Полнота и сложность характера обломова конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  1. Выявить смысл названия романа, роль образов и приемов волшебной сказки в создании идиллического образа Обломовки.
  2. Раскрыть сложность и глубину размышлений автора о проблеме соотношения цельности человека и активности его жизненной позиции

Оборудование:

портрет И. А. Гончарова

Оформление доски:

Эпиграф к уроку
,
образец таблицы, которую учащиеся будут заполнять.

Схема анализа эпического произведения

комбинированный урок с элементами семинарского занятия.

Виды деятельности учащихся:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя, постановка проблемы.

Каков был путь написания этого романа?

1847 год – замысел романа и писался 12 лет.

Композиция романа

полностью
соответствует идее
романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

— Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

В I части Обломов лежит на диване Во II части ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него В III части они расстаются В IV части она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома ,где снимает квартиру. Вот и все.

Согласны ли вы с Добролюбовым.

Для выявления авторского отношения к героям и проблеме предлагается схема анализа произведения:

  1. Повествовательная структура произведения.
  2. Система персонажей.
  3. Композиция
  4. Система сквозных символических образов.

Этой схемой вы воспользуемся.

Вопрос: кто ведет повествование в романе?

Вспомним понятие автор – повествователь – рассказчик – герой. Делаем вывод: в романе преобладает точка зрения повествователя и героев.

Вопрос: в чем состоит смысл названия произведения?

Гипотеза ответа: имя заглавного героя подчеркивает особенность его места в произведении, выделяет тот интерес, который представляет жизненные позиции главного героя.

Вопрос: где эта позиция, суть отношений героя к миру, выявлена наиболее полно?

Вопрос: в каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были функции сна?

Вопрос: Какие функции выполняет сон в романе Гончарова?

  1. Сон выявляет духовное состояние героя, при этом он обретает символическое значение: сон – это символ его жизни, его обычное духовное состояние.
  2. Сон – мечта героя, но она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Вывод записывается в тетрадь.

Теперь поговорим о жизненном укладе обломовки.

4.Итог урока

Что же это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

Домашние задания:

Написать сравнительную характеристику героев:

1 вариант – Обломов – Захар

2 вариант – Обломов – Штольц

3 вариант – Обломов – Ольга

Полнота и сложность характера Обломова — часть 1

В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни вертятся со всех сторон. Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов.

Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств.

Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах – заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу – оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие.

Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. Теперь или никогда!, Быть или не быть! Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять.

Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, без малейшего намека на Европу. Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: Это значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума… Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата.

Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить. Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу.

Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по Мертвым душам гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.

Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов – живой и сложный человек.

Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: Отчего я такой? Ответ на него содержится в знаменитом Сне Обломова. Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности.

Живая, поэтическая картина Обломовки – часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается.

В понятие обломовщина входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись.

Эта природа, чуждающаяся дикого и грандиозного, сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека.

И с нею заодно особый лад крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны (*32) там: они бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе.

Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой. Под стать природе и создания поэтической фантазии народа.

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать. В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич. Мать осыпала его страстными поцелуями, смотрела жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару.

Сюда же входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Отнюдь не только рабство да барство формируют характер Ильи Ильича. Есть в нем что-то от сказочного Иванушки, мудрого ленивца, с недоверием относящегося ко всему расчетливому, активному и наступательному. Пусть суетятся, строят планы, снуют и толкутся, начальствуют и лакействуют другие.

А он живет спокойно и несуетно, подобно былинному герою Илье Муромцу, сиднем сидит тридцать лет и три года. Вот являются к нему в петербургском современном обличье калики перехожие, зовут его в странствие по морю житейскому. И тут мы вдруг невольно чувствуем, что симпатии наши на стороне ленивого Ильи Ильича. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь, куда зовут его приятели?

Столичный франт Волков сулит ему светский успех, чиновник Судьбинский – бюрократическую карьеру, литератор Пенкин – пошлое литературное обличительство. Увяз, любезный друг, по уши увяз,- сетует Обломов на судьбу чиновника Судьбинского.

— И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… А как мало (*33) тут человека-то нужно: ума его, золи, чувства,- зачем это?

Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? – обличает Обломов пустоту светской суеты Волкова.-…Да в десять мест в один день – несчастный!

– заключает он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой. В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека.

Так не лучше ли оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным Обломовым, черствым и бессердечным? Вот приятель Обломова Андрей Штольц поднял-таки лежебоку с дивана, и Обломов какое-то время предается той жизни, в которую с головой уходит Штольц.

Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно восстал против этой суеты.- Целые дни,- ворчал Обломов, надевая халат,- не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! – продолжал он, ложась на диван. Какая же тебе нравится?

– спросил Штольц.- Не такая, как здесь.- Что ж здесь именно так не понравилось?

– Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: Этому дали то, тот получил аренду.- Помилуйте, за что?

– кричит кто-нибудь. Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч! Скука, скука, скука!… Где же тут человек? Где его целость?

Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?

Данный урок предусматривает анализ образа главного героя роман Обломова, истоки его поведения, его образа жизни.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_romanu_goncharova_oblomov.doc 56.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku_ilya_ilich_oblomov.kto_on.ppt 1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Урюпинск

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

города Урюпинска Волгоградской области

урока по литературе в 10 классе.

Учитель русского языка

и литературы первой квалификационной категории МОУ СОШ №4

г. Урюпинск, 2011 г.

Тема урока: Илья Ильич Обломов…Кто он?

Цели урока : 1. Выяснить, какова социальная, общечелове-

ческая и нравственная значимость образа

главного героя романа И.И.Обломова.

2. Совершенствовать навыки работы с худо-

жественным текстом, умение высказывать

свою точку зрения, аргументировать выска-

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Такое необычайное письмо получил от Гончарова (Слайд 4) его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. Он был заинтригован. Оказалось, что речь в письме идет об Ольге Ильинской- главной героине нового романа Гончарова. Это и был знаменитый Обломов,(Слайд 5) тот самый неповоротливый соперник, о котором Иван Александрович упоминал в письмеЛетом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал свой роман Тургеневу и Фету, а Лев толстой позднее назвал его капитальным.

(На доске эпиграф)

…КАПИТАЛЬНАЯ ВЕЩЬ, КАКОЙ РАВНЫХ ДАВНО НЕ БЫЛО. СКАЖИТЕ ГОНЧАРОВУ, ЧТО Я В ВОСТОРГЕ ОТ ОБЛОМОВА…

А И.С.Тургеневу принадлежат слова: «ПОКА ОСТАНЕТСЯ ХОТЬ ОДИН РУС-

Чем так заинтересовал и Толстого, и Тургенева скромный Илья Ильич Обломов? В чем загадка его личности? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на наших уроках. (Слайд 6)

И сегодня мы начинаем наше знакомство с главным героем романа. Над его образом мы будем работать в течение 2 уроков.

На этом уроке мы поговорим с вами о первой встрече с героем, обстановке и вещах, которые его окружают, людях, которые с ним общаются. (Обратите внимание, на столах у вас перед глазами план урока). (Слайд 7)

Наша задача представить тот образ жизни, который ведет И..И.Обломов, выяснить, как этот образ жизни влияет на его внутренний мир, его социальную значимость. (Слайд 8)

Итак, откройте тетради, запишите тему урока, эпиграфы.

(Дети записывают в тетради)

Итак… История души Ильи Ильича Обломова.

Учитель . Каким впервые предстает перед нами этот герой? Где мы его встречаем?

Учитель . Хорошо, все верно. А теперь попытайтесь выделить в характеристике, которую мы только что дали Обломову ключевые слова.

Ученики . Отсутствие всякой определенной идеи, мысль порхала по лицу, пропадала, усталость и скука, мягкость, безразличие, обрюзг не по летам, изнеженность, лень, апатия. ( Слайд 10-12)

Учитель . Ребята, все ,что вы назвали, верно, но это только отрицательные черты героя. Неужели в нем нет ничего положительного?

Ученики . Есть. Его душа открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, доброта…

Учитель . Да, согласна положительное есть, но меньше. Но, может быть, мы разглядели в нем мало хорошего только при первом знакомстве? Ребята, обратите внимание на экран. (Слайд 13). Здесь дана таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. В итоге она поможет нам разобраться, так ли уж прост Обломов, а, может быть, это многогранная и сложная личность?

Итак, начертите таблицу и запишите в нее, какие качества мы сейчас выделили в Обломове. (Работают самостоятельно с тетрадью)

Так, переходим ко второму пункту нашего плана…

Скажите, а какая обстановка, какие вещи окружают Илью Ильича?

Ученики .1. Сразу же бросается в глаза халат, описанию которого автор отводит достаточно много места, что свидетельствует о том, что это не просто одежда. А некий символ, характеризующий его владельца. (Примеры из текста с.6-7)

2. Я согласна, что на Обломове не просто халат. Сам герой воспринимает его как нечто большее, чем одежду. Я еще раз подчеркну слова автора: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе, он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела… Я думаю, что халат дает герою определенную свободу, и не только физическую, но и моральную.

3. А по-моему, халат для Обломова своеобразная крепость, в которой он прячется от мира. Он был широкий, вместительный. Обломов дважды мог в него завернуться, как бы создав еще более прочную оболочку. Он пытался спрятать от мира свою детскую, как мне кажется ,душу.

Учитель . Я соглашусь с вами, что халат для Обломова –это и крепость, в которой он прячется от мира, и возможность ощутить себя свободным и физически, и духовно. Это, я бы даже сказала, некое близкое Обломову существо, которое разделяет его мысли и чувства. Кстати сказать, образ халата в русской литературе встречается неоднократно. К примеру такие поэты, как Языков и Вяземский посвятили ему стихи.(Слайды 14,15.)

Скажите, какие ключевые строки мы можем выделить в обоих этих стихотворениях?

Ученики. Одежда праздности и лени.

Учитель . Действительно, и поэты делают халат атрибутом праздности и лени, которые на данный момент являются жизненным кредо Ильи Ильича…

Учитель . Ребята, а какие еще вещи, окружающие Обломова бросаются в глаза?

Ученики . Туфли. Они тоже как бы созданы для того, чтобы облегчить хозяину жизнь. Мягкие, удобные, да еще всегда на своем месте. (Примеры текста)

Делается вывод о том, что и халат, и туфли, и вообще все, что окружало Обломова, имело своей целью обеспечить ему максимальный комфорт, сделать все, чтобы он не пошевелился лишний раз, не потревожился…

Учитель. Ребята, а что вы можете сказать о комнате Обломова?

Ученики. Несмотря на то, что в доме было несколько комнат, функции спальни, кабинета, приемной выполняла только одна, где он постоянно находился, все более в лежачем положении…( Примеры текста). (Слайд 16).

Учитель . Верно, именно таким было жилище Ильи Ильича. Ребята, а как вы думаете, о каких чертах характера Обломова, каком его отношении к жизни можно сказать,

зная, как выглядит его жилище?

Ученики . 1. Я думаю, что так выглядеть может жилище не столько неряшливого человека, сколько равнодушного, причем равнодушного ко всему и, в первую очередь, к тому, что он живет. У людей, которые не следят за порядком, повсюду видны следы их присутствия, в доме Обломова, наоборот, видны следы отсутствия… (Примеры текста).

2. Но не только, по – моему, о равнодушии героя к жизни говорит его жилище, но еще и о попытке уйти от этой жизни, спрятаться от нее. Герой упорно старается не замечать проблем, которые приходят из вне. Поэтому квартира его похожа на какой-то кокон, в котором он пытается замкнуться.

Учитель . Кстати, о проблемах. Какие проблемы вторгаются в царство покоя Ильи Ильича, нарушают его сон?

Ученики . 1. Во-первых, это злосчастное письмо, в котором староста сообщает о неурядицах в имении. (Пример текста). Таким образом, даже думать о том, что надо принимать какие-то меры, Обломову было тяжело.

2. Или весть о том, что надо съезжать с квартиры. Это вообще озадачило Илью Ильича. Надо действовать, а для него это смерти подобно. И он просит Захара договориться как-нибудь, чтобы его оставили в покое. Он делает, все, лишь бы ничего не делать. (Пример текста).

3. Да проблемой для Обломова было даже подписание счетов. Как он сопротивляется этому, как не хочет подписывать. (Пример текста).

А уборка квартиры какую проблему для него представляла!

4. Мне кажется, что вообще все, что заставляло Обломова шевелиться, предпринимать какие-то действия, будь то письмо, уборка, счета или посетители, было для Ильи Ильича проблемой.

Учитель . Ребята, сейчас как итог всему сказанному заполним таблицу. Итак, вопрос звучал: о каких чертах характера героя, каком его отношении к жизни говорит его жилище, что же мы запишем в таблицу, к какому выводу мы пришли?

Ученики записывают: равнодушное отношение к жизни, к своему жилью, внешнему виду, уход от решения проблем, замкнутость.

Ученики . Ребята, одной из проблем вы назвали посетителей. Давайте поговорим о них. Кто же приходил к Обломову? Что значили для него их визиты, что приносили они нашему герою? (Слайды 17,18).

Нашим ребятам были даны индивидуальные задания: рассказать о каждом из посетителей. Итак, первый, кто посетил Обломова был Волков…

(Рассказ о Волкове, Судьбинском, Пенкине, Алексееве, Тарантьеве.)

Учитель . Итак, ребята познакомили нас теми, кто навещал Илью Ильича. Мы видим, что эти люди очень разные, непохожие между собой, да и на Обломова тоже. Как вы думаете, что приводило их в дом И.И. ?

Учитель . Ну а зачем же их принимал Обломов? Ему что за корысть от них была?

Ученики . 1. Я думаю, с его стороны не было никакой корысти. Он по доброте душевной принимал этих людей. Вообще, я думаю, он гораздо лучше них в нравственном отношении. Ведь он всех приглашал обедать с ним, выслушал их, тогда как его никто не стал слушать, кроме Алексеева, который, как мы уже слышали, делал все так, как скажут другие, да Тарантьев, у которого была своя выгода и который за свои советы стребовал шампанское и портер. Так что, я думаю, Обломов в данном случае более добрый и щедрый ,чем они…

Учитель . То есть ты считаешь, что Илья Ильич добрый и щедрый человек, а все ли с этим мнением согласны?

Выводы записываются в таблицу.

Учитель . Ребята, а вот подумайте, пожалуйста, для чего автор приводит в дом Обломова этих людей, ведь ,кроме Тарантьева, мы больше ни с кем из них не встречаемся в романе?

Ученики . Может быть, автор хотел показать, какой могла бы быть жизнь Ильи Ильича, если бы он не выбрал диван. Например, он мог бы стать светским повесой, как Волков, или

Карьеристом .как Судьбинский .ведь они даже вместе начинали работать, или таким писателем, как Пенкин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы на 1 курсе (10 класс)

образа главного героя, авторская позиция.

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение.

Учиться обретать знания в процессе творческого поиска, развивать навыки самостоятельного анализа эпического произведения.

Выявить смысл названия романа, роль образов и приемов волшебной сказки в создании идиллического образа Обломовки.

Раскрыть сложность и глубину размышлений автора о проблеме соотношения цельности человека и активности его жизненной позиции

Оборудование: портрет И. А. Гончарова

Оформление доски: Эпиграф к уроку , образец таблицы, которую учащиеся будут заполнять.

Схема анализа эпического произведения

Тип урока: комбинированный урок с элементами семинарского занятия.

Виды деятельности учащихся:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя, постановка проблемы.

Каков был путь написания этого романа?

1847 год – замысел романа и писался 12 лет.

Основная часть.

Композиция романа:

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова . Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

- Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

В I части Обломов лежит на диване Во II части ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него В III части они расстаются В IV части она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома ,где снимает квартиру. Вот и все.

Согласны ли вы с Добролюбовым.

Для выявления авторского отношения к героям и проблеме предлагается схема анализа произведения:

Повествовательная структура произведения.

Система сквозных символических образов.

Этой схемой вы воспользуемся.

Вопрос: кто ведет повествование в романе?

Вспомним понятие автор – повествователь – рассказчик – герой. Делаем вывод: в романе преобладает точка зрения повествователя и героев.

Вопрос: в чем состоит смысл названия произведения?

Гипотеза ответа: имя заглавного героя подчеркивает особенность его места в произведении, выделяет тот интерес, который представляет жизненные позиции главного героя.

Вопрос: где эта позиция, суть отношений героя к миру, выявлена наиболее полно?

Вопрос: в каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были функции сна?

Вопрос: Какие функции выполняет сон в романе Гончарова?

Сон выявляет духовное состояние героя, при этом он обретает символическое значение: сон – это символ его жизни, его обычное духовное состояние.

Сон – мечта героя, но она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Вывод записывается в тетрадь.

Теперь поговорим о жизненном укладе обломовки.

Обломов умирает, оставив сына

Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

1. Перечитать главу "Сон Обломова".

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Первая часть работы


Особенности характера Обломова





(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

Работающий с текстом

Вторая часть работы

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

Для чего автор вводит этих героев?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

Включенность в работу всех участников группы.

Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Задачи:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

I. Вводный этап:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

- Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

- Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

3 Композиция романа Объяснение Кульминация Завязка Развязка Экспозиция /I часть, II часть, 1,2 гл / Любовь Знакомство с Ольгой Сомнения Постпозиция / на Выборгской стороне / Эпилог / Часть IV, гл. 10,11/

4 1 часть весна ( покой ) 2 часть 3 часть 4 часть лето осень зима ( покой ) утро день вечер Композиция романа

7 Докажите, что Захар – тот же Обломов Зачем Гончарову такой Захар ? 1. Обломов лежит на диване, а Захар … 2. Обломов кутается в халат, а Захар.. 3. Обломов не желает действовать, а Захар … 4. Обломов не умеет сердиться, а Захар … 5. Обломов любит Захара, а Захар..

17 Обломовка – это символ Дома как особой атмосферы, которую человек носит в себе всю жизнь.

18 1. Какова жизнь в Обломовке ? Как вы относитесь к этой жизни ? 2. О Петербурге как о городе не было сказано почти ничего, а в Обломовке такое обширное детальное описание природы. Почему для Гончарова это важно ?

25 ум простота душевная тонкость естественность музыка 1 - зарождение

26 2 – объяснение в любви

28 3 – угасание любви 1. Что толкнуло Обломова и Ольгу друг к другу, почему зародилась их любовь ? 2. Что дала эта любовь Ольге, а что – Обломову ? 3. Можно ли считать их любовь счастливой ?

31 Санкт - Петербург, улица Гороховая Марсово поле Летний сад Коломна

Читайте также: