Е чарушин перепелка конспект урока
Обновлено: 08.07.2024
Мотивировать обучающихся на создание рукописной книги по мотивам произведений Е.И. Чарушина.
Организационный момент.
Домашние ласкаются, а дикие-кусаются.
Они повсюду и везде: на суше, в небе, и в воде.
Лесные есть, болотные, зовем мы их… животные.
Как называется детеныш у…
Лошадь-жеребенок, корова-теленок, коза-козленок, собака-щенок,
курица-цыпленок, овца-ягненок, воробей-воробушек, гусь-гусенок,
- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Е.И.Чарушина, который много писал о животных не только книги, но и сам книги иллюстрировал.
4. Биография писателя Е.И.Чарушина. Презентация.
Слайд.5 Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.
Мальчик любил читать их, забравшись на высокое дерево возле дома.
Слайд 6. Родительский дом был настоящим домашним зоопарком -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…
Слайд 7. Все мое детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и животных. Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".
Слайд 10. После окончания школы, Чарушин был призван в Красную Армию.
Вернувшись, домой, он решил учиться на профессионального художника.
Евгений Чарушин поступил в Петербургскую Академию художеств. Здесь он подружился на всю жизнь с Юрием Васнецовым, известным живописцем .
Слайд 11. Сначала Чарушин работал как художник-иллюстратор.
Слайд 13. В иллюстрациях Е И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Слайд 17. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
Слайд 20. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
А в 1965 году незадолго до смерти ему была присуждена Золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Книги Чарушина переведены на множество языков, а его рисунки были на выставках в Великобритании, Франции, Дании, Греции, Болгарии, Китая.
5. Выставка книг писателя.
У каждого животного, как и у человека, есть свое жилье.
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру.
Правило игры: соединить карточки попарно: животное-домик
лиса-нора, муравей – муравейник, пчела-улей, мышь-норка
корова-хлев, курица-курятник, собака-конура
бобер-хатка, птица-гнездо, белка - дупло
8. Беседа о прочитанном рассказе.
- Назовите главных героев рассказа?
- Каким вы представляете волчонка и человека?
- Какими словами автору удалось передать состояние волчонка в чужом доме?
• Формирование навыка размышлять и анализировать; Познакомиться с новым произведением.
Кого так называют?
Общение с животными доставляет большую радость и детям, и взрослым.
О животных создано много художественных и научных произведений.
Какие произведения о животных вы знаете?
Вначале скажите, о ком будет это произведение?
Прочитали. Теперь скажите, как хозяйка относится к своей Буре-нушке?
С любовью, лаской, нежностью.
Почему вы так решили? В каких словах это выражается?
Хозяйка обращается к корове ласково - коровушка, Буренушка.
Прочитайте песню еще раз, выражая любовь к Буренушке.
II. Практические задания.
С любовью и благодарностью.
Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения;
• Развитие творческой деятельности; Познакомиться с новыми произведениями.
Как Василий Жуковский обращается к птичке?
Какое настроение ' преобладает в стихотворении?
Автор переживает, что улетела птичка.
В каких словах особо видна эта грусть?
Какие строки стихотворения нужно читать быстро и весело, а какие - с грустью?
Все остальное стихотворение читается в медленном темпе, с грустью.
III. Практические задания.
Отгадайте загадку и запишите ответ.
Какие рифмы в загадке?
Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения;
• Формирование умения . воспринимать биографические сведения;
• Познакомиться с новым произведением.
II. Знакомство с новым материалом.
Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Расскажите, о чем вы читали дома.
(Пересказ первой части рассказа)
Теперь прослушайте рассказ до конца.
3. Случай на даче. С какими еще рассказами Е. Чарушина вы знакомы?
III. Практическое задание.
IV. Домашнее задание. Возьмите в библиотеке книгу рассказов Е.И. Чарушина и прочитайте ее.
Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения; Развитие творческой деятельности; Познакомиться с новым произведением.
I. Проверка домашнего задания. Какие из рассказов Е.И. Чарушина вы уже прочитали?
II. Знакомство с новым материалом.
Что представляет собой этот рассказ?
Похоже ли это произведение На произведения устного народного творчества, например, на песню?
В чем это проявляется?
Обращение к коту похоже на колыбельную: котик-коток, серый лобок.
Краткие формы слов - чутки, длинны.
Этот рассказ можно пропеть.
Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Какие слова из текста к ней подходят?
III. Практические задания.
Усатая - полосатая, Умывается - не знается.
Урок 7. Считалки. Загадки.
Цели: Развитие творческих навыков; Развитие смекалки и находчивости; Познакомиться с новым произведением.
I. Проверка домашнего задания. В конце занятия РТ с выполненным домашним заданием сдаются на проверку.
II. Знакомство с новым материалом.
Мы уже читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения?
Произведения устного народного творчества.
Почему это устное творчество?
Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста.
Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков.
Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
Сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
Вы назвали жанры, характерные для игры.
А что вы делаете перед тем, как начать играть, к примеру, в прятки или догонялки?
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Народная песня
В. Жуковский
Баранник Ирина Алексеевна
учитель начальных классов
г. Белая Калитва п. Коксовый
А какие загадки и произведения о животных знаете вы?
Согласны ли вы с тем, что дружба с животными доставляет радость человеку?
Малым детям молоко даёт.
Знакомство с произведением: чтение с.4
От чьего имени поётся песня?
Как хозяйка обращается к Бурёнушке?
Как к ней относится?
Уж как я ль мою коровушку люблю!
жидкий прикорм для скота
срезать под корень серпом
Работа в тетради.
Прочитай, передавая своё отношение к Бурёнушке.
В каких словах слышится любовь и ласка?
Работа в тетради.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Работа в тетради
На лугу Она живёт, И всё время спать зовёт! — Пить — пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает?
Работа в тетради
И вдруг мы слышим у самого маленького кустика:
3. Какие ещё произведения Е. И. Чарушина ты знаешь?
Работа с моделями обложек
Василий Жуковский
Прочту новые книги…
Успехов в учёбе!
До свидания!
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
-корова на титульном листе
-соловей на титульном листе
-спасибо за внимание
Автора шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицея №21 г. Иванова Благодарность автору шаблона.
Учебные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, знакомить с разножанровыми произведениями фольклора (песня, загадка).
Учебные умения: Различать народные песни,объяснять реальные события и волшебные; формировать понятия "доброта", "красота", "уважение", "милосердие", формировать читательские умения, развивать речь и обогащать словарный запас.
Читайте также: