Конспект выпиливание лобзиком 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Инструменты и оборудование: столярный верстак; лобзик; выпиловочный столик; струбцина; заготовки из фанеры; копировальная бумага; рисунок; надфиль; шлифовальная шкурка; карандаш; шило; изделия, выпиленные лобзиком.

Оформление доски: тема урока; новые слова (пилка, выпиловочный столик, рамка, верхний зажим, нижний зажим, ручка, надфиль); домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

"Труд избавляет человека от трёх зол – скуки, порока и нужды"
Вольтер

III. Проверка домашнего задания.

  1. Для чего производится зачистка?
  2. Какие инструменты используют при зачистке?
  3. Как пользоваться шлифовальной шкуркой?
  4. Как выполняется зачистка деревянных изделий?
  5. Что такое клей?
  6. Перечислите виды клеев.
  7. Какие клеи используют для склеивания древесины?

IV. Новый материал.

1. Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.

Демонстрация изделий выполненных учащимися предыдущих лет с помощью лобзика (Приложение 1).

– Как вы думаете, с помощью какого инструмента выполняют криволинейное пиление? Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Это – лобзик.

2. Устройство лобзика и подготовка его к работе:

Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки (Приложение 2. Устройство лобзика). В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.

Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.

Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается или прокалывается шилом отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая ее до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают ее в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.

Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфиль – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и др.

3. Выполнение задания в рабочей тетради.

Схематично зарисовать и сделать обозначения основных частей лобзика.

4. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приёмов пиления.

  • Выполнить разметку рисунка с помощью копировальной бумаги.
  • Установка выпиловочного столика в заднем зажиме верстака. Заготовка должна находиться на уровне груди.
  • Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.
  • В первую очередь выпилить внутренний контур.
  • Лобзик перемещать вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать её.
  • В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах, возможно, выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.
  • Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.

5. Правила безопасной работы при выпиливании.

  • Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.
  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  • Надежно закрепляй пилку в рамке лобзика.
  • Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.
  • Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.

V. Переход к практической работе.

Учитель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем заниматься выпиливанием лобзиком, а вот, какое изделие мы изготовим, узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

Учитель:

  1. У кого дома есть аквариум?
  2. Какие рыбки там живут?

– Я попрошу вас подойти ко мне и рассмотреть обитателей аквариума (работа с живыми объектами).

– Обратите внимание на тело рыбок и скажите, какую форму имеет туловище, плавники, хвост?

– Какую окраску имеют рыбки?

– От чего зависит окраска рыб?

Дети рассаживаются на места.

VI. Практическая работа.

Работа по изготовлению декоративной доски выполняется группами по два человека.

  1. Выбрать подходящую заготовку из фанеры.
  2. Перенести на заготовку из фанеры с помощью копировальной бумаги контуры рисунка изделия (Приложение 4. Фигурки рыбок, водорослей, камней).
  3. Рассмотреть разметку, определить места поворота пилки, на крутых поворотах сделать проколы шилом.
  4. Установить выпиловочный столик в заднем зажиме верстака и закрепить пилку в лобзике.
  5. Выпилить контуры рыбок, водорослей и камней (Приложение 5).
  6. Зачистить изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Во время выполнения работы учащимися учитель должен:

  1. Следить, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами.
  2. Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.
  3. Контролировать ход практической работы.

VII. Закрепление изученного на уроке.

  • Для чего используется лобзик?
  • Из каких частей состоит лобзик?
  • Как закрепляется пилка в лобзике?
  • Чем зачищают выпиленную деталь?

VIII. Домашние задание.

Разукрасить выпиленные фигурки рыбок, камней и водорослей. Подготовить их к сборке, которая будет проводиться на следующем уроке.

Задачи урока : научить качественно выпиливать детали из фанеры по разметке.

Оборудование : лобзик ручной, выпиловочный столик, рисунок, копироваль ная бумага, карандаш простой, шило, напильники, надфили, заготовка из фанеры 110 х 110 х 4 мм (по количеству учащихся), столярный верстак.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задачи: добиться усвоения заданного на дом материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое отделка изделий из древесины? (Ответ: это окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия).

2.Какие виды отделки вы знаете? (Ответ: тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование).

3.Для чего применяется тонирование? (Ответ: для окрашивания древесины в более тёмный, чем натуральный, цвет – от жёлтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже чёрного (под цвет морёного дуба); при этом текстура древесины не закрашивается).

4.Что такое морилка? (Ответ: это порошковый краситель на водной основе).

5.Что такое лакирование? (Ответ: это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твёрдое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины).

6.Какие правила безопасной работы при лакировании вы знаете? (Ответ: работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении; избегать попадания лака на руки и одежду; по окончании работы тщательно вымыть руки с мылом).

3. Изучение нового учебного материала.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; теоретически подготовить к работе по выпиливанию лобзиком; познакомить обучающихся с правилами безопасной работы при выпиливании.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Учитель: Выпиливание лобзиком – один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).

Так что же такое лобзик?

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Лобзик – инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры.

Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями.

Учитель: Ребята, откройте ваши учебники на странице 71 и рассмотрите рисунок 68.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Рис. 1. Ручной лобзик: 1 – рамка; 2 – ручка; 3 – зажимные гайки;

Учитель во время работы обучающихся с учебником, подготавливает наглядное пособие – ручной лобзик, и демонстрирует показанные на рисунке составные части этого инструмента, акцентируя внимание обучающихся на правильном закреплении пилки (наклон зубьев в сторону ручки).

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

правильно неправильно неправильно

Рис. 2. Положение пилки в лобзике.

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Рис. 3. Крепление пилки в лобзике. [Л2]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик , который крепят в крышке верстака струбциной.

Рис. 4. 1 – ласточкин хвост; 2 - струбцина. [Л1]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Рис. 5. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя. [Л1]

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Рис. 6. Движение лобзика при работе. [Л2]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

Рис. 7. Способы выпиливания:

а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10).

Рис. 8. Приём работы с лобзиком.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Рис. 9. Выпиливание острых углов:

а – внутренних; б – внешних.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

Рис. 10. Выпиливание: а – по внутреннему контуру;

б – по внешнему контуру.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

Рис. 11. Технология вставки пилки лобзика

во внутренний контур заготовки. [Л2]

Каждый обучающийся получает памятку по работе с ручным лобзиком (приложение 2), которая остаётся у них до окончания занятия и пригодиться им при выполнении практической части темы. Учитель согласно этой памятке обсуждает с обучающимися основные моменты её содержания; отвечает на возникающие вопросы; акцентирует внимание обучающихся на правилах безопасной работы с лобзиком. Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: научить обучающихся работать с лобзиком.

Задачи: научить качественно выпиливать звёздочку из фанеры по разметке.

Методы обучения: практическая работа, работа с памяткой.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 14 в рабочей тетради;

2.соблюдение правил безопасной работы;

3.качественное копирование рисунка на заготовку из фанеры;

4.надёжное закрепление пилки в зажимах лобзика;

5.надёжное крепление выпиловочного столика к крышке верстака;

6.соблюдение приёмов выпиливания;

7.совпадение выпиленных контуров с разметкой;

8.время выполнения задания;

9.качественно выпиленное изделие;

10.качественная зачистка изделия после выпиливания.

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л4] на странице 27 и выполняют задание 14 (2, 3).

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Задание 14 №2. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

кизбол, нефара, калип, товзагока, фильдан, лоши.

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

(Ответы: лобзик, фанера, пилка, заготовка, надфиль, шило).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Задание 14 №3. Впиши недостающие буквы в следующих словах:

р _ _ ка; з _ б _ я; з _ ж _ м; в _ н _ ; и _ де _ _ е.

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

(Ответы: ручка, зубья, зажим, винт, изделие).

Затем обучающиеся одевают рабочую одежду (фартук с нарукавниками, пиджак или халат, головной убор); получают у учителя заготовку (фанера 110 х 110 х 4 мм) и лист с заданием (приложение 4); приступают к его выполнению. С собой обучающиеся берут также памятку (приложение 2).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей. При оценке практической части следует обратить внимание на тот факт, что обучающиеся впервые выполняют данный вид работы и ещё не имеют достаточных навыков. Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые пятиклассниками ошибки при выпиливании лобзиком:

- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;

- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.

5.Задание на дом.

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 16 учебника, выполнить задание 14 (1, 4) в рабочей тетради; найти в Интернете или книгах и журналах информацию об электрических лобзиках, ознакомиться с принципом их работы.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 16;

2.правильное выполнение задания 14 (1, 4) в рабочей тетради;

3.нахождение интересного познавательного материала об электрических лобзиках.

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Список использованных печатных источников.

1.Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Глозман; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012.

3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012.

4.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект. Учебного занятия по технологии

учителя Черкасова Константина Петровича

Последовательностью выпиливания лобзиком.

Правилами безопасной работы

Формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана , последовательности действий, изготовление проекта;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Методы обучения:

Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Инструменты и оборудовании:

для учителя : проектор, ноутбук, мультимедийная презентация образцы выпиленных изделий, план-конспект урока;

для ученика : столярный верстак, лобзик, выпиловочный столик, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.

Объект работы: Танграм - старинная восточная головоломка из геометрических фигур.

Оформление классной доски: тема занятия, новые слова, домашнее задание.

организационный момент 1-2 минуты;

опрос пройденного 1-2 минут;

вводный инструктаж по ТБ и определение задания 1-2 мин;

самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 40 мин;

подведение итогов, заключительный инструктаж 19-20 мин.

Вводная часть.

В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"

Историческая справка.

Лобзики с деревянной рамой, формой напоминающей латинскую букву U придумали в 1562 году, натяжение пилки делалось вручную с помощью специального рычага, а в 1876 году был изобретен лобзик с зажимами, очень похожими на современные..

Выпиливание по дереву - это кустарное и любительское ремесло. Для работы употребляется, главным образом, тройная проклейная фанера, а также тонкие дощечки разных сортов дерева: клена, каштана, ореха, дуба и прочих. Толщина дощечек от 0,16 — 0,61 см. Рисунок на пластинку переводится с помощью копировальной бумаги. В местах вырезок просверливается шилом или с помощью дриля маленькое отверстие, после чего приступают к работе.

2. Изложение нового программного материала.

Что же надо знать хотя бы вкратце о выпиливании? Для выпиливания применяют главным образом ручные лобзики. Легкие деревянные или металлические П-образные рамки. На концах этих рамок имеются винтовые зажимы, в которых укрепляют пилки,- Пилки для лобзиков - это очень узкие тонкие стальные полоски с мелкими насечками-зубьями на одной из кромок. Пилки разделяются по номерам — толщине и ширине полотна и крупности зубьев, а также по назначению. Различают пилки для работы по дереву и пилки для работы по металлу.

Для выпиливания по фанере и на тонких дощечках применяют и те и другие пилки; выполняя мелкие, точные ажурные работы, употребляют лишь пилки по металлу.

Пилку закрепляют в лобзике сначала в нижнем зажиме, у ручки, затем слегка нажимают на лобзик грудью и закрепляют другой конец пилки в верхнем винтовом зажиме. Закрепив пилку в верхнем зажиме, нажим на дужку лобзика ослабляют постепенно. У некоторых лобзиков натяжение пилки осуществляется специальными винтами, позволяющими регулировать силу натяжения.

know how : Для удобства установки и замены пилочек на лобзике, ребята из 7 класса вместе с учителем соорудили станок. Теперь легко, без усилий можно поменять пилочку.

( слайд №15)

hello_html_19125869.jpg

Для выпиливания, кроме лобзика и запаса пилок, необходимо иметь такие инструменты: тонкое короткое стальное шило, дрель с мелкими сверлами или небольшой (до 3 мм) буравчик, большой плоский напильник, два — три небольших личных напильника (плоский, трехгранный и круглый), плоскогубцы и небольшой молоток.

Выпиливать что-либо, лучше всего на так называемых выпиловочных столиках — специальных верстачных дощечках.

Такие дощечки укрепляют на краю рабочего стола при помощи шурупов или специальных зажимов — струбцинок.

После того как весь рисунок, который хотят выпилить, переведен на фанеру или дощечку, во всех замкнутых внутренних контурах его шилом, буравчиком или дрелью просверливают небольшие отверстия. Сначала выпиливают обычно внутренние контуры рисунка. Для этого пилку закрепляют сначала в нижнем зажиме лобзика, а верхний, свободный, конец ее продевают в одно из отверстий внутреннего контура и лишь затем закрепляют в верхнем зажиме.

Затем фанеру укладывают на выпиловочный столик и придерживают ее в процессе выпиливания левой рукой, чтобы она не подскакивала. Лобзик берут правой рукой за рукоятку и, не торопясь, плавно, без рывков двигают его вверх и вниз по вертикали.

По мере того как в фанере (или дощечке) образуется пропил, материал левой рукой постепенно подают на себя или поворачивают в нужную сторону, но так, чтобы пилка двигалась лишь в вырезе выпиловочного столика.

Когда при выпиливании пилка подходит к вершине угла поворота линии рисунка, подача материала вперед прекращается. Продолжая двигать лобзик вверх и вниз, выпиливаемую фанеру или кусочек дерева медленно поворачивают, пока плоскость полотна пилки не совпадет с направлением новой линии пропила.

Выпиленный рисунок зачищается по кромкам и контурам напильниками и надфилями или шлифовочной шкуркой.

3. Текущий инструктаж.

Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.

Не "заваливать" лобзик во время пиления!

Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!

Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.

Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

4. Объяснение практической работы.

Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

Последовательность выполнения работы.

1. На листе фанеры сверху прикладывается шаблон так, что бы экономично разместить рисунок на заготовке.
2. Лёгким нажатием карандаша, обвести по контуру (по шаблону)
3. Приступить к выпиливанию проекта.
4. Обработать шлифовальной шкуркой края получившейся детали (крупной, мелкой).
5. Убрать рабочее место.

6. Подведение итогов.

7. Закрепление пройденного материала.

8. Домашнее задание. Раскрасить изделие.

9. Уборка класс

Ноу-хоу (от англ. know how — знать как) или секрет производства — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.) , которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

handmade - с английского перевогдится (если переводить нормально) "сделанный вручную". что - то типа "ручная работа"

Сегодня многие люди приобретают предметы домашнего обихода ручной работы, существующие в единственном экземпляре — авторские работы. Попробуй и ты сделать для себя и своих близких такое изделие с помощью выпиливания лобзиком.

Выпиливание лобзиком — один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).

Лобзик (рис. 68) представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки — узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями. Пилки с более крупными зубьями применяют для работы по дереву, с более мелкими — по металлу.


Рис. 68. Ручной лобзик: 1 — рамка; 2 — ручка; 3 — зажимные гайки; 4 — пилка

Пилку закрепляют в лобзике сначала в нижнем винтовом зажиме около ручки (рис. 69, а). Затем с помощью приспособления для стяжки (рис. 69, б), вращая стяжную гайку, сближают концы рамки и закрепляют другой конец пилки в верхнем винтовом зажиме. После этого откручивают стяжную гайку и снимают приспособление с рамки лобзика. Иногда для установки пилки рамку стягивают вручную, опирая один её конец в крышку столярного верстака и нажимая на второй конец левой рукой.


Рис. 69. Закрепление пилки в лобзике (а) и приспособление для стяжки концов рамки (б): 1 — резьбовая шпилька; 2 — гайка; 3 — стяжка

Пилку в лобзике закрепляют с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик (рис. 70), который крепят в крышке верстака струбциной.


Рис. 70. Выпиловочный столик: 1 — верстак; 2 — струбцина; 3 — дощечка

Рассмотрим технологию выпиливания лобзиком на примере модели самолёта, показанной на рисунке 71.


Рис. 71. Модель самолёта из фанеры

Сначала через копирку переводят рисунок на небольшой лист фанеры.

Выпиливание деталей начинают с внутренних контуров рисунка (в нашем случае — это кабина пилота и гнездо в фюзеляже для установки крыла). Для этого в замкнутых контурах сверлят отверстия ∅ 3 мм. После этого пилку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, а верхний свободный конец продевают в одно из этих отверстий, и ,сблизив концы рамки, закрепляют в верхнем зажиме.

Затем фанеру укладывают на выпиловочный столик и во время пиления постоянно придерживают её левой рукой, прижимая к столику. Лобзик держат правой рукой за ручку и пилят заготовку по разметке, перемещая лобзик вверх-вниз плавно и без рывков так, чтобы пилка всё время располагалась вертикально (рис. 72).


Рис. 72. Выпиливание внутреннего контура рисунка

Во время пиления нужно стараться не менять положение лобзика, для того чтобы пилка постоянно находилась в вырезе выпиловочного столика. При этом двигают и поворачивают заготовку, направляя её по разметке навстречу зубьям пилки. Если выпиливаемый контур имеет резкие повороты, то, не прекращая движений пилкой, заготовку плавно поворачивают на требуемый угол.

Выпилив внутренний контур, гайку верхнего зажима откручивают, пилку из фанерной заготовки вынимают, затем крепят её в верхнем зажиме повторно и начинают выпиливать наружные контуры.

После того как все детали выпилены, внутренние контуры зачищают надфилями — небольшими напильниками толщиной 2. 3 мм, а наружные — напильником с мелкой насечкой. После этого все поверхности обрабатывают мелкозернистой шкуркой.

По окончании выпиливания, если необходимо, изделие раскрашивают или выжигают, а затем лакируют.

  1. Надёжно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.
  2. Правильно и надёжно закреплять пилку в лобзике.
  3. Во время работы не наклоняться низко над изделием.
  4. Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
  5. При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.

Практическая работа № 14

Выпиливание изделий из древесины лобзиком

Не забудь сфотографировать сделанное изделие, чтобы поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Для поиска и выбора необходимого рисунка для выпиливания воспользуйся Интернетом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум

Планируемые результаты

Предметные:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала

Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры

Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании

Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании

Личностные :

Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, её выразительности и оттенков).

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике

Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

III. Метапредметные :

Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Профориентационные :

Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Воспитывать уважение к работающему человеку.

Сформировать представление о профессии столяр, краснодеревщик, декоратор

• Образовательная: расширить знания учащихся о способах обработки древесины; научить учащихся такому приёму художественной обработки древесины как выпиливание лобзиком

• Развивающая: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус

• Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость и чувства ответственности при коллективной работе

Оборудование:

Для педагога

образцы выпиленных изделий

альбомы по выпиливанию

Для обучающихся

заготовка из фанеры с рисунком

Этапы занятия

Организационный этап – 2 мин

Проверка домашнего задания – 7мин

Актуализация опорных знаний – 3 мин

Изложение нового материала – 15 мин

Техника безопасности – 3 мин

Закрепление нового материала – 5 мин

Практическая часть -40 мин

Проверка и подведение итогов -10 мин

Уборка рабочих мест – 5 мин

I. Мотивация

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы готовы к работе на уроке.

Я хочу прочитать вам высказывание Вольтера:

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Проверим домашнее задание

Вспомним тему прошлого урока

Ученики: Отделка изделий из древесины.

Фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое отделка изделий из древесины? (Ответ: это окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия).

2.Какие виды отделки вы знаете? (Ответ: тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование.

3.Для чего применяется тонирование? (Ответ: для окрашивания древесины в более тёмный, чем натуральный, цвет – от жёлтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже чёрного (под цвет морёного дуба); при этом текстура древесины не закрашивается).

4.Что такое морилка? (Ответ: это порошковый краситель на водной основе).

5.Что такое лакирование? (Ответ: это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твёрдое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины).

6.Какие правила безопасной работы при лакировании вы знаете? (Ответ: работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении; избегать попадания лака на руки и одежду; по окончании работы тщательно вымыть руки с мылом).

Проверка задания №3 в тетради. Кроссворд

По горизонтали:

2. Профессия рабочего, занимающегося лакированием деревянных изделий.

4.Инструмент для выпиливания

5. Вид окрашивания изделий из древесины

По вертикали:

1.Приспособление для закрепления заготовки при её обработке.

3. Раствор для отделки поверхности изделий из древесины


III. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.

- Как можно пилить фанеру, не по прямой линии, а криволинейной?

Учащиеся: Воспользоваться инструментом с узким режущим полотном.

Учитель: Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. А чтобы узнать, как называется такой инструмент, отгадайте загадку:

Сам с изогнутой дугой, режет узенькой пилой,
доски тонкие, фанеру разделяет точно в меру

Учащиеся: Лобзик

Совместное формулирование темы и целей урока.

Салфетки на обеденном столе - это не только практичное, но и очень красивое дополнение к общей сервировке.

Первые бумажные салфетки появились 9 июля 1461 года во Франции. А с появлением бумажных салфеток возникла необходимость и в салфетницах.

Сегодня существуют множество самых разных моделей салфетниц.

Изготавливают их из керамики и стекла, металла и пластика, дерева и ткани.

Это будет неплохим подарком к Новогоднему столу.

Выпиливание лобзиком – один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя:

1. Об искусстве выпиливания лобзиком

2. Об устройстве лобзика

3. Настройка лобзика

4. Приспособления для выпиливания

5. Рабочая поза при выпиливании

6. Технология выпиливания

1. Об искусстве выпиливания лобзиком

Человек всегда стремился украсить свое жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой, выжиганием, чеканкой и другими видами прикладного искусства.

При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т. д.). Художественное выпиливание из дерева — один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Ещё в далёком прошлом русские искусные выпиловщики, гравёры и резчики создавали многие замечательные культурные ценности. Мастера - выпиловщики создают замечательные узоры и рисунки на дереве, а также изготовляют художественно оформленные изделия, украшающие наш быт. С появлением фанеры её стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выпиленными при помощи лобзика.

Выпиливание широко распространено и в наше время

Можно полюбоваться работами мастеров

2. Об устройстве лобзика

Учитель: Так что же такое лобзик?

Лобзик – инструмент для выпиливания изделий из древесины и фанеры.

Лобзик представляет собой металлическую рамку, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями.


3. Настройка лобзика

Слайд 10 В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.


Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке пилка закреплена правильно?

!!правильно неправильно неправильно

Рис. 2. Положение пилки в лобзике.


Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе её в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи. Слайд 11

Пилку в лобзике закрепляют сначала в нижнем, а затем в верхнем зажиме


Рис. 3. Крепление пилки в лобзике

4. Приспособления для выпиливания


Рис. 4. 1 – ласточкин хвост; 2 - струбцина.

Во время работы заготовка прижимается к столику, при этом разметочная линия должна находиться над прорезью.

5. Рабочая поза при выпиливании



Рис. 5. Рабочие позы при выпиливании сидя и стоя.

Учитель: При работе сидя и стоя, спину держим ровно. Высота выпиловочного столика должна находиться на уровне груди.

6. Технология выпиливания


При выпиливании лобзик перемещаем в вертикальной плоскости без перекосов пилки с лёгким нажимом, чтобы не поломать её.

Рис. 6. Движение лобзика при работе.

Способы выпиливания


Рис. 7. Способы выпиливания:

а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика.

Приёмы работы с лобзиком.


Рис. 8. Приём работы с лобзиком.

Придерживаем заготовку левой рукой, а выпиливаем правой

Выпиливание острых углов


Рис. 9. Выпиливание острых углов:

а – внутренних; б – внешних.

При выпиливании острых углов можно сделать пропилы с двух направлений

Выпиливание по внутреннему и внешнему контуру

Выпиливание: а – по внутреннему контуру;

б – по внешнему контуру.


Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку.

При выпиливании по внутреннему контуру рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют пилку и закрепляют её в рамке.

Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.

Технология вставки пилки лобзика во внутренний контур заготовки

Технология вставки пилки лобзика во внутренний контур заготовки более подробно показана на этом слайде.

В фанере просверливается или прокалывается отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая её до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают её в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.


V. Техника безопасности

Учитель: У вас на столе лежит памятка по работе с ручным лобзиком (приложение 2), которая остаётся у вас до окончания занятия и пригодится вам при выполнении практической части темы. Если у вас возникнут вопросы, затруднения, вы можете обратиться к памятке.

Затем учитель проводит инструктаж с занесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности на уроке

● Работайте в спецодежде.

● Сидите прямо, не горбясь, и дышите через нос.

● Работайте лобзиком с хорошо насаженной и исправной

● Надёжно закрепляйте пилку в рамке.

● Работайте по всей длине пилки.

● Пилите строго под прямым углом к заготовке из

● Не нажимайте на лобзик при движении вперёд.

● Не спешите и не увеличивайте частоту движений.

● Прижимайте заготовку из древесины к выпиловочному

● Не делайте резких движений лобзиком, не наклоняйтесь

низко над заготовкой.

● Не сдувайте опилки, а убирайте их щёткой-смёткой.

● Делайте перерыв через каждые 15—20 минут.

Физминутка для глаз

VI. Закрепление нового материала

1.Откройте рабочие тетради страница 27. Выполните Задание 14 №2*.

Задание 14 №2. В данных словах буквы перепутаны. Напиши слова правильно:

кизбол, нефара, калип, товзагока, фильдан, лоши.

(Ответы: лобзик, фанера, пилка, заготовка, надфиль, шило).

2.Задание 14 №3. Впиши недостающие буквы в следующих словах:

р _ _ ка; з _ б _ я; з _ ж _ м; в _ н _ ; и _ де _ _ е.

(Ответы: ручка, зубья, зажим, винт, изделие).

Проектор отключить

3.Работа с ноутбуком

VII. Практическая часть

Предварительный инструктаж

На верстаках лежат: рисунок, заготовка (фанера), копировальная бумага, карандаш, лобзик, щётка, наждачная бумага, клей, краска, кисточка, памятки. При выполнении практической работы во избежание травм соблюдаем правила техники безопасности.

Практическую часть будем оценивать по следующим критериям:

1.Соблюдение правил безопасной работы;

2.Соблюдение приёмов выпиливания;

3.Качество выпиленного изделия;

4.Качество зачистки изделия после выпиливания;

5. Оформление изделия.

Технологическая карта.

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм

Перевести основу заготовки на фанеру

Фанера, карандаш, шаблон, копировальная бумага

Ручной лобзик, выпиловочный столик, сменные режущие полотна

Текущий инструктаж Во время выполнения работы учащимися учитель: постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей; следит, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами; подсказывает и корректирует положение рук при выпиливании; контролирует ход практической работы.

Учитель должен обращать особое внимание на часто допускаемые пятиклассниками ошибки при выпиливании лобзиком:

- спешка при выпиливании, приводящая к получению неровных краёв выпиленных контуров;

- чрезмерный нажим на заготовку, приводящий к поломке пилки.

VIII. Проверка и подведение итогов

Характеристика успехов и ошибок в работе.

Оценка выполненных работ.

Выставление оценок в журнал и дневники.

IХ. Рефлексия

Продолжите фразы

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

5. Мне захотелось…

С каким настроением вы уходите с урока?

Х. Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание

2.Подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос:

- Как выпиливать лобзиком?

3. Выполнить задание 14 (1, 4) в рабочей тетради;

4. Найти в Интернете или книгах и журналах информацию об электрических лобзиках, ознакомиться с принципом их работы.

Читайте также: