Конспект уроку синдбад мореплавець

Обновлено: 05.07.2024

II . Проверка знани й, умений учащ ихся для п одготовки к новой теме:

IV . Организация восп риятия и осмыс ления н овой информации:

Опишите день, когда поднялась бу ря и пошёл сильный дож дь. Развитие речи.

Нарисуйте слова ми картину , когда из м оря одна за дру гой поднимают - ся рыбы, готов ые

- Как спасся Синд бад? Опишите ост ров, ку да попал мореплавател ь. Развитие речи.

Расскажите, как о н строил пл от, как плыл по реке. Развитие речи.

- Какие чу вства испытывал, ког да вода тяну ла плот под гору ?

- Какие детали гов орят о том, чт о страна, ку да попал пу тешественник, была незнак омой,

но люди, кото рые жили в это й стране, б ыли добрым и и приветливым и?

- Почему л юди, живу щие в этой стране, не отпустили его?

- Какое желание в озникл о у него, когда он узнал тайну взрослых му жчин острова?

- О каких черта х характера гов орит стремление Си ндбада п олетать по воз духу ?

- Почему он не у держался от воскл ицания, к огда поднялся на к рыльях над земл ёй?

Попробуйте оп исать чу вства, которые испытывал Синд бад, поднявшись над островом.

Расскажите о слу чае, когда Синд бад спасает чел овека с дли нной седой бородой от зм еи.

- Как вы думаете, п очему Синдбад спас этого челове ка?

Найдите строчк и, которые рассказали о той земле, ку да попал Синдбад.

Попробуйте по дробно расс казать о них: чем они за нимались ? Как относились дру г к

Расскажите о возв ращении С индбада на ро дину. О пишите чувств а Син - дбада,

встретившего на родной земле р одных, близких, приятеле й.

- Почему Син дбада ну жно было уговаривать не поки дать больше родные к рая?

Докажите, что ст расть к путешествиям присуща л юдям, которые люб ят свою страну ,

Прекрасные, у дивительные ст раны, кот орые видел Синдбад - Мореход во время

путешествия, не зам енят ему роди ны, чувства л юбви к ней.

Синдбад - Морех од был человеком с ильным, му жественным, который не боится

трудностей, а так же добрым, отзывчивым на чу жое горе. С индбад у мел мечтать, восхищатьс я

красотами пр ироды, ценить в ерность и дружбу л юдей и сильно люб ить свою родну ю землю.


Вданной разработке представлен первый урок из серии изучения арабской сказки "Симбад мореход". Учащиеся прочитают и проанализируют новое произведение, научатся выделять главное в содержании текста и озаглавливать его части.

Содержимое разработки

Литературное чтение

Тема: Синдбад – Мореход (арабская сказка)

Цель: ознакомление с содержанием и анализ нового произведения.

развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия ; умение осознанно читать вслух и про себя;

умения извлекать информацию из текста.

формировать лич- ностное и ценностное отношения к чтению.

1. Орг. момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Вы любите путешествовать?

А для чего человек путешествует?

А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?

Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?

Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.

2. Проверка д/З

3. Работа над темой.

А) Актуализация

- Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).

На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые,)

А по авторской принадлежности?

– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.

– Какая это будет сказка? (волшебная) Почему вы так решили?

Какой основной закон волшебной сказки

Борьба добра со злом

Как обычно начинаются сказки?

Как обычно заканчиваются сказки?

У сказки всегда счастливый конец

Как называются части сказки?

Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?

Что может происходить во время пути?

Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве

Что является волшебным в сказках?

Волшебные существа, волшебные предметы

- Все ли из вас услышали, какой тип сказки мы будем сегодня читать?

А вот почему она считается волшебной, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Это сказка, что красива и ясна,

Даже если не разгадана она,

Стоит дорого, порою, целой жизни,

В ней за красочным сюжетом … злато мысли!

В) Работа с произведением

Учитель задает вопросы:

- Какое путешествие мы будем с вами читать?

- А знаете ли вы, сколько всего путешествий совершил Синдбад-мореход?

- Я раскрою вам эту тайну. Их было семь.

Учитель показывает иллюстрации к каждому путешествию и делает небольшие комментарии к ним:

Первое — к острову, оказавшемуся китом.

Второе — встреча с птицей Рух.

Третье — встреча с великаном-людоедом.

Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.

Пятое — Синдбад становится рабом злого деда.

Седьмое — последнее путешествие Синдбада.

Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда надо плыть кораблю.

Вид урока : комбинированный

Тип урока: обобщающий

Цель урока для учителя:

- создание условий для осознанного определения темы и главной мысли (проблемы) сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;

- развитие умений производить анализ прочитанного, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как художественной ценности.

Цель для учеников:

- проблему, которую поднимает сказка;

- формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, колонки, проектор, раздаточный материал

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Петровна. Сегодня, как и на каждом уроке, мы будем рассуждать, анализировать, делать выводы, определим тему и проблему, а также поработаем. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.

Я не знаю ни одного человека, который бы не любил путешествовать. И мое последнее путешествие привело меня к вам, в ваш чудесный и интересный город Новочеркасск. Путешествия – это знакомства с новыми людьми, это новые впечатления, эмоции, новые знания.

(Слайд 2 – видеоролик)

Давайте постараемся сформулировать цель урока, исходя из темы

( определить тему сказки, проблемы и т.д.).

Что же такое тема текста и его проблема? Постарайтесь дать определение этим понятиям.

Проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема.

- А знаете ли вы, почему книга имеет такое название?

Слайд 8 - видеоролик

Сегодня мы будем говорить о первом путешествии Синдбада-морехода и тех трудностях, с которыми ему пришлось встретиться. Давайте прочитаем отрывок из сказки (чтение эпизода вслух).

- Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?

Синдбад не задумывался над тем, что богатство его отца нажито годами труда.

- Найдите строчки, в которых чувствуется раскаяние Синдбада.

Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.

Итак, главный герой отправился в путешествие по морю. Давайте просмотрим диафильм и вспомним, что же дальше приключилось с Синдбадом. Внимание на экран.

Давайте прочитаем еще один отрывок из сказки (чтение второго эпизода вслух).

- Какие качества помогли главному герою выжить?

- Чему можно научиться, после прочтения этого эпизода?

4. Работа в группах.

А сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача определить тему, проблему и идею этой сказки. Работа в группах, предполагает совместное обсуждение, обобщение и запись вашего ответа в бланк. После мы выслушаем, что получилось у каждой группы. На работу у вас есть 3 минуты. Первый ряд поворачивается ко второму, третий к четвертому. Образовалось 4 группы. Начинаем! (можно поставить секундомер, будильник).

Обратите внимание, что каждая группа выдвинула свою проблему. Это связано с тем, что в тексте может быть не одна, а несколько проблем.

Заполнение листов. Ответы.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

− Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли у вас желание прочитать о других путешествиях Синдбада?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

- Оцените свою активность на уроке по 5-бальной шкале, используя пальцы правой руки.

5 пальцев – работал максимально активно;

4 пальца – работал активно, но могу лучше;

3 пальца – работал, но не активно, могу намного лучше;

1-2 пальца – не доволен своей работой на уроке.

Оценка учеников учителем. Комментарий их самооценки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения для

3 класса по теме:

«Мир волшебной сказки, арабская сказка

Учитель: Васильева Лора

Задачи:

- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, и

- развитие умения правильно, осознанно, выразительно читать вслух;

- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представляли;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока.

Организационный момент.

- Прочитайте девиз нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке?

Актуализация опорных знаний.

Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями)

- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)

- Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить.

« Козлятушки, ребятушки… (отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла…)

- Что объединяет эти сказки? ( русские народные сказки)

- А кроме русских народных сказок , со сказками каких народов мы уже познакомились?

Введение в тему.

- Вы любите путешествовать?

- А для чего человек путешествует?

- А как можно путешествовать не выходя из квартиры?

А вы любите сказки? Почему?

Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока? (ответы)

Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.

Задачи: ( предположения детей.)

- Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в1001-ю Шахрияр сделал Шахразаду царицей.

Чтение сказки цепочкой. Озаглавливают части. (Работают в паре)

Путешествие по реке.

Жизнь на чужбине.

Полет над землей.

- Какая это сказка? (волшебная).

- Почему вы так решили?

- Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.

- Вам захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада –морехода?

Обобщение.

Какой основной закон волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)

Как обычно заканчиваются сказки? ( у сказки всегда счастливый конец.)

Как называются части сказки? (Зачин, действие, концовка.)

- Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

5. Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой –то цели? (преодолеть препятствия)

6. Что может происходить во время пути? ( Герой отгадывает какие –то загадки, участвует в битве.

7.Что является волшебным в сказках? (Волшебные существа, волшебные предметы)

- Молодцы, ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги нашей работы.)

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги.)

- Что нового вы узнали на уроке?(Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

- Какую цель вы поставили в начале урока?

-Вы достигли поставленной цели?

- В чем у вас было затруднение?

- Что вам помогло открыть новое знание?

- вам помогло сегодня такое качество как терпение?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимите карточки согласия, сомнения или несогласия.

Учебник: Литература 6 класс. Автор: Г.С. Меркин – с.242-246

Письменно ответить на вопрос 3 (3-5 предложений) - с.246

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос 3 (3-5 предложений) - с.246

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Тысяча и одна ночь. О прекрасной восточной красавице Шахиризады!

Сегодня у нас с вами будет замечательная сказка о прекрасной Шахиризаде..из сказки Тысяча и одна ночьСегодня вы познакомитесь с культурой Востока с обычаеми ..и запомниться вам необычными красками вос.


Сценарная разработка новогоднего праздника "Тысяча и одна ночь"

Данная сценарная разработка создана для проведения общешкольного праздника, посвященного празднованию Нового года.


Сценарий выпускного вечера "Тысяча и одна ночь"

Сценарий выпускного вечера для учащихся 9 класса.


Сказка "Тысяча и одна ночь" как исторический источник.

Презентация по истории Востока.


Сценарий проведения новогоднего праздника для учащихся 5-11 классов тематический "Тысяча и одна ночь"

Данный сценарий включает в себя только лишь новогоднее представление. Кроме того в нашей школе проводились - розыгрыш новогодних призов, дискотека с элементами игры.

Презентация к уроку литературы в 5 классе и методические рекомендации к ее использованию.

Читайте также: