Конспект урока этикет и мы

Обновлено: 04.07.2024

- закрепить пре дставления об этических нормах поведения в обществе.

Эпиграф, написанный на плакате, музыка, зонтик д ля Мэри Поппи нс,

волшебная коробочка, цветные карточк и, плащ и ко рона для девочки

Этика – одна из древнейших отраслей ф илософии, нау ка о мор али

(нравственности ), которая помогает выра ботать свою жизненную

ориентацию и даёт возможность оц енить поступки свои и окружающих

Этикет – соглашени е между людьми о том, что при нято и что не принят о в

обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным

Учитель: Здравств уйте, ребята! Сег одня у нас урок окружающего мира.

Учитель: эпиграф ом сегодняшн ей встречи бу дут слова народн ой

«Посеешь Поступок – п ожнёшь При вычку , посеешь Привычку – пожн ёшь

(Пусть больше дет ей выскажут св оё мнение. Оно мо жет быть таким:

- Думаю, что т о, как поступает челове к, какие привычк и он имеет , многое

Воспитанны й человек всегда вежл ив, доброжелателе н по отношен ию к

Неожиданный сту к в дверь. Появляет ся красивая дев ушка, со вкусом

- Добрый день, доро гие дети! Вы заметили, какой сегодня

замечательный день? Разрешите попр исутствовать на вашей беседе? Вы,

конечно, меня узнали ? Да, я ваша любимая Мэри Поппи нс, которая решила

непременно встрети ться со своими любимыми детьми и помочь им овладеть

хорошими манерам и. Итак, у лыбнитесь мне и друг дру гу, начнём первое

(Мэри Поппинс от крывает свой волшебный зонтик, звучит музыка… и в её

- Посмотрите сюда, дети. Открыв крышку этой волшебной коробочки,

вы станете свидетел ями удивительных превращений, которые иногда бывают

на Вашей Земле бл агодаря нам, волше бникам. Знаю, что вы любите игры.

Поэтому х очу поиграть с вами на наш ем первом занятии логическую и гру

( Мэри Поппинс д остаёт из кор обочки звёзды я рко - жёлтого цвета, на

- иметь опрятны й, чистый внешний в ид ну жно потому, что…

(правильно ответи вшему вручается право повес ить звезду на доске)

- говоря бабу шке, что она ниче го не понимает, это свидет ельству ет о …

- если во время завтрака и обеда т ы набрасываешься на еду, выбирая самые

- будет неплохо, если ты поза ботишься о своих сестрёнке и ли братишке,

(На обратной ст ороне звёзд на писаны понят ия: культура поведения,

Вот видите, мо и дорогие дети, благ одаря вашим правильным ответам мои

волшебные звёзд ы высвечивают важ ные понят ия, которые должн ы стать

(Мэри Поппинс внов ь открывает с вой зонтик, вновь зв учит музыка… )

спрашиваем друг у друга: какое у те бя н астрое ние? И это не случайно.

Наверное, вы и сами замечали, что когда н астрое ние хо рошее, то многие

вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё

окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему - то кругом какие - то злые, а

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

- Одежда должна быть чистой.

- Волосы должны быть уложены в прическу.

- Одежда должна быть аккуратной.

- Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду
2. Береги платье снову, - того и сам не делай.
3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с первичными предсавлениями об этикете;объяснить,что такое правила поведения;учить объяснять и замечать ,какие поступки противоречат правилам этикета.

Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Личностные

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений

Регулятивные

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).

Познавательные

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Проходите, пожалуйста, на свои места.

2. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по щелчкам. Презентация

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)


3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

2. Работа со словарем.

Найдите в словарях определение, что такое этикет?

“Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы с доски

Не гляди в лицо, гляди на обычай.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

От учтивых слов язык не отсохнет.

О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.

Актуализация знаний.

Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

Поиск решения проблемы.

Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?

Знакомство с новым материалом.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Знакомство с новым материалом.

Групповая работа

Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.

См. приложение

План вашей работы такой:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт. См. приложение

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы.

Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения. См. приложение

План вашей работы:

1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

4.После выступления ответьте на вопросы


(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.

У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.

Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Вернѐмся к пословицам, которые разбирали в начале урока?

Много правил есть на свете,

Все не выучить зараз.

Но о главных в этикете

Должен каждый знать из вас.

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА.
Четыре волшебных слова –
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

В ГОСТИ!
В гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны
На двери нажать звонок –
Точно в названный вам срок.
Приготовь подарок.

Кто-то другу иль подружке
Дарит старые игрушки
И потрёпанные книжки…
Это дурно, дурно слишком.
Мы таких не уважаем,
В гости их не приглашаем,
Не зовем на день рождения,
Нет для жадин уважения.

* * *
За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.

* * *
Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.

* * *
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.

* * *
Взял без спроса вещь чужую,
Шкаф открыл, полез в буфет.
Невоспитанность такую
Запрещает ЭТИКЕТ!

Вот мальчишка пальцем тычет:
– Ой, велосипед какой!
Тыкать пальцем неприлично,
Лучше показать рукой.

В КИНО И ТЕАТРЕ.
По совету ЭТИКЕТА
Я в кино не ем конфеты.
И в театре – шу-шу-шу –
Шоколадкой не шуршу.
Для пирожных и конфет
Есть антракт и есть буфет.

В ТРАНСПОРТЕ.
Так в метро кричали дети,
Позабыв об ЭТИКЕТЕ,
Что от воплей, криков этих
Я оглох и не заметил,
Как проехал остановку.
Было мне за них неловко.

Ты о правилах несложных

Никогда не забывай!

И везде, где будет можно,

Ты их в жизни применяй!

Выражение решения проблемы

Мы сегодня много говорили о..

Посмотрим, насколько вы были внимательны. Садимся за компьютеры и выполняем небольшой тест-тренажер. См. приложение

Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите5 правил школьного этикета.

Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

Если кого – то из ребят незаслуженно обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

Работа по изучению правил культурного поведения ведётся с учащимися постоянно. Эти знания помогут школьникам увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть себя со стороны, отчего и окружающим, и самим школьникам станет лучше и приятнее жить.

На данном классном часе школьникам предстоит показать свои знания правил культурного поведения.

- расширение знаний о правилах культуры поведения.

- углубление понимания нравственного смысла данных правил.

- формирование положительного отношения к правилам культуры поведения: стимулирование контроля и самоконтроля за основными правилами культуры поведения.

1. Дать понятие об этикете, раскрыть историю понятия этикет;

2. Понимать важность соблюдения этикета;

3. Контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях. (слайд №2)

Вид мероприятия: устный журнал

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point , конспект урока.

Ожидаемый результат:

1. Освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание поступков.

2. Осмысление ценностного содержания понятия “этикет”.

3. Формирование позитивной личностной позиции по отношению к категории этикета.

Оформление: цытаты и высказывания знаменитых людей об этикете:

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Д. Свифт

«Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием:

не причиняете ли вы зла, неприятностей,

неудобств людям своими поступками.

В. А. Сухомлинский

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.Вступительная беседа.

Сегодня быть вежливым не просто важно, а необходимо. Сколько неприятных столкновений можно избежать, если быть немного терпимее к окружающим. Переполненный транспорт, длинные очереди, плохое настроение родных и друзей – что только не может испортить нам день. Но, если точно знать, как вести себя в стрессовой ситуации, то можно избежать ненужных конфузов.

Что же означает слово этикет? Давайте обратимся к словарям, какое толкование они нам дадут?

, -а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. || прил. этикетный, ая, -ое.

-(франц. etiquette) - установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).

-м . франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. -тный, к сему относящ. -ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.(слайд №4)

Ученик (с иронией читает стихотворение).

Этот светский этикет

Этот светский этикет

Где-то нужен, где-то нет.

Если я спешу, к примеру,

Этот этикет не к делу!

Экономить надо время,

Этикет лишь только бремя,

Если дел невпроворот –

Церемонии не в счет.

Нынче времена настали –

Все от дел давно устали.

Этот светский сумасброд.

Не найти манерных дам,

До манер ли господам?

Не поможет светский такт.

Моды на манеры нет,

Хамство захламило свет!

Учащиеся рассказывают интересные факты об этикете.

Учитель. Существует множество видов этикета и сейчас мы рассмотрим некоторые из них.

Различают несколько видов этикета:

Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах. Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. (слайд №6)

Учитель. Ребята, а давайте сейчас проверим ваши знания правил этикета применяемых в общественных местах.

1. Кто первым здоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

2. Кого кому представляют?
Младшего — старшему, мужчину — женщине, менее известного — более известному .

3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Проходящий.

4. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д. (слайд №7)

Правила поведения в магазине :

3. Можно ли входить в магазин с собакой?
Нет, даже если собака небольшая.

Правила поведения н а улице, в транспорте :

1. С какой стороны обходят прохожих?
Идущих впереди -обходят слева, а идущих на встречу — справа.

2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? Надо встать и уступить место.(слайд №9)

Правила поведения в театре или кинотеатре

1. Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)?
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2. Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым?
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3. Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.(слайд №10)

Правила поведения за столом:

1. Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

2. Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом.
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3. Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4. Как выйти из-за стола?
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.(слайд №11)

Учитель. Но иногда наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывай о такте. (Учащиеся разыгрывают ситуации, одноклассники комментируют.)

Ситуация 1. Женщина среднего возраста входит в автобус. Увидев ее, рядом поднимается мальчик: – Садитесь, пожалуйста! – Ну, что ты…спасибо…не надо… – Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чем не прав мальчик?

Учитель. Ребята, давайте вместе еще раз вспомним правила этикета, которые необходимо соблюдать в обществе:

не зевай в обществе, широко открыв рот;

закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

не сморкайся – это невежливо;

не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

помоги пожилому человеку или малышу;

если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

не кричи, если ты видишь, что рядом с тобой работают люди;

помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

помни: ты – человек, веди себя по-человечески! (слайд №13)

Учитель. Ребята, я хочу помочь вам научиться доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам. А для этого давайте с вами ответим на вопросы теста.

1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:

В) как мужчину, так и женщину.

2. Молодёжь не знает, "что делать с руками". С точки зрения хорошего тона:

А) надо держать обе руки в карманах;

Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя;

В) держать свободно вдоль туловища;

3. Сидеть следует:

А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками;

Б) на краю стула, прямо держа спину;

В) развалясь как в кресле.

4. Зевать в обществе неприлично. Воспитанный человек:

А) прикроет рот рукой;

Б) зевнёт широко раскрыв рот;

В) отвернётся в сторону и зевнёт.

А) громко кашлять, не обращая внимания на окружающих;

Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;

В) приложить ко рту платок.

6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:

В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.

7. Икота – неприятное явление. Если это всё же началось:

А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;

Б) ''подпрыгиваем’’ от души;

В) запиваем лимонадом.

8. Воспитанный человек смеётся:

А) после каждой фразы;

Б) ни с того, ни с сего;

В) только по определённому поводу.

9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу. Но здесь:

А) никак не следует торопиться, судорожно искать подарок и срочно вручать;

Б) не лишним бывает сделать приятный мелкий подарок;

В) следует забыть обо всём.

10. Одалживание денег – услуга особого характера. Одалживая деньги:

А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);

Б) просто даём их и забываем;

В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека. (слайд № 14, 15, 16, 17)

Учитель. Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы хорошо поняли основные правила современного этикета. А ещё, ребята, нужно воспитать в себе привычку постоянно помнить об окружающих вас людях. Какие чудо – слова нужно использовать в своей речи?

Спасибо (слайд №18)

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Друг другу на прощание

До чего ж оно красиво,

Когда виноваты, сказать спешите:

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых не … перебивай!

Понравилось ли вам мероприятие?

Какой этап мероприятия был для вас самым интересным?

Что вызвало трудности?

Какие новые для вас знания вы приобрели в ходе мероприятия?

Ребята, как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

Спасибо за внимание. Будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета.

Читайте также: