Конспект урока по литературе 7 класс коровина ломоносов к статуе петра великого

Обновлено: 07.07.2024

1. Вступительное слово (заранее подготовленный ученик).

2. Работа с учебником-хрестоматией.

После прочтения статьи учебника (стр. 51-53) школьники отвечают на вопросы. (вопросы и задания размещены на слайдах презентации).

Чтение отрывков из произведений Ломоносова (сопровождается пояснениями с карточек).

“К статуе Петра”. Выразительно читает учитель.

Дополнение: Карточка 1. (заранее подготовленный ученик)

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благ России. Он ценит в царе то, что он “царствуя служил”, “свои законы сам примером утвердил”, “монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки” (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь “строил град”, “художников сбирал и обучал солдат”. В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как “премудрый герой”, “Отечества отец”. Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.

“Ода на день восшествия…”. Отрывок из оды выразительно читает ученик.

Карточка 2. (заранее подготовленный ученик)

В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

7-В - 28.09.16 7-Б – 29.09.16

Цели : - знакомство с биографией и творчеством М.В.Ломоносова;

- раскрытие роли вклада Ломоносова в развитие русской науки, поэзии и литературы;

- анализ произведений М.Ломоносова.

УЭ1 Работа с эпиграфом.

Составление тезисного плана. (по статье учебника и презентации)

1.Детские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Германии.

УЭ2. Академическая деятельность. Открытие по инициативе Ломоносова Московского университета.

4. Прославление Петра 1 как просвещённого государя.

УЭIII. Работа с отрывками из произведений М.Ломоносова.

Учитель читает текст, комментирует, помогая ученикам постичь их смысл.

Зрак — образ, лик, облик; изображение, картина.

кратко перескажите содержание отрывка прозой.

- Опишите, что изображено на полотне.

Демонстрируется портрет Елизаветы.(слайд 16 )

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

- Определение оды находим в словаре, затем записываем в тетрадь. (Слайд17)

Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Работа по вопросам:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Задание. Составить словарь.

Невтонов — Ньютонов,

раченье (раденье) — старание, усердие;

от недр — из глубин.

К кому обращается автор в первых строках отрывка?

(К молодым соотечественникам).

К чему он их призывает?

(К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

4) совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворений;

5) прививать любовь к родному языку, литературе и истории России 18 века.

Конспект урока литературы на тему:

Автор: учитель русского языка и литературы

Иванченкова Виктория Геннадьевна

Урок на тему: «М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Стихотворение

Класс: 7 класс

Предмет: литература

Учитель: Иванченкова В.Г.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

1) продолжить знакомить обучающихся с основными событиями жизненного и творческого пути ученого, поэта и общественного деятеля М.В. Ломоносова;

4) совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворений;

5) прививать любовь к родному языку, литературе и истории России 18 века.

Структура урока:

1. Организационный момент.

3. Проверка домашнего задания

4. Актуализация знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Целеполагание

Сегодня на уроке нам предстоит:

1. Продолжить знакомство с жизненным и творческим путем ученого, поэта и общественного деятеля М.В. Ломоносова, о котором мы говорили в 5-ом классе.

2. Рассмотреть реформу языка Ломоносова.

3. Проанализировать стихотворения Ломоносова, которые нам предлагает учебник.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится на этапе анализа содержания и художественных особенностей данных произведений (этап закрепления нового материала урока).

4. Актуализация знаний

1. Какие сведения о личности Михаила Васильевича Ломоносова вы помните из уроков литературы 5 класса (или из других уроков)?

2. Что вы читали из произведений М.В. Ломоносова?

5. Объяснение нового материала

1. Где родился Ломоносов?

2. Кем был отец Ломоносова?

3. Как Ломоносов оказался в Москве?

4. В каком учебном заведении учился Ломоносов?

5. С какими проблемами столкнулся Ломоносов во время учебы?

6. В какой стране, кроме России, учился Ломоносов?

7. Какой университет основал Ломоносов?

8. Какими науками занимался Ломоносов?

Авось (вдруг), отверзаю, слава, взываю, зеницы, ветошка (лоскуток из поношенной одежды), Бог, рука.

Примеры слов

Церковнославянизмы и русские слова

Героические поэмы, оды, трагедии

Русские слова и некоторые церковнославянизмы

Дружеские письма, научные произведения

Разговорные и просторечные русские слова и выражения

Комедии, песни, эпиграммы

6. Закрепление нового материала

Задание 3. Прочитайте стихотворение “К статуе Петра Великого” М.В. Ломоносова и выполните его анализ.

К статуе Петра Великого



Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

2. Кратко перескажите содержание отрывка прозой.

3. Какие деяния Петра I называет Ломоносов?

Ода — один их важнейших жанров в литературе 18 века.

Ода — это лирический жанр литературы, торжественная песнь, воспевающая, восхваляющая того, к кому она обращена.

1. Лексическая работа. Объясните значение устаревших слов:

5. Пользовать -

3. Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

4. К кому обращается автор в первых строках отрывка?

5. К чему он их призывает?

6. Каким стилем написана ода?

8. Как бы вы сформулировали тему этой оды?

7. Подведение итогов урока

1. Каковы открытия М.В. Ломоносова в области языка и литературы?

2. Какой ведущий литературный жанр в творчестве поэта?

8. Домашнее задание

1. Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. /авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2016.


М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение.
Источник: Каталог художественных произведений с изображениями М. В. Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 88 с.


Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова. 1892 г. Скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин


"Надпись 1. К статуи блаженныя памяти Государя Императора Петра Великаго. Се образ изваян премудраго Героя. "
Автограф. [1750, июля 9-16]. Опубл.: Ломоносов М. В. ПСС. Т. 8. С. 284.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении.

I. Краткий рассказ об учёном и поэте

Ломоносов — учёный-естествоиспытатель, Ломоносов — филолог, поэт и педагог, Ломоносов — художник.

II. Чтение и обсуждение статей учебника о Ломоносове и составление их цитатных планов.

Обобщающая беседа:

Какие стихи Ломоносова вы знаете?

Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?

Что вы знаете о просветительской деятельности Петра I?

Каково отношение Ломоносова к Петру I? Почему оно было таким?


III. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

Показ изображения статуи Петра I (см. фото ниже):

Комментарии учителя:

Лексические и историко-культурные комментарии к словам зрак, утеха, россы, гласит, сей, град, художества.

— Какую оценку даёт Ломоносов деяниям Петра I?

— В чём он видит заслуги царя перед Россией?

IV. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
Патриотизм и призыв к миру

Группа 1.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам от недр, дерзайте, ободренны, раченье, Платон, Невтон, случай, утеха, пользовать.

Группа 2.
Прокомментируйте смысл выражений которых ожидает / Отечество от недр своих, дерзайте ныне ободренны / Раченьем вашим показать, в несчастной случай берегут, среди народов и в пустыне.

Обобщающая беседа:

Почему Ломоносов придавал большое значение образованию и наукам?

О чём мечтает поэт? Сбылись ли его мечты?

В чём Ломоносов видит пользу наук?

Прокомментируйте его утверждения о роли наук в разных случаях жизни человека.

V. Практическая работа.
Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли.

Устар. 1. Приключение, дело, обстоятельство, встреча; арх. 2. Любовь, дружба, склонность, привязанность. В случае — о человеке, кто в милости у начальства

Какие черты характерны для жанра оды?

Итоговый вопрос:


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть.

Групповые задания.

Индивидуальные задания.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к статье учебника о Державине.

"СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ"
Б. В. Шергин.

. Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу.

Горячечносгь, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, — эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали.

Однако гений архангельского мужика снял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому.

Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовна, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое низкое происхождение. За пять лет он прошел восьми летний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1711 года вернулся в Петербург.

1. Штиль — устаревшее слово. Стиль — минера выражения мысли.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как ученого, поэта и общественного деятеля.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

. О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(См. текст оды полностью)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: . может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
НАДПИСИ
"К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО"[2]

1
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град[3], сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

2
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

3
Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

4
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.[4]

Источник: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)


Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. Михайловский замок.
Почтовая открытка. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.


Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1800,
бронза, мрамор. Кленовая улица, у входа в Михайловский замок
(вернуться к уроку)


Читайте также: