Конспект занятия пейзаж акварелью

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

открытого занятия

Автор: Маюкова Светлана Юрьевна- педагог дополнительного образования, ВКК

Состав учебной группы:

Вид занятия: Выполнение композиции пейзажа по представлению, живопись.

Тип урока: комбинированный

Форма занятия: практическое занятие

Время: один учебный час (45 мин)

Цели занятия: дать представление о истории пейзажной живописи, научить анализировать, расширить представление обучающихся об особенностях акварельной живописи, технике рисования акварелью. Развить у детей способность восприятия градаций света и тона в живописи, а так же многообразие цветовых оттенков.

Научить последовательности выполнения пейзажа в данной технике, совершенствовать умения и навыки в работе акварельными красками, создать необходимые комфортные условия для творческой и познавательной деятельности обучающихся. Освоить технику выполнения акварельной живописи.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения:

-авторские работы педагога.

-стихотворение В. Евпатова

Материально-техническое оснащение урока.

-мольберты, планшеты, стулья, хорошее освещение;

-акварельная бумага А4, кисти для акварели, акварельные краски, палитры.

Оформление кабинета.

-репродукции картин известных художников - пейзажистов;

-фотографии пейзажа родного края.

Методические советы по подготовительному периоду педагога.

-подготовка эскиза композиции на бумаге;

-подготовка рабочих мест обучающихся к самостоятельной работе необходимыми материалами и инструментами: акварель, кисти, баночка для воды, палитра.

Структура учебного занятия.

1.Организационная часть.

-подготовка обучающихся к самостоятельной работе;

-запись в журнал отсутствующих.

Вводная беседа. Подготовка обучающихся к активному и познавательному усвоению нового материала,

Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармоничного сочетания красок в природе. Но есть люди, которые умеют видеть красоту в самых разных казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, в зелени листвы, в синеве лесных далей. И это, прежде всего художники, поэты и музыканты.

Послушайте стихотворение Владимира Евпатова.

Порою краски так неброски,

Такой повсюду ровный свет

Под слоем облачной известки,

Когда на небе солнца нет.

Что, кажется: слегка лучится

Земля - от камня до цветка

Оплавлена сияньем птица,

И синий свет струит река.

Порою так полна покоя

Природа, как душа чиста,

Что нет сомнения собою

Мир освещает красота

Она все одухотворила:

И луг, и рощу, и жнивье…

И как второе солнце мира

Мы сердцем чувствуем её.

- О чем, написал поэт в своем стихотворении?

-Как называют художника, который пишет пейзаж?

Просмотр видеофильма про Китайскую школу живописи.

Англия не Китай, за фантазии на картинах головы не рубили. Там пейзажная живопись появилась в середине XVII века.

В России в XVIII веке открылась первая Академия художеств. Сейчас это трудно представить, но пейзажная живопись не ценилась и считалась чем-то второстепенным, даже порой не относящимся к живописному искусству. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значимым, как историческая картина или портрет.

-Каких художников - пейзажистов вы знаете?

3.Практическая часть.

Объяснение и показ на доске методов работы над пейзажем. По ходу работы над композицией необходимо обратить внимание детей на роль и значение перспективы в композиции. На выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности пейзажа.

Планирование предстоящих трудовых действий.

- Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.

-Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

-По просохшему слою краски наносится более темный тон для проработки основных масс.

-Будьте осторожны - акварельная живопись не любит исправлений. Если вам понадобится что-нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать.

Работа по сырой бумаге.

Ну а теперь пришло время самим испытать удовольствие работы с акварелью. (Объяснение задания для самостоятельной работы.)

-работа над выполнением собственного пейзажа.

Планируемые трудности.

-правильность выполнения техники.

Трудности в использовании акварели.

4.Самостоятельная работа.

Слежу за ходом работы, при необходимости помогаю индивидуально, на типичные ошибки обращаю внимание всей группы.

5.Подведение итогов.

- демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.

-уборка рабочих мест.

Приветствует обучающихся. Проверка готовности к занятию. Настроить на восприятие визуальной информации.

Готовятся к занятию. Приветствуют педагога.

2. Теоретическая часть

Этап получения и систематизации знаний

Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению нового материала.

Просмотр фильма (используемые цифровые образовательные ресурсы)

Этап получения и систематизации знаний

Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению нового материала.

Этап актуализации личного опыта обучающихся.

Показ педагогом практических навыков в выполнении творческой работы. Этапы выполнения композиции пейзажа. Основные ошибки при выполнении заданий.

Активная познавательная деятельность обучающихся по усвоению материала. Эмоционально-активное восприятие.

Этап выполнения практического задания

Настроить обучающихся на создание практических работ. Помощь в выборе и использовании акварельных красок.

Самостоятельная работа обучающихся. Создание творческих работ.

Завершение и подведение итогов занятия. Итог занятия для обучающихся. Заключительное слово педагога

Рефлексия обучающихся по целостному восприятию занятия. Общее впечатление каждого.

Конспект по Художественно – Эстетическому развитию в старшей группе.

Составила: Шелухина Людмила Александровна.

1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу зимой.

2. Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе зимой.

3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята я хочу прочитать вам один отрывок из стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите, какое время года описывает автор.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути:

Ни проехать в лесу, ни пройти.

Воспитатель: О каком времени года рассказывает автор?

Воспитатель: Мы с вами знакомились с картинами, на которых были изображены портреты, натюрморты, а сегодня мы поговорим о другой виде живописи, подскажет стихотворение.

Если на картине горы и река,

Поле, небо синее,

Край родимый наш.

Природа на картине называется.

Дети: Пейзаж

Воспитатель: Молодцы. Пейзаж - это портрет природы.

Чувствуется какая-то звенящая тишина, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Глубь леса, находящаяся справой стороны, манит, и одновременно немного пугает.

Уже вечер. Оранжево-лимонный тон неба плавно переходит в синеватые оттенки снежных сугробов. Спокойствие и безмолвие царит вокруг. Произведению присущи черты модернизма. Об этом свидетельствует придание картине некоторой искусственности и сказочности, а также добавление объёма отдельным элементам изображения.

Автор специально добавил некоторым деталям изображения цветовую интенсивность и выделил их контур. За счёт этого, сразу начинает чувствоваться пушистость снега и лютый мороз. Хочется поиграть в снежки и слепить снежную бабу. Автору удалось предать всю глубину и чувства в этом произведении.

Воспитатель: Понравилась вам картина?

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

Воспитатель: А сейчас я вам тоже предлагаю стать на время художниками и нарисовать свой зимний пейзаж. А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно. Преступаем к работе.

(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).

После выполнения, работы вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы.

Воспитатель: Что вы сегодня рисовали?

Что такое пейзаж?

Как называется картина Васнецова А. М?

Молодцы! Спасибо вам за работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Осенний пейзаж" для учащихся 7-8 лет. Цель урока: выполнить акварельными красками осенний пейзаж.

План – конспект урока по основам изобразительной грамоты

преподавателя Пересторониной Татьяны Владимировны

Тема: Осенний пейзаж

Оформление классной доски:

Работа с иллюстративным материалом:

Самостоятельная работа детей

Изучение нового материала

Осенний пейзаж

Выполнить акварельными красками осенний пейзаж.

1.Овладение навыками работы акварелью по-сырому

3. Учить заполнять цветом весь лист

4. Развивать умение писать кистью, пользуясь разными приёмами.

5. Развивать творческие способности и воображение учащихся.

6.Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Репродукции картин: И.Левитан "Золотая осень",

Бумага для акварели формата А3, акварельные краски, кисти, палитра, баночка для воды.











В верхней части доски написано название темы урока. С правой стороны репродукции картин художников. С левой стороны расположен лист бумаги для педагогического показа.

I Организационный момент - 1 мин.

1.Установление рабочей дисциплины

2.Проверка готовности к уроку

III Основная часть – 8 мин.

1.Беседа об осени с показом картин художников

IV Практическая часть – 25мин.

2.Самостоятельная работа детей

V Подведение итогов - 4 мин.

1. Просмотр работ

VI Уборка рабочего места – 1 мин.

I Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы уже приготовились к уроку и готовы меня внимательно слушать.

III Вы все заметили, что наступила осень и природа вокруг нас изменилась.

1.Какие кардинальные изменения произошли осенью в жизни растений?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Все знают, как выглядят лиловый, золотой и багряный цвета? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – яркий блестяще-жёлтый; багряный – тёмно-красный).

-Про какие осенние цвета забыл упомянуть в своём стихотворении Иван Алексеевич Бунин?

-Ребята, а какие ещё происходят изменения осенью? (с погодой, с птицами)

Вы всё правильно подметили. Мария Худякова поэтесса тоже это заметила и написала такое четверостишье:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

2. Но сегодня на уроке нам надо будет изобразить не просто осень, а именно осенний пейзаж.

Вот как о нём говорит поэт А. Кушнер:

Если видишь на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

-Так что же такое пейзаж?

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на классную доску.

Что общего между этими работами?

На всех работах изображён пейзаж, они все посвящены осени.

- Нравится ли вам эти картины?

Рассматривая репродукции, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художниками, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

А так же на то, как художники передают свои чувства и отношения к природе осенью.

-Видите какие интересные получаются переливы цвета в цвет?

Далее переходим к земле.

- Какие цвета можно использовать при написании земли? Правильно, можно взять различные оттенки коричневого, зелёного и даже красного, ведь нарядные листочки опадают с деревьев прямо на землю.

После того как мы прописали небо и почву переходим к деревьям. Предварительно взяв кисть меньшего размера. Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Потом легкими плавными линиями, сильно не нажимая на кисть, намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге. И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

2. Какую осень вы больше любите? (солнечная, нарядная, пасмурная) Почему? Хорошо. Ну а теперь и вы изобразите осенний пейзаж . Попытайтесь передать в своей работе любимое состояние этого времени года.


Мастер-класс предназначен для учителей ИЗО и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Цель: сформировать у обучающихся понимание манеры пейзажной живописи и отработка полученных навыков работы с акварельными красками в технике "по-сырому" и "по-сухому".
Задачи мастер-класса:
- расширить представления обучающихся о деятельности художников;
- понимать важность сохранения материальной культуры; учить видеть красоту родной природы, ценить и беречь ее;
- отработать навыки владения художественными материалами, последовательность работы в технике "сырым по сырому " и "сухим по сухому".
Планируемый результат, уровень усвоения:
- учебно-познавательная компетенция, базовый уровень: знать особенности работы акварельными красками, уметь организовать свое рабочее место;
- учебно-познавательная компетенция, продвинутый уровень: уметь решать самостоятельно творческую задачу на уровне импровизации
- информационно-коммуникативная компетенция: уметь участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки.
Что нам потребуется:
- для учителя: художественный планшет, акварельные краски (я рекомендую краски производства Санкт-Петербург "Сонет"), баночка для воды, салфетки или ветошь, кисти: обыкновенная малярная кисть 1,5, старая кисть щетинка № 15, кисть колонок №15 и №2 или 3 (что есть под рукой), акварельная бумага формата А4, скотч малярный, палитра.



- для обучающихся: картон, акварельная бумага формата А4, краски акварельные, кисти (размеры соответствуют размерам кистей преподавателя), баночка, салфетка, скотч малярный, клеенка, нарукавники, фартук, палитра.
Перед началом мастер-класса я хочу рассказать одну небольшую, но очень правдивую историю.
Жила-была самая обычная маленькая девочка. Ей все время хотелось чуда: летом - снега, зимой - чтобы зацвел любимый мамин цветок.
На ее счастье у них в доме гостил один добрый волшебник, сжалился он над девочкой и решил показать ей, как творить чудеса.
Под его руками распустились чудесные, неземной красоты цветы, зазеленел лес, а за окном был январь месяц. Девочка была восхищена его мастерством и он взял ее в ученицы.
Спустя годы девочка окончила школу волшебства, выросла и научилась творить чудеса самостоятельно.
Той девочкой была я, а сказочным волшебником: прекрасный человек, талантливый художник и великолепный педагог - Анатолий Георгиевич Бортник.
А с художественными техниками, который он показал мне в тот зимний вечер, я вас сейчас познакомлю.
"Сырым по сырому" - это техника выполнения художественного произведения за один раз, она пришла к нам из Англии. В этой технике выполняются наброски, зарисовки, эскизы. Я очень люблю эту технику. Она и простая и сложная одновременно, ее можно использовать и в качестве "Цветотерапии" для детей.
В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один раз. И в результате мы получаем сочную и эффектную живопись.
Техника "сухим по сухому" пришла к нам из Голландии. Как можно будет увидеть дальше, сочетание этих двух техник дает прекрасный, ошеломляющий живописный результат.
Что для нас, педагогов, очень важно! Удивляя и впечатляя ребенка, мы мотивируем его к дальнейшим занятиям живописью.

Для начала прикрепим наш лист на планшет с помощью малярного скотча. Крепить надо тщательно, по всему периметру, в противном случае во время работы бумага покоробится и нужного результата мы не достигнем.



Далее готовим в палитре четыре достаточно насыщенных раствора: синего, желтого, красного, черного цвета. Можно набор цветов менять, в зависимости от предполагаемого времени суток или времени года.



Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
Зигзагообразным движением, набрав на малярную кисть желтого раствора, наносим краску на лист.



Ополоснув кисть, набираем красный раствор и повторяем движение, спустившись чуть ниже. Не волнуйтесь краска сольется, т.к. бумага мокрая.
Отклонения от оригинала только приветствуются, главное, увидеть, как ведет себя краска на влажной бумаге. Но, ни в коем случае не следует сковывать себя и бояться излишков краски или воды, ведь живопись сродни полету на высоте, так пусть он будет неповторимым и головокружительным.
Не могу удержаться от инструкций перед полетом: нужно писать, как и всегда при работе акварелью, сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное.
Сначала пишем общие массы по мокрому, а мелкие детали - всегда в конце и по просохшей бумаге.


Хорошенько ополоснув кисть, приступаем к работе холодными цветами. Я набираю синий раствор и знакомым движением наношу его большой кистью на бумагу. Наношу широко, не стесняясь.



Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок.
Следующий шаг, я беру открытые цвета прямо с палитры, меняя малярную кисть на колонок, прописываю задний план. Лишь едва касаясь бумаги, намечаю лес синей краской. После затемняю передний план набрав на кисть черной краски.


Пока бумага сохнет, я обычно на занятии читаю детям стихотворение
М. А. Волошина, под музыку П. И. Чайковского "Времена года". Это создает чудесную атмосферу творчества в студии.

Максимилиан Волошин
Я вся - тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.

Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны,-

Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели.

Итак, бумага высохла. Мы берем кисть щетинку (именно для этих целей я берегу и не выбрасываю старые побывавшие в боях кисти).



Прорабатываю передний план, набрав на кисть черной краски, кисть у нас почти сухая, воспользуйтесь салфеткой для удаления лишней влаги. Имитируем траву. Затемняю середину леса, который идет вторым планом.




После взяв тонкую кисть и набрав на нее черную краску, дорисовываем стебли и листья. Не переусердствуйте, их будет немного на переднем плане.



Далее завершая нашу картину, на заднем плане добавляем пару птичек. Для создания более гармоничной композиции и реалистической картины в целом.







Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные, нежные цвета с мягкими переходами. Именно этим способом можно изобразить дождь, туман, снег, отражения в воде и конечно же небо. Такие быстрые этюды очень полезно для развития зрительной памяти.

Читайте также: