Конспект уроку синдбад мореплавець
Обновлено: 05.07.2024
II . Проверка знани й, умений учащ ихся для п одготовки к новой теме:
IV . Организация восп риятия и осмыс ления н овой информации:
Опишите день, когда поднялась бу ря и пошёл сильный дож дь. Развитие речи.
Нарисуйте слова ми картину , когда из м оря одна за дру гой поднимают - ся рыбы, готов ые
- Как спасся Синд бад? Опишите ост ров, ку да попал мореплавател ь. Развитие речи.
Расскажите, как о н строил пл от, как плыл по реке. Развитие речи.
- Какие чу вства испытывал, ког да вода тяну ла плот под гору ?
- Какие детали гов орят о том, чт о страна, ку да попал пу тешественник, была незнак омой,
но люди, кото рые жили в это й стране, б ыли добрым и и приветливым и?
- Почему л юди, живу щие в этой стране, не отпустили его?
- Какое желание в озникл о у него, когда он узнал тайну взрослых му жчин острова?
- О каких черта х характера гов орит стремление Си ндбада п олетать по воз духу ?
- Почему он не у держался от воскл ицания, к огда поднялся на к рыльях над земл ёй?
Попробуйте оп исать чу вства, которые испытывал Синд бад, поднявшись над островом.
Расскажите о слу чае, когда Синд бад спасает чел овека с дли нной седой бородой от зм еи.
- Как вы думаете, п очему Синдбад спас этого челове ка?
Найдите строчк и, которые рассказали о той земле, ку да попал Синдбад.
Попробуйте по дробно расс казать о них: чем они за нимались ? Как относились дру г к
Расскажите о возв ращении С индбада на ро дину. О пишите чувств а Син - дбада,
встретившего на родной земле р одных, близких, приятеле й.
- Почему Син дбада ну жно было уговаривать не поки дать больше родные к рая?
Докажите, что ст расть к путешествиям присуща л юдям, которые люб ят свою страну ,
Прекрасные, у дивительные ст раны, кот орые видел Синдбад - Мореход во время
путешествия, не зам енят ему роди ны, чувства л юбви к ней.
Синдбад - Морех од был человеком с ильным, му жественным, который не боится
трудностей, а так же добрым, отзывчивым на чу жое горе. С индбад у мел мечтать, восхищатьс я
красотами пр ироды, ценить в ерность и дружбу л юдей и сильно люб ить свою родну ю землю.
Вданной разработке представлен первый урок из серии изучения арабской сказки "Симбад мореход". Учащиеся прочитают и проанализируют новое произведение, научатся выделять главное в содержании текста и озаглавливать его части.
Содержимое разработки
Литературное чтение
Тема: Синдбад – Мореход (арабская сказка)
Цель: ознакомление с содержанием и анализ нового произведения.
развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия ; умение осознанно читать вслух и про себя;
умения извлекать информацию из текста.
формировать лич- ностное и ценностное отношения к чтению.
1. Орг. момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
Вы любите путешествовать?
А для чего человек путешествует?
А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
2. Проверка д/З
3. Работа над темой.
А) Актуализация
- Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые,)
А по авторской принадлежности?
– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
– Какая это будет сказка? (волшебная) Почему вы так решили?
Какой основной закон волшебной сказки
Борьба добра со злом
Как обычно начинаются сказки?
Как обычно заканчиваются сказки?
У сказки всегда счастливый конец
Как называются части сказки?
Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
Что может происходить во время пути?
Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве
Что является волшебным в сказках?
Волшебные существа, волшебные предметы
- Все ли из вас услышали, какой тип сказки мы будем сегодня читать?
А вот почему она считается волшебной, нам предстоит узнать сегодня на уроке.
Это сказка, что красива и ясна,
Даже если не разгадана она,
Стоит дорого, порою, целой жизни,
В ней за красочным сюжетом … злато мысли!
В) Работа с произведением
Учитель задает вопросы:
- Какое путешествие мы будем с вами читать?
- А знаете ли вы, сколько всего путешествий совершил Синдбад-мореход?
- Я раскрою вам эту тайну. Их было семь.
Учитель показывает иллюстрации к каждому путешествию и делает небольшие комментарии к ним:
Первое — к острову, оказавшемуся китом.
Второе — встреча с птицей Рух.
Третье — встреча с великаном-людоедом.
Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.
Пятое — Синдбад становится рабом злого деда.
Седьмое — последнее путешествие Синдбада.
Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда надо плыть кораблю.
Вид урока : комбинированный
Тип урока: обобщающий
Цель урока для учителя:
- создание условий для осознанного определения темы и главной мысли (проблемы) сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;
- развитие умений производить анализ прочитанного, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как художественной ценности.
Цель для учеников:
- проблему, которую поднимает сказка;
- формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.
Оборудование: мультимедийная презентация, колонки, проектор, раздаточный материал
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Петровна. Сегодня, как и на каждом уроке, мы будем рассуждать, анализировать, делать выводы, определим тему и проблему, а также поработаем. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
Я не знаю ни одного человека, который бы не любил путешествовать. И мое последнее путешествие привело меня к вам, в ваш чудесный и интересный город Новочеркасск. Путешествия – это знакомства с новыми людьми, это новые впечатления, эмоции, новые знания.
(Слайд 2 – видеоролик)
Давайте постараемся сформулировать цель урока, исходя из темы
( определить тему сказки, проблемы и т.д.).
Что же такое тема текста и его проблема? Постарайтесь дать определение этим понятиям.
Проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема.
- А знаете ли вы, почему книга имеет такое название?
Слайд 8 - видеоролик
Сегодня мы будем говорить о первом путешествии Синдбада-морехода и тех трудностях, с которыми ему пришлось встретиться. Давайте прочитаем отрывок из сказки (чтение эпизода вслух).
- Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?
Синдбад не задумывался над тем, что богатство его отца нажито годами труда.
- Найдите строчки, в которых чувствуется раскаяние Синдбада.
Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.
Итак, главный герой отправился в путешествие по морю. Давайте просмотрим диафильм и вспомним, что же дальше приключилось с Синдбадом. Внимание на экран.
Давайте прочитаем еще один отрывок из сказки (чтение второго эпизода вслух).
- Какие качества помогли главному герою выжить?
- Чему можно научиться, после прочтения этого эпизода?
4. Работа в группах.
А сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача определить тему, проблему и идею этой сказки. Работа в группах, предполагает совместное обсуждение, обобщение и запись вашего ответа в бланк. После мы выслушаем, что получилось у каждой группы. На работу у вас есть 3 минуты. Первый ряд поворачивается ко второму, третий к четвертому. Образовалось 4 группы. Начинаем! (можно поставить секундомер, будильник).
Обратите внимание, что каждая группа выдвинула свою проблему. Это связано с тем, что в тексте может быть не одна, а несколько проблем.
Заполнение листов. Ответы.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
− Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли у вас желание прочитать о других путешествиях Синдбада?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
- Оцените свою активность на уроке по 5-бальной шкале, используя пальцы правой руки.
5 пальцев – работал максимально активно;
4 пальца – работал активно, но могу лучше;
3 пальца – работал, но не активно, могу намного лучше;
1-2 пальца – не доволен своей работой на уроке.
Оценка учеников учителем. Комментарий их самооценки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературного чтения для
3 класса по теме:
«Мир волшебной сказки, арабская сказка
Учитель: Васильева Лора
Задачи:
- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, и
- развитие умения правильно, осознанно, выразительно читать вслух;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представляли;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока.
Организационный момент.
- Прочитайте девиз нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке?
Актуализация опорных знаний.
Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями)
- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
- Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить.
« Козлятушки, ребятушки… (отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла…)
- Что объединяет эти сказки? ( русские народные сказки)
- А кроме русских народных сказок , со сказками каких народов мы уже познакомились?
Введение в тему.
- Вы любите путешествовать?
- А для чего человек путешествует?
- А как можно путешествовать не выходя из квартиры?
А вы любите сказки? Почему?
Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока? (ответы)
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Задачи: ( предположения детей.)
- Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в1001-ю Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
Чтение сказки цепочкой. Озаглавливают части. (Работают в паре)
Путешествие по реке.
Жизнь на чужбине.
Полет над землей.
- Какая это сказка? (волшебная).
- Почему вы так решили?
- Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.
- Вам захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада –морехода?
Обобщение.
Какой основной закон волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
Как обычно заканчиваются сказки? ( у сказки всегда счастливый конец.)
Как называются части сказки? (Зачин, действие, концовка.)
- Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
5. Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой –то цели? (преодолеть препятствия)
6. Что может происходить во время пути? ( Герой отгадывает какие –то загадки, участвует в битве.
7.Что является волшебным в сказках? (Волшебные существа, волшебные предметы)
- Молодцы, ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги нашей работы.)
- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги.)
- Что нового вы узнали на уроке?(Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
- Какую цель вы поставили в начале урока?
-Вы достигли поставленной цели?
- В чем у вас было затруднение?
- Что вам помогло открыть новое знание?
- вам помогло сегодня такое качество как терпение?
- У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимите карточки согласия, сомнения или несогласия.
Учебник: Литература 6 класс. Автор: Г.С. Меркин – с.242-246
Письменно ответить на вопрос 3 (3-5 предложений) - с.246
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос 3 (3-5 предложений) - с.246
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тысяча и одна ночь. О прекрасной восточной красавице Шахиризады!
Сегодня у нас с вами будет замечательная сказка о прекрасной Шахиризаде..из сказки Тысяча и одна ночьСегодня вы познакомитесь с культурой Востока с обычаеми ..и запомниться вам необычными красками вос.
Сценарная разработка новогоднего праздника "Тысяча и одна ночь"
Данная сценарная разработка создана для проведения общешкольного праздника, посвященного празднованию Нового года.
Сценарий выпускного вечера "Тысяча и одна ночь"
Сценарий выпускного вечера для учащихся 9 класса.
Сказка "Тысяча и одна ночь" как исторический источник.
Презентация по истории Востока.
Сценарий проведения новогоднего праздника для учащихся 5-11 классов тематический "Тысяча и одна ночь"
Данный сценарий включает в себя только лишь новогоднее представление. Кроме того в нашей школе проводились - розыгрыш новогодних призов, дискотека с элементами игры.
Презентация к уроку литературы в 5 классе и методические рекомендации к ее использованию.
Читайте также: