Какие бывают растения конспект окружающий мир 2 класс плешаков
Обновлено: 07.07.2024
Тема: “Какие бывают растения?”
Цели:
1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).
2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).
4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).
5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)
6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).
- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”
III. Работа по теме урока.
На слайде появилось слово “растения”.
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же.
- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?
- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?
- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.
- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.
- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.
Информация о рябине. (Рассказывает ученик)
- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?
Вернуться по гиперссылке
Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/
- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.
Информация о ели и сосне, туе.
Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?
- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.
- Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.
- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
Информация о чернике и бруснике.
- Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.
- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.
Информация о можжевельнике.
- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.
- Чем эти растения отличаются от других?
- Какой у них стебель?
Информация о ромашке.
- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?
- Какие растения располагаются на следующем этаже?
- А на самом нижнем?
Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.
IV. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
V. Закрепление изученного.
- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
- На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.
- Проверим, как вы сделали задание.
VI. Экологическая страничка.
- Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.
Минусы
Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?
Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.
Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …
Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…
Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).
Плюсы
Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.
Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?
Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.
Красная книга!
Конспект по теме "Какие бывают растения" по учебнику А.А. Плешакова 2 класс "Школа Росии". К нему сделана предыдущая презентация.
1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предметные результаты:
Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;
Рассматривать и сравнивать растения гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем исследовательского характера
освоение основ познавательной рефлексии
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач
готовность слушать собеседника и вести диалог,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Оборудование:
карточки с изображением растений,
карточки с названиями групп растений,
схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Учитель загадывает загадки. Каждая загадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску для дальнейшей работы.
1. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)
2. Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива.)
3. Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник.)
4. Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Ель.)
5.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
6. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?
- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?
- Назовите тему нашего урока. (Какие бывают растения)( Слайд1)
III. Новый материал.
- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.
- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.
- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?
- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.
- Почему именно так вы объединили растения?
1. Выявление существенных признаков каждой группы растений.
- Растения очень разнообразны. (Слайд 2)
- Среди них есть, как мы уже выяснили…
Дети хором повторяют 3 группы растений. (слайд 3,4)
Учитель крепит карточку на доске.(слайд 5)
- Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.
Учитель крепит карточку на доске.(слайд 6)
- Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок (под деревьями в затенении).
Учитель крепит карточку на доске.(слайд 7)
- Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу.
Закрепление по учебнику-с.56
На доске схема.(ярусы)
- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
Учитель крепит карточку на доске.
- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники. Деревья.)
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени? (Листья меняют окраску и опадают, травы желтеют и вянут.)
-Как нужно относиться к растениям?(слайд 9)
IV. Проверка знаний.
- Знаешь ли ты названия этих растений? (учебник,с. 57)
- Какие из них – деревья, какие – кустарники, какие – травы? Обозначь буквами Д, К или Т.
V. Итог урока.
Дети высказываются. На уроке (слайд 10)
Я научился (-лась…
Своё настроение дети показывают разноцветными листьями на дереве. (Отличное настроение – зелёный лист, хорошее – жёлтый, плохое – коричневый.)
Цели: формировать представления о многообразии растений, Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; Учить распознавать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
— Почему загрязняется вода?
— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
— Кто придумал свою загадку про воду?
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.) 18, 1, 19, 20,6, 15, 10,6.
— Ребята, с помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.)
— Расшифруйте это слово. (Растение.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.)
— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения.)
— А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.)
— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите схему на с. 56. Выполните задание.
— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
3. Работа по учебнику
— Прочитайте вопросы на с. 57. Обсудите их в парах.
— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140.
4. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 19).
— Какое слово вы вставили в первое предложение? (Хвойных.)
— Какое слово вы вставили во второе предложение? (Лиственных.)
V. Физкультминутка
Наши тонкие цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Весной бабочка проснулась,
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения.
• Не огонь, а жжется. (Крапива — трава.)
• Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (Малина - кустарник.)
• Этой бабке сто лет, горба у нее нет,
Высоконько торчит, далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна — дерево.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
(Самостоятельное выполнение. Проверка — сначала в парах, затем коллективная. Названия деревьев, кустарников, трав нужно проговорить вслух.)
Деревья: береза, рябина, ель, дуб, тополь, клен, сосна, лиственница, кедр.
Кустарники: сирень, калина, орешник, ива, смородина, шиповник, малина, крыжовник.
Травы: одуванчик, мать-и-мачеха, репейник, колокольчик, ромашка, зверобой, мята, душица.
(Учитель показывает картинки с изображением этих растений, фотографии, слайды.)
4. Беседа, работа по учебнику
— Какую пользу приносят человеку растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.)
— Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.)
5. Творческое задание
(Учащиеся выбирают один из вариантов работы.)
1. Нарисовать сказочный цветок.
2. Придумать и описать фантастическое растение.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что нового вы узнали по этой теме?
— Что показалось вам самым интересным?
— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).
Дополнительный материал
Какие бывают растения
Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.
Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у некоторых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.
Загадки
О деревьях
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
Красные кораллы. (Рябина.)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.)
О травах
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Собираем огоньки. (Земляника.)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)
Кто ни прикасается,
За того цепляется,
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репейник.)
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На короткой толстой ножке
Все дремал он на дорожке,
А проснулся — улыбнулся:
Вот пушистый я какой,
Удивляю всех красой! (Мать-и-мачеха.)
А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха!
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик.)
Горел в траве росистой
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
Пушистый, белый, а не зайчик.
Он просто. (одуванчик).
Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, да и сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!
Из одуванчика варят мед и варенье. Из его корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
О кустарниках
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Черная и красная смородина.)
Знаете ли вы, что.
• Василек является лекарственным растением. На поле он сорняк, а в медицине — целитель. Значит, надо беречь любой цветок, сохранять его для других поколений.
• Лесной цветок ландыш занесен в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.
• Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Doc1.docx
Выбранный для просмотра документ Doc2.docx
Выбранный для просмотра документ Doc3.docx
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx
Выбранный для просмотра документ Конспект урока по окружающему миру — копия.docx
Конспект урока по окружающему миру
Автор: Плешаков А.А.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Какие бывают растения?
Цель: Расширение представление о многообразии растений
формировать представление о многообразии растений;
формировать умение группировать их (деревья, кустарники, травы.);
познакомить с некоторыми представителями каждой группы, встречающимися в родном крае;
формировать умение распознавать объекты живой природы
развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира (наблюдение, сравнение, классификация)
развивать умение работать в группе
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
воспитывать бережное отношение к природе
воспитывать интерес к предмету
воспитывать интерес к изучению природы родного края
Формируемые УУД:
Регулятивные УД
-целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того , что еще не известно
-Составление плана и последовательности действий
Познавательные УД
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
-рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УД
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в обсуждении проблем
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное -взаимодействие
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Личностные УД
-готовность и способность, обучающегося к саморазвитию
- формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу.
- формирование уважительного отношения к иному мнению
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, это педагоги нашей школы . Поприветствуем гостей своей улыбкой и тихонечко сядем на места.
- Ребята, у меня сегодня радостное, хорошее, настроение. Я хочу им поделиться с вами.
- Я передам вам своё хорошее настроение через рукопожатие, и оно идет от меня к Саше, от Саши к … и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне.
- Я чувствую, что хорошего настроения стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей радости, счастья, добра. Пусть же оно нас не покидает и греет.
Дети садятся на места, настраиваются на работу
Эмоциональный настрой. Готовность и способность, обучающегося к саморазвитию (Личностные УУД)
Без воды человек может прожить больше недели.(-)
Пар и лёд – это тоже вода.(+)
Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.(+)
Вода из крана самая чистая, её не надо кипятить, чтобы пить.(-)
Вода не имеет вкуса, запаха и цвета.(+)
Больше всего воду в реках загрязняют выбросы с заводов и фабрик.(+)
Воду нужно беречь, потому что без неё погибнет вся живая природа.(+)
Фронтальная проверка по слайду. Слайд 2
- Давайте проверим результаты, на слайде правильные ответы.
Читайте также: