Система образов в комедии горе от ума конспект

Обновлено: 07.07.2024

Система образов и принципы их изображения в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АрхитектураБиологияГеографияДругоеИностранные языки
ИнформатикаИсторияКультураЛитератураМатематика
МедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогика
ПолитикаПравоПрограммированиеПсихологияРелигия
СоциологияСпортСтроительствоФизикаФилософия
ФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

II. Проверка домашнего задания.

  • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
  • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

III. Беседа по ранее изученному материалу

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1/Характеристика главного героя по плану

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Одинок ли Чацкий?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков.

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

Службу делу, а не лицам.

Рабская мораль, безгласие.

Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к национальной культуре

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).


Сен 2, 2019 | 0 комментариев

Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.

Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.

Система образов Горе от ума

Горе от ума: система образов

Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.

Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.

Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.

Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.

Чацкий

Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.

Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.

Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.

Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.

Софья

Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.

Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.

Софья, Фамусов и Молчалин

Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.

Молчалин

Фамусов

Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.


Содержимое разработки

Методическая цель: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-худо-

жественного содержания комедии; раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии; осознать основной смысл комедии; учить строить ответ на вопрос о художественном про-

изведении с опорой на теоретико-литературные знания; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ

Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-

художественном содержании пьесы.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Заслушивание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии)

• Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

• Почему так одинок Чацкий на балу?

• Почему его конфликт с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

• За что московское барство ненавидит Чацкого?

• Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

• Наталья Дмитриевна говорит о своём муже: «Мой муж — прелестный

• Какие черты типичны для гостей Фамусова? Почему вымысел о сумасшествии Чацкого получил среди этих людей всеобщую поддержку?

III. Мотивация учебной деятельности

представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.

Чацкий — это характер сложный, отчасти противоречивый и — бесконечно привлекательный! Давайте же убедимся в этом!

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

• Что узнал, понял и в чём разобрался Чацкий за день, проведённый в Москве?

• Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

• Можно ли, по вашему мнению, согласиться с общепринятым мнением, что

Чацкий — передовой человек своего времени?

выразительное чтение, аналитическая работа

Чацкий, узнав о двойной измене Софьи (о её тайном романе с Молчалиным и о распущенных ею слухах о безумии Чацкого) произносит заключительный монолог (действие четвёртое, явление 14)

Задания для анализа

• Прочитайте выразительно монолог Чацкого. Какими эмоциями окрашен этот монолог? Кого герой в нём обличает?

• Укажите художественные средства, используемые автором комедии для передачи чувств героя.

• Сравните заключительную часть монолога Чацкого с монологами, которые он произносит в течение беседы с Фамусовым. Что у них общего? Чем отличаются друг от друга?

Презентация результатов работы

в) Практическая работа с литературно-критическим материалом

(раздаточный материал)

А. С. Пушкин о Чацком

Всё, что говорил он, очень умно.

Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека —с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобным.

(Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 г.)

И. А. Гончаров о Чацком

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила Он и наносит удар всем,— но не хватило у него мощи против соединённого врага

• В чём упрекает Чацкого А. С. Пушкин?

• Что отвечает на этот упрёк А. И. Гончаров? С чьим мнением вы согласны?

И как вы сами думаете?

• Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

г) Обобщение учителя

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Кто и о ком говорит в комедии?

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

И утверждают все, кто только

Что с храбростью его, с талантом,

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским

6) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

7) «При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

8) «…Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

9) «Скромна, а ничего кроме

10) «…Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив,

Ответы: 1) Софья об отце. 2) Лиза о Скалозубе. 3) Лиза о Чацком. 4) Фамусов о Скалозубе. 5) Наталья Дмитриевна о муже Платоне Михайловиче. 6) Репетилов о себе. 7) Софья о Молчалине. 8) Софья о Молчалине. 9) Фамусов о Лизе.

10) Софья о Чацком.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать комедию А. С. Грибоедова. Подготовить ответ на вопрос: «Когда

комедия произвела на вас более сильное впечатление — при первом чтении


-75%

Система образов и принципы их изображения в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Сочинения

Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.

Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.


Горе от ума: система образов

Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.

Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.

Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.

Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.

Чацкий

Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.

Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.

Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.

Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.

Софья

Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.

Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.


Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.

Молчалин

Фамусов

Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.


Вариант 2

Основная тема произведения в виде противостояния века нынешнего веку минувшему в сочетании с любовной сюжетной линией раскрывается писателем в образах главных героев комедии Чацкого, Фамусова, его дочери Софьи и Молчалина.

Чацкий представляется в качестве молодого дворянина, не признающего закостенелые порядки старого общества, критикующего негативные пороки чиновничества, проявляющего истинные патриотические чувства.

Ему противопоставляется представитель дворянства в образе Фамусова, не принимающего изменений в общественной жизни, поддерживающий существующее положение в стране, погрязшей во взяточничестве и использовании необходимых связей.

Дочь Фамусова, Софья является гордой и мечтательной девушкой, поддерживающей позицию отца, считающей неразумными предложения Чацкого.

В образе Молчалина писатель представляет истинного карьериста, пытающегося с помощью лести, угодничества получить доступ в светское общество и обзавестись высоким чином.

Второстепенными персонажами комедии являются Репетилов, изображенный в качестве старого друга Фамусова, отличающийся глупостью и пустыми разговорами, богатый немолодой офицер Скалозуб, описанный как невежественный солдафон, мечтающий о генеральском звании, а также служанка семьи Фамусовых Лиза, характеризующаяся сообразительностью, умом, но одновременно ветреностью.

Немаловажное место среди персонажей комедии занимают третьестепенные герои, некоторые из которых не появляются в пьесе воочию, но их имена упоминаются в диалогах и монологах других героев произведения. Среди них выделяются Загорецкий, активный участник карточных игр, пожилые супруги Тугоуховские, посещающие светские мероприятия с целью выдать замуж шестерых дочерей, семейная пара Горичей в составе главы семьи Платона Михайловича, являющегося подкаблучником молодой супруги, Натальи Дмитриевны.

Кроме того, в числе представителей фамусовского общества писатель представляет старуху Хлестову, напыщенную женщину, увлекшуюся в старости разведением кошек, а также буфетчика Петрушку, бедного слугу, отличающегося добротой и искренностью.

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Социальные разногласия

Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:

  • получить материальные блага;
  • повыситься в должности;
  • угодить руководству.


Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.

Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.

Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.

Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.

Читайте также: