Что такое система управления базами данных конспект урока 8 класс семакин
Обновлено: 07.07.2024
Регион: Республика Коми
Уровень образования: основное общее образование
Цель урока: Познакомиться с понятием базы данных, их типами, организацией.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учащихся в классе: 10-20
Используемое оборудование: компьютер, проектор, слайды.
Конспект урока.
Тема: Понятие информационной системы, базы данных, СУБД.
Цель урока: познакомится с типами баз данных и организацией данных в них..
Научить различать базы данных по типам;
Дать технику чтения таблиц как реляционных баз данных.
Развивать интерес к структурированию информации;
Развивать аналитическое мышление детей, их творческие способности, умение работать с разного рода информацией.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение.
Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, проектор.
Программная часть: презентация Microsoft Office Power Point.
Анализ изученного материала.
Подготовили тетради, ручки, обратили внимание на доску.
Анализ изученного материала.
Прежде, чем нам приступить к теме урока, давайте вспомнил, что мы изучали на предыдущих урока. Ответ: информационные модели: табличные, графические и т.д. Мы с Вами анализировали их самостоятельно, без использования компьютерной техники. Современные средства позволяют обрабатывать данные на компьютере в больших объемах.
Давайте погорим о базах данных. (Слайд №1)
Поговорим о структурировании информации, ее сборе и хранении (Слайд №2).
Обработка информации с использованием средств компьютерной техники и будет называться информационной системой. (Слайд №3).
Даем понятие БАЗЫ ДАННЫХ с учетом имеющейся информации (Слайд №4).
Подробно изучаем каждый тип базы данных (Слайды №6,7,8).
Знакомимся с реляционными базами данных, вспоминаем табличные информационные модели (слайд №9).
Обращаемся к ключу реляционных баз. Говорим об уникальности каждой записи (слайд №10).
Вспоминаем виды информации по форме представления и говорим о том, какие данные мы можем хранить в базах данных (Слайд №11).
7. Итоги урока. (слайд 19,20)
Наш урок подходит к концу. Вы так сегодня хорошо работали! Что вам запомнилось? Чему же вы научились?
Список используемых источников
Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А.
Залогова, с.в. Русакова, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 176 с. : ил.
образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;
развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;
воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.
информатике
Тема: Базы данных и система управления базами данных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;
развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;
воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.
Задачи урока:
понятие база данных
понятия поле и запись в таблице базы данных;
основных объектов СУБД Access;
понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.
Формы и методы: лекция с элементами беседы.
Организационный момент. (2 мин.)
Цели урока. Постановка проблемной ситуации. (2 мин.)
Объяснение нового материала. (35 мин.)
Задание на дом(3 мин.)
Рефлексия(3 мин.)
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь
Включите все компьютеры.
Откройте тетради и запишите тему урока.
2. Цели урока
Учитель: Целью нашего урока является:
Выяснить, как можно хранить информацию
Определить понятие базы данных и табличной базы данных
C основными объектами Microsoft Access.
3.Объяснение нового материала
Учитель: Перед нами стоит следующая задача: имеется большой объём базы данных например, о книгах в библиотеке, об учениках нашей школы, дорожно-транспортных происшествиях за длительный период времени и т. д. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.
Как вы думаете, каким образом можно хранить такую информацию?
Ученик: Такую информацию можно хранить на компьютере.
Учитель: А как же хранили информацию до появления компьютеров?
Ученик: До появления компьютеров информацию хранили на бумаге, т.е. в журналах, папках, картонных карточках.
Учитель: Картонные карточки используются в библиотечных каталогах. На каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок.
А как вы думаете, где лучше хранить информацию? На бумаге или на компьютере?
Ученик: Информацию лучше хранить на компьютере.
Учитель: Одним из распространённых средств такого хранения являются базы данных.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами просмотрим первую часть презентации.
1
слайд
2
слайд
Учитель: Какие можно привести примеры баз данных.
3
слайд
Учитель: Существует несколько классификаций баз данных, например: базы данных можно классифицировать по характеру информации. Имеются также Фактографические и Документальные.
4
слайд
Учитель: Базы данных это организованные определённым образом данные, т. е. данные, расположены в каком-то порядке и они должны быть доступны пользователю.
с
лайд
Учитель: По типу базы данных делятся на табличные БД( данные в виде одной таблицы) , сетевые БД( набор узлов, в котором каждый может быть связан с каждым), иерархические БД (в виде многоуровневой структуры), реляционные БД (набор взаимосвязанных таблиц). Самым распространёнными типом БД является реляционные.
Учитель: Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.
Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных
Учитель: Например, во время телерепортажей с крупных международных соревнований, олимпийских игр на экран мгновенно выводится досье любого спортсмена, о котором говорит комментатор – это работает компьютерная информационная система. Приведите ещё пример.
Ученик: Система продажи билетов.
Учитель: Так же СУБД можно классифицировать 1) по способу доступа к базам данных
8
слайд
Учитель: Система управления базами данных должна решать определённые задачи. Как вы думаете, какие задачи она может решать?
с
лайд
Учитель: СУБД существую различные(Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2,Oracle), но мы будем работать в Microsoft Access. Давайте посмотрим какой интерфейс у Microsoft Access. Замечаем, что есть стандартная панель, окно созданной базы.
с
лайд
Учитель: Назовите объекты БД.
Ученики: Таблица, запросы, формы, отчёты, страницы, модули, макросы.
Учитель: На уроках мы будем работать с таблицами, запросами, формами и отчётами.
с
лайд
У
читель: Что же такое объект таблица базы данных?
Учитель: Что же такое объект запрос базы данных?
У
ченики:
Учитель: Что же такое объект формы базы данных?
с
лайд
Учитель: Что же такое объект отчёты базы данных?
с
лайд
Учитель: Большинство баз данных имеют табличную структуру. Как мы знаем, в табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки - записями. Поля образуют структуру базы данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.
с
лайд
У
ченики:
4.Задание на дом
Учитель: Запишите домашнее задание:§9 , вопросы после параграф 1-4 стр. 107, выучить определения. На следующем уроке у вас будет тест по этой теме.
Ученик: .
Учитель: Урок окончен. До свидания!
Школе принадлежит особая роль выбрать эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни. Мотивы и потребности, привычки и ценности, практические навыки - багаж, которым они овладеют в школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь. Так как на уроках информатики с применением компьютеров учащиеся должны освоить ряд практических навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности.
Вид урока: изучение нового материала. На этом уроке я постаралась применить то, что является важным в преподавании информатики в 11 классе:
Урок опирался на уже имеющиеся знания и навыки учащихся, работа в Microsoft Office;
Новый материал на уроке позволяет удерживать интерес ребят к предмету, а уроки получаются не сложными и нудными, а полезными, интересными для ребят;
Цели урока были выполнены:
образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;
развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;
воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.
Задачи урока:
понятие база данных
понятия поле и запись в таблице базы данных;
основных объектов СУБД Access;
понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.
Главная задача на этом уроке: познакомить учащихся понятием базы данных и система управления базы данных, познакомить с основными объектами СУБД Microsoft Access.
Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики (была создана и использована презентация). Работа велась по подгруппам.
Считаю удачной выбранную структуру урока. Начинаю изложение материала с постановки проблемной ситуации(как хранить большой объем информации). Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение сочетаются с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте, а также с использованием презентации.
Урок получился интересным и насыщенным, т.к. школьники работами то в тетрадях приводили примеры использования баз данных в повседневной жизни. Контроль усвоения был проведён на следующем уроке в виде теста.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Солдатенкова Марина Николаевна
Место работы
МБОУ "Понизовская школа"
Должность
Предмет
Информатика
Класс
Тема и номер урока в теме
Базы данных и системы управления базами данных Урок 1.
Базовый учебник
Информатика 8 класс. Семакин И.Г.
9. Задачи:
-развивающие: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта), расширение кругозора учащихся, развитие познавательных процессов.
-воспитательные: способствовать у учащихся воспитанию аккуратности, точности, исполнительности, развитие интереса к предмету “информационные технологии”, воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: эвристический.
Методическое и программное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, ПК, ПО MS Access презентация.
План проведения урока:
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Объяснение нового материала.
Планируемые образовательные результаты :
формирование умения оперировать данными, собранными в таблицы
Формирование умения поиска информации зависимости от поставленной задачи.
Формирование действий структурирования знаний;
одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов;
формирование умения проводить сравнение (выбор оснований и критериев для сравнения);
умение делать выводы;
формирование и развитие ИКТ-компетентности
вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе
формирование объектно-ориентированного мышления
формирование алгоритмического мышления
формирование ответственного отношения к учению
умение провести самооценку, организовать взаимооценку
Структура и ход урока
Организационный момент
Форма работы: фронтальная.
Формирование УУД: личностные (смыслообразование), регулятивные (самоконтроль), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, постановка с учащимися плана урока. Учащихся включаются в деятельность на личностно - значимом уровне, который направлен на формирование положительных эмоций.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Метод обучения: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.
Формирование УУД: личностные (смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные, коммуникативные (умение выражать мысли).
Объяснение нового материала
Метод обучения: объяснительно - иллюстративный.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Формирование УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные (постановка и решение проблемы), коммуникативные (умение выражать мысли).
В завершении самостоятельной работы подводится итог, используя презентацию, вводятся понятия: база данных, основные понятия табличных (реляционных) баз данных.
Представление и назначения СУБД формируются на примерах использования СУБД в науке, образовании, медицине, социальной сфере, на производстве и т.д. Для того, чтобы обозначить классификацию СУБД по способу доступа к базам данных предлагается учащимся самостоятельно поработать с материалом учебника. Обобщив классификацию, предлагается учащимся привести примеры баз данных разных типов.
Используя презентацию, обсуждаем с учащимися типовые задачи, решаемые с помощью СУБД:
создание базы данных;
изменение структуры и содержания баз данных;
сохранение базы данных в файле;
загрузка базы данных из файла;
упорядочение записей в базе данных;
поиск информации в базе данных;
вывод информации из базы данных в форме отчета.
4. Итоги урока.
Беседа с учащимися о проблемах, возникших при выполнении самостоятельной работы.
Оценка деятельности учащихся с комментариями.
5.Домашнее задание
Формирование УУД: личностные (смыслообразование, самоопределение), регулятивные (контроль).
выучить материал параграфа 10, ответить на вопросы:
Что такое база данных?
Что называют записью и полем в таблице базы данных?
Какие системы называют СУБД?
Какие объекты присутствуют в окне базы данных MS Access ? Для чего предназначены эти объекты?
Приложение к плану-конспекту урока
Базы данных и системы управления базами данных
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Логическая схема понятий по теме: "СУБД и базы данных". Системное представление основных понятий раздела, используемое учителем при объяснении материала.
Раздел: Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Тема: Система управления базами данных. Создание и редактирование базы данных .
Учебные часы: 1 час (40 мин.).
Рассмотреть назначение и возможности баз данных Access.
2. Научится создавать табличные базы данных.
Научиться запускать Access 2007.
Познакомиться с окном базы данных.
Создавать структуру базы данных.
Уметь открывать таблицы.
Уметь редактировать данные.
Научиться создавать новые объекты.
Уметь выходить из Access 2007.
1) описывать назначение и возможность баз данных;
2) уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Учащиеся ).
Орг. Момент - 2мин.
Постановка цели урока - 1мин.
Объяснение нового материала
с показом учебной презентации - 15мин.
Практическая работа по теме : Создание
и редактирование баз данных в Access - 20мин.
Подведение итогов урока - 1мин.
Определение домашнего задания - 1мин.
База данных (БД) - совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимо от прикладных программ.
База данных позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств
Система управления базами данных (СУБД) - комплекс программ и языковых средств для создания, ведения и использования БД. Основная особенность СУБД - это наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры.
В состав документа Access входят следующие объекты:
Таблицы. В файлах Access информация хранится в форме таблицы, строки которой называются записями, а столбцы – полями.
Формы, отображающие содержимое таблиц или запросов в более удобном для восприятия виде.
Запросы, при помощи которых можно произвести выборку данных, соответствующих некоторому критерию.
Отчеты, предназначенные для печати записей таблиц и запросов.
Использование разнообразных мастеров упрощает создание таблиц, форм, отчетов и запросов.
Access позволяет создавать и редактировать базы данных большого объема.
Информация в базах данных может быть организована по разному. Чаще всего используется табличный способ.
Базы данных с табличной формой организации называются реляционными БД.
В чем же их преимущество?
Главное достоинство таблиц — в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Загляните, например в свой дневник: расписание занятий там представлено в виде таблицы, ведомость с оценками за четверти имеет табличный вид. Когда мы приходим на вокзал, смотрим расписание электричек. Какой вид оно имеет? Это таблица! А еще есть таблица футбольного чемпионата. И журнал учителя, куда он ставит вам оценки — тоже таблица.
Видите, как много примеров, и их еще можно продолжить. Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться. Ну разве что маленькому ребенку, который только учится читать.
В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем. В общем виде это выглядит так:
Каждое поле таблицы имеет имя.
Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.
Например, одна запись о каком либо объекте — это информация об одной игрушке.
Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.
Главным ключом в базах данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство — тип поля.(формат)
Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.
В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:
Итак, значения полей — это некоторые величины определенных типов.
От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.
Д.З. параграф 11 (Семакин)
-75%
Читайте также: