Какие бывают растения конспект окружающий мир 2 класс плешаков

Обновлено: 07.07.2024

Тема: “Какие бывают растения?”

Цели:

1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).

2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).

5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)

6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).

- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”

III. Работа по теме урока.

На слайде появилось слово “растения”.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же.

- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.

- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.

Информация о рябине. (Рассказывает ученик)

- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Вернуться по гиперссылке

Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Информация о ели и сосне, туе.

Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

- Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.

- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

Информация о чернике и бруснике.

- Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

Информация о можжевельнике.

- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.

- Чем эти растения отличаются от других?

- Какой у них стебель?

Информация о ромашке.

- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- А на самом нижнем?

Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

- На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.

- Проверим, как вы сделали задание.

VI. Экологическая страничка.

- Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).

Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме "Какие бывают растения" по учебнику А.А. Плешакова 2 класс "Школа Росии". К нему сделана предыдущая презентация.

1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

Приводить примеры деревьев, кустарников, трав, уметь их различать;

Рассматривать и сравнивать растения гербария и школьного двора; устанавливать связь между строением, приспособленностью к условиям жизни деревьев, кустарников, трав

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем исследовательского характера

освоение основ познавательной рефлексии

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач

готовность слушать собеседника и вести диалог,

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование:

карточки с изображением растений,

карточки с названиями групп растений,

схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Учитель загадывает загадки. Каждая загадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску для дальнейшей работы.

1. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)

2. Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. (Крапива.)

3. Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

4. Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Ель.)

5.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)

6. Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)

- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?

- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?

- Назовите тему нашего урока. (Какие бывают растения)( Слайд1)

III. Новый материал.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.

- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.

- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?

- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.

- Почему именно так вы объединили растения?

1. Выявление существенных признаков каждой группы растений.

- Растения очень разнообразны. (Слайд 2)

- Среди них есть, как мы уже выяснили…

Дети хором повторяют 3 группы растений. (слайд 3,4)

Учитель крепит карточку на доске.(слайд 5)

- Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.

Учитель крепит карточку на доске.(слайд 6)

- Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок (под деревьями в затенении).

Учитель крепит карточку на доске.(слайд 7)

- Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу.

Закрепление по учебнику-с.56

На доске схема.(ярусы)

- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)

Учитель крепит карточку на доске.

- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники. Деревья.)

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени? (Листья меняют окраску и опадают, травы желтеют и вянут.)

-Как нужно относиться к растениям?(слайд 9)

IV. Проверка знаний.

- Знаешь ли ты названия этих растений? (учебник,с. 57)

- Какие из них – деревья, какие – кустарники, какие – травы? Обозначь буквами Д, К или Т.

V. Итог урока.

Дети высказываются. На уроке (слайд 10)

Я научился (-лась…

Своё настроение дети показывают разноцветными листьями на дереве. (Отличное настроение – зелёный лист, хорошее – жёлтый, плохое – коричневый.)

Цели: формировать представления о многообразии растений, Умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; Учить распознавать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

— Почему загрязняется вода?

— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

— Кто придумал свою загадку про воду?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.) 18, 1, 19, 20,6, 15, 10,6.

— Ребята, с помощью этих цифр зашифровано слово. Кто подскажет ключ к шифру? (Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.)

— Расшифруйте это слово. (Растение.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О растениях.)

— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения.)

— А что вы уже знаете по этой теме? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные.)

— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте в учебнике, что говорит об этом наш Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите схему на с. 56. Выполните задание.

— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 19).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Работа по учебнику

— Прочитайте вопросы на с. 57. Обсудите их в парах.

— Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 140.

4. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 19).

— Какое слово вы вставили в первое предложение? (Хвойных.)

— Какое слово вы вставили во второе предложение? (Лиственных.)

V. Физкультминутка

Наши тонкие цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Весной бабочка проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

2. Работа над загадками

— Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения.

• Не огонь, а жжется. (Крапива — трава.)

• Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (Малина - кустарник.)

• Этой бабке сто лет, горба у нее нет,

Высоконько торчит, далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. (Сосна — дерево.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение. Проверка — сначала в парах, затем коллективная. Названия деревьев, кустарников, трав нужно проговорить вслух.)

Деревья: береза, рябина, ель, дуб, тополь, клен, сосна, лиственница, кедр.

Кустарники: сирень, калина, орешник, ива, смородина, шиповник, малина, крыжовник.

Травы: одуванчик, мать-и-мачеха, репейник, колокольчик, ромашка, зверобой, мята, душица.

(Учитель показывает картинки с изображением этих растений, фотографии, слайды.)

4. Беседа, работа по учебнику

— Какую пользу приносят человеку растения? (Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания и строительные материалы, еще есть различные лекарственные растения.)

— Какой вывод из этого можно сделать? (Растения надо беречь.)

5. Творческое задание

(Учащиеся выбирают один из вариантов работы.)

1. Нарисовать сказочный цветок.

2. Придумать и описать фантастическое растение.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы сегодня изучали?

— Что нового вы узнали по этой теме?

— Что показалось вам самым интересным?

— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).

Дополнительный материал

Какие бывают растения

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах, в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Например, в Московском ботаническом саду летом ежегодно цветет тропическое водное растение виктория-круциана. Листья ее так велики, что на них, как на плот, садится трехлетний ребенок и лист свободно держится на воде. А у сорного растения мокрицы листья меньше ногтя. У некоторых растений листья превратились в крошечные зеленые чешуйки, а у некоторых — в колючки, как, например, у кактуса, верблюжьей колючки и многих других.

Загадки

О деревьях

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Красные кораллы. (Рябина.)

Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина.)

О травах

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Собираем огоньки. (Земляника.)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнца на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка.)

Кто ни прикасается,

За того цепляется,

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник.)

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся — улыбнулся:

Вот пушистый я какой,

Удивляю всех красой! (Мать-и-мачеха.)

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха!

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик.)

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто. (одуванчик).

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, да и сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из его корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

О кустарниках

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Черная и красная смородина.)

Знаете ли вы, что.

• Василек является лекарственным растением. На поле он сорняк, а в медицине — целитель. Значит, надо беречь любой цветок, сохранять его для других поколений.

• Лесной цветок ландыш занесен в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.

• Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Doc1.docx

hello_html_m2dc2087e.jpg
hello_html_3f76d6fb.jpg
hello_html_m1991c28b.jpg
hello_html_1c607572.jpg
hello_html_5dd12051.jpg
hello_html_m69781fe8.jpg

hello_html_mb277f3d.jpg
hello_html_mfef7cfd.jpg
hello_html_d6b42f8.jpg

Выбранный для просмотра документ Doc2.docx

Выбранный для просмотра документ Doc3.docx

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по окружающему миру — копия.docx

Конспект урока по окружающему миру

Автор: Плешаков А.А.

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Какие бывают растения?

Цель: Расширение представление о многообразии растений

формировать представление о многообразии растений;

формировать умение группировать их (деревья, кустарники, травы.);

познакомить с некоторыми представителями каждой группы, встречающимися в родном крае;

формировать умение распознавать объекты живой природы

развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира (наблюдение, сравнение, классификация)

развивать умение работать в группе

развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи

воспитывать бережное отношение к природе

воспитывать интерес к предмету

воспитывать интерес к изучению природы родного края

Формируемые УУД:

Регулятивные УД

-целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того , что еще не известно

-Составление плана и последовательности действий

Познавательные УД

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

-рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УД

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в обсуждении проблем

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное -взаимодействие

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Личностные УД

-готовность и способность, обучающегося к саморазвитию

- формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу.

- формирование уважительного отношения к иному мнению

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, это педагоги нашей школы . Поприветствуем гостей своей улыбкой и тихонечко сядем на места.

- Ребята, у меня сегодня радостное, хорошее, настроение. Я хочу им поделиться с вами.

- Я передам вам своё хорошее настроение через рукопожатие, и оно идет от меня к Саше, от Саши к … и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне.

- Я чувствую, что хорошего настроения стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей радости, счастья, добра. Пусть же оно нас не покидает и греет.

Дети садятся на места, настраиваются на работу

Эмоциональный настрой. Готовность и способность, обучающегося к саморазвитию (Личностные УУД)

Без воды человек может прожить больше недели.(-)

Пар и лёд – это тоже вода.(+)

Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.(+)

Вода из крана самая чистая, её не надо кипятить, чтобы пить.(-)

Вода не имеет вкуса, запаха и цвета.(+)

Больше всего воду в реках загрязняют выбросы с заводов и фабрик.(+)

Воду нужно беречь, потому что без неё погибнет вся живая природа.(+)

Фронтальная проверка по слайду. Слайд 2

- Давайте проверим результаты, на слайде правильные ответы.

Читайте также: