Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Орфоэпия (от греч. ortos — прямой, правильный и epos — речь) — раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков и их сочетаний, а также совокупность исторически сложившихся правил и норм литературного произношения и ударения.

Орфoэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, т. к. они свойственны литературному языку. Oрфоэпические нормы подвержены изменениям, но всё же сохраняют свою действенность достаточно долго и отражены в орфоэпических словарях.

Правильное произношение, наряду с правописанием, — признак общей культуры человека.

Основные нормы литературного произношения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Орфоэпия. Орфоэпические нормы (произносительные и акцентологические)

Цели: 1) знать определение орфоэпии;

2) знать типы орфоэпических норм;

3) уметь определять нарушение орфоэпической нормы;

4) совершенствовать навыки работы с языковым материалом.

Вид занятия : урок

Тип урока : комбинированный

Оборудование урока : конспект, блок-схема.

1. Организационный момент

- проверка состава студентов

2. Проверка знаний студентов

- Дать определение понятия язык, речь, литературный язык.

- Рассказать о видах языковой нормы.

- Указать предложения, в которых наблюдается нарушение языковой нормы.

3. Изложение нового материала

2) Акцентологические и произносительные нормы.

3) Работа с орфоэпическим словарём.

4. Закрепление изученного материала

1) Отредактируйте языковой материал с учетом требований произносительных норм

2) Отметьте нарушения акцентологических норм в приведённых предложениях.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

5. Подведение итогов проведенного урока

Обобщение, комментарии с пояснением

6. Задание для самостоятельной
работы студентов во внеурочное время

Выписать из орфоэпического словаря 10-15 примеров, в которых чаще всего допускается нарушение орфоэпических норм .

Готовиться к выполнению теста.

Рассказ с пояснением

Практическая часть

Тема: Орфоэпия. Орфоэпические нормы (произносительные и акцентологические) .

Частные дидактические цели:

- знать основные виды орфоэпических норм;

- знать основные правила орфоэпии.

- совершенствовать навыки работы с текстом;

- соблюдать в речи орфоэпические нормы.

Вид занятия : урок

Тип урока : комбинированный

Учебное время : 2 часа

Ход и содержание урока

I Оргмомент. II Повторение изученного материала (устный опрос)

1. - Дать определение понятия язык, речь, литературный язык;

- рассказать о видах языковых норм.

- укажите номера предложений, в которых наблюдается нарушение языковых норм.

1) На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для поимки преступников.

2) Возможно, у нас есть возможность дать ему возможность выразить своё мнение по поводу проведения референдума.

3) У меня ночью заболел зуб. Пошёл, выпил, стало полегче. Пришлось повторить. Моя вина в том, зачем я с больным горлом прополз под забором ( из объяснительной ).

5) Нам нужно сделать всё равно в любом случае всё для того, чтобы наш народ как бы не ощутил этих последствий.

6) Табун солдат ворвался в Зимний дворец, вытащил из-под стола временное правительство и посадил в Брестскую крепость.

7) Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

III . Объяснение нового материала (эвристическая беседа, частичное конспектирование учебного материала)

Орфоэпия – раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов, звуков, буквосочетаний. Орфоэпическая система русского языка формировалась столетиями; за каждым произношением его территориальное или историческое обоснование. Известно, что ряд орфоэпических норм сохраняет следы так называемого старомосковского произношения, ориентированного на устную повседневную речь; другие нормы, наоборот, обязаны своим возникновением письменной речи и утвердились как факты петербургской (ленинградской) произносительной традиции.

Нормы русской орфоэпии связаны с различными фонематическими явлениями. Эти явления могут приводить к ошибкам:

Нормы русского языка лишь ограниченно допускают скопление гласных, так как несколько одинаковых гласных подряд требуют искусственного разделения звуков. (Попробуйте произнести, например: об Антонии и Иоанне.)

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город – города – городов).

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [зн].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3. ЗЖ и СЖ произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным): сжать.

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): счёт.

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт.

6. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): подписаться.

7. ДС и ТС произносятся как [ к ] перед К (в прилагательных): детский.

8. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

9. ЧН произносится как [ ч н ] - в большинстве слов, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

10. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

11. ГЧ произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

12. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

13. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце.

14. Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна, грипп.

15. Во многих иноязычных словах после гласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], кафе [фэ]. Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед Е произносятся мягко: академия, декада, музей.

16. В начале слов буквы Э и Е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эхо, Ева ). После И, а также после согласных пишется буква Е (гигиена, диета, кашне, стенд).Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный , экспе́ртный , проходно́й ) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть , на́чал , начала́ , на́чали ). Кроме того, ударение может меняться с течением времени .

Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог , на́чал и нача́л , догово́р и до́говор ). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рог , баржа́ и ба́ржа , камфара́ и ка́мфора , комба́йнер и комбайнёр , щепо́ть и щёпоть .

Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного). Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.

Интересное явление наблюдается в отношении произношения слов колледж и коллеж . Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение колле́дж . Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант ( ко́лледж ) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношения ко́лледж как основной литературной нормы.

IV . Отработка умений

1. Произнесите слова и формы слов, обратите внимание на ударения в них.

Аре́ст, бе́здарь, библиоте́ка, быстрина́, вало́м вали́т, вдовство́, ве́рба, внаймы́, во-пе́рвых, впереди́, втри́дорога, вчерне́, вью́га, гекта́р, гумно́, гу́сеница, добела́, добы́ча угля, до́ллар, докуме́нт, досу́г, до́чиста, дре́вко, жа́воронок, же́мчуг, зави́дно, зло́ба, Изра́иль, ина́че, и́ноходь, инструме́нт, и́скра (искра́ – в профессиональной речи), и́сстари, ка́мбала (допустимо – камбала́), каучу́к, ки́рза (допустимо – кирза́), коры́сть, крапи́ва, краса́вец, креме́нь, ломо́ть (допустимо – ло́моть), магази́н, мастерски́, молодёжь, ну́жно, без обиняко́в, общо́, острога́, отзы́в депутата, пе́ревязь, по́хороны, вернуться с похоро́н, готовиться к похорона́м, прида́ное невесты, раку́шка, си́лос, слепе́нь, сна́добье, созы́в съезда, депутаты первого созы́ва, свёкла, слабина́, сопло́, ста́туя, большие сре́дства, столя́р, тамо́жня, танцо́вщик, танцо́вщица, малая толи́ка, ту́фля, фарфо́р, фреза́ (допустимо устаревающее – фре́за), цеме́нт, це́нтнер, цыга́н, чёт и не́чет, чи́стильщик, ше́ршень, шестерня́, шофёр, щаве́ль, ще́бень.

2. Пользуясь словарями, определите, в каких словах перед звуком [э] твердый согласный, в каких — мягкий. Возможно ли как-то по-другому сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое в отдельности?

Брюнет, деградация, гейзер, дебют, денационализация, номинация, интервал, интервент, корнет, кларнет, кратер, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.

3 . Прочитайте вслух слова. Понаблюдайте, как их произносят другие. Чем можно объяснить разное произношение этих слов?

Агр’ессия, акад’емия, армрестлинг, конкр’етный, д’екан, кафетерий, д’иета, интервью, муз’ей, д’емаскировать, интервент, д’евальвация/ девальвация,, д’екада, д’ефис, идентичный, г’ейзер, ватерлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, кр’итерий, компет’ентный, конт’екст, кредо/ кр’едо, кр’ем, депо, д’еградация, бутерброд, бижутерия, бестселлер, бартер, газ’ель, генетика, пат’ент, либретто, лорнет, менеджер, н’ейлон, толь, тембр, темп.

4 . Прочитайте слова, объясните их значение. Какие ошибки встречаются иногда в речи при их произнесении? Какие слова и формы влияют на это?

Инцидент (происшествие, обычно неприятное, недоразумение, столкновение), прецедент (случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода), бабушка (мать отца или матери; вообще старая женщина), будущее (следующее за настоящим), следующий (ближайший после чего-либо; который следует, перечисляется далее), яства (кушанья, обычно изобильные, разнообразные, изысканные), двурогий (имеющий два рога), беспрецедентный (небывалый), времяпрепровождение (способ проводить время), пирожное (небольшое кондитерское изделие из сдобного теста, обычно со сладкой начинкой, кремом).

1) Дерматин, инцидент, интендант, прецендент (надо: прецедент).

2) Явство (надо: яство), светопреставление, летоисчисление, времяисчисление.

3) Более-менее, бивак, времяпрепровождение, бранчливый (надо: бранный или драчливый).

4) Будущий, следующий, обуславливать (надо: обусловливать), останавливать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

Задачи:

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

10А от 10.02.

10Б от 10.02.

10В от 10.02.

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, тренажер.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задания

Назовите виды ошибок: (речевые, логические, фактические, логические, пунктуационные, орфографические, грамматические, этические)

Показать кластер по материалу прошлого урока (стр.73-87).

Проверить наличие упражнения 120.

Демонстрация кластеров по предыдущей теме.

Называют виды ошибок, показывают упражнение.

Мотивация УУД. Целеполагание

Фронтальная беседа с классом.

- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил:

"Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися"".

Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

"И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была".

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

"Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали:"

Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.

Определение умений к началу урока

Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал, августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, завидно, красивее, щавель, средства, жалюзи.

Проверка по слайду:

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, пЕтелька, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сирОты, включИт, кОлледж, квартАл, августОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства, жалюзИ.

Выполня-ют на листочках.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Актуализация опорных знаний

Дайте определение: орфоэпия и акцентология, в чем разница?

Назовите особенности русского ударения?

Особенности русского ударения:

ударение в русском языке свободное, разноместное;

оно бывает подвижным и неподвижным;

ударение выполняет различные функции в языке
(может различать значение слов и их формы);

существуют варианты ударения в языке
(профессиональные, устаревшие).

Дают определения понятиям.

7. Работа над темой урока

Давайте вспомним основные особенности вместе:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды

воды

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.);

прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый

Теоретические основы акцентологии:

Орфоэпические нормы русского языка

Подготовка к ЕГЭ (задание №4)

Средний процент овладения орфоэпическими нормами – 66% (по материалам исследований И.П.Цыбулько)

Система упражнений по орфоэпии

Обращаем внимание на отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность

Отсюда – сложность в усвоении орфоэпических норм

Изучаем некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки

Орфоэпические правила

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. (малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании)

Ударение в именах прилагательных

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

Ударение в именах прилагательных

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных.

1) ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим —немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п. (постоянное, фиксированное ударение)

Ударение в именах прилагательных

В кратких формах

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо

Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Ударение в именах прилагательных

В сравнительной степени

Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,

то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе;

если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее.

То же касается и формы превосходной степени: красИвейшая

Ударение в глаголах

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в

инфинитиве: сидЕть — сидЕла, прЯтать — прЯтала, начинАть —начинАла.

Ударение в глаголах

Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА

Ударение в глаголах

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя:

вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, клАла, крАла

Ударение в глаголах

Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться —началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь

Ударение в причастиях

Если в кратких страдательных причастиях ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:

проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО

Ударение в деепричастиях

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, занЯв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударения в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

добелА дОверху донЕльзя завИдно зАгодя

Орфоэпические запоминалки

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк диспансЕр духовнИк еретИк каталОг некролОг приговОр

Составляем с ними предложение:

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Орфоэпические запоминалки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут!

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Орфоэпические запоминалки

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

Орфоэпические запоминалки

Совет. Происхождение слова

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.

вероисповЕдание - от "веру исповЕдать"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый - образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый"

Орфоэпические запоминалки

Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию: жалюзИ партЕр экспЕрт

Орфоэпические запоминалки

Совет Ряды слов
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:

каталОг диалОг монолОг некролОг

договор – дороже денег; каталог – диалог, монолог; облегчить как и лечить; включит – трещит; средства – для детства; сироты – высоты; закупорить – скупость; цепочка – бочка; мозаичный – апатичный; арбузы – карапузы, документы – алименты, досуг – подруг, послала – взволновала, оптовый – багровый и т.д.

Вторая часть урока – практическая. Потренируемся. Расставьте ударение. Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин. Самопроверка: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Решаем задание ЕГЭ:

1) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

позвонИм рвалА грАжданство давнИшний отобралА

2) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

бухгАлтеров ждалА шАрфы дозвОнятся экспЕрт

3) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

ворвалАсь зАпертый знАчимость прИбыв повторИт

4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

тортЫ положИл докумЕнт приручЕнный освЕдомишься

5) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

понЯв цепОчка брАлась звалА намЕрение

6) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отбылА сливОвый укрепИт бОроду нОгтя

7) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

добралАсь зАгнутый звОнишь снятА клАла

8) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

занЯли мозаИчный полилА созЫв окружИт

9)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

углУбить отозвалА обнялАсь заселенА щемИт

10) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

дождалАсь вероисповедАние ловкА прожИвший оптОвый

Ключ: 1. граждАнство 2. дозвонЯтся 3. прибЫв 4. тОрты 5. бралАсь

слИвовый 7.звонИшь 8. зАняли 9. углубИть 10. вероисповЕдание

Оставшееся время использовать тренажер по цепочке.

Разминка для спины и рук.

О чем заставил задуматься урок?

Анализируют, делают выводы.

Д/з., оценивание

Изучить §25, выполнить 122. Выучить слова.

Запись в дневник.

баловАть, баловАться, балОванный

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод


Урок позволит активизировать знания учащихся по теме, отработать умения выполнять фонетический анализ слова, способствует совершенствованию орфоэпических навыков.

Описание разработки

Цели:

активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

Разработка урока по русскому языку Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).

После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).

В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

– Составьте вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

3. Этап закрепления и применения изученного.

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).

После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).

В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

– Составьте вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

3. Этап закрепления и применения изученного.

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

И что за диво? …издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока… (Лермонтов.)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновленья,

Без слез, без жизни, без любви. (Пушкин.)

И сказал ему царь Иван Васильевич:

– Сделайте фонетический разбор слов: журналист, косьба, пирог, о нём, язык, агент, библиотека, чёрный, аллея, ласкового, усмехаться, жюри, примечания.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации (слайд): [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’ит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’н’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’жыт св’ищ’эный’ долк д’лат’ м’от / патамушто ана пч’ила //] (А. И. Герцен).


-75%

Читайте также: