Знакомство с именем прилагательным 2 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

1 . Привлечь вним ание к значению в на шей речи имен п рилагательн ых.

2 . Формировать у мение выделять слова, называющ ие призн аки предметов.

4. Воспитывать чу вство коллект ивизма, у мения работать совместн о.

Всё ль на месте? В сё ль в порядке? Ручки, кн ижки и тетрад ки.

Все ли правил ьно сидят? Все ль вниматель но глядят?

Ум и сердце в работу вложи и каж дой секу ндой в труде дорож и!

– Перед вами лежат листочки с о словами. Возьмите ру чки. Девочки , выделяя

корень, подчеркиваю т одушевленные имена су ществительные (какой вопрос

вам поможет – кто ?), а маль чики, выделяя к орень, подчеркивают

неодушевл енные имена су ществительные (к акой вопрос вам поможет –

КОШк а, ЛИСТ , ДИВАН , ЖУК , ЛИС а, КНИГ а , ГУС ь , ЗЕЛЁН ый, СТОЛ

– Сегодня на у роке мы бу дем знакомиться с часть ю речи , которая

– Понаблюдаем, зач ем нам ну жны имена прилагатель ные.

У него треугольны е уши, длинный х вост. Шерсть ры жая , полосатая . (Тигр)

– Как ие слова вам пом огли догадаться , о ко м и дет речь? В русском языке

принято под чёркиват ь имена прилагате льные волнистой л инией.

У него дли нные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой бел ая .

– Какие слова ва м помогли д огадаться, о ком и дет речь?

– Для чего ну жны эти слова? (Отли чить один пр едмет от дру гого)

– Прочитаем прав ило вашего у чебника про имя п рилагател ьное .

– Признак – эт о те приметы или че рты, по которым мы признаем предмет.

– Имя прилагательное, как настоящая волшебница, п ревращает предметы в

яркие и интересные. С ейчас мы с вами побываем в ро ли волшебников – имён

– Скажите, какая с ейчас у вас елочка? (бледная, белая, н еинтересная, . ..)

– Возьмите свои волшебные палочки – цветные каран даши. Раскрасьте свою

– Какой сейчас стала елочка? Запишит е эти прилагательные на листе справа

– Дома вы ещё раз побываете волшебни ками: раскрас ите яблоко и

– Найдём имена прилагательн ые среди других частей речи. Для этого

проведём эстафету . Встаём ме жду рядами друг за дру го м по рядам. Каждый

член команды д олжен найт и и подчеркну ть волнистой ли нией одно

прилагательное. Вернуться, передать фломастер следу ющему и сесть на своё

Наши пальчики проснулись
Потянулись, потянулись
Дружно делаем зарядку
И уселись за тетрадку.
Прозвенел звонок
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

Учитель: начинаем урок с минуты чистописания. Сели правильно, положили тетради, записали число.

-иа, птрк, удз (3 строки)

Учитель: какой элемент у этих букв одинаковый?

3. Словарная работа:

Медведь, мебель, Москва, чувствовать, группа, ягода, Россия, ворона.

Работа в парах, взаимопроверка.

4. Вывод.

Что такое существительное как часть речи. Признаки имени существительного. Что такое глагол как часть речи.

- Давно живу я в этом мире
Даю названия предметам.
- Что без меня предметы?
Лишь названия
А я приду – все в действие придет
Летит ракета. Люди строят здания
Цветут сады. И хлеб в полях растет.

Вывод: имя существительное и глагол – это части речи.

5. Изучение нового материала.

- Выполните задание. Узнать, о ком идет речь.

Этот . зверек живет в лесу
У него . хвост
Шубка у зверька летом . , а зимой .
. зверек всего боится.

Работа в парах. На столах лежат карточки с текстом и подсказкой (небольшой, маленький, короткий, серая, белая, трусливый, добродушный).

Вывод делают учащиеся: эти слова дополняют предложение. Нам сразу стало ясно, что речь идет о зайчишке, они обозначают признак предмета (запомнить это слово).

  • Холодный, белый, пушистый – (снег)
  • Косолапый, бурый, большой – (медведь)
  • Хитрая, пушистая, рыжая – (лиса)
  • Сухое, свежее, душистое – (сено)
  • Желтые, красные, осенние – (листья)

Вывод делают учащиеся: все эти слова присоединяются к существительным, то есть прилагаются. Поэтому они называются прилагательными.

Учитель: а теперь сделайте вывод, что такое прилагательное.

Уч-ся: это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? называется именем прилагательным.

Учитель: они употребляются при именах существительных, образуя словосочетания. Прилагательные объясняют, какое это существительное. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

А вы задумывались, почему имя прилагательное так называется?

(“Прилагается” к имени существительному для обозначения признака предмета)

- Как это происходит? Послушайте сказку:

Давным-давно Прилагательные жили отдельно от существительных. У них не было собственных рода, числа, падежа. Им было очень скучно.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлось по душе предложение Прилагательных. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

6. Закрепление.

большой река
глубокая астры
красные сено
сухое мяч
  • Большой мяч (какой?),
  • глубокая река (какая?),
  • сухое сено (какое?),
  • красные астры (какие?).

У существительных, подчас
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить
Им веселее будет жить.
С.Я.Маршак.

Физминутка

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой.

7. Загадки.

Прилагательные помогают отгадывать загадки. Назовите те признаки, которые помогли вам сделать это:

Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой
А разрежешь – посмотри
Красный, красный он внутри.(Арбуз)

Хитрая плутовка – рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса).

Рыжая, пушистая, на елочке живет.
Крепкими зубами орешки грызет.(Белка)

Дружбу водит он со мной
Для других ужасно злой
Все зубами щелк, щелк.
Очень страшный серый (Волк).

Уч-ся. Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь – (прилагательное)

Сделай вывод, для чего нам нужны прилагательные.

Вывод. Чтобы украшать нашу речь.

8. Обобщение.

Чтение стихотворения Бунина И.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Учитель: выпишите прилагательные.

Солнышко, припекает, весеннее,

Звонкие, зашумели ручьи,

Зима, холодная кончилась.

Уч-ся: 1 группа 2 группа 3 группа
существительные глаголы прилагательные
солнышко припекает весеннее
ручьи зашумели звонкие
зима кончилась холодная

Учитель: Попробуйте составить предложения с этими словами.

Припекает весеннее солнышко.

Зашумели звонкие ручьи.

Кончилась холодная зима.

Дополнительный материал:

1. Игра – назови признаки:

1) Яблока – по форме, вкусу.

2) Слон, муравей – по размеру.

3) Ромашка, роза – по цвету.

1.Что обозначают имена прилагательные?

2) признак предмета

3) действие предмета

2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

1) Какая? Какое? Какой? Какие?

2) Что делать? Что сделать?

3. Какое из слов – имя прилагательное?

4. Прочитай загадку. Сколько имен прилагательных в загадке?

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафанчике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Этот студент не знал одного секрета русского языка. А вот в чем секрет. Имена существительные подчиняют себе имена прилагательные, с которыми они связаны по смыслу: имя существительное женского рода требует, чтобы связанное с ним прилагательное было женского рода, имя

существительное мужского или среднего рода требует от имени прилагательного быть такого же рода.

- Теперь, когда вы знаете важную особенность, вы можете сказать: чему же надо научиться иностранцу, чтобы правильно присоединять к именам существительным имена прилагательные.

Задание на закрепление:

-Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

Зелен… лист, зелен… трава, зелен… платье.

-Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные?

- Как вы думаете, от чего зависит окончание имени прилагательного? (от существительного, с которым оно связано по смыслу)

Можно сделать вывод, что имя прилагательное зависит от существительного.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут …. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Улыбнитесь друг другу, садитесь за парты.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

На уроке не спеши

И старательно пиши.

-Начнём наш урок с минутки чистописания.

2 слайд

II.Минутка чистописания

-Работать сегодня будете в рабочих листах. Положите их перед собой, подпишите.

-Посмотрите на доску.

На доске:Вв Сс Ее Нн Аа

-Скажите, какие буквы будете писать?

-Сядьте правильно и напишите красиво.

-Ребята, какое слово можно составить из этих букв? (3 слайд - Весна)

-Правильно. Пусть сегодня – 6 апреля наш урок будет весенним.

-Ребята, давайте определим тему нашего урока. Для этого отгадайте загадку:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)

4 слайд

- Сегодня мы вспомним об имени прилагательном всё то, что узнавали на протяжении нескольких уроков.

5 слайд

IV .Работа по теме урока

1.Повторение об имени прилагательном

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. С приходом весны становится теплее. Небо голубое. На небе яркое солнышко.

-Солнышко необычное. На его лучиках вопросы.

-Давайте на них ответим.

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначает? (Признак предмета)

-С какой частью речи связано? (С именем существительным)

-Для чего служит? (Помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной)

-Как изменяется? (По числам)

-Молодцы! Это солнышко будет помогать вам сегодня на уроке.

6 слайд

2.Словарная работа

-Ребята, посмотрите: наше солнышко закрыли тучки. Давайте их разгоним. Для этого вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Вет…р, …прель, р…бята, обл…ко, м…дведь, в…рона, за…ц.

-Проверяем. (По щелчку на слайдах исчезают тучки, вместо них появляются буквы)

-А теперь оцените себя. На рабочем листе справа найдите цветочек.

-Если вы не допустили ни одной ошибки, раскрасьте цветок зелёным цветом.

-Если вы допустили 1-2 ошибки, раскрасьте цветок жёлтым цветом.

-Если вы допустили больше 2 ошибок, раскрасьте цветок красным цветом.

-Итак, облака мы разогнали.

3.Упражнение в подборе имён существительных к именам прилагательным

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, что это за друзья.

7 слайд

-Для этого разгадайте кроссворд. Работать будете в парах.

-Проверяем.(Дети читают задания, называют слова, которые они записали в кроссворде. Отгадки появляются на слайде)

8 слайд

-Какой частью речи являются слова в заданиях кроссворда? (Именами прилагательными)

-Почему? (Они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое?)

-Какой частью речи являются слова-отгадки? (Это имена существительные)

-Итак, какой вывод можно сделать? (Имя прилагательное связано с именем существительным.)

-С какими друзьями приходит весна? Назовите ключевое слово в кроссворде (ЦВЕТОК)

4.Нахождение имён прилагательных в тексте

9 слайд

-Весна дарит нам цветы. Первые весенние цветы называют первоцветы. Это те растения, которые отваживаются пробиваться на первых проталинах.

-Давайте прочитаем и отгадаем загадку про самый первый весенний цветок.

10 слайд

Что за тёплый день весенний?

Что за чудо из чудес?

Словно дымкою зелёной,

Наш теперь окутан лес.

На пригорках и полянках

Очень нежные цветы.

-Что это? (Подснежники)

-Как вы догадались, что это подснежники?

-Найдите в загадке прилагательные и подчеркните их волнистой линией.

-Проверяем.(Слайд)

-А теперь оцените себя. На рабочем листе справа найдите цветочек.

-Если вы нашли все прилагательные, раскрасьте цветок зелёным цветом.

-Если вы допустили 1-2 ошибки, раскрасьте цветок жёлтым цветом.

-Если вы допустили больше 2 ошибок, раскрасьте цветок красным цветом.

11 слайд

-Вы знаете, что подснежник занесен в Красную Книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы
- Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

12 слайд

-Я вижу вы устали. Давайте отдохнём.

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

5.Определение числа имён прилагательных

-Назовите ещё раз все прилагательные из загадки о подснежнике. (тёплый, весенний, зелёная, голубые, нежные)

13 слайд

-Давайте заполним корзины: в одну корзину – имена прилагательные в единственном числе, а в другую – имена прилагательные во множественном числе.

-Как узнать число имени прилагательного? (Если обозначает признак одного предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?, значит в единственном числе; если обозначает признак нескольких предметов и отвечает на вопрос какие?, значит, во множественном числе)

(Дети в рабочем листе записывают имена прилагательные в 2 столбика).

-А теперь оцените себя.

-Если вы не допустили ни одной ошибки, раскрасьте цветок зелёным цветом.

-Если вы допустили 1-2 ошибки, раскрасьте цветок жёлтым цветом.

-Если вы допустили больше 2 ошибок, раскрасьте цветок красным цветом.

-Ребята, помните, что подснежники занесены в Красную Книгу, поэтому рвать их нельзя!

6.Восстановление текста

14 слайд

(Звучит пение птиц)

-Ребята, что вы услышали? (Пение птиц)

-Верно. Весной из тёплых стран возвращаются птицы и поправляют свои гнёзда.

15 слайд

-Помогите птицам починить домики.

Наступила ______________весна.Светит __________солнце.Тает ___________ снег. Журчат ___________ручьи. Летят _________ птицы.

-Нравится он вам? (Нет)

-Почему? (Он некрасивый)

Слова для справок: говорливые, ранняя, ласковое, последний, перелётные.

(Дети самостоятельно вписывают прилагательные в тексте)

-Проверяем. Прочитайте текст, который у вас получился.(Слайд)

-Изменился текст? (Да)

-Какую роль сыграли прилагательные в этом тексте? (Сделали его интересным, красивым.)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной

-А теперь оцените себя.

-Если вы не допустили ни одной ошибки, раскрасьте цветок зелёным цветом.

-Если вы допустили 1-2 ошибки, раскрасьте цветок жёлтым цветом.

-Если вы допустили больше 2 ошибок, раскрасьте цветок красным цветом.

16 слайд

-Ребята, посмотрите, какая красивая картина весны у нас с вами получилась.

-Многие художники изображали это время года на своих полотнах.

V .Итог

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

– Какова была наша цель?

– Достигли мы этой цели?

17 слайд

VI .Рефлексия

- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!

- Урок был … (интересный, полезный, поучительный)

- Настроение на уроке было … (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…)

- А вы, ребята, сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, активные и приветливые…

Читайте также: