Гласные и ы после приставок 10 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ермолина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: пгт.Тымовское Сахалинская область
Наименование материала: конспект урока в 10 классе
Тема: Буквы И и Ы после приставок
Раздел: среднее образование

III.
На протяжении последних уроков мы с вами говорили оправописании различных приставок, но приставки могут также влиять на выбор корневой гласной. Обратите внимание на две группы слов, записанных на доске и скажите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока. Подытожить сверхинтересный Предыдущий межинститутский Дети формулируют тему и записывают в тетрадь.
IV.
Работа с учебным материалом. 1) – Еще раз посмотрите на нашу тему и скажите, что вы уже знаете по этой теме из курса русского языка за 6 класс. - А теперь самостоятельно прочтите материал учебника на стр. 92-93. Что нового вы узнали из этого теоретического материала? Уже знали. 1. Если приставка заканчивается на согласной, то вместо корневой
И
мы напишем
Ы
. 2. Приставки –
меж
и –
сверх
сохраняют букву
и
. Узнали новое. 1. В слове взимать пишется после приставки
вз
корневая
и
в соответствии с произношением. 2. После заимствованных приставок (
дез-, контр-, пан-, пост-, супер-,

транс-
), пишется буква
и
. 3. Надо помнить, что в сложносокращенных словах данное правило не действует (спортигра, фининспектор). 2) Соответствует ли теоретический материал в учебнике алгоритму, изображенному на доске. Гласные
И
и
Ы
после приставок. ЕСЛИ  Приставка оканчивается на гласный.  Приставки
меж
– и
сверх
-.  Слово
взимать
.  Слова с заимствованными приставками
дез-,

пост-, суб-, супер-, тран.

148
Межинститутский, небезызвестный, разыграть, подытожить, сверхинтересный, взимать, дезинформировать, контригра, пединститут, сверхинтересный, сымпровизировать, безынтересный, трансиндийский, предыдущий, санинспекция, взыграть, постинфарктный, предынфарктный, сызмальства, постимпрессионизм (импрессионизм – направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений, впечатлений художника в отрыве от действительности; пост- ? после) Задание: Используя несколько слов из упражнения, составьте предложение, соответствующее схеме. [Члены жюри подытожили результаты всех предыдущих конкурсов], и [ведущий был готов назвать победителей игры]. [ ], [ ]. С какой целью выполняли упражнение. 1. Учились правильно вставлять гласную после приставки, не забывая различать русскую и заимствованную приставку, не применять данное правило к сложносокращенным словам.
Упр. 149
Разбить на группы, выдать словари. Задание на конструирование. К приведенным словам, используя приставки, подберите однокоренные. Объясните написание. 1. Безымянный (
без
- ) 2. Безыгольный 3. Постиндустриальный (
пост
-) 4. Безыскровый, сверхискровый (
сверх
– очень высокая степень чего-то) 5. Безыствестной (отрицание), небезызвестный (тот о котором знают) 6. Суперинициативный (
супер
-), фининспектор 7. Суперинтеллигентный; сверхинтеллигентный 8. Подытожить 9. Безыскусный
Вывод:
Не со всеми приставками можно образовать новые слова. Не только слово, но и приставка имеет значение, поэтому слова могут сочетаться только с определенными приставками.
Упр. 150
Выплатить (вы – ст. сл.) – выдать плату, полностью оплатить. Заплатить (за – ст. сл.) - отдать деньги в возмещение чего-нибудь. Оплатить (о – ст. сл.) – заплатить кому-нибудь за что-нибудь.
Обсудить (об) – разобраться обдумать. Осудить (о) – выразить неодобрение кому-нибудь, признать дурным. Освоить (о) – овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться. Усвоить (у) – поняв запомнить как следует. Поступок – совершенное кем-нибудь действие. Проступок – поступок, нарушающий правила поведения. Предоставить (предо) – дать право, возможность, что-нибудь сделать. Представить (пред) – доставить, сообщить; познакомить с кем=нибудь. Снискать – приобрести, найти. Сыскать – найтись, обнаружиться. Приувеличить - (употребляется только пре; но можно – немного увеличить). Преувеличить – прибавить лишнего, присочинить в рассказе. Надеть (на) – покрыть себя какой-нибудь одеждой. Одеть – снабдить одеждой, покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой. Оценить (о) – высказать мнение о ценности чего-либо. Расценить (рас) – установить стоимость чему-нибудь, дать оценку чему- нибудь). Безвременный (без) – преждевременный. Вневременный (вне) – не ограниченный рамками времени.
VI.
Исходящий контроль. 1. Безытоговый 1 ы 2. Небезызвестный 2 ы 3. Взимать 3 и 4. Дезинформация 4 и 5. Предыдущий 5 ы 6. Обыгранный 6 ы 7. Фининспектор 7 и 8. Сверхинтересный 8 и 9. Разыскать 9 ы 10.Предыюльский 10 ы Задание: Прослушайте слова, выберите буквы И или Ы после приставки. Запишите только букву, которую вы вставили. Проверьте себя по ключу, оцените.
VII.
Подведение итогов урока. Что нового узнали? Чему научились? Где пригодиться? (в устной или письменной речи).
VIII.
Домашнее задание: Упр. 150, 151, теор. материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Гласные Ы –И после приставок

Цель урока : актуализировать знания учащихся о правописании гласных после приставок; развивать грамотную письменную речь учащихся.

1. Организационный момент

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок в словах. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) и..подтишка, не..группированный, в..бираться

2) не..плаченный, п..догреть, нед..есть

3) пр..вычка, пр..возмочь, пр..образование

4) раз..скивать, пост..ндустриальный, под..тожить

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный

2) пр..встать, пр..дирчивый, пр..надлежать

3)на..граться, сверх..нвестиции, из..мать

4)бар..ерный, с..язвить, обез..яна

1) с..беседник, з..речный, в..обще

2) непр..ступная (скала) , пр..обретённый, пр..звание

3) ра..крыть, ни..ложенный, во..гордиться

4) без..мянный, на..менование, из..мать (из оборота)

1) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

2) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

3) и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать

4) по..веска, пре..теча, по..зарядка

3. Вступительное слово

4. Работа по теме урока

hello_html_3cb6d106.jpg

hello_html_mf5f6b54.jpg

Доп. задания .

Раз ы скать, пред ы дущий, без ы дейный, из ы сканный, пред ы юльский, без ы глый, с ы знова, воз ы меть, без ы нвентарный, под ы тожить, роз ы грыш, небез ы звестный, с ы мпровизировать, без ы скусный, под ы нтегральное число, об ы грать, из ы мать.

Меж и нститутский, сверх и ндустриализация, сверх и нтересный, меж и рригационный период, меж и здательский, сверх и мпульсивный.

Суб и нспектор, контр и гра, транс и орданский, дез и нфекция, супер и нтересный, пост и мпрессионизм, пан и сламизм.

Спорт и нвентарь, мед и нститут, фин и нспектор.

Пред ы стория, меж и нтернатский, без ы нициативный, спорт и гра, об ы скать, сверх и зобретательный, без ы мянный, контр и ск, с ы змала, сверх и зысканный, небез ы нтересный, пред ы нфарктный, пост и нфарктный, вз ы скать, меж и гровой, дез и нформация, сверх и ндустриальный, пед и нститут, без ы сходный, Глав и здат, супер и гра, под ы мать, с ы грать, сверх и скусный, транс и ндийский, без ы мпульсный .

5. Итог урока

6. Рефлексия

7. Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе по фонетике, орфоэпии, морфемике, словообразованию, орфографии. Параграф 28, упр. 139, 140.

hello_html_507daba1.jpg

Безымянная речка, безысходное горе, безыглый ёжик, безынвентарный, безыскровый, предыюньский, безытоговый, сверхинтересный, взыскать, дезинфицировать, изымать, контригра, дезинформация, небезызвестный, обындеветь, обысканный, подыматься, подытожить, сыздавна, сыздетства, сызмала, сымпровизировать.

Безыскусный, безысходный, возыметь, дезинфекция, изыскать, контриск, надындивидуальный, межинститутский, безыскусственный, обыгранный, отыграть, сверхискусный, отыменной, предынфарктный, предыстория, предыюльский, сверхиндустриализация, сызнова, межиздательский, отыскав, сверхизысканный, разыгравшиеся.

Безынициативный, безымянный, розыск, подытожить, розыгрыш, обыскать, безыглый, безысходный, безыскусный, сверхинициативный, отыгрываться, обыск, сыскное, обындевелый, небезынтересный, предыдущий, предыстория, сверхинтересный, разыскать, разыграться, взыскать, изыскательский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

Развивающие цели:

- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

Воспитывающие цели:

- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

ЕГЭ задание 4

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

III. Целеполагание.

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

- Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

- Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке 58 активно действующих приставок.

IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Не меняются на письме

Меняют З на С

перед глухими согласными

Различаются по значению

через – (черес –

- В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

- Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

- Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:

играть - подыграть, разыграть, сыграть;

искать - отыскать, подыскать, разыскать;

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

сверхизысканный.
2.
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

двухимпульсный.
3.
И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,

КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:

4. И пишется в сложносокращённых словах:

спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове взимать.
6. И пишется после приставок, оканчивающихся на
гласную: поискать.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

ад..ютант, бул..он, компан..он

об..рвать, д..йти, от..двинуть

р..списка, р..зыск, р..спись

Пресечь, преодолеть, преградить

Прерывать, пристать, премаленький

Адъютант, бульон, компаньон

Оборвать, дойти, отодвинуть

Расписка, розыск, роспись

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Пресечь, пригласил, приоткрыть

Привлечь, предание, придирки

Прибежище, приберег, приукрасил

Прадед (исключение), прообраз, праязык

Пререкаться, прекрасный, премилый

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Оборудование урока:

Таблицы: правописание приставок;
Правописание гласных после Ц;

Мультимедиа: портрет М.И. и текст ее стихотворения “Расстояние: версты мили…”

На доске: Дата проведения урока, тема.
Эпиграф: невежество – ночь ума, ночь без…лунная и без… звездная.
Цицерон.

Запись слов по теме урока.

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Повторение:

– правописания приставок на З –, С – ;

– работа с эпиграфом.

– на экране портрет М.И. Цветаевой и текст ее стихотворения “Расстояние: версты, мили…”

– работа с текстом стихотворения.

М. Цветаева.
Ра…стояние: версты, мили…
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…стояние: версты, дали…
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…
Не ра…сорили – ра…сорили,
Ра…слоили…

Ра…селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали,
Не ра…строили – ра…теряли.
По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.
Который уж – ну, который?-
Март?!
Ра…били нас – как колоду карт!

– Словарная диктовка (трудные случаи написания З –, С – на конце приставок и приставки С) с объяснением выбора.

расстояние, расставили, рассадили, расклеили, развели, рассорили, расслоили, расстроили, расселили, распяв, сплав.

– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму

– Подведение итогов работы.

III. Объяснение новой темы.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление.

– напишите мини-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

I ряд
о правописании
приставок
на З –, С–

II ряд
о правописании
букв И – Ы
после Ц

III ряд
о правописании
букв И –Ы
после приставок
на согласный

2. Объявление отметок.

VI. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами.
На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания.
Ж…ри под…тожило результаты состязаний.
После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении.
На арене ц…рка выступали ж…нглеры.
Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.

5. Ознакомление с написанием гласных букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.

Выполните морфемный разбор слов третьей группы, припишите к каждому из них однокоренные слова без приставок.

Что вы заметили?

В каких же случаях после приставок, оканчивающихся на согласный, на месте И в однокоренном слове без приставки пишется Ы?

Учащимся предлагается рассмотреть и дополнить примерами соответствующую таблицу.

после русских приставок на согласную

после русских приставок меж-, сверх-

после иноязычных приставок

в сложных словах

1. пред- + история =

8. - + исход = _____

взимать

отымать

Самостоятельно сформулируйте правило написания гласных Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.

6. Первичное закрепление.

Перепишите следующую лингвистическую миниатюру, проявив предельную инициативу.

Он был без__нициативен до такой степени, что не мог под__тожить небез__звестные ему факты из пред__дущих параграфов. От без__сходности он без__скусно кусал свой без__мянный палец и с__знова пытался выполнить вполне бесх__тростное, но сверх__нтересное задание.

Что нового о написании разделительного Ъ и Ь в словах вы узнали на данном уроке?

Какую работу вам необходимо было проделать, чтобы самостоятельно сформулировать правило написания букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный?

8. Домашнее задание.

2) И/Ы в начале корня после приставки

1) В искл. ВЗИМАТЬ

2) После МЕЖ-, СВЕРХ-

3) После иноязычных приставок:

ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-

4) После ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-.

После приставок, оканчивающихся НА СОГЛАСНУЮ

Межинститутский, сверхизысканный.

Дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламизм

Читайте также: