Конспект занятия мы пассажиры в старшей группе

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Бякова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №223"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по ПДД "Мы –пассажиры" для детей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование

для детей старшей группы.

Цель: воспитание культуры поведения в транспорте, на проезжей части.

- закреплять знания детей о дорожных знаках «Место остановки автобуса и (или)

- продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте;

- воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: детские стульчики, изображающие салон автобуса,2-3

изображением ситуации в транспорте; коробка с вырезанным отверстием,

изображающий гараж, игрушечный автобус, рули, картинка с изображением остановки

автобуса в соответствии с правилами, 2-3 картинки, где автобус остановился не по

правилам, например, на пешеходном переходе, на повороте и др., круги красного и

зелёного цветов, детали автобуса из цветной бумаги, клей, кисточки, альбомный лист

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне загадали загадку, но я не знаю ответа. Может, вы мне

-Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: высказывают свои предложения.

находится ответ на загадку. Мы откроем ворота и проверим, отгадали или нет. Ребёнок

достаёт из коробки игрушку автобуса.

Воспитатель: Для чего нужен людям автобус (трамвай)? А как вы думаете, может ли

водитель автобуса (трамвая) останавливаться там, где захочет? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, нет. Автобус (трамвай) останавливается в специально

отведённых для остановок местах, которые обозначаются определёнными знаками.

Кто мне напомнит эти знаки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это знаки - «Место остановки автобуса и (или)

прямоугольной формы синего цвета, на белом фоне изображён автобус (трамвай).

Воспитатель: А сейчас поиграем в водителей автобусов.

устанавливаются стойки с дорожными знаками «Место остановки автобуса и (или)

автобуса. Если ребёнок остановился не там, где положено, обсуждают, что он нарушил.

Игра проводится 2-3 раза, можно менять знаки местами.

Воспитатель: Молодцы, все водители останавливались на остановках. Как вы

думаете, автобус может останавливаться на проезжей части. Почему нет? (дети

размышляют, объясняют свои предположения)

- Если автобус остановился на проезжей части, он будет мешать мимо проезжавшему

транспорту, а так же пассажиры могут подвергнуться опасности. Что может произойти

с пассажирами? (ответы детей)

картинок, где нарисован автобус на остановке, на проезжей части, на пешеходном

переходе, перед поворотом и др. Предложить детям найти картинку, где автобус

остановился по правилам. Объяснить свой выбор.

Воспитатель: А сейчас, мы поедим в автобусе. Как называют людей, которые едут в

автобусе? (Пассажиры). Поэтому автобус называется каким транспортом?

- А кто еще должен находиться в автобусе? (Водитель)

- А каким должен быть водитель? (внимательным, вежливым и др.)

- А каким должен бать пассажир? (воспитанным, вежливым, добрым, культурным и

- Проходите в автобус и занимайте места. (Стульчики расставлены в два ряда, дети

занимают свои места)

1. Разговаривать с водителем во время движения….

2. Ходить по автобусу во время движения….

3. Выглядывать в окно, когда автобус едет…

4. В автобусе громко разговаривать, кричать…

5. В автобусе вести себя спокойно…

6. Становиться ногами на сиденье…

7. Играть и прыгать на остановке… и др.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете правила поведения в общественном транспорте.

Всегда их соблюдаете! Мы подъезжаем к остановке. Правило: выходить из

транспортного средства необходимо после его полной остановки.

Физкультминутка.

С утра, перед дорогою 15 раз подряд, (ходьба на месте)

Ворона- мама строгая –учила воронят:

Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)

Сперва смотри на лево, потом смотри направо.

А в травке за обочиной заняться по прыжкам, (прыжки на месте)

Кузнечик озабоченно твердит своим сынкам:

Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)

Сперва смотри на лево, потом смотри направо

Сказать мне больше нечего, для всех один закон (плечи вверх-вниз)

Для кошек и кузнечиков, людей, кротов, ворон.

Быть очень осторожными, чтоб нас не огорчать, (хлопки в ладоши)

И правила дорожные как следует учить:

Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)

Сперва смотри на лево, потом смотри направо.

Воспитатель: Размялись? Молодцы. А теперь, чтобы закрепить ваши знания о

правилах поведения в общественном транспорте внимательно рассмотрите картинки и

ответьте, так должно быть или нет и почему? (Детям предлагается взять круги

зелёного и красного цветов. Если на картинке ситуация, как правильно себя вести в

общественном транспорте- поднять зелёный круг, если нет- красный).

Воспитатель: показывает картинки с изображением различных ситуаций, например:

-Ребёнок ногами встал на сиденье;

- Два мальчика в транспорте щёлкают семечки;

- Мальчик в транспорте ест мороженое;

- Мальчик уступает место пожилому человеку и др. (Здесь воспитателю следует

пояснить, что людям престарелого возраста, женщинам с детьми необходимо

уступать место в пассажирском транспорте. Но! Это должен сделать взрослый, а

не ребёнок. Необходимо попросить взрослого (родителя или другого взрослого

пассажира), чтобы тот уступил место пожилому человеку)

Дети объясняют ситуацию, делают выводы.

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. А сейчас, ребята, выполним все

Воспитатель: Вот, такие замечательные автобусы у нас получились. Давайте,

вспомним, что нового вы узнали. (Ответы детей. Дети делятся впечатлениями.)

Программное содержание: расширить знания детей о ПДД, воспитывать осторожность, дисциплину на дороге.

Ход занятия

- Ребята, кто мне скажет, кого называют пассажирами?

- Тех, кто едет в автобусе, в трамвае, в поезде, на маршрутном такси.

- А как называют людей, идущих по тротуарам?

- Правильно, пешеходами. Сейчас мы с вами превратимся в пассажиров, а наша комната - в

Аня, Коля, Саша и Оля. Запомните, что, ожидая автобус, ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть, а то машина может сбить вас.

У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут -

Нарушать нельзя и тут.

Ну что, все готовы к поездке? Миша, поехали. А мы, чтобы нам не было скучно, споем песню.

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

А в песенке поется про то, как мы живем.

Миша, мы берем новых пассажиров.

- Ребята, скажите, а можно разговаривать с водителем во время движения?

- А почему нельзя?

- Потому что водителю нельзя отвлекаться. Он должен смотреть за дорогой, чтобы не

столкнуться с другим автомобилем или не наехать на кого-нибудь. - А можно высовываться в окно или выставлять руку?

- Нельзя, это опасно.

- А разрешается ходить по автобусу, когда он едет?

- Нет, можно упасть.

- Ребята, как вы думаете, можно становиться ногами на сиденье?

- Нет, нельзя. Потому что можно замарать сиденье. И когда сядут люди, могут испачкать свою

- А можно в автобусе громко разговаривать, кричать, баловаться?

- Нет, надо говорить тихо, чтобы не мешать другим.

Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили эти правила. Теперь вы станете хорошими пассажирами и никто вам не сделает замечаний.

- Скажите, ребята, а кем теперь мы стали?

- Правильно, мы с вами идем по улице. Улица, ребята, делиться на две части: проезжая часть-

по ней движутся машины, и тротуар - по тротуару ходят люди. Тротуар делают всегда выше проезжей части, чтобы автомобиль случайно не наехал вам на ногу. А если нет тротуара, то надо ходить по обочине или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны, то есть навстречу движущемуся транспорту (показать плакат). Для того, чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения.

На тротуаре все люди должны

Правой держаться всегда стороны.

Даже за городом, там, где дорога,

Правилам должен ты следовать строго.

Если шоссе попадется в пути,

Левой обочиной надо идти.

Транспорт, который поедет навстречу, Вовремя будет тобою замечен.

Давайте, ребята, вспомним, как надо ходить по улице (ответы детей). - По улице надо ходить спокойным шагом.

- Можно идти только по тротуару, по его правой стороне.

- Дорогу нужно переходить в установленном месте по пешеходному переходу, где стоит знак

- На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и водителям и пешеходам.

Чтоб приучить пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт, как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

- А там, где стоит светофор, переходить дорогу нужно только при зеленом сигнале светофора.

- Правильно, по обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают

переходить улицу. У светофора, как вы знаете, всего три сигнала. Но они очень важны для нас.

На светофоре красный свет:

Опасен путь - прохода нет!

А если желтый свет горит,

Зеленый вспыхнул впереди -

Свободен путь, переходи!

Ребята, если даже вспыхнул на светофоре зеленый свет, прежде чем начать переходить дорогу, обязательно надо посмотреть налево и убедиться, что машины остановились. Только тогда можно переходить дорогу. На улице, на которой находится наш детский сад, нет светофора. При переходе дороги нам надо быть очень внимательными. Запомните, пожалуйста, ребята, что на улице, где нет светофора, пешеходных переходов, дорожных знаков, сначала нужно посмотреть налево: если приближается транспорт, то пропустить его и только после этого начать переход. Дойти до середины дороги, остановиться, посмотреть направо. Если машин нет, закончить переход.

Вот мы подошли к дороге. Посмотрите все налево. Едет машина? Нет. Посмотрите направо.

Мы убедились, что машин нет. Теперь смело можем перейти дорогу.

Вот мы и пришли. Здесь у нас машин нет и мы можем с вами поиграть и закрепить сигналы светофора.

Скажите, ребята, а на мостовой можно играть (ответы детей? Правильно, ни в коем случае

нельзя играть (показать плакаты).

Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить вам не мешало.

Но основное из правил движения Знать как таблицу должны умножения. На мостовой - не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться! Мостовая - для транспорта,

Для тебя - тротуар.

И в заключение занятия Настя расскажет, стихотворение про светофор.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор

Мы три родные брата

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Спасибо всем ребятам за участие и помощь в проведенном занятии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить представления детей о некоторых средствах передвижения: автомобилях, автобусах, такси, поезде .

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Дать знания детям о профессии кондуктора и контролера.

Воспитательные: Воспитывать уважение к людям.

Предварительная работа : Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, наблюдения на остановке.

Оборудование: макет машины, детские стулья по количеству детей, проездные билеты, сумка кондуктора.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это? (Буратино)

Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли.

Он оказался в нашем городке, заблудился в нем и испугался, его бабушка живет далеко и он не знает, как и на чем можно поехать к ней. Поможем мы Буратино?


- Скажите, ребята, у кого из вас бабушки живут не с вами, а далеко? (Ответы детей).

Если бабушка живет далеко, то на чем можно поехать к ней? (Ответы детей)

- Машина, такси, автобус, поезд – все это можно назвать одним словом. Каким? (Ответы детей). Транспорт. Повторите это слово и запомните.

- А на каком транспорте вы едете к бабушке? (Ответы детей).

- Некоторые из вас едут на машине, другие на автобусе, поезде. А кто управляет машиной или автобусом? (Ответы детей). Водитель.

-Что вы можете сказать о поведении в автобусе этого мальчика?

- Почему во время движения нужно обязательно держаться?

- Можно ли кушать в транспорте? Почему?

- А вам попадались испорченные сиденья в автобусе? Как вы относитесь к такому рисованию? Вы ведь так никогда не сделаете, правда? (Ответы детей).
- Ребята, вы любите путешествовать?

- Я тоже очень люблю путешествовать?

- А как вы думаете, на чем можно путешествовать?(ответы детей)

Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нем!
Носит обувь из резины.И питается бензином! (Автобус.)

- Скажите мне ребята, а как называются люди, которые едут в автобусе?

- А как мы называем людей, которые ходят по тротуару?

Ждешь на остановке –
Стой и не крутись!
А задел кого-то –
Сразу извинись!

- Ребята, а как же мы поедем, если у нас нет водителя?

Хорошо, мы согласны, что водителем будет……

Занимайте места в автобусе, усаживайтесь поудобнее.

Должны вы, где бы ни были,
Внимательными быть.
И в транспорте общественном
Вести себя ответственно.
(дети садятся в автобус)

Вам ребята я раздам проездные билеты. (раздает)

Если у тебя, друг мой,
Есть билетик проездной,
Нужно в транспорте тогда
Предъявлять его всегда.

- А для чего нужны билеты в автобусе?

- Правильно, необходимо оплачивать свой проезд.

- А если у вас билета нет, его необходимо купить.

- Кто же продает билеты в транспорте?

- Человек , который продает билеты называют – кондуктор.

- Я буду кондуктором, приобретайте пожалуйста билеты.

Дети послушайте дельный совет:
В транспорт вошли – покупайте билет!
Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,
Да и другим пассажирам обидно!

- Кто может проверить билеты в автобусе?

- Правильно, это контролер. Повторите.

- Ребята, а с водителем во время движения транспорта можно разговаривать?

- А почему? Как вы думаете?

- Правильно, отвлекать водителя нельзя. Потому что он должен следить за дорогой, а по дороге ездит очень много машин, если водитель будет отвлекаться – произойдет авария.

- А как вы думаете, можно выглядывать из окна, высовывать руки?

- Нельзя, это очень опасно.

- Разрешается ли ходить по автобусу, когда он едет?

- Правильно, надо держаться, потому что можно упасть.

- А еще ребята, в автобусе надо вести себя спокойно, не кричать, не бегать, не мусорить.

В транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!

- Соблюдать эти правила надо всегда и всем обязательно.

- Вот ребята, мы и приехали в наш детский сад.

- Как мы будем выходить из автобуса?

- Правильно, молодцы. Мы научили Буратино правильно ездить в общественном транспорте ?

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- А что вы узнали нового?

- Молодцы, правильно (обобщить ответы детей).

Транспорт наш всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе,
Он общественным зовется.
Это значит, вам придется
Пассажиров уважать,
Никого не обижать,
Не толкаться никогда,
Помнить о других всегда.

Цель: формирование навыков безопасного поведения в транспорте.

1.Учить детей правилам поведения в общественном транспорте.

3.Расширять активный словарь детей (пешеходы, пассажиры, пассажирский транспорт).

5. Формировать культуру поведения в общественном транспорте.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим веселое путешествие в лес. Но сначала давайте подумаем, на чем можно путешествовать. (Ответы детей) Посмотрите на доску, какие виды транспорта вы еще не назвали? Как одним словом назвать все, что здесь изображено? (Транспорт)

Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди и задает вопросы на повторение ранее изученного материала.

На какие группы можно разделить все автомобили? (Грузовые, пассажирские, машины специального назначения)

Какой транспорт называют грузовым?

Приведи пример грузового транспорта.

Что такое – машины специального назначения?

Приведи пример машин специального назначения.

Какой транспорт называют пассажирским?

Приведи пример пассажирского транспорта.

Отгадай загадку: «На резиновых колесах быстро едет наш…(автобус)

Чем автобус отличается от троллейбуса?

Чем троллейбус отличается от трамвая?

Что общего между автобусом, трамваем и троллейбусом?

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

В разных уголках группы расположены 5-6 разных дорожных знаков, известных детям. Дети находят нужный.

Педагог озвучивает правила:

Во время движения лучше сидеть. Почему?

Если нет свободных мест, то надо крепко держаться за поручень. Почему? (Ответы детей)

Водителя во время движения отвлекать нельзя. Почему? (У него очень ответственная работа, он должен следить за дорогой, чтобы автобус не попал в аварию)

При посадке надо проходить в салон, не задерживаться в дверях. Почему?

К выходу надо готовиться заранее. Почему?

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

По тропинке мы пойдем,

Тихо мы в него войдем.

Мышка тихо идет,

В норку зернышко несет.

Дети идут мягким, пружинистым шагом, слегка прогнув вперед спину, держа руки перед грудью.

А за мышкой шел медведь,

Да как начал он реветь:

Шуршит змея, шипит змея,

Ползет, ползет, старается.

Плавно изгибают тело, руки поднимают кверху, ладонями друг к другу.

Птички в гнездышках проснулись,

«Чик – чирик! Всем привет!

До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

5.РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТЕМЫ

Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:

- Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.

Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.

- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус.- Ты заслоняешь все окно. Ничего не видно!

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста место.

- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.

- Пожалуйста, не стоит благодарности.

Беседа по тексту:

Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Федя? (Сначала нет, потому что громко, на весь автобус разговаривал . Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимание на то, что рядом стояла женщина.)

Но потом Федя понял свою ошибку. Можем мы сказать, что он поступил как вежливый ребенок? А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Объясните.

А вы уступаете место пожилым людям?

Кому еще в транспорте надо уступать место? (Тем, кто старше, людям с ограниченными возможностями, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.)

Воспитатель: «Вот подошла к концу наша поездка. Вам понравилось? Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались. Какие правила поведения в транспорте вы запомнили? (Ответы детей)

Список использованной литературы :

3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /авт.-сост. О.В.Чермашенцева. – М.: Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.

Читайте также: