добавляем с получается сссма. Читаем мо, спускаемся вниз , добавляем с получается сссмо. Читаем му, спускаемся вниз , добавляем с получается сссму.

- Отлично, молодец!

5 Слайд Посмотри куда-то бегут человечки. Пробежим вместе с ними по дорожке. ( СА)

6 Слайд Наша старая знакомая Киса Алиса. И снова прнесла нам задания. Что это? Это её любимое слово. МУ. Она так говорит, когда ей, что-то очень нравиться.МУ.

7 Слайд Чтение слогов и слов.

8 Слайд Киса Алиса. И снова прнесла нам задания. Что это? Это наше любимое слово. МА-МА. Прочитаем его ещё раз.

9 Слайд Чтение слогов и слов.

10 Слайд Чтение слогов и слов.

11 Слайд Малыш с мамой. Почему плачет ребёнок? Чего он испугался? Прочитаем.

Наталья Сырямкина

Наталья Сырямкина

Наталья Сырямкина запись закреплена
Типичный учебник-для учителей, родителей и детей

Задания к букварю Н. С. Жуковой
Автор: Пронина Наталья Владимировна
Подготовка к школе (рабочая программа по букварю Жуковой)

Читайте также: