Конспект занятия пейзаж акварелью
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка
открытого занятия
Автор: Маюкова Светлана Юрьевна- педагог дополнительного образования, ВКК
Состав учебной группы:
Вид занятия: Выполнение композиции пейзажа по представлению, живопись.
Тип урока: комбинированный
Форма занятия: практическое занятие
Время: один учебный час (45 мин)
Цели занятия: дать представление о истории пейзажной живописи, научить анализировать, расширить представление обучающихся об особенностях акварельной живописи, технике рисования акварелью. Развить у детей способность восприятия градаций света и тона в живописи, а так же многообразие цветовых оттенков.
Научить последовательности выполнения пейзажа в данной технике, совершенствовать умения и навыки в работе акварельными красками, создать необходимые комфортные условия для творческой и познавательной деятельности обучающихся. Освоить технику выполнения акварельной живописи.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения:
-авторские работы педагога.
-стихотворение В. Евпатова
Материально-техническое оснащение урока.
-мольберты, планшеты, стулья, хорошее освещение;
-акварельная бумага А4, кисти для акварели, акварельные краски, палитры.
Оформление кабинета.
-репродукции картин известных художников - пейзажистов;
-фотографии пейзажа родного края.
Методические советы по подготовительному периоду педагога.
-подготовка эскиза композиции на бумаге;
-подготовка рабочих мест обучающихся к самостоятельной работе необходимыми материалами и инструментами: акварель, кисти, баночка для воды, палитра.
Структура учебного занятия.
1.Организационная часть.
-подготовка обучающихся к самостоятельной работе;
-запись в журнал отсутствующих.
Вводная беседа. Подготовка обучающихся к активному и познавательному усвоению нового материала,
Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармоничного сочетания красок в природе. Но есть люди, которые умеют видеть красоту в самых разных казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, в зелени листвы, в синеве лесных далей. И это, прежде всего художники, поэты и музыканты.
Послушайте стихотворение Владимира Евпатова.
Порою краски так неброски,
Такой повсюду ровный свет
Под слоем облачной известки,
Когда на небе солнца нет.
Что, кажется: слегка лучится
Земля - от камня до цветка
Оплавлена сияньем птица,
И синий свет струит река.
Порою так полна покоя
Природа, как душа чиста,
Что нет сомнения собою
Мир освещает красота
Она все одухотворила:
И луг, и рощу, и жнивье…
И как второе солнце мира
Мы сердцем чувствуем её.
- О чем, написал поэт в своем стихотворении?
-Как называют художника, который пишет пейзаж?
Просмотр видеофильма про Китайскую школу живописи.
Англия не Китай, за фантазии на картинах головы не рубили. Там пейзажная живопись появилась в середине XVII века.
В России в XVIII веке открылась первая Академия художеств. Сейчас это трудно представить, но пейзажная живопись не ценилась и считалась чем-то второстепенным, даже порой не относящимся к живописному искусству. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значимым, как историческая картина или портрет.
-Каких художников - пейзажистов вы знаете?
3.Практическая часть.
Объяснение и показ на доске методов работы над пейзажем. По ходу работы над композицией необходимо обратить внимание детей на роль и значение перспективы в композиции. На выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности пейзажа.
Планирование предстоящих трудовых действий.
- Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.
-Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
-По просохшему слою краски наносится более темный тон для проработки основных масс.
-Будьте осторожны - акварельная живопись не любит исправлений. Если вам понадобится что-нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать.
Работа по сырой бумаге.
Ну а теперь пришло время самим испытать удовольствие работы с акварелью. (Объяснение задания для самостоятельной работы.)
-работа над выполнением собственного пейзажа.
Планируемые трудности.
-правильность выполнения техники.
Трудности в использовании акварели.
4.Самостоятельная работа.
Слежу за ходом работы, при необходимости помогаю индивидуально, на типичные ошибки обращаю внимание всей группы.
5.Подведение итогов.
- демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.
-уборка рабочих мест.
Приветствует обучающихся. Проверка готовности к занятию. Настроить на восприятие визуальной информации.
Готовятся к занятию. Приветствуют педагога.
2. Теоретическая часть
Этап получения и систематизации знаний
Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению нового материала.
Просмотр фильма (используемые цифровые образовательные ресурсы)
Этап получения и систематизации знаний
Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению нового материала.
Этап актуализации личного опыта обучающихся.
Показ педагогом практических навыков в выполнении творческой работы. Этапы выполнения композиции пейзажа. Основные ошибки при выполнении заданий.
Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению материала. Эмоционально-активное восприятие.
Этап выполнения практического задания
Настроить обучающихся на создание практических работ. Помощь в выборе и использовании акварельных красок.
Самостоятельная работа обучающихся. Создание творческих работ.
Завершение и подведение итогов занятия. Итог занятия для обучающихся. Заключительное слово педагога
Рефлексия обучающихся по целостному восприятию занятия. Общее впечатление каждого.
Конспект по Художественно – Эстетическому развитию в старшей группе.
Составила: Шелухина Людмила Александровна.
1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу зимой.
2. Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе зимой.
3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята я хочу прочитать вам один отрывок из стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите, какое время года описывает автор.
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути:
Ни проехать в лесу, ни пройти.
Воспитатель: О каком времени года рассказывает автор?
Воспитатель: Мы с вами знакомились с картинами, на которых были изображены портреты, натюрморты, а сегодня мы поговорим о другой виде живописи, подскажет стихотворение.
Если на картине горы и река,
Поле, небо синее,
Край родимый наш.
Природа на картине называется.
Дети: Пейзаж
Воспитатель: Молодцы. Пейзаж - это портрет природы.
Чувствуется какая-то звенящая тишина, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Глубь леса, находящаяся справой стороны, манит, и одновременно немного пугает.
Уже вечер. Оранжево-лимонный тон неба плавно переходит в синеватые оттенки снежных сугробов. Спокойствие и безмолвие царит вокруг. Произведению присущи черты модернизма. Об этом свидетельствует придание картине некоторой искусственности и сказочности, а также добавление объёма отдельным элементам изображения.
Автор специально добавил некоторым деталям изображения цветовую интенсивность и выделил их контур. За счёт этого, сразу начинает чувствоваться пушистость снега и лютый мороз. Хочется поиграть в снежки и слепить снежную бабу. Автору удалось предать всю глубину и чувства в этом произведении.
Воспитатель: Понравилась вам картина?
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Воспитатель: А сейчас я вам тоже предлагаю стать на время художниками и нарисовать свой зимний пейзаж. А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно. Преступаем к работе.
(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).
После выполнения, работы вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы.
Воспитатель: Что вы сегодня рисовали?
Что такое пейзаж?
Как называется картина Васнецова А. М?
Молодцы! Спасибо вам за работу!
План-конспект урока "Осенний пейзаж" для учащихся 7-8 лет. Цель урока: выполнить акварельными красками осенний пейзаж.
План – конспект урока по основам изобразительной грамоты
преподавателя Пересторониной Татьяны Владимировны
Тема: Осенний пейзаж
Оформление классной доски:
Работа с иллюстративным материалом:
Самостоятельная работа детей
Изучение нового материала
Осенний пейзаж
Выполнить акварельными красками осенний пейзаж.
1.Овладение навыками работы акварелью по-сырому
3. Учить заполнять цветом весь лист
4. Развивать умение писать кистью, пользуясь разными приёмами.
5. Развивать творческие способности и воображение учащихся.
6.Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Репродукции картин: И.Левитан "Золотая осень",
Бумага для акварели формата А3, акварельные краски, кисти, палитра, баночка для воды.
В верхней части доски написано название темы урока. С правой стороны репродукции картин художников. С левой стороны расположен лист бумаги для педагогического показа.
I Организационный момент - 1 мин.
1.Установление рабочей дисциплины
2.Проверка готовности к уроку
III Основная часть – 8 мин.
1.Беседа об осени с показом картин художников
IV Практическая часть – 25мин.
2.Самостоятельная работа детей
V Подведение итогов - 4 мин.
1. Просмотр работ
VI Уборка рабочего места – 1 мин.
I Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы уже приготовились к уроку и готовы меня внимательно слушать.
III Вы все заметили, что наступила осень и природа вокруг нас изменилась.
1.Какие кардинальные изменения произошли осенью в жизни растений?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Все знают, как выглядят лиловый, золотой и багряный цвета? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – яркий блестяще-жёлтый; багряный – тёмно-красный).
-Про какие осенние цвета забыл упомянуть в своём стихотворении Иван Алексеевич Бунин?
-Ребята, а какие ещё происходят изменения осенью? (с погодой, с птицами)
Вы всё правильно подметили. Мария Худякова поэтесса тоже это заметила и написала такое четверостишье:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Ответы учащихся обобщаются:
Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.
Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.
2. Но сегодня на уроке нам надо будет изобразить не просто осень, а именно осенний пейзаж.
Вот как о нём говорит поэт А. Кушнер:
Если видишь на картине
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
-Так что же такое пейзаж?
Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на классную доску.
Что общего между этими работами?
На всех работах изображён пейзаж, они все посвящены осени.
- Нравится ли вам эти картины?
Рассматривая репродукции, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художниками, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.
А так же на то, как художники передают свои чувства и отношения к природе осенью.
-Видите какие интересные получаются переливы цвета в цвет?
Далее переходим к земле.
- Какие цвета можно использовать при написании земли? Правильно, можно взять различные оттенки коричневого, зелёного и даже красного, ведь нарядные листочки опадают с деревьев прямо на землю.
После того как мы прописали небо и почву переходим к деревьям. Предварительно взяв кисть меньшего размера. Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Потом легкими плавными линиями, сильно не нажимая на кисть, намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге. И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
2. Какую осень вы больше любите? (солнечная, нарядная, пасмурная) Почему? Хорошо. Ну а теперь и вы изобразите осенний пейзаж . Попытайтесь передать в своей работе любимое состояние этого времени года.
Мастер-класс предназначен для учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Цель: сформировать у обучающихся понимание манеры пейзажной живописи и отработка полученных навыков работы с акварельными красками в технике "по-сырому" и "по-сухому".
Задачи мастер-класса:
- расширить представления обучающихся о деятельности художников;
- понимать важность сохранения материальной культуры; учить видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее;
- отработать навыки владения художественными материалами, последовательность работы в технике "сырым по сырому " и "сухим по сухому".
Планируемый результат, уровень усвоения:
- учебно-познавательная компетенция, базовый уровень: знать особенности работы акварельными красками, уметь организовать свое рабочее место;
- учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень: уметь решать самостоятельно творческую задачу на уровне импровизации
- информационно-коммуникативная компетенция: уметь участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки.
Что нам потребуется:
- для учителя: художественный планшет, акварельные краски (я рекомендую краски производства Санкт-Петербург "Сонет"), баночка для воды, салфетки или ветошь, кисти: обыкновенная малярная кисть 1,5, старая кисть щетинка № 15, кисть колонок №15 и №2 или 3 (что есть под рукой), акварельная бумага формата А4, скотч малярный, палитра.
- для обучающихся: картон, акварельная бумага формата А4, краски акварельные, кисти (размеры соответствуют размерам кистей преподавателя), баночка, салфетка, скотч малярный, клеенка, нарукавники, фартук, палитра.
Перед началом мастер-класса я хочу рассказать одну небольшую, но очень правдивую историю.
Жила-была самая обычная маленькая девочка. Ей все время хотелось чуда: летом - снега, зимой - чтобы зацвел любимый мамин цветок.
На ее счастье у них в доме гостил один добрый волшебник, сжалился он над девочкой и решил показать ей, как творить чудеса.
Под его руками распустились чудесные, неземной красоты цветы, зазеленел лес, а за окном был январь месяц. Девочка была восхищена его мастерством и он взял ее в ученицы.
Спустя годы девочка окончила школу волшебства, выросла и научилась творить чудеса самостоятельно.
Той девочкой была я, а сказочным волшебником: прекрасный человек, талантливый художник и великолепный педагог - Анатолий Георгиевич Бортник.
А с художественными техниками, который он показал мне в тот зимний вечер, я вас сейчас познакомлю.
"Сырым по сырому" - это техника выполнения художественного произведения за один раз, она пришла к нам из Англии. В этой технике выполняются наброски, зарисовки, эскизы. Я очень люблю эту технику. Она и простая и сложная одновременно, ее можно использовать и в качестве "Цветотерапии" для детей.
В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один раз. И в результате мы получаем сочную и эффектную живопись.
Техника "сухим по сухому" пришла к нам из Голландии. Как можно будет увидеть дальше, сочетание этих двух техник дает прекрасный, ошеломляющий живописный результат.
Что для нас, педагогов, очень важно! Удивляя и впечатляя ребенка, мы мотивируем его к дальнейшим занятиям живописью.
Для начала прикрепим наш лист на планшет с помощью малярного скотча. Крепить надо тщательно, по всему периметру, в противном случае во время работы бумага покоробится и нужного результата мы не достигнем.
Далее готовим в палитре четыре достаточно насыщенных раствора: синего, желтого, красного, черного цвета. Можно набор цветов менять, в зависимости от предполагаемого времени суток или времени года.
Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
Зигзагообразным движением, набрав на малярную кисть желтого раствора, наносим краску на лист.
Ополоснув кисть, набираем красный раствор и повторяем движение, спустившись чуть ниже. Не волнуйтесь краска сольется, т.к. бумага мокрая.
Отклонения от оригинала только приветствуются, главное, увидеть, как ведет себя краска на влажной бумаге. Но, ни в коем случае не следует сковывать себя и бояться излишков краски или воды, ведь живопись сродни полету на высоте, так пусть он будет неповторимым и головокружительным.
Не могу удержаться от инструкций перед полетом: нужно писать, как и всегда при работе акварелью, сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное.
Сначала пишем общие массы по мокрому, а мелкие детали - всегда в конце и по просохшей бумаге.
Хорошенько ополоснув кисть, приступаем к работе холодными цветами. Я набираю синий раствор и знакомым движением наношу его большой кистью на бумагу. Наношу широко, не стесняясь.
Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок.
Следующий шаг, я беру открытые цвета прямо с палитры, меняя малярную кисть на колонок, прописываю задний план. Лишь едва касаясь бумаги, намечаю лес синей краской. После затемняю передний план набрав на кисть черной краски.
Пока бумага сохнет, я обычно на занятии читаю детям стихотворение
М. А. Волошина, под музыку П. И. Чайковского "Времена года". Это создает чудесную атмосферу творчества в студии.
Максимилиан Волошин
Я вся - тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны,-
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.
Итак, бумага высохла. Мы берем кисть щетинку (именно для этих целей я берегу и не выбрасываю старые побывавшие в боях кисти).
Прорабатываю передний план, набрав на кисть черной краски, кисть у нас почти сухая, воспользуйтесь салфеткой для удаления лишней влаги. Имитируем траву. Затемняю середину леса, который идет вторым планом.
После взяв тонкую кисть и набрав на нее черную краску, дорисовываем стебли и листья. Не переусердствуйте, их будет немного на переднем плане.
Далее завершая нашу картину, на заднем плане добавляем пару птичек. Для создания более гармоничной композиции и реалистической картины в целом.
Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные, нежные цвета с мягкими переходами. Именно этим способом можно изобразить дождь, туман, снег, отражения в воде и конечно же небо. Такие быстрые этюды очень полезно для развития зрительной памяти.
Читайте также: