Наблюдение за дождем в младшей группе конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Ланина Луиза Юрьевна

Цель : познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит ем кость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

Дождик с ветром,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность : поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Выносной материал : для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 294 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.09.2018 4567
  • DOCX 31.5 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ланина Луиза Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Учить детей замечать изменения в природе: закреплять знания о том, что дождь бывает разный (осенний-холодный, моросящий, весенний-тёплый, ласковый,что дождь очень нужен природе. Используя художественное слово, вызвать у детей желание наблюдать за дождём и за изменениями, происходящими в природе.

ХОД ПРОГУЛКИ.

- Ребята, прислушайтесь, кто это стучит в окно, слышите?

«К нам на длинной мокрой ножке

- Посмотрите в окно, вы видите дождь? Вот он.

«Там на лужице круги.

- Вы не боитесь дождика?

-Ребята, это дождь весенний, добрый, ласковый. Он приглашает нас на прогулку.

«Дождик, дождик кап-кап-кап

Все равно пойдем гулять,

-А что еще мы наденем? /плащи, в руки-зонтики/.

-Чтобы дождик нас не намочил, бежим под навес.

На улице. Наблюдения:

-Ребята, сегодня идет дождь. Что мы можем сказать о погоде, какая она? /дождливая, ненастная/. Посмотрите, есть ли солнышко на небе?/нет/. А почему нет солнышка? /его закрыли тучи/. Правильно, его закрыли тучи, тучи темные, они и закрыли солнышко от нас.

- Ребята послушайте, как стучит дождь по крыше. Тук-тук-тук. Дождик непросто стучит, а рассказывает нам, что он очень нужен природе: деревьям, кустам, травинкам. Послушайте, что он говорит:

"От дождя травинки

Где наступит дождик

Там раскроется цветок. "

-Куда падают дождинки? /на листочки, деревья, цветочки. /

Про дождик есть множество потешек, песенок. Мы будем проговаривать их, помогать дождику поливать землю.

-Сейчас вы будете дождинки. Как будут веселиться дождинки? Нет ребяток, есть дождинки! /дети входят в роль/. Дети хлопают в ладоши, подпрыгивают.

Воспитатель читает потешки:

1. Дождик, дождик, пуще,

2. Дождик, дождик, пуще

Будет травка гуще

Дождик, дождик посильней

Огород ты наш полей.

-Ребята, а у дождя есть своя мелодия. А давайте послушаем ее /слушаем как стучит дождь по крыше/

-Нужен ли дождь? /дети высказываются/

П/и "Солнышко и дождик".

Цель: бег, внимание на речевой сигнал

По сигналу "солнышко" дети бегают по площадке. На сигнал-"дождь" собираются вокруг воспитателя под зонтик.

Упражнение "через ручеек"

-Давайте попробуем перепрыгнуть через ручеек, дождик шел сильный, потекли ручейки.

Самостоятельные игры детей с выносными игрушками /посуда, куклы, одетые по сезону, машины. /

Трудовые поручения:

-А теперь давайте почистим наши игрушки от песка и уберем их на место.

Вариант п/и: "Курочка-хохлатка"

Воспитатель изображает курицу, дети-цыплята. Курочка и цыплятки ходят по комнате. Воспитатель говорит:

"Вышла курочка хохлатка, с нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: "Ко-ко, не ходите далеко. "

Пошел дождик, курочка с цыплятами бегут домой.

Возможно дополнительное использование художественного слов

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и, завтра он придет

И польет наш огород.

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет-

Когда идёт дождь…

Когда идёт дождь… Лето, а на улице дождь. Чем же занять детей? А мы сегодня весь день посвятили насекомым. В начале в беседе с детьми мы вспомнили, кто.

- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.

- воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;

- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Дидактическое обеспечение занятия:

- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;

- комплект для рисования по количеству детей: кисточкая. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.

В.; Ребята, а что же это у нас шумит?

Дети:( Машина проезжает. Ветер на улице шумит. Дождь идет.)

В.: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

В.: Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?

Дети: ( С неба капает. Из тучки берется.)

В.: Правильно , из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?

Дети: (Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать.)

В.: Ребята, наша подруга Капелька любезно согласилась помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Она приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки)

В.: Саша, скажи пожалуйста, что у нас на подносе?.

В.: Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?

Дети:( кирпичик, на тучку).

В.: Почему не идет водичка?

Дети: (нет в нем водички, губка сухая).

В.: Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы?

Дети:(1 стакан белый, другой – красный).

В.: Молодцы, правильно. А сколько воды в белом стаканчике, ребята?

Дети: (немножко, мало).

В.: А в красном стаканчике?

Дети: (полный стакан, много).

В.: Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в красном – много. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?

Дети: (ничего не произойдет; начнет капать вода).

В.: А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (Дети проверяют свои предположения опытным путем).

В.: Получается дождик. Маша, скажи пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?

В.: Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?

Дети: (польется много воды).

В.: А почему много воды польется?

Дети:( (потому что губка пропитала много воды).

(Дети проверяют свои предположения).

В.: Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся слищком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?

Дети: (большой; сильный).

В.: Дети – капельки летите.

И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).

Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).

В.: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь.(дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).

В.: Ребята, что вы видите на своем листочке?

Дети.: (голубое небо, голубая тучка).

1. Дождик, дождик, веселей!.

Капай, капай, воду лей!

На цветочек, на листок.

Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный!

Дождик, дождик, пуще.

Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.

В.: Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!

В.: А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашей подругой Капелькой?

Дети: (дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает).

В.: Правильно! И давайте свои рисунки мы подарим на память Капельке. (Дети по желанию дарят рисунки Капельке).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект занятия для младших дошкольников "Весенняя сказка с инструментами"

Знакомить детей с музыкальными инструментами,учить их слышать музыкальные звуки, определять их на слух, формировать образное мышление.

Цель: - продолжать закреплять знания детей о том, как беречь свой нос и правильно за ним ухаживать (продукты, побеждающие насморк);- познакомить с новым стихотворением; - тренировать навыки .


Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Важно с малых лет воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе своего края. В моем материале представлена информация о .


Художественно-эстетическое развитие с элементами исследования - Конспект занятия для детей первой младшей группы "Тайны дождя"

Конспект занятия, целью которого являеется донести до детей причины возникновения дождя,как природного элемента окружающего их мира. Научить детей рисовать дождь,передавая его характер(сильный дождь,с.

Конспект досуга для младших дошкольников

Материал разработан для младших дошкольников. Досуг с участием родителей. Опробирован. Прошел досуг с большим успехом ! Как важно для всех нас психическое здоровье, а особенно для малышей! Счастливая.


Конспект занятия для младших дошкольников "Оденем куклу на прогулку"

Игровая деятельность для младших дошкольников.


Конспект занятия для младших дошкольников

Знакомство младших дошкольников с картиной В.И.Сурикова "Смеющийся солдат".

Дети рассматривают цветы

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Две девочки нюхают цветы

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
    • эпизодические;
    • систематические.
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

    Возрастные особенности младших дошкольников

    Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

    Мальчик и девочка рассматривают божью коровку

    Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

    Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

    Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

    Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

    Четверо детей наблюдают за черепахой

    Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

    Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

    • Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
    • привить желание заботиться о собаках;
    • формировать знания о привычках собак.
    • Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
    • развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
    • Узнать больше о таком животном, как кошка;
    • узнать больше о её повадках, привычках.
    • Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
    • чётко выявить их сходства и различия.
    • воробей маленький, а голубь большой,
    • воробей прыгает, а голубь бегает,
    • воробей коричневый, а голубь серый,
    • воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
    • Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
    • развить желание подкармливать их в холодное время года.

    Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

    • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
    • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
    • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
    • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
    • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

    Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

    • Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
    • Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
    • Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
    • Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
    • Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)

    В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

    Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

    • лепят,
    • мнут,
    • топчат,
    • дуют,
    • копают лопаткой,
    • ловят голыми руками и варежкой.

    Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

    Временной план наблюдений

    Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

    Ребёнок подбрасывает опавшие листья

    Осень для малышей является увлекательным временем года

    Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

    Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

    В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.


    В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

    Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

    • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
    • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
    • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
    • установление признаков отличия одного объекта от другого;
    • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

    Классификация наблюдений

    Наблюдение можно организовывать в различных формах:

    • По месту проведения: на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
      индивидуальные (1–4 человека);
      случайные;
      эпизодические;
      кратковременные (от 5 до 15 минут);
      однократные;
      первичные;
      наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);

    Возрастные особенности младших дошкольников

    Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.


    Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

    Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.





    Ход наблюдения

    Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.

    Облака, белокрылые лошадки,

    Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

    Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

    А по небу прокатите нас, облака.

    Трудовая деятельность. Сгребание снега лопатой.

    Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

    Цель: упражнять в беге в разных направлениях, используя атрибут вожжи.

    Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель.

    Индивидуальная работа: упражнять детей в бросании мяча двумя руками друг другу.

    Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега.

    Карточка № 11

    Прогулка

    Наблюдение за вороной

    Цели: расширять представление р зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

    Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

    Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.


    Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

    Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

    • Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
    • привить желание заботиться о собаках;
    • формировать знания о привычках собак.
    • Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
    • развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
    • Узнать больше о таком животном, как кошка;
    • узнать больше о её повадках, привычках.
    • Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
    • чётко выявить их сходства и различия.
    • воробей маленький, а голубь большой,
    • воробей прыгает, а голубь бегает,
    • воробей коричневый, а голубь серый,
    • воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
    • Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
    • развить желание подкармливать их в холодное время года.

    Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

    • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
    • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
    • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
    • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
    • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

    Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

    • Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
    • Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
    • Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
    • Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
    • Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)

    В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

    Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

    • лепят,
    • мнут,
    • топчат,
    • дуют,
    • копают лопаткой,
    • ловят голыми руками и варежкой.

    Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

    Временной план наблюдений

    Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.


    Осень для малышей является увлекательным временем года

    Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.


    В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей

    Видео: игры с водой в первой младшей группе

    Ход наблюдения

    Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель. Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

    Трудовая деятельность Сгребание снега лопаткой, расчистка дорожек.

    Цели: — учить работать сообща; — добиваться выполнения задания общими усилиями.

    Много снега, негде бегать. На дорожке тоже снег.

    Вот, ребята, вам лопаты — Поработаем для всех.

    Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.

    Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

    Индивидуальная работа: упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке.

    Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, флажки красные и синие.

    Карточка № 2

    Прогулка

    Наблюдение за синицей

    Цель: знакомить с ее повадками, средой обитания,

    особенностями внешнего вида.

    Организация наблюдений во второй младшей группе ДОУ

    Дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются от предыдущей группы в первую очередь тем, что они проявляют гораздо больше желания общаться и познавать окружающий мир. Они стремятся больше общаться со сверстниками, а не с воспитателем. С детьми им проще играть, рисовать, лепить, у них быстрее развивается речь. В этот период начинают сильно проявляться отличия между детьми в физическом и интеллектуальном развитии, поэтому особенно важно найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.


    Наблюдение за птицами воспитывает у детей заботливое отношение к пернатым

    Воспитателю следует учитывать, что дети, которые не ходили в первую младшую группу, часто болеют и тяжелее адаптируются к условиям ДОУ.

    Таблица: картотека наблюдений во второй младшей группе

    • Разобраться в отличительных особенностях определённых видов деревьев,
    • запомнить основные составляющие дерева.
    • Узнать, зачем существуют муравьи, какую пользу приносят,
    • развить экологическое мировоззрение детей.
    • Развить у детей воображение, любознательность,
    • расширить кругозор.
    • Познакомить детей с работой грузчика,
    • расширить их словарный запас.
    • Объяснить, что в лесу есть насекомые, животные, птицы, растения и деревья, которые нужны друг другу;
    • объяснить важность сохранения разнообразия флоры и фауны леса.
    • Рассказать про труд продавца;
    • узнать, на какие отделы делится магазин.
    • Сформировать чёткое представление у детей о том, насколько оживлённая трасса в час пик.
    • Познакомить воспитанников с разнообразием машин.
    • Закрепить знания о том, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
    • Познакомить с фликерами, как они работают и зачем нужны.
    • Дать представление о том, как сложно вести машину водителю и почему его не нужно отвлекать.

    Воспитатель проводит викторину с воспитанниками:

    • Дети, на какой свет мы можем переходить дорогу? (На зелёный).
    • А на какой мы ни в коем случае не должны этого делать? (На красный).
    • Что везёт большая грузовая машина? (Продукты, мебель и т. д.).
    • Что поможет увидеть вас водителю в темное время суток? (Фликеры).
    • Как называются машины, в которых едет очень много людей? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка и т. д.).
    • Почему нельзя отвлекать водителя от дороги? (Потому что машина едет на большой скорости).


    Важно, чтобы после наблюдения у детей была возможность нарисовать увиденное

    Воспитатель рисует машины и рассказывает, где находится руль, педали, сиденья, ремни безопасности, двигатель, дети наблюдают.

    Временной план наблюдений во второй младшей группе

    Во второй младшей группе время, посвящённое непосредственно наблюдению, незначительно увеличивается.

    Видео: наблюдение за снегом во второй младшей группе

    Ход наблюдения

    Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке Для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.)

    Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны Детям за заботу.

    Скачет, скачет воробей,

    Кличет маленьких детей:

    «Киньте крошек воробью,

    Трудовая деятельность. Постройка горки для куклы.

    Цели: учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки; доводить начатое дело до конца.

    Цель: учить быстро действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

    Цель: учить детей строиться в круг, ходить по кругу держась за руки.

    Индивидуальная работа: упражнять в прыжках через две линии (10 см)

    лежащие на полу.

    Выносной материал Лопатки, ведерки, формочки для снега.

    Карточка № 5

    Прогулка

    Наблюдение на участке за растительностью

    Цели: — формировать знания о жизни растений зимой; — воспитывать бережное отношение к природе.

    Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада

    Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.


    При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона

    Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы

    • сыпучий,
    • сухой,
    • при добавлении воды становится твёрдым,
    • легко разносится ветром.
    • тёплая,
    • холодная,
    • горячая,
    • если замерзает — превращается в лёд.
    • холодный,
    • пушистый,
    • мягкий,
    • если мороз — снег рыхлый,
    • теплеет — снег лепится.
    • скользкий,
    • можно аккуратно кататься,
    • может трескаться,
    • если тает — становится водой.
    • тает снег,
    • прилетают птицы,
    • часто светит солнце,
    • дует ветер.
    • мухи,
    • майские жуки,
    • изучение их строения.

    Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы

    • найти стороны горизонта,
    • понаблюдать, что когда светит солнце, люди надевают головные уборы,
    • отметить изменение погоды при наличии или исчезновении облаков,
    • сравнить голубизну неба летом и осенью.
    • сильный, порывистый, лёгкий, холодный ветер;
    • отметить виды дождя: короткий, непрерывный, ливень, мелкий дождь, косой и прямой.
    • нахождение отличий и сходств между голубем,
    • воробьём,
    • вороной,
    • как реагируют на людей, как передвигаются,
    • издаваемые звуки, габариты, окраска.
    • снегоуборочная машина, как едет, ею управляет шофер, щётки сметают снег,
    • снег убирает дворник, он лопаткой чистит снег по краю тротуара, отсыпает к бордюру,
    • предложить помочь детям.
    • Наблюдение за снегопадом: снежинки падают на мех, на шапки, варежки,
    • дети рассматривают снежинки, придумывают ассоциации);
    • за снежками: плохо лепятся при морозе, хорошо при плюсовой температуре;
    • за одеждой прохожих в холодное время года: тёплые ботинки, пуховики, шарфы.
    • дети аккуратно катаются с горки,
    • не толкаются,
    • придерживаются очереди.
    • талый снег,
    • текут ручейки,
    • проталины,
    • появляется первая трава,
    • небо периодически становится светлее,
    • увеличивается световой день,
    • люди одеваются не так тепло.
    • найти знакомые деревья на участке,
    • заметить их различия, сходства,
    • сильно ли гнутся от ветра,
    • пышная ли крона.

    Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.

    Ход наблюдения

    Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.

    Трудовая деятельность. Показать детям, как строить из снега дом для куклы, зверюшки.

    Цели: — учить соизмерять величину домика с величиной игрушки; — аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие.

    Цель: учить прямо или боком переползать через скамейку.

    Цели: учить катить мяч вперед, воспитывать дружелюбие.

    Индивидуальная работа: упражнять в бег в разном направлении.

    Выносной материал: Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, формочки.

    Карточка № 4

    Прогулка

    Цели: — закреплять желание заботиться о птицах; — уточнять знания об их повадках.

    Читайте также: