Что такое система управления базами данных конспект урока 8 класс семакин

Обновлено: 07.07.2024

Регион: Республика Коми

Уровень образования: основное общее образование

Цель урока: Познакомиться с понятием базы данных, их типами, организацией.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учащихся в классе: 10-20

Используемое оборудование: компьютер, проектор, слайды.

Конспект урока.

Тема: Понятие информационной системы, базы данных, СУБД.

Цель урока: познакомится с типами баз данных и организацией данных в них..

Научить различать базы данных по типам;

Дать технику чтения таблиц как реляционных баз данных.

Развивать интерес к структурированию информации;

Развивать аналитическое мышление детей, их творческие способности, умение работать с разного рода информацией.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение.

Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Оборудование: компьютер, проектор.

Программная часть: презентация Microsoft Office Power Point.

Анализ изученного материала.

Подготовили тетради, ручки, обратили внимание на доску.

Анализ изученного материала.

Прежде, чем нам приступить к теме урока, давайте вспомнил, что мы изучали на предыдущих урока. Ответ: информационные модели: табличные, графические и т.д. Мы с Вами анализировали их самостоятельно, без использования компьютерной техники. Современные средства позволяют обрабатывать данные на компьютере в больших объемах.

Давайте погорим о базах данных. (Слайд №1)

Поговорим о структурировании информации, ее сборе и хранении (Слайд №2).

Обработка информации с использованием средств компьютерной техники и будет называться информационной системой. (Слайд №3).

Даем понятие БАЗЫ ДАННЫХ с учетом имеющейся информации (Слайд №4).

Подробно изучаем каждый тип базы данных (Слайды №6,7,8).

Знакомимся с реляционными базами данных, вспоминаем табличные информационные модели (слайд №9).

Обращаемся к ключу реляционных баз. Говорим об уникальности каждой записи (слайд №10).

Вспоминаем виды информации по форме представления и говорим о том, какие данные мы можем хранить в базах данных (Слайд №11).

7. Итоги урока. (слайд 19,20)

Наш урок подходит к концу. Вы так сегодня хорошо работали! Что вам запомнилось? Чему же вы научились?

Список используемых источников

Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А.

Залогова, с.в. Русакова, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 176 с. : ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

информатике

Тема: Базы данных и система управления базами данных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

Задачи урока:

понятие база данных

понятия поле и запись в таблице базы данных;

основных объектов СУБД Access;

понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.

Формы и методы: лекция с элементами беседы.

Организационный момент. (2 мин.)

Цели урока. Постановка проблемной ситуации. (2 мин.)

Объяснение нового материала. (35 мин.)

Задание на дом(3 мин.)

Рефлексия(3 мин.)

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь

Включите все компьютеры.

Откройте тетради и запишите тему урока.

2. Цели урока

Учитель: Целью нашего урока является:

Выяснить, как можно хранить информацию

Определить понятие базы данных и табличной базы данных

C основными объектами Microsoft Access.

3.Объяснение нового материала

Учитель: Перед нами стоит следующая задача: имеется большой объём базы данных например, о книгах в библиотеке, об учениках нашей школы, дорожно-транспортных происшествиях за длительный период времени и т. д. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Как вы думаете, каким образом можно хранить такую информацию?

Ученик: Такую информацию можно хранить на компьютере.

Учитель: А как же хранили информацию до появления компьютеров?

Ученик: До появления компьютеров информацию хранили на бумаге, т.е. в журналах, папках, картонных карточках.

Учитель: Картонные карточки используются в библиотечных каталогах. На каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок.

А как вы думаете, где лучше хранить информацию? На бумаге или на компьютере?

Ученик: Информацию лучше хранить на компьютере.

Учитель: Одним из распространённых средств такого хранения являются базы данных.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами просмотрим первую часть презентации.


1
слайд


2
слайд

Учитель: Какие можно привести примеры баз данных.


3
слайд

Учитель: Существует несколько классификаций баз данных, например: базы данных можно классифицировать по характеру информации. Имеются также Фактографические и Документальные.


4
слайд

Учитель: Базы данных это организованные определённым образом данные, т. е. данные, расположены в каком-то порядке и они должны быть доступны пользователю.


с
лайд

Учитель: По типу базы данных делятся на табличные БД( данные в виде одной таблицы) , сетевые БД( набор узлов, в котором каждый может быть связан с каждым), иерархические БД (в виде многоуровневой структуры), реляционные БД (набор взаимосвязанных таблиц). Самым распространёнными типом БД является реляционные.


Учитель: Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.

Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных


Учитель: Например, во время телерепортажей с крупных международных соревнований, олимпийских игр на экран мгновенно выводится досье любого спортсмена, о котором говорит комментатор – это работает компьютерная информационная система. Приведите ещё пример.

Ученик: Система продажи билетов.

Учитель: Так же СУБД можно классифицировать 1) по способу доступа к базам данных


8
слайд

Учитель: Система управления базами данных должна решать определённые задачи. Как вы думаете, какие задачи она может решать?


с
лайд

Учитель: СУБД существую различные(Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2,Oracle), но мы будем работать в Microsoft Access. Давайте посмотрим какой интерфейс у Microsoft Access. Замечаем, что есть стандартная панель, окно созданной базы.


с
лайд

Учитель: Назовите объекты БД.

Ученики: Таблица, запросы, формы, отчёты, страницы, модули, макросы.

Учитель: На уроках мы будем работать с таблицами, запросами, формами и отчётами.


с
лайд


У
читель: Что же такое объект таблица базы данных?

Учитель: Что же такое объект запрос базы данных?


У
ченики:

Учитель: Что же такое объект формы базы данных?


с
лайд

Учитель: Что же такое объект отчёты базы данных?


с
лайд

Учитель: Большинство баз данных имеют табличную структуру. Как мы знаем, в табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки - записями. Поля образуют структуру базы данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.


с
лайд


У
ченики:

4.Задание на дом

Учитель: Запишите домашнее задание:§9 , вопросы после параграф 1-4 стр. 107, выучить определения. На следующем уроке у вас будет тест по этой теме.

Ученик: .

Учитель: Урок окончен. До свидания!

Школе принадлежит особая роль выбрать эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни. Мотивы и потребности, привычки и ценности, практические навыки - багаж, которым они овладеют в школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь. Так как на уроках информатики с применением компьютеров учащиеся должны освоить ряд практических навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности.

Вид урока: изучение нового материала. На этом уроке я постаралась применить то, что является важным в преподавании информатики в 11 классе:

Урок опирался на уже имеющиеся знания и навыки учащихся, работа в Microsoft Office;

Новый материал на уроке позволяет удерживать интерес ребят к предмету, а уроки получаются не сложными и нудными, а полезными, интересными для ребят;

Цели урока были выполнены:

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

Задачи урока:

понятие база данных

понятия поле и запись в таблице базы данных;

основных объектов СУБД Access;

понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.

Главная задача на этом уроке: познакомить учащихся понятием базы данных и система управления базы данных, познакомить с основными объектами СУБД Microsoft Access.

Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики (была создана и использована презентация). Работа велась по подгруппам.

Считаю удачной выбранную структуру урока. Начинаю изложение материала с постановки проблемной ситуации(как хранить большой объем информации). Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение сочетаются с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте, а также с использованием презентации.

Урок получился интересным и насыщенным, т.к. школьники работами то в тетрадях приводили примеры использования баз данных в повседневной жизни. Контроль усвоения был проведён на следующем уроке в виде теста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Солдатенкова Марина Николаевна

Место работы

МБОУ "Понизовская школа"

Должность

Предмет

Информатика

Класс

Тема и номер урока в теме

Базы данных и системы управления базами данных Урок 1.

Базовый учебник

Информатика 8 класс. Семакин И.Г.

9. Задачи:

-развивающие: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта), расширение кругозора учащихся, развитие познавательных процессов.

-воспитательные: способствовать у учащихся воспитанию аккуратности, точности, исполнительности, развитие интереса к предмету “информационные технологии”, воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: эвристический.

Методическое и программное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, ПК, ПО MS Access презентация.

План проведения урока:

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Объяснение нового материала.

Планируемые образовательные результаты :

формирование умения оперировать данными, собранными в таблицы

Формирование умения поиска информации зависимости от поставленной задачи.

Формирование действий структурирования знаний;

одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов;

формирование умения проводить сравнение (выбор оснований и критериев для сравнения);

умение делать выводы;

формирование и развитие ИКТ-компетентности

вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе

формирование объектно-ориентированного мышления

формирование алгоритмического мышления

формирование ответственного отношения к учению

умение провести самооценку, организовать взаимооценку

Структура и ход урока

Организационный момент

Форма работы: фронтальная.

Формирование УУД: личностные (смыслообразование), регулятивные (самоконтроль), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, постановка с учащимися плана урока. Учащихся включаются в деятельность на личностно - значимом уровне, который направлен на формирование положительных эмоций.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Метод обучения: репродуктивный.

Форма работы: фронтальная.

Формирование УУД: личностные (смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные, коммуникативные (умение выражать мысли).

Объяснение нового материала

Метод обучения: объяснительно - иллюстративный.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Формирование УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные (постановка и решение проблемы), коммуникативные (умение выражать мысли).

В завершении самостоятельной работы подводится итог, используя презентацию, вводятся понятия: база данных, основные понятия табличных (реляционных) баз данных.

Представление и назначения СУБД формируются на примерах использования СУБД в науке, образовании, медицине, социальной сфере, на производстве и т.д. Для того, чтобы обозначить классификацию СУБД по способу доступа к базам данных предлагается учащимся самостоятельно поработать с материалом учебника. Обобщив классификацию, предлагается учащимся привести примеры баз данных разных типов.

Используя презентацию, обсуждаем с учащимися типовые задачи, решаемые с помощью СУБД:

создание базы данных;

изменение структуры и содержания баз данных;

сохранение базы данных в файле;

загрузка базы данных из файла;

упорядочение записей в базе данных;

поиск информации в базе данных;

вывод информации из базы данных в форме отчета.

4. Итоги урока.

Беседа с учащимися о проблемах, возникших при выполнении самостоятельной работы.

Оценка деятельности учащихся с комментариями.

5.Домашнее задание

Формирование УУД: личностные (смыслообразование, самоопределение), регулятивные (контроль).

выучить материал параграфа 10, ответить на вопросы:

Что такое база данных?

Что называют записью и полем в таблице базы данных?

Какие системы называют СУБД?

Какие объекты присутствуют в окне базы данных MS Access ? Для чего предназначены эти объекты?

Приложение к плану-конспекту урока

Базы данных и системы управления базами данных

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Логическая схема понятий по теме: "СУБД и базы данных". Системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала.


Раздел: Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Тема: Система управления базами данных. Создание и редактирование базы данных .

Учебные часы: 1 час (40 мин.).

Рассмотреть назначение и возможности баз данных Access.

2. Научится создавать табличные базы данных.

Научиться запускать Access 2007.

Познакомиться с окном базы данных.

Создавать структуру базы данных.

Уметь открывать таблицы.

Уметь редактировать данные.

Научиться создавать новые объекты.

Уметь выходить из Access 2007.

1) описывать назначение и возможность баз данных;

2) уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Учащиеся ).

Орг. Момент - 2мин.

Постановка цели урока - 1мин.

Объяснение нового материала

с показом учебной презентации - 15мин.

Практическая работа по теме : Создание

и редактирование баз данных в Access - 20мин.

Подведение итогов урока - 1мин.

Определение домашнего задания - 1мин.

База данных (БД) - совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимо от прикладных программ.

База данных позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств

Система управления базами данных (СУБД) - комплекс программ и языковых средств для создания, ведения и использования БД. Основная особенность СУБД - это наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры.

В состав документа Access входят следующие объекты:

Таблицы. В файлах Access информация хранится в форме таблицы, строки которой называются записями, а столбцы – полями.

Формы, отображающие содержимое таблиц или запросов в более удобном для восприятия виде.

Запросы, при помощи которых можно произвести выборку данных, соответствующих некоторому критерию.

Отчеты, предназначенные для печати записей таблиц и запросов.

Использование разнообразных мастеров упрощает создание таблиц, форм, отчетов и запросов.

Access позволяет создавать и редактировать базы данных большого объема.

Информация в базах данных может быть организована по разному. Чаще всего используется табличный способ.

Базы данных с табличной формой организации называются реляционными БД.

В чем же их преимущество?

Главное достоинство таблиц — в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Загляните, например в свой дневник: расписание занятий там представлено в виде таблицы, ведомость с оценками за четверти имеет табличный вид. Когда мы приходим на вокзал, смотрим расписание электричек. Какой вид оно имеет? Это таблица! А еще есть таблица футбольного чемпионата. И журнал учителя, куда он ставит вам оценки — тоже таблица.

Видите, как много примеров, и их еще можно продолжить. Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться. Ну разве что маленькому ребенку, который только учится читать.

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем. В общем виде это выглядит так:

Каждое поле таблицы имеет имя.

Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

Например, одна запись о каком либо объекте — это информация об одной игрушке.

Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.

Главным ключом в базах данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство — тип поля.(формат)

Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:

Итак, значения полей — это некоторые величины определенных типов.

От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.

Д.З. параграф 11 (Семакин)


-75%

Читайте также: