Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи конспект

Обновлено: 07.07.2024

В моей педагогической деятельности приоритетными направлениями обучения являются активные и интерактивные приемы и методы организации деятельности студентов на занятиях.

Методическая разработка предназначена для преподавателей обществознания и рассчитана на обучающихся, изучающих обществознание в образовательных организациях.

ВложениеРазмер
urok_deviantnoe_povedenie_parhomenko.docx 236.63 КБ
deviantnoe_povedenie_-_29.05.2018.pptm 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

"Саратовский политехнический колледж"

Методическая разработка урока

Пархоменко Ксения Владимировна,

Преподаватель общественных дисциплин

без квалификационной категории

В моей педагогической деятельности приоритетными направлениями обучения являются активные и интерактивные приемы и методы организации деятельности студентов на занятиях.

Методическая разработка предназначена для преподавателей обществознания и рассчитана на обучающихся, изучающих обществознание в образовательных организациях .

Принятие нового Закона об Образовании и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российском образовании, в том числе и в системе среднего профессионального образования. В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. Реализуя образовательную программу профессионального учебного заведения, важно координировать тематическое наполнение образовательных событий, мероприятий, рабочих программ с будущей специальностью выпускников.

Современные требования к профессиональной подготовке выпускаемых специалистов определяют ряд задач, стоящих перед преподавателями средних специальных учебных заведений. Формирование профессиональных качеств начинаются с первого года обучения. Способствовать их формированию и развитию - первоочередная задача преподавателя общественных дисциплин. Исходя из этого очень важно на уроках и во внеурочное время знакомить студентов с особенностями будущей профессии, способствовать его ориентации в незнакомой среде, прививать любовь к избранной специальности, развивать коммуникативные навыки общения. Воспитанию профессионала способствует систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива по разъяснению сущности и значения будущей специальности. Специальность контролера станочных и слесарных работ неразрывно связаны с правилами поведения в коллективе и обществе.

Знакомство обучающихся с социальным поведением и контролем расширяет общий кругозор, способствует усвоению правил поведений, развитию профессиональных качеств и формированию навыков здорового образа жизни.

Несмотря на многообразие новейших педагогических технологий в системе образования, которые направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, я отдаю предпочтение игровым методам обучения. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра так же является одним из методов, который стимулирует учебно-познавательную деятельность и позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Целью обучения обществознанию является обучение основным видам деятельности: воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации .

Девиантным называют поведение, не вписывающееся в границы общепринятой нормы.

Программа профилактики девиантного поведения подростков должна помочь детям сформировать должный уровень социально-психологической компетентности. Подростки должны понимать границы дозволенного и четко различать способы решения важных для них проблем.

К методам профилактики девиантного поведения относят:

воспитательные беседы, лекции;

Особенности социальной стратификации в современной россии.

Под воздействием социально-экономических и политических реформ в России произошли большие перемены, структура российского общества претерпела значительные изменения. В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России возьмем четыре ее основных параметра: уровень доходов, власть, образование и престиж.

Молодеж как социальная группа.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Этнические общности.

Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью.

Такого рода общности называют также кровнородственных или общностями, выделяемых на основе особой культуры. К ним относят: племена, народности, нации.

Семья как малая социальная группа.

Семья является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Политика как общественное явление.

Политика - это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагогический работник учреждения НПО рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой с кризисным этапом развития личности.

Вторая особенность - социальный паспорт контингента обучающихся. В нашем учебном заведении есть дети из неблагополучных семей, многодетных и малоимущих, а также дети-сироты.

Третья особенность - это мотивация выбора образовательного учреждения. Одной из причин поступления в учебное заведение первокурсники называют боязнь ЕГЭ. Данный факт, безусловно, указывает либо на возможные затруднения обучающихся в учебной деятельности, либо на низкую самооценку собственных возможностей, а так же может повлечь проблемы профессиональной адаптации.

Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально-мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме.

Проблема адаптации первокурсников учреждений НПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.

Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.

Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.

Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:

- социально-психологическую, под которой понимается процесс приспособления обучающегося к новому социуму, выработки собственного стиля поведения;

- профессиональную, под которой понимают приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и других видах работы.

Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого.

Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Вопрос о профилактике девиантного поведения молодежи является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у молодежи все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:

Первый уровень – докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонения от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасность окружающим;

Второй уровень – криминогенный, содержащий действия и поступки, выражающиеся в преступных административно или уголовно-наказуемых деяниях.

Одно из направлений профилактики можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что те или иные девиации – это нарушения всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм. Механизм воздействия на молодежь – пропаганда последствий различных видов девиаций.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины.

Следующее направление профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.). Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление – личностно-ориентированное. Оно базируется на экзистенциальном подходе к воспитанию человека. Механизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у молодого человека навыки самостоятельного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации. Для обеспечения действенности этого направления существуют различные программы. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки.

Каждый подход имеет те или иные положительные стороны, но имеет и определенный отрицательный опыт реализации их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку универсального подхода к организации профилактики девиантных проявлений в молодежной среде быть не может.

Для эффективной профилактики девиантного поведения молодежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто служат причиной девиантного поведения молодых людей. К ним можно отнести:

- напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими представителями старшего поколения;

- напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсниками, сверстниками;

- проблема самоотношения, самопонимания;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защитника;

Можно выделить следующие компоненты социально-педагогической помощи молодым людям: диагностический, консультационный, практический, прогностический.

Диагностический компонент – это выявление причин отклонений в поведении молодого человека, выбор оптимальных психолого-педагогических средств воздействия на него и создание благоприятных социальных условий для решения имеющихся проблем.

Консультационный компонент связан с организацией процесса консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Целью социально-педагогического консультирования является создание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с разных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых в данном обществе. Обеспечение консультационного компонента социально-педагогической и психологической помощи молодым людям с девиантным поведением включает в себя следующие этапы:

- подготовка к консультированию, формирование у молодого человека установки на сотрудничество;

- установление контакта и построение доверительного диалога;

- исследование и анализ проблемной ситуации, в которой находится молодой человек;

- постановка целей и принятие их молодыми людьми;

- поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;

- подведение итогов консультационной работы.

Практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым людям. Ориентиром в реализации практического компонента социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением могут служить следующие правила:

  1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные отношения с молодым человеком, отмечать малейшие отклонения в его поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей молодого человека: любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных форм и образцов поведения.
  2. Правило гибкости. Это использование различных форм, способов и стратегий практической работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
  3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость человека. Подходить индивидуально означает выявить причины отклоняющегося поведения, их природу, действительные психологические механизмы, лежащие в основе девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному индивидуальному случаю способы и методы работы осуществлять обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию действия по мере необходимости.
  4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений в поведении молодого человека, необходимо стремиться к разумному компромиссу. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой, любые изменения должны созидать, а не разрушать личность юноши ли девушки.
  5. Правило привлекательной альтернативы. Практический компонент социально-педагогической помощи молодым людям с девиантным поведением, направленный на изменение данного поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек не просто осознал негативность своих поведенческих реакций, но и выработал формы альтернативного поведения.
  6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком. Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь в том случае, когда он будет не объектом оказания помощи, а активным субъектом этого процесса.

Прогностический компонент предполагает определение потенциальных возможностей развития девиантного поведения как у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на основе познания природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения молодежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении молодых людей, с другой, уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения обучающихся в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное в отношении конкретного молодого человека; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Таким образом, педагоги профессиональной школы, используя комплекс средств, могут создать свою собственную систему профилактики девиантного поведения в молодежной среде, учитывая специфику молодежной группы, особенности социума и потенциал взаимодействия с различными социальными институтами.

Цель : характеристика важнейших способов профилактики девиантного поведения подростков в современных условиях, а именно помощь в осознании форм собственного поведения ; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды и изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности, следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер.

Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.

Понятие, виды и причины девиантного поведения.

Признаки отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подростков.

Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде.

План профилактических мероприятий.

Ход занятий:

1. Понятие, виды и причины девиантного поведения.

Девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушений процесса самоактуализации, или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведение.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

- индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

- групповое, рассматривается как комфортное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно-одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

- сверх интеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверх интеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

- особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

- сверх мотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве,

- личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

- счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

Среди них важнейшее значение имеют:

биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

социально-психологические факторы . Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

2. Признаки отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подростков.

Признаки девиантного поведения:

1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8 . Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.

Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде.

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности.

Первичная - устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная - выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя - направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий.

Работа психолога и специалиста по социальной работе в больницах и поликлиниках.

Психологическая профилактика в школах.

Работа специалистов с неблагополучными семьями.

Организация общественных групп молодёжи (волонтерские движения).

Работа специалистов с беспризорными детьми на улице.

Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.

Список использованной литературы

1. Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Психологических чтений Всероссийской научн. - практ. конфер: Уфа: БГПУ,2008 - 130 с

2. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия.СПб: Питер, 2010

4. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17.

Читайте также: