Совесть однкнр 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 03.07.2024

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

Ожидаемые результаты:

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

А) - Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд?

В) Работа с текстом учебника.

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

- Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

- Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

- Кот Базилио и Лиса Алиса;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

- Что значит поступать по совести?

- Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

- Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Согласны ли вы с утверждениями:

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

- Кто выиграл в наших соревнованиях?

- Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

- Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

Презентация на тему

Презентация на тему "Стыд и совесть" может быть использована учителем на уроках ОДНКНР, ОРКСМ или классным руководителем на часах общения с обучающимися. Понятие совесть. Рассматривается лексическое значение слова. Отношение с совести христианства и ислама. Презентация содержит 16 слайдов. Рисунки взяты с интернета.

Стыд и совесть

Стыд и совесть

Что такое СОВЕСТЬ? Совесть - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство,…

Что такое СОВЕСТЬ? Совесть - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство,…

Что такое СОВЕСТЬ?

Совесть - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
В.Н.Даль

Закон , живущий в нас , называется совестью

Закон , живущий в нас , называется совестью

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант И.
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.Паскаль Блез
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. Суворов А. В.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.Пушкин А. С.
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Дени Дидро

СОВЕСТЬ-весть( голос) внутри тебя , которая сообщает , что такое хорошо, а что такое плохо

СОВЕСТЬ-весть( голос) внутри тебя , которая сообщает , что такое хорошо, а что такое плохо

СОВЕСТЬ-весть(голос) внутри тебя, которая сообщает , что такое хорошо, а что такое плохо.

Совесть для мусульманина

Аллаха, главная ее функция— самоконтроль

Аллаха, главная ее функция— самоконтроль

— вернейшее руководство, к ней всегда должны прислушиваться, ибо в ней скрывается воля Аллаха, главная ее функция— самоконтроль. Совестливый человек не ища оправданий предъявляет к себе высокие нравственные требования, критически оценивая свои поступки, мысли, желания. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке выступая ограничителем безбрежной свободы

Совесть для христианина – это глас

Совесть для христианина – это глас

Совесть для христианина – это глас Божий в человеке.

Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной

Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной

Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной. Если часто заглушать голос совести, то он становится все тише, совесть болеет, отмирает, и такой процесс оканчивается смертью совести, т.е. состоянием бессовестности.

Совесть без зубов – загрызёт. От человека утаишь – от совести не утаишь

Совесть без зубов – загрызёт. От человека утаишь – от совести не утаишь

Совесть без зубов – загрызёт.
От человека утаишь – от совести не утаишь.
Лучше быть бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Правда как оса, лезет в глаза.
Жизнь дана на добрые дела.

Что такое СТЫД? чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины

Что такое СТЫД? чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины

Что такое СТЫД?

чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

СТЫД – очень сильное чувство

Покаяние - добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке

Покаяние - добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке

Покаяние - добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке.
Раскаяние- отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чём-либо, обычно с извинением, просьбой о прощении.
Извинение – избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел, ключ к примирению
Прощение – отпущение вины (извинение), освобождение от наказания (помилование, амнистия)

Овидий говорил: "Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен",
Л.Н.Толстой: "Она (совесть) молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился".
Михаил Шемякин создал скульптурную композицию "Дети — жертвы пороков взрослых", которая расположена на Болотной площади Москвы.




Рекомендации:

Очень актуальный материал. Я не веду модуль "Светская этика" , но для классного часа обязательно пригодится. Спасибо, что поделились с коллегами.

Согласна с коллегами, очень актуальный материал в любом классе, на любой ступени обучения. Это понятие - совесть - не только актуально в наши дни, но порой думаешь, а не утратило ли оно своей ценности? Многие считают, что в современном мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.И учить этому детей обязательно нужно! Спасибо за разработку, Надежда Ивановна!

Надежда Ивановна, спасибо за интересный и познавательный материал! Беру в свою методическую копилку и посоветую своим коллегам.

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)





Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.



Читайте также: