Конспект занятия на тему эмпатия

Обновлено: 03.07.2024

3. Формирование навыков быстрого реагирования на эмоциональное состояние партнера при вступлении в контакты.

Ведущий: Давайте познакомимся.

Рассказать значение своего имени или историю, почему так назвали, или что-то связанное с именем.

Как вы думаете, что такое эмпатия и важно ли вам развивать в себе это качество, ответ аргументируйте?

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми.

Как вы думаете, какими качествами и умениями обладает человек способный к эмпатии (умение сочувствовать, сопереживать, дружелюбие)

Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.
Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать" Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения.

Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикос­новения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с переда­ваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспри­нявший переданное чувство, должен передать его следующему чле­ну группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, ка­кое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.

Цель: развитие эмпатии.

Упражнение №5

Цель: развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой .

Участники группы разбиваются на пары.

Упражнение № 6

Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

Упражнение №7 "Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

- формирование умения давать обратную связь;

- выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека.

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Упражнение №8. Карусель

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:

1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.

2. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.

3. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

4. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Рефлексия:

- Что нового вы сегодня узнали;

- Какие чувства испытывали во время упражнений;

- Легко ли вам было выполнять упражнения.

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература:

1. Е.В. Слепкова. Развитие эмоциональной компетентности средствами пси­хологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психоло­гии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект

воспитательного мероприятия

Форма проведения : социально-педагогический тренинг

Содействовать развитию эмоционально-ценностной сферы воспитанников;

Создать условия для воспитания положительного отношения воспитанников к людям, нуждающимся в нашей помощи;

Способствовать формированию представлений о жизненных ценностях.

Образовательные технологии:

элементы технологии коммуникативного взаимодействия;

элементы технологии создания воспитывающих ситуаций;

элементы игровой технологии.

Оборудование:

1. Интерактивная доска.

2. Презентация по изучаемой теме.

4. Картинки с фотографиями людей

Ход воспитательного мероприятия

Организационно-психологический момент:

Классный руководитель предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка.

Классный руководитель: Далеко вперед сегодня шагнула наука, и в нашу жизнь ворвалось огромное количество новых приспособлений, упрощающих ее. Сегодня мы можем делать все по щелчку. А всё ли? Будто перелистывая пальцем на сенсорном экране приложения, перелистываем мы страницы своей жизни. Всё стало удобнее. Люди многое приобрели с технологическим прогрессом, но многое и потеряли… Многое и самое важное. Искренность. Эмпатию.

2. Основная часть

Эмпатия – понимание эмоционального состояния и чувств другого человека путём сопереживания.

- Как вы считаете, нужно ли сегодня нам это качество?

Мы перестали искренне удивляться, искренне радоваться, искренне ценить, искренне любить и сопереживать. Поменялись ценностные ориентиры. Заблудившись в веке технического прогресса, в веке материальных приоритетов, мы теряем себя.

Эмпатия включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Очень важно, чтобы вы как можно раньше научились понимать чувства других людей. Сложность в понимании чувств связана с тем, что чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом.

Когда вы научитесь распознавать чувства другого, вам будет легче идентифицировать себя с другим человеком. Давайте сейчас будем учиться замечать чувства другого человека и как бы стараться почувствовать их изнутри.

Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Просмотрите картинки и найдите ту, которая изображает человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (5 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:

как изменяется ваше лицо?

в каком состоянии находятся ваши мышцы?

что вы ощущаете в теле?

какие движения вы делаете при этом?

какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?

что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Анализ упражнения

Легко ли тебе заметить чувства другого человека?

На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?

Про кого из одноклассников ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?

Про каких одноклассников ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?

Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?

Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?

Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?

Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?

Какие чувства тебе чужды или неприятны?

Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?

Почему люди так часто скрывают свои чувства?

Анализ упражнения

трудно ли было подобрать ассоциацию?

трудно ли было угадывать?

кому удавалось угадать, что помогло?

чьи ассоциации показались наиболее удачными?

во время игры нельзя общаться, даже жестами;

Анализ упражнения

какие чувства, состояния, переживания вы испытывали по отношению к каждому из участников?

кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?

на каком основании вы принимали решение?

какие способы поведения использовала белая ворона?

что помогло и что помешало в процессе нахождения белой вороны?

В 2015 году на свет появился проект ДоброПочта. Его главная идея — поддерживать тех, кто оказался в непростой жизненной ситуации через добрые слова и почтовые открытки. Это могут быть дети, взрослые, пожилые люди.

И сегодня я предлагаю вам поучаствовать в этом проекте, проявив сопереживание и поддержку в адрес невыдуманных людей.

Классный руководитель раздаёт конверты с открытками, воспитанники знакомятся с историями людей и пишут им слова поддержки, после чего делятся впечатлениями.

Подведение итогов. Рефлексия

В завершение нашего классного часа я хочу пожелать Вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестокие поступки. Я очень надеюсь, что вы в будущем станете добрыми, милосердными, хорошими людьми.

- развивать у детей чувства эмпатии.

Ребята обратите внимание, что у нас на занятии присутствуют гости, давайте дружно поздороваемся с ними….

"Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. "

А кто знает, что такое улыбка? А покажите ваши улыбки! Значит в нашем саду весело и радостно! Скажите, а есть ли у вас друзья в детском саду? А чем вы любите заниматься в детском саду? (играть, петь, танцевать, ходить на прогулку, спать, заниматься физкультурой)

(Дети по картинкам узнают места в детском саду и называют их.)

Воспитатель обращает внимание детей на изображение дома.

-Ребятки, посмотрите, что это? (дом)

-А дом большой или маленький? (большой)

-Значит, в этом доме живет много людей.

-Что же это за дом? Послушайте загадку:

В этом доме все для нас!

Сказки, песня и рассказ,

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

А когда мы подрастем,

Вместе в школу все пойдем. (детский сад)

Воспитатель: Молодцы, догадались. Конечно это наш родной детский сад. Мы каждый день приходим в детский сад. А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем

(Дети имитируют движения)

Как живете? Как утром делаете зарядку? Как танцуете? Как рисуете? Как умываетесь? Как ждете обед? Как машете вслед? Вдаль глядите? А как шалите?

Воспитатель: Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с вами подружим

Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное загибание пальцев на правой руке) Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное загибание пальцев на левой руке)

Мы закончили считать.

Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.

Ребятки, а что же такое дружба? (ответы детей).

Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей!

Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то становится весело и мы улыбаемся. (Пиктограммы). - Это, какое личико? Как догадались? - А это, какое? Почему так решили? - Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (дети показывают) - А теперь покажите веселое выражение лица (дети показывают)

А вы знаете ребята что дружбу можно показать. Ведь дружба- это прикосновение рук. Давайте возьмёмся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои тёплые дружеские отношения друг другу, улыбнёмся друг другу.

Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Детский сад - второй ваш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ

Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

Целью данного занятия является развитие чувства эмпатии у учащихся начальной школы. Эмпатия - это — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. А ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, стремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда его школьный путь будет более успешным и радостным.

Психолог Селезнева Ольга Эдуардовна

Цель: релаксация, развитие чувства эматии у учащихся начальных классов.

2. Основная часть

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Рефлексия (5 мин.)

Итого: 35 мин.

Эта разминка способствует установлению отношений в группе.Учащимся необходимо вытянуть руку в направлении участника, у которого есть какой – либо признак, который называет ведущий: в одежде которого есть что-то красное,- кто носит очки,- у кого карие глаза,- чьи волосы длиннее ваших,- кто выше тебя,- у кого нет часов,- кто одет в синие джинсы.

Инструкция. Учащимся задаются вопросы по теме прошлого занятия. Что больше всего запомнилось? Какие выводы каждый сделал?

Затем проводится обсуждение.

Инструкция. Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто. ” и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим и по новым признакам.

Заключительная часть. Подведение итогов

Рефлексия (5 мин.)

Совместно с учащимися происходит обсуждение и задаются следующие вопросы: что понравилось на занятии?В чем вам помогло сегодняшнее занятие?

Читайте также: