Конспект урока природное сообщество болото

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: Настройтесь на урок. Улыбнитесь и подарите свою улыбку друг другу.

2. Подготовительный этап: выявление знаний детей по теме

  1. В качестве индуктора в начале занятия учитель предлагает детям составить картину из пазлов (конверты с пазлами есть в каждой группе). Приложение 1.
  2. Афиширование групповых работ в классе.
  3. Социоконструкция.
    Как вы думаете, что изобразил художник на ваших картинках? Обоснуйте свое мнение.
  4. Социализация в классе.
  5. Самоконструкция.
    Какие ассоциации возникают у вас при слове “болото”? Запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслями и чувствами в группе.
  6. Социализация в классе.
  7. Самоконструкция.
    Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.
  8. Социализация в классе.
  9. Социоконструкция.
    В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.
  10. Социализация в классе.

Работа с презентацией “Природное сообщество – болото”

У. Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы. Итак, друзья, в путь! (Слайд 1, см. Приложение 2)

– Давайте вспомним, что такое природное сообщество? (Слайд 2)

– Какие природные сообщества мы уже изучили? (Слайд 3)

Презентацию читает учитель.

– Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

– С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

– Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной. (Слайд 7)

– Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны. (Слайд 8)

– Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см. (Слайд 9)

– Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Работа с физической картой России. Показ крупнейших болот на карте. Обозначение болот на карте. (Слайд 11)

– Болото может появиться на месте заросшего озера. (Слайд 12)

– Больше всего болот в тайге и в тундре. (Слайд 13) –

– Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото. Послушайте звуки, которые можно услышать на болоте. (Слайд 14)

– На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи. (Слайд 15)

– Какие же деревья можно встретить на болоте?

Слайд 16 – “Ива”. (Загадка.)
Слайд 17 – “Ивы на болоте”.
Слайд 18 – “Ольха”. (Загадка.)
Слайд 19 – “Ель”. (Загадка.)
Слайд 20 – “Берёза”. (Загадка.)
Слайд 21 – “Сосны”.

– Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум) (Слайд 22)

– Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху. (Слайд 23)

Угадай по описанию:

– Частично погружён в воду. Цветки с тремя лепестками. Лист похож на увеличенный наконечник стрелы. (Стрелолист) (Слайд 24)

– Из трав на болтах много осоки. (Слайд 25)

– Встречаются на болотах камыши. (Слайд 26)

– Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. (Слайд 27)

– Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. (Слайд 28)

– Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом. (Слайд 29)

– Растут на болоте и ягодные кустарнички. Отгадайте их:

Когда весною талые
Сойдут с болот снега,
Они, как бусы алые,
Усеют берега. (Клюква) (Слайд 30)

Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника) (Слайд 31)

Голубые ягодки
Повисли на кусточке.
Голубые ягодки
Зелёные листочки. (Голубика) (Слайд 32)

Росло – повыросло
Из кустов повылезло.
На кончике закрутилось
Красным цветом заискрилось. (Морошка) (Слайд 33)

– Многие болотные растения лекарственные.

Слайд 34 – “Аир болотный”.
Слайд 35 – “Багульник”.
Слайд 36 – “Валериана”. “Череда”.

1. Рассказы детей о целебных свойствах этих растений (по ходу презентации)

– Есть среди растений болот и необычные жители.

Есть трава с загадкой, с хищною повадкой.
Комара и мушку заманит в ловушку. (Росянка) (Слайд 37-38)

– Растут на болотах и грибы. (Слайд 39)

2. Игра “Проверь себя” (Слайды 40-46)

3. Физкультминутка

По болоту мы идём
Очень осторожно!
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие шажки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

4. После просмотра презентации детям предлагается заполнить листы путешествия по группам.

5. Афиширование работ, составленных детьми.

6. Рефлексия (Слайд 47)

– Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного сегодня на уроке?

Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось…и т.д.
(Дети передают мяч и говорят: “ На уроке я узнал, что. ”)

4. Итог урока

У. Молодцы! Спасибо всем за урок! На следующем уроке мы продолжим путешествие по болоту и узнаем ещё очень много интересного. А на прощание послушайте стихотворение.

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

5. Домашнее задание

План: 1. Что такое болото? 2. Какие растения и животные обитают на болоте? 3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Болото - это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве.

План: 1. Что такое болото? 2. Какие растения и животные обитают на болоте? 3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема: Природное сообщество – болото.

Цели: 1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними.

2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.

3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки.

- Какие природные сообщества мы уже знаем? (моря, океаны, озера)

- Как вы думаете, существуют ли еще природное сообщество?

- А как оно называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Назовите самое крупное озеро России (Байкал)
  2. какое растение озер человек использует, как строительный материал? (тростник)
  3. Назовите редкую красивую озерную птицу (фламинго)
  4. Насекомое-клоп, которое бегает по поверхности воды и охотится за мошками и комарами. (водомерка)
  5. Водоплавающая птица (утка)
  6. Небольшая всеядная озерная рыбка (плотва)

- Итак, какое слово получилось? О каком природном сообществе мы сегодня будем узнавать?

-Прочитайте тему урока (слайд 3)

-Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?

- Итак, сегодня на уроке мы выясним: (слайд 4)

1. Что такое болото?

2. Какие растения и животные обитают на болоте?

3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Это в прямом смысле, а в переносном значении, какой смысл люди вкладывают в это слово? (что-то нехорошее)

- Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)

- Где мы можем прочитать более точные сведения? (в учебнике)

Открыли учебник стр. 26 прочитайте 1 абзац

- Так что же такое болото?

(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)

- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)

В самом центре Сибирского федерального округа раскинулось Большое Васюганское болото. Оно является самым большим болотом на земном шаре. Его площадь составляет 53 тысячи квадратных километров. На таком пространстве спокойно поместилось бы государство Швейцария. Васюганское болото расположено на территории Томской области. Оно возникло около девяти тысяч лет назад. Первоначально на его территории расположились 19 отдельных болот, которые к настоящему времени слились в сплошной водный массив и процесс заболачивания продолжается.)

2.- Какие виды растений встречаются на болотах? (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)

- Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)

(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.

Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)

- Итак, о каком растении шла речь? Что интересного узнали?

- Вернемся к нашему плану, какой следующий вопрос на который мы должны ответить? (животные, обитающие на болотах)

Болото - рай для размножения различных насекомых.

- А какие группы животных еще обитают на болоте, выясним из статьи учебника на стр. 26 , начиная со 2 абзаца до стр. 27 (самостоятельное чтение)

- А теперь откройте ТПО на стр. 9 № 15 . Что предлагают сделать?

Представителей этих групп выпишите из статьи, которую читали.

- Итак, назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах.

- Как вы считаете, а на территории нашей области есть болота? (карта области)

- Как на карте отмечаются болота? (пунктирными линиями)

- Посмотрите на карту нашей области и скажите, где больше всего распространено болот?

(Болота занимают 28% территории области. Широко распространены на юго-востоке в пределах средне-амурской низменности, а также вдоль русел рек, проникая в горные районы.)

3. - Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти организмы между собой . Составьте цепь питания . (работа в парах)

- Подумайте и скажите , можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?

- Вернемся к нашему плану, какой третий вопрос, на который мы должны ответить? (слайд с планом)

- Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?

Д/з ответ на этот вопрос вы найдете дома на стр. 28, а также порассуждаете над значением болот, выполнив задание в ТПО на стр. 9 № 16

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

Раскрыть значение болот для человека и природы;

Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Подготовительный этап (работа в группах).

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Повисли на кусточке.

Зелёные листочки. (Голубика)

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

Раскрыть значение болот для человека и природы;

Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Подготовительный этап (работа в группах).

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Повисли на кусточке.

Зелёные листочки. (Голубика)

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва).

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах);

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети! Напомню вам, что меня зовут Мария Геннадьевна! Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира!

-А теперь садитесь, мальчики!

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-А урок наш мы начнём со стихотворения! Ребята, давайте все дружно прочитаем это стихотворение:

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки земля.

На ней мы родились,

Живём мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

-Молодцы, ребята! А какие природные сообщества встречаются в данном стихотворении? (озеро, леса, поля)

-Отлично! А какие ещё природные сообщества вы знаете?(луг, лес, поле)

-Ребята, а как вы думаете, что такое природное сообщество?

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

Постановка темы и цели.

Введение в тему.

-Итак, ребята сейчас я загадаю загадаю вам одну очень интересную загадку, а вы в свою очередь попытайтесь отгадать её! Слушаем все внимательно, читаю один раз!

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь –куда ни поглядишь-

Кочки, ряска и камыш.

-Ребята, кто догадался о чём идёт речь? (о болоте)

-Значит, тема нашего сегодняшнего урока называется?(болото)

(Болото-топкое место со стоячей водой)

-А кто из животных живёт на болоте? Какие там растения растут? Какую пользу нам приносит болото? Можно ли обойтись без этого прир. сообщества?

Работа в парах (по карточкам)

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.

Проверка работ Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация)

Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация):

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

-Правильно, это КЛЮКВА! Ягоды клюквы становятся красными только поздней осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды имеют широкое применение, их заготавливают в больших количествах. Они богаты витаминами, прекрасно хранятся. Из них приготавливают варенье, кисели, напитки и т.д.

-На болоте также встречаются растения –хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ. Это растение называется Росянка.

-Большая выпь. Эта птица имеет длинные ноги и длинную шею, большой острый клюв. Питается она рыбой, лягушками и червями. Заметив врага, птица искусно затаивается: она вытягивается во весь рост, подняв кверху клюв, и не двигается долгое время. Её длинная фигура желтоватых тонов с чёрным рисунком на брюшке и спине становится совсем незаметной среди жёлтых стеблей тростника.

-Ребята, что общего во внешнем виде всех этих птиц (у всех длинные ноги)

-Как вы думаете, зачем птицам это необходимо? (удобнее ходить по болоту)

-Какие ещё приспособления имеют птицы, живущие на болоте? (длинный клюв, чтобы доставать пищу из воды. Все хорошо летают. Некоторые ещё и плавают)

Трав копытами не касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко!(Лось)

-Ребята, а лось живёт на болоте? Крупным животным трудно жить на болотах и они заходят сюда в поисках пищи.

-Почему лось не проваливается в болотах?(на копытах есть кожистая перепонка, которая не даёт ему проваливаться)

-Торф. Это остатки погибших растений, разложившиеся на дне без доступа воздуха, а также это топливо, удобрение и сырьё на химических заводах.

Читайте также: