Конспект по естествознанию как звери готовятся к зиме

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия :

Воспитание у детей познавательного интереса к диким животным.

1. Расширять и закреплять представление детей о диких животных : где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.

2. Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

3. Развивать эстетическое восприятие образа животных

1. Чтение художественной литературы о жизни животных.

2. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

4 Чтение энциклопедии о животных.

Материалы и оборудование:

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, дидактическая игра и упражнения.

Ход занятия:

Воспитатель: (на ковре) – Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень)

По каким приметам определили? (дети называют осенние приметы)

- А после осени какое будет время года? (зима)

- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима.

И мы, люди, готовимся к зиме. Как? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома,).

Ребята, а вы хотите узнать,как звери живущие в лесах, готовятся к зиме? почти также как и люди!

- Но прежде чем мы отправимся на прогулку в лесную чащу, давайте

К зиме готовится не один волк, а много (волков).

Не один заяц, а много (зайцев).

Не один еж, а много (ежей).

Не один медведь, а много (медведей).

Не одна белка, а много (белок).

Не один лось, а много (лосей).

Не один кабан, а много (кабанов).

Не одна лиса, а много (лис).

- Мы с вами поиграли, а теперь давайте с немножко разомнемся.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

(Дети садятся на коврик)

-А теперь, вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму (не шуметь, не кричать, не пугать лесных жителей.)

- А кто им еду добывает? (сами)

- Как можно назвать животных, которые живут в лесу и сами добывают себе еду? (дикие животные). Но никого из жителей что-то не видно?. Но как только отгадаете про них загадки, они и появятся.

1. Слайд. Как заяц готовится к зиме.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Зайцы меняют окрас своей шубки с серого цвета на белый. Поменял зайка шубку- значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна… (Медведь).

Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но берлогу надо сначала подготовить! Берлогу они делают в ямах или под корнями деревьев. Он активно ест все, что найдет, наедая жир, особенно рыбу, орехи, но делает он это за несколько недель до спячки. Перед самим сном мишка кушает мало.

Живет в глуши лесной.

Иголок, очень много,

А нитки - ни одной (еж).

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве в дупле.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной -…. (лиса).

Подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая и яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лисы круглогодично живет в норах. Лисы не делают запасов на зиму, а регулярно выходят на охоту, добычей становятся чаще всего грызуны, если нет мяса, они могут и питаться ягодами и овощами.

Что ни зуб-то острый нож!

Он, бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк).

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее, к зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. Волки объединяются в стаи, стаей они без труда ловят добычу, потом вместе поедают ее. Волки зиму переносят легко.

Не только звери готовятся к зиме, некоторые птицы улетают в теплые края, потому что им трудно найти себе корм. Они собираются в стаи, и называются такие птицы перелетные. Птицам,которые остаются, очень помогают перезимовать кормушки, которые делают для них люди.

Давайте проверим как вы запомнили, как кто готовится к зиме и кто где живет.

1. Кто спит всю зиму? (медведь, еж)

2. Как называется домик ежа? (нора)

3. Где зимует медведь? (берлога)

4. Куда приносит свои запасы белочка? (Дупло)

5. У кого зимой шубка белая? (заяц)

6. Где живет лиса? (нора)

7. Как мы можем помочь зимой птичкам? (кормушка).

-Вот и заканчивается наша прогулка в лесу. Ребята, представьте, что вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Оқыту- обучющая: Уточнение и расширение представлений детей о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

2.Дамытушылық развивающая : Развитие умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму.

3. Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание гуманного отношения к животным.

Сөздік жұмыс /Словарная работа/: дупло, берлога, норка, спячка, шубка.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: силуэты животных, цветная бумага, муляжи грибов, орехов, овощей и фруктов, корзинка, иллюстративный материал. Раздаточные листы, цветные карандаши.

Билингвалдық компонент /билингвальный компонент: орман -лес

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы- ОУД

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель интересуется, какое сейчас время года? Как мы с вами одеваемся? Почему?

Проблемный вопрос: Как готовятся звери к зиме?

Нацеливает на предстоящую деятельность.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Приглашает в гости к лесным зверям. Напоминает, что животных, которые живут в лесу, называют дикими.

Предлагает отгадать загадку.

Он большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Он живет в лесу дремучем,

Очень любит мед пахучий (медведь).

В серой шубке ходит летом

В белую зимой одет он,

Вот петляет по лужайке

Догадались? Это … (Зайка).

Я сегодня утром ловко

Шишек принесла в кладовку

Да на остреньких сучочках

Поразвесила грибочков. (Белка).

Проблемный вопрос:Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!Что делать косолапому?Ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.

Воспитатель показывает картинку "Зайцы с зайчатами" и рассуждает, почему летом зайцы в серой шубке, а зимой в белой.

-Снег белый, а заяц серый, так его быстро волк найдет, поэтому к зиме все зайцы меняют серые шубки на какие? (поменять картинку зайца на белого)

-Теперь зайца волк не увидит, почему? (снег белый и шубка у зайчика белая)

-Зимой зайцы едят веточки и кору деревьев.

Показывает картинку "Белки с бельчатами" и спрашивает детей:Что собирает белка?Куда белка носит шишки и орешки?Почему белка так спешит?Как зовет белка детей?Где живут белки и бельчата?

Белкин домик называется дупло, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно.

Если дети называют морковь:

- Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу… (Не растет, она растет на огороде)

Лиса обладает острым нюхом, она даже через снег чувствует, где находятся норки ежей и мышей, вот и ведет она охоту на них, да еще и зайчиков успевает пугать.

Динамическая пауза

Заяц зимой белый, а летом (серый)

У зайца хвост короткий, а уши (длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние (короткие)

Ёж маленький, а медведь (большой)

Заяц пушистый, а ёж (колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца (короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка (жёсткая)

Работа с раздаточными листами

3. Қорытынды/итоговая часть

Предлагает детям на улице обратить внимание на свежевыпавший снег. Какой он? (чистый, белый, искристый) Проверить – есть ли следы или нет? Чьи они? (человек, животное, птичка). Предложить ребенку пройти – след остался. Сравнить со следом воспитателя. Что можно сказать?

Поинтересоваться, есть ли снег в поле, лесу. Кто по нему бегает? Можно ли по этим следам догадаться, кто прошел и куда? Кому от этого хорошо, а кому плохо?


Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (осень)
- По каким приметам определили? (дети называют осенние приметы)
- А после осени какое будет время года? (зима)
- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима. Что же станет с нашими лесными братьями? Вы хотите узнать? (да)
- Давайте отправимся на прогулку в лесную чащу и узнаем, как готовятся звери к зиме.


Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Кто это? (Это заяц).



- Заяц – ночное животное. Чем питается зайчик? (травой, грибами, грызёт кору деревьев) Значит зайчик ….травоядное животное.
- Дети, летом про косого говорят заяц – русак, а зимой заяц – беляк, почему? (потому что заяц меняет шубку серую на белую)



- Для чего он это делает? (чтобы маскироваться от хищников, на белом снегу его не заметят)
- Смена окраски шерсти на другую – покровительственную - называется линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными.


Воспитатель:
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой (белка)



Воспитатель: Как готовится к зиме белка? (собирают шишки и орехи и хоронят в дуплах, сушат грибочки на суках)
- Да, белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Часто белки забывают о закопанных орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых. Этих пушистых зверьков можно приучить брать еду с рук.



Белки, живущие в садах и парках, давно усвоили, что человек является источником продовольствия, но кормить белок с рук всё же не рекомендуется. Они могут быть поражены болезнями, а так же могут поранить руку. Из шерсти белок изготавливают кисти для рисования, которыми мы рисуем.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет)


- Белки по лесу гуляют
И орехи собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.

Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм и почему?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он спит зимой)



- Верно, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму. Что любит медведь больше всего на свете? (мёд)
- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые? (ягодами, мышками, грибами) Вот и загадка про это:
Зимой спит,
Летом ульи ворошит



- А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов, оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется домик медведя, где он спит зимой? (берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и впадает в спячку. Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.


У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит

Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …

Воспитатель:

Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается (ёж)



- Как готовится к зиме ёж? (усиленно питается)
- Как проводит зиму ёжик? (впадает в спячку)
- Совершенно верно, ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. Но чем питаются наши колючие друзья? (грибами, растениями)



- Ежи – всеядные животные. Основу их питания составляют гусеницы, мыши, ягоды и фрукты. Ежи приносят пользу лесному и сельскому хозяйству, истребляют опасных насекомых и мелких грызунов.


Показать картинку, отвечающую на вопрос
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.

Воспитатель: Дети, пора возвращаться домой в группу из нашего путешествия к лесным друзьям.
- Так какие же изменения происходят в жизни диких животных осенью?
- чем питаются разные дикие животные?
- В какое время года готовятся к зиме дикие животные?
Почему животные запасают корм в конце лета и осенью?
Всем ли животным нужно запасать корм?
Что такое линька?
Что такое спячка?
- А вот и подарок: красные, наливные яблочки передали нам пушистые белочки, угощайтесь!


20 декабря, 2018 admin Дошкольное образование

Воспитатель: Леглер Н.В.

Образовательная область: “Познание”

Тема: Как звери готовятся к зиме

Терминологический словарь: заяц-беляк, подкожный жир, логово, подшерсток,

зимнее убежище, линька, запасание кормов, кладовая, спячка, берлога, нора.

Цели
Деятельность педагога

(способы, методы, приемы)
Дидактический

детей
1 этап: мотивационно-побудительный.
Создание эмоционально позитивного настроя на получение знаний. Развивать слуховое восприятие, воображение.
Сюрпризный момент: сообщаю, что пришло письмо на адрес нашего детского сада (уточняю его). Зачитываю: лесные жители приглашают нас в лес, что бы рассказать нам как звери готовятся к зиме.
Конверт с письмом.
Уточняют адрес детского сада. Проявляют интерес при прослушивании текста письма.
2 этап:

организационно-поисковый.
Выявить и обобщить знания о представителях диких животных;

Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией;

Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению;

Расширить знания о поведении лесных животных осенью.

1.Превращение: отправляемся в лес, проговаривая слова:

Раз, два, три вокруг себя обернись

И в лесу очутись

2.Уточнение: в лесу встречают на лесной опушке дикие животные. Обращаю внимание на иллюстрацию “Какие животные спрятались” (Приложение №1). Предлагаю назвать кого здесь видим.

заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

Уточняю, из чего ёж делает себе зимнюю постельку, как называется жилище ежа.

· Из за деревьев показался серый волк. Так как с наступлением зимы на улице холодает то у волка , что бы ему не замерзнуть, вырастает подшерсток. Всю зиму волк рыщет по лесу в поисках добычи.

Иллюстрацию “Какие животные спрятались”.

Иллюстрация “Какие животные спрятались”.

Принимают предложения о том, что бы узнать о подготовке животных к зиме.

Смотрят слайды, слушают, вносят дополнения из личного опыта.

Уточняют, что делает волк зимой в лесу, когда ищет добычу.

· А вот среди деревьев появилась красавица лиса ( уточняю, почему в народе ее так называют).

К зиме у лисы тоже вырастает подшерсток,

4. Практическая работа: путем сравнения двух пар варежек сравниваем степень комфорта в зимнее время. Подводим итог для чего у животных вырастает подшерсток.

5. Упражнение “Мышкование”: под толстым слоем снега лиса слышит каждое движение мышки и начинает совершать прыжки в разном направлении. Имитация движений лисы при мышковании.

6. На зиму медведь впадает в спячку. Берлогу он роет в глухой чаще под деревом, а утепляет ветками и травой. Всю зиму медведь питается подкожным жиром, который запасает во время лета.

В январе у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. До весны они живут в берлоге, растут и набираются сил . Обогревает берлогу путем дыхания на лапу (показать).

7. Почему заяц зимой белый?

Опыт 1: Предлагаю превратится в зайцев и спрятаться от лисы за пенек (стульчик). Поместила силуэт зайчика на лист белой бумаги и предлагаю найти его детям. Уточняю, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу?

сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его

Две пары варежек разных по плотности.

Силуэт белого и серого зайца. лист белой бумаги и с летним фоном.
Уточняют, почему лису в народе называют “красавица”. Путем сравнения плотности варежек выясняют для чего лисе и волку нужен подшерсток.

Имитируют ловлю мышей.

Показывают, как медведь обогревает свою берлогу зимой.

Слушают загадку, дают отгадку и на примере опыта выясняют о приспособлении зайца к зимним условиям и своей безопасности.
Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

8. Опыт2: Почему белка меняет шубку зимой?

Опыт проводится аналогично

предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого цвета и рыжего цвета. Они демонстрируются на серебристом фоне и на рыжем фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка

меняет шубку? Предлагаю высказать предположения на основе этого опыта.

9.Работа в тетради: графическое изображение запасов для белки.

10.Смена учебного пространства: дидактическая игра “Найди свою группу”.

-Звери собрались на полянке и договорились, что если они впадают в спячку то встречаются под высокой елью, а кто нет – под низкой. В процессе игры уточняю названия, можно ли встретить это животное в лесу зимой.

Силуэт серой и рыжей белки на фоне серого ствола.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Карточки с изображением животных, макеты елей разных по высоте.

Выясняют, зачем белка меняет окрас на зиму.

Графическим способом изображают запасы белки.

Рассматривая карточки с изображением животных классифицируют их по группам (впадают и не впадают в спячку)
3 этап:

корригирующий.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

«Трик – трак это так!

Зайчонок к зиме шубку меняет.

Зайчонок в избушке живет.

Благодарю за работу, поощряю активных детей.
Маски животных (белка, заяц, медведь, волк, ёж).
Используя маски животных инсценируют подготовку животных к зиме.

Затем с движением, отвечают на вопросы

притопывая ногой и прихлопывая в ритм закрепляя этим самым информацию, полученную на занятии. Делятся впечатлениями.

Определяют деятельность на занятии.
Ожидаемый результат:

Дети имеют представления о жизни животных в лесу, о приспособлении к зимнему периоду. Упражняются в умении сравнивать и описывать диких животных.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: