Конспект логопедического занятия в младшей группе на тему семья

Обновлено: 05.07.2024

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “СЕМЬЯ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.


Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - формировать понятие семья;
- употреблять предлоги в речи в, из;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- развитие ориентировки на листе бумаги;
- употреблять существительные в творительном падеже;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки “Что куда”.
Ход занятия:


1. Орг. момент. Назвать ласково своего соседа.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.

2. Введение в тему.
Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?

3. Игра “Кто кем приходится?”
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)


4. Игра “Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

5. Игра “Наоборот” (по картинкам).
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

6. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра “Рука, ухо, нос”.

7. Игра “Что куда”. (по картинам )
- Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)
- Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
- Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

- Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в
чашку)
- Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)
- Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из
чашки)

- Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)
- Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
- Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

- Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)
- Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)
- Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

- Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)
- Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
- Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

8. Игра “Кто чем действует”.(по картинкам )
Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.

9. Выкладывание из геометрических фигур картинки “семья ”.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось ?


Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - закрепить умение подбирать слова – антонимы;
- закрепить понятия старше – младше;
- учить употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, зрительную память.
Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч.
Ход занятия:


1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика .
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.

2 . Игра “Кто старше ( младше)?”(составление предложений с союзом а) Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше. Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

3 .Игра “Запомни и скажи” (по картине)
Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
Сколько человек на картине? (5)
Где сидят дети? (на полу, у стола)
Чем играют дети? (кубиками)
Что висит на стене? (картина)
Что делает бабушка? ()
Что у мамы в руках? ()
У папы усы или борода? ()

4. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра “Рука, ухо, нос”.
Игра “Наоборот”(с мячом)
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

6 . Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
- Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
1 – чтение

2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказы детей.
7. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Чей рассказ понравился
больше всего?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи: -установление эмоционального контакта с детьми;

-Развитие положительного интереса к занятиям;

-Формирование основ слухового и зрительного внимания;

-Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки;

-Развитие понимания обращенной речи;

-Привлечение внимания к предметам и явлениям;

-Формирование регулятивной функции речи, т.е. умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности;

-Развитие системы межанализаторных связей как основы для анализа неречевых и речевых звуков.

1.Орг момент. Хей, хей - привет тебе!

Хей, хей - привет тебе!

Ушкам твоим привет,(дотрагиваемся до ушек)

Щечкам твоим привет,привет,

И твоим привет, привет.

Кач,кач,качи,кач… (стучим кулачками)

Носику твоему привет,

И твоему привет,привет и т.д.

Дети садятся на стульчики или на пол, приходит кукла и приносит картинки

Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка). Сенсорное развитие: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

4.Физкультминутка под музыку.

Девочки и мальчики прыгают как зайчики.

Ручками хлопают, ножками топают.

И тихо приседают.

6.Д/и на развитие мелкой моторики. Посмотрите на свои ладошки:

Этот пальчик — дедушка, де-да

Этот пальчик — бабушка, ба-ба

Этот пальчик — папочка, па-па

Этот пальчик — мамочка, ма-ма

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

10. Развитие графомоторных навыков: автопортрет (обводить голову ребенка, прижавшегося затылком к доске с листом бумаги) или портрет мамы.

Это лицо. Рисуй глаза. Опа! Вот как! Рисуй нос. Рисуй рот. Рисуй уши. Чей портрет? Мой!

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах.

• Учить правильно, называть членов семьи.

Развивающие :

• Закрепить навыки работы с геометрическими фигурами.

• Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

• Формировать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже, единственном числе.

• Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация.

1. Заучивание имен и фамилий родителей.

3. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

4. Рассматривание семейных альбомов.

Оборудование: магнитная доска, магниты, указка, корзинка для игры, сердечки, вырезанные геометрические фигуры, сладкое угощение.

Ход занятия:

Организационный момент (дети стоят в кругу)

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами дружно и весело живем в нашей группе. Давайте с ними поздороваемся. Мне сказали, что вы очень любите играть. Хотите поиграть со мной? Тогда давайте подружимся во время нашей разминки:

Мы сначала будем топать:

А потом мы будем хлопать:

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята сядьте, пожалуйста,на коврик.

Дети рассаживаются на коврик.

Сюрпризный момент: Появляется медведь. Рассказ медведя о своей семье :

Мишутка, мы сегодня тебе обязательно поможем, но сначала мишка поиграй с нами.

Ребята, хотите узнать, кто является членами семьи? Тогда послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:

1. В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо —

Лучше всех на свете… (мама)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

3. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша. (бабушка)

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

5. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой. (братишка)

6. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестра)

Молодцы. В каждой семье справляются праздники. Какие праздники вы отмечаете всей семьей? (ответы детей). На праздниках принято дарить подарки. Как вы считаете, какой больше всего подарок хотели бы получить мама?. папа…бабушка?. дедушка?. брат?. сестра?

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – дочечка, дочурка, доченька.

Сын – сынок, сыночек, сынуля.

Папа – папочка, папуля.

Мама – мамочка, мамуля.

Бабушка – бабуля, бабуся, бабуленька.

Дед – дедушка, дедуля, дедуленька.

Сестра – сестрёнка, сестрица, сестреночка.

Брат – братишка, братик.

Три медведя шли домой (Дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой – большой (Тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом (Наклоняются)

А малыш малютка просто (Приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил (Изображают игру погремушками)

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

- А где живет каждая семья? (дом, квартира)

Этот пальчик – дедушка, (дети гладят поочередно пальцы)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, вот и вся моя семья

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзинку, называю доброе дело : я мою посуду, я убираю игрушки, я поливаю цветы. (во время игры звучит спокойная музыка)

-Ребята, давайте поможем мишутке, построим домик. А теперь пройдем в нашу мастерскую и построим домик для Мишутки и его друзей.

- У вас на столах разложены геометрические фигуры, вам нужно построить домик. Для этого сначала нужно взять квадрат и положить перед собой, это будет основание дома, затем берем треугольник и выкладываем сверху на квадрат, это будет крыша, затем в центр квадрата выкладываем прямоугольник, это будет окошко.

- А теперь ребята, садитесь за столы и приступайте к работе.

Творческая работа детей под руководством воспитателя (звучит песенка о семье)

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

-У нас у всех есть семья. У кого-то она большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете.

- Ну что, Мишутка, понравилось тебе гостить у детей в детском саду? Понравились их рассказы о своей семье?

- Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

Спасибо вам, ребята! Мне так у вас понравилось, что я хочу угостить вас вкусными медовыми пряниками! До свидания!

Кто сегодня к нам приходило в гости?

Какие игры вы сегодня играли?

Как вы помогли мишке?

Детям раздается угощение. Образовательная деятельность окончена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по развитию речи на лексическую тему "Семья". Цель: Обучение составлению рассказа по картинке, обеспечение целостного восприятия картины.

Конспект логопедического занятия.

Тема: Семья.

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Цель: Обучение составлению рассказа по картинке, обеспечение целостного восприятия картины.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

Логоритмика (с мячом)

На место сядет тот, кто скажет кем работает его(ее) мама (папа).

ОСНОВОНЙ ЭТАП

Общая артикуляционная гимнастика.

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнений.

Пракическое образование родительного падежа существительных без предлога.

Выставляет картинки, дети их называют:

- Мама, папа, бабушка, дедушка.

- Папа ушел на работу. Кого нет дома? (- Папы)

- Мама ушла в магазин. Кого нет дома? (- Мамы) и т. п.

Использование в речи местоимений.

Детям показываются картинки, на которых нарисованы члены семьи, и спрашивается каждый ребенок:

У каждого взрослого есть имя, отчество. У ваших мам и пап, бабушек идедушек тоже есть имя и отчество. Как зовут твою маму по имени и отчеству (папу, бабушку, дедушку).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама.

А вот этот пальчик я.

Вот и вся моя семья!

Пальцы правой руки (затем левой) сжаты в кулак. Поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. На последней строке сжимание-разжимание пальцев.

Мама и ты. – Мама большая, а я маленький.

Ты и папа. – Я маленький, а папа большой.

Ты и братик. – Я большой, а братик маленький и т. д.

«Это дом. Здесь живет семья: мама, папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы; братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Читайте также: