Конспект урока презентация 5 класс приставка

Обновлено: 04.07.2024

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, презентация, разноуровневые карточки, схема-опора “грамматический человек”, иллюстрации картин о зимнем лесе, музыка из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди (“Зима”).

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Презентация (иллюстрация зимнего леса). Слайд 2

- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) Попозже мы с вами совершим прогулку в зимний лес.

II. Введение в тему. Слайд 3

Ребята обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило). Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали. Что это за морфема?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

- Поставьте цели занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

III. Повторение пройденного.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня.


IV. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит.

На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков. А из чего сделаны…мальчики и девочки?

(Стихотворение “ Из чего только сделаны мальчики?”).

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.

– А слова, ребята, сделаны из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема -ш-? Не понятно? А теперь: шли?

– Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли).

А также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами.

Задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова “шли” другие слова с разными приставками.

- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки? Слайд 5

- Какой вывод мы сделаем?

- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав пр. 77. (Стр.165)

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)

Учитель: Как найти приставку в слове?

(Ученики высказывают свое мнение)

Учитель: Проверим ваши знания.

V. Тренировочные упражнения.

1. Выполним задание: Работа в тетрадях. Слайд 6

Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки.

(За)м..тает пурга белый пут.
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. С. Есенин.

Взаимопроверка. Слайд 7

- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.

- На какую тему это стихотворение?

- Рассмотрите картину. Можно ли подобрать это стихотворение эпиграфом к нашей картине? Какой показана зима на этой иллюстрации?

2. Знаете ли вы стихотворения о зиме? (Чтение отрывка, если есть желающие)

Послушайте стихотворение Федора Тютчева

Чародейкою Зимою… Слайд 9

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.

- Какие необычные слова вы услышали в этом стихотворении? (Эпитеты, метафоры)

- Найдите слова с приставками.

3. Мы уже у опушки леса. Какая красота кругом. Снег так и искрится, сияет всеми цветами радуги. Но Грамматический человечек не впускает нас в сказочный лес, пока мы загадки не отгадаем. Отгадаем его загадки?

1. Отгадывание загадок.

1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я . (Зима)

2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Зд.: Выписать слова с приставками, выделить приставки.

(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)

2. Игра “Снежный ком”.

- И вот мы в зимнем лесу. Зимой ребята очень любят играть в снежки.

- Назовите зимние игры, в которые вы играете.

- Поиграем в снежный ком. Я называю “зимнее” слово и бросаю “снежный ком” (мяч), поймавший находит приставку, называет другое слово с приставкой и бросает мяч следующему ученику.

- А вот какие слова приготовил для вас грамматический человечек.

Заснеженный, запорошило, завьюжило.

- Запишите эти слова в словарики.

- Определите их лексические значения. Составьте словосочетания и предложения. (Устно)

3. Восстановление деформированных слов. Слайд 12

- Ребята, пока мы играли, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

ок, лес, пере ___________________(перелесок)
к, беж, про, а ____________________(пробежка)
ок, гор, при ____________________(пригорок)
ушк, корм, а _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый ____________________(заснеженный)
н , зим, ий _____________________(зимний)

- Ребята, что такое кормушка? Необходима ли она для птиц зимой?

- А вы приготовили кормушки птицам? Расскажите.

Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если мы сильней нажмём,
Дырку в парте мы проткнём.

“Я сильней наверняка!” -
Молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” -
Спорит левая в ответ.

VII. Самостоятельная работа.

- Вы хотите еще выполнять задания “грамматического человека” и снежинки?

- Тогда продолжим работу.

Иллюстрации на тему “Зимний лес” – просмотр, музыка.

- Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года”. Антонио Вивальди, “Зима”. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить задания “грамматического человека”.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летели сугроб..и.

Проверка работ по карточкам.

VIII. Закрепление материала.

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий “грамматического человека”.

Игра “Собери слово”.

- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “верхушки”, окончание – у слова “птица”. (Зимушка)

Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”, суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”. (Заморозки)

Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.

IX. Подведение итога.

- Вот мы и дома. Наше путешествие завершилось. “Грамматический человек” благодарит вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу. Зимушка пришла к нам с заморозками и вьюгами, но скоро из-под снега проглянут подснежники, и наступит ласковая весна.

- Над какой темой работали на занятии?

- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.

Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

(Ученики дают ответы)

Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.

Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?

X. Задание на дом: пр.77; составить сочинение-миниатюру по картине Грабаря “Февральская лазурь”, используя словарные слова или упр.402 (по желанию).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта открытого урока.doc

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Курганская Анна Александровна

Класс: 5 Дата: 08.02.2017 Предмет: русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Образовательные: научить опознавать приставку как словообразовательную морфему, определять ее смысловое значение

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к учебе, воспитывать бережное отношение к природе

Дидактические средства:

Для учителя – презентация, компьютер, проектор, карточки с приставками и частями слов, учебник

Для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, смайлики

Характеристика этапов урока

Здравствуйте, гости и учащиеся! Проверьте, пожалуйста свою готовность к уроку.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Тихо сели, с хорошим настроением отправимся в путь знаний.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие

Захотели вновь прийти!

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, положительный эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Волевая саморегуляция (регулятивные , личностные)

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Но на уроке у нас не только гости-педагоги, но и пожаловала (отгадайте что?)

Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я ( зима)

- Какое время года изображено на иллюстрации? -За что вы любите зиму? А какая бывает зима? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д

-Ребята, подул сильный ветер, посмотрите что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.

-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).

-Что они обозначают? ( предмет, признак предмета)

- Из каких частей ( морфем) состоят эти слова?

- Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.

-С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)

-В каком слове выделены не все части?

-Почему? (не знаем этой части)

-Назовите её? Где она находится? (перед корнем)

-Кто-нибудь знает, как называется эта часть? (приставка)

Открыли тетради и записали число , классная работа и тему нашего урока.

Проводит параллель с ранее изученным материалом; контролирует выполнение работы; организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию

Выполняют задания; обосновывают выбор правильного ответа; производят самоконтроль; отвечают на вопросы учителя; выявляют закономерность

Постановка учебной задачи

- О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)

Место приставки в слове

Для чего служит приставка

Организует подводящий к теме диалог

Формулируют тему и задачи урока

Регулятивные; коммуникативные; познавательные

Поиск решения учебной задачи

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды )

- Что увидели? (кормушку) (Воспитательная работа)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем саду? (птица)

-Что она сделала? (прилетела)

( на слайдах появляется птица и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)

-Запишем действия птицы словами. (Слова записываются в тетради столбиком).

- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень - лет - )

- Выделите корень. Какое значение у слов?(движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже ? (нет)

- Что же обозначают эти слова?(приближение, перемещение, удаление)

- Какие же части изменили смысл слов?(приставки)

- Где расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Наблюдение и анализ

Познавательные ; регулятивные; коммуникативные

Работа по учебнику.

-Откройте тайну золотого ключика на стр. 21 (знакомство с определением)

4) Первичное закрепление.

Выполнение упр. 415 в тетради.

Организует самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу; производят самоконтроль

Регулятивные; познавательные; коммуникативные

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!

Установка на здоровый образ жизни

Выполнение действий по образцу

Регулятивные; познавательные; коммуникативные

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4. Работа в парах . (Слайд)

Прочитайте задание. (допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой).

-Как будем работать? ( в парах)

… бежал через дорогу …бежал от края

За- вы- при- пере- от- про-

(фронтальная проверка со слайда)

-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )

5. Дифференцированная работа.

-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточку с заданием. Как вы уже заметили, листочки у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Парная; индивид.; фронт.

Подведение итогов урока

Приставка – это значимая часть слова?

Приставка стоит после корня?

Приставка образует новые слова?

Приставка стоит перед корнем?

Приставка самая главная часть слова?

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Проговаривают правило, с которым работали на уроке; фиксируют материал, изученный на уроке

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные

-Дома вы выполните задание

Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы

Фиксируют домашнее задание в дневник

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…

Мне было трудно…

- Покажите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению на конец урока.

-Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день. Спасибо за внимание!

Задает вопросы, побуждает к высказыванию мнения

Выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной работы

Выбранный для просмотра документ для открытого урока.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:






…бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от кра.

…бежал за угол …бежал из дома …бежал первым …бежал через дорогу …бежал от края за вы при пере от про

Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… Мне был.

Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… Мне было трудно…


Краткое описание документа:

Конспект урока для 5 класса построен в соответствии с требованиями ФГОС.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 012 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.03.2018 7434
  • RAR 2.7 мбайт
  • 670 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Курганская Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • - ключатель
  • - локотник
  • - бавить
  • - бывчивый
  • Выключатель
  • Подлокотник
  • Прибавить
  • Забывчивый
  • (до) бежал (до) дома,
  • (от) плыл (от) берега,
  • (на) ехал (на) камень,
  • (в) нёс (в) дом,
  • (у) видел (у) порога,
  • (за) шел (за) другом.
  • Существительные могут употребляться с предлогами (скучать по другу) и с приставками (скучает подруга), а глаголы – только с приставками (поскучать).

Грустит Осень (в )лесу, и (от)грусти

(Вы)растают кругом грибы-грузди.

Там, где Осень (у)ронит слезинки,

(На)берётся грибов три корзинки.

Задание: 1 вариант – выписывает из текста существительные с предлогами, 2 вариант – слова с приставками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет формировать у обучающихся знания о приставке как значимой части слова.

Учитель: Кондратьева В.Г.

Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова

Деятельностная: формирование способности обучающихся к новым способам действия: создание кластера, исследовательская работа

Планируемые результаты:

Личностные:обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

МетапредметныеУУД:обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение, выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками, группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять кластер); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и парная работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки

Сценарий урока:

1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности

Ребята, всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.

Давайте сразу определимся с оцениванием сегодня на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. (приложение 1) Заданий будет не так много. После выполнения оцениваете результат работы всей группы. 1 ошибка-это тоже 5, вы имеете право на ошибку, 2-3 ошибки-4, 4 -5 ошибок -3

Учитель: Вы готовы начать урок?

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Итак, морфемы.

-Учитель: Чтобы приступить к изучению нового мы должны посмотреть, а какие знания у нас уже имеются. Настало время поработать с понятиями.

Я предлагаю вам поработать над созданием кластера. Найдите верные определения к каждой морфеме. Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание?

Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: А к какой морфеме не было определения.

Ученик: Потому что мы еще ее не изучали

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?

(учитель корректирует и ее значение в слове)

Учитель: Записываем число и тему урока. К кластеру еще вернемся.

В течение нескольких секунд сформулируйте вопросы по теме, на которые хотите ответить, мне бы хотелось услышать ваши ожидания от урока

Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод вы использовали в случаях, когда не могли что-либо объяснить?

Ученик: Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником

5.Реализация построения проекта (Приложение 2)

План исследования общий. Вы получаете вопросы, на которые отвечаете, исследуя информацию на карточках. Номер карточки соответствует номеру вопроса. Выводите определение. Затем проверяем.

План-исследования(Приложение 2)

1.Ответить на вопросы.

1.Бывают ли слова без приставок?

2.Приставка - значимая часть слова?

3.Для чего служит приставка?

4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?

5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова.

6.Может ли в слове быть несколько приставок?

Слова для анализа (Приложение 3)

1.Букет, дом, кошка, собака, класс

3.Съезд, переезд, выезд, наезд

4.Пришел, ушел, перешел, зашел

5. Прибежать, убежать

6. Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить

Учитель: Правильно ли вы сделали вывод о приставке, проверьте по учебнику

Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

6. Закрепление темы

Необходимо закрепить знания, правила и умения

Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере -: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Обучающимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ обучающихся: Образовать с помощью приставок глаголы.

С приприставкою присесть,

С поприставкою подняться

С под подпрыгнуть, подмигнуть

С вы вытягиваем руки,

С о опустим их опять

Вот и все настало время

С за зарядку завершать.

Задание 2. Выпишите слова:

а) с приставкой подо -;

б) с приставкой под -;

в) с приставкой по -;

г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

(а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б) подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).

7. Лингвистическая игра

Взять приставку у слова подморозило

Корень у слова снежок

Суффикс у слова лесник

Окончание у слова снеговики (Подснежники)

-Подснежники скоро появятся.

-Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречают,

Вся же в дневнике или журнале. (Оценка)

8.Включение нового знания в систему знаний.

Ученик: Можем дать определение приставки, выделить ее в слове, объяснить ее значение, образовать новые слова при помощи приставок.

Вернемся к кластеру и к нашим вопросам.

9.Рефлексия. Оценивание.

Заполненные листы оценивания сдайте мне.

Домашнее задание:

1) Выучить правило, стр. 21 всем

2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упр. 416.

Читайте также: