Е чарушин перепелка конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Мотивировать обучающихся на создание рукописной книги по мотивам произведений Е.И. Чарушина.

Организационный момент.

Домашние ласкаются, а дикие-кусаются.

Они повсюду и везде: на суше, в небе, и в воде.

Лесные есть, болотные, зовем мы их… животные.

Как называется детеныш у…

Лошадь-жеребенок, корова-теленок, коза-козленок, собака-щенок,

курица-цыпленок, овца-ягненок, воробей-воробушек, гусь-гусенок,

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Е.И.Чарушина, который много писал о животных не только книги, но и сам книги иллюстрировал.

4. Биография писателя Е.И.Чарушина. Презентация.

Слайд.5 Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.

Мальчик любил читать их, забравшись на высокое дерево возле дома.

Слайд 6. Родительский дом был настоящим домашним зоопарком -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…

Слайд 7. Все мое детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и животных. Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

Слайд 10. После окончания школы, Чарушин был призван в Красную Армию.

Вернувшись, домой, он решил учиться на профессионального художника.

Евгений Чарушин поступил в Петербургскую Академию художеств. Здесь он подружился на всю жизнь с Юрием Васнецовым, известным живописцем .

Слайд 11. Сначала Чарушин работал как художник-иллюстратор.

Слайд 13. В иллюстрациях Е И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Слайд 17. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

Слайд 20. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

А в 1965 году незадолго до смерти ему была присуждена Золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Книги Чарушина переведены на множество языков, а его рисунки были на выставках в Великобритании, Франции, Дании, Греции, Болгарии, Китая.

5. Выставка книг писателя.

У каждого животного, как и у человека, есть свое жилье.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру.

Правило игры: соединить карточки попарно: животное-домик

лиса-нора, муравей – муравейник, пчела-улей, мышь-норка

корова-хлев, курица-курятник, собака-конура

бобер-хатка, птица-гнездо, белка - дупло

8. Беседа о прочитанном рассказе.

- Назовите главных героев рассказа?

- Каким вы представляете волчонка и человека?

- Какими словами автору удалось передать состояние волчонка в чужом доме?

• Формирование навыка размышлять и анализировать; Познакомиться с новым произведением.

Кого так называют?

Общение с животными до­ставляет большую радость и детям, и взрослым.

О животных создано много худо­жественных и научных произведе­ний.

Какие произведения о животных вы знаете?

Вначале скажите, о ком будет это произведение?

Прочитали. Теперь скажите, как хозяйка относится к своей Буре-нушке?

С любовью, лаской, неж­ностью.

Почему вы так решили? В каких словах это выражается?

Хозяйка обращается к корове ласково - коровушка, Буренушка.

Прочитайте песню еще раз, выражая любовь к Буренушке.

II. Практические задания.

С любовью и благодар­ностью.

Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности; Познакомиться с новыми произведениями.

Как Василий Жуковский обра­щается к птичке?

Какое настроение ' преобладает в стихотворении?

Автор переживает, что улетела птичка.

В каких словах особо видна эта грусть?

Какие строки стихотворения нуж­но читать быстро и весело, а какие - с грустью?

Все остальное стихотво­рение читается в медленном темпе, с грустью.

III. Практические задания.

Отгадайте загадку и запишите ответ.

Какие рифмы в загадке?

Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения;

• Формирование умения . воспринимать биографические сведения;

• Познакомиться с новым произведением.

II. Знакомство с новым материалом.

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредствен­ность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприя­тия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чару­шина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить вол­шебный мир зверей и птиц.

Расскажите, о чем вы читали дома.

(Пересказ первой части рассказа)

Теперь прослушайте рассказ до конца.

3. Случай на даче. С какими еще рассказами Е. Чарушина вы знакомы?

III. Практическое задание.

IV. Домашнее задание. Возьмите в библиотеке книгу рассказов Е.И. Чарушина и прочитайте ее.

Цели: Формирование умения рассуждать; Понимать смысл произведения; Развитие творческой деятельности; Познакомиться с новым произведением.

I. Проверка домашнего задания. Какие из рассказов Е.И. Чарушина вы уже прочитали?

II. Знакомство с новым материалом.

Что представляет собой этот рассказ?

Похоже ли это произведение На произведения устного народного творчества, например, на песню?

В чем это проявляется?

Обращение к коту похоже на колыбельную: котик-коток, се­рый лобок.

Краткие формы слов - чутки, длинны.

Этот рассказ можно пропеть.

Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Какие слова из текста к ней подходят?

III. Практические задания.

Усатая - полосатая, Умывается - не знается.

Урок 7. Считалки. Загадки.

Цели: Развитие творческих навыков; Развитие смекалки и находчивости; Познакомиться с новым произведением.

I. Проверка домашнего задания. В конце занятия РТ с выполненным домашним заданием сдаются на проверку.

II. Знакомство с новым материалом.

Мы уже читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения?

Произведения устного народ­ного творчества.

Почему это устное творчество?

Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста.

Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчи­ков.

Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Сказки, песни, загадки, по­словицы, поговорки, потешки, скороговорки.

Вы назвали жанры, характерные для игры.

А что вы делаете перед тем, как начать играть, к примеру, в прятки или догонялки?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Народная песня

В. Жуковский

Баранник Ирина Алексеевна

учитель начальных классов

г. Белая Калитва п. Коксовый

А какие загадки и произведения о животных знаете вы?

Согласны ли вы с тем, что дружба с животными доставляет радость человеку?

Малым детям молоко даёт.

Знакомство с произведением: чтение с.4

От чьего имени поётся песня?

Как хозяйка обращается к Бурёнушке?

Как к ней относится?

Уж как я ль мою коровушку люблю!

жидкий прикорм для скота

срезать под корень серпом

Работа в тетради.

Прочитай, передавая своё отношение к Бурёнушке.

В каких словах слышится любовь и ласка?

Работа в тетради.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Работа в тетради

На лугу Она живёт, И всё время спать зовёт! — Пить — пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает?

Работа в тетради

И вдруг мы слышим у самого маленького кустика:

3. Какие ещё произведения Е. И. Чарушина ты знаешь?

Работа с моделями обложек

Василий Жуковский

Прочту новые книги…

Успехов в учёбе!

До свидания!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

-корова на титульном листе

-соловей на титульном листе

-спасибо за внимание

Автора шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицея №21 г. Иванова Благодарность автору шаблона.

Учебные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, знакомить с разножанровыми произведениями фольклора (песня, загадка).
Учебные умения: Различать народные песни,объяснять реальные события и волшебные; формировать понятия "доброта", "красота", "уважение", "милосердие", формировать читательские умения, развивать речь и обогащать словарный запас.



Читайте также: