Человек и его здоровье конспект по биологии

Обновлено: 06.07.2024

1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы.

1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани.

1.2. Строение и функции пищеварительной системы.

1.3.Строение и функции дыхательной системы.

1.4. Строение и функции выделительной системы.

2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы.

2.2. Кожа, ее строение и функции.

2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения.

2.4. Размножение и развитие организма человека.

3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.

3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

3.2. Обмен веществ в организме человека.

4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

4.1.Нервная система. Общий план строения. Функции.

4.2. Строение и функции центральной нервной системы.

4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы.

4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха.

5.2.Высшая нервная деятельность.

6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Обратите внимание:

В разделах данного пункта меню "Материалы для подготовки" выложены очень хорошие материалы по программе подготовки к ЕГЭ.

Весь теоретический материал, необходимый для качественной подготовки к ЕГЭ по биологии, сопровождаемый необходимой справочной информацией и тематическими тестами, собран в виде отдельной книги (в электронном формате).

Ее название: "Биология. Вся теория для подготовки к ЕГЭ".

Помимо тематических, книга содержит 2 полноценных теста с ответами - входной и итоговый, которые позволят Вам проконтролировать степень своей подготовки к экзамену.

Учителям биологии и репетиторам книга даст достаточно материалов для полноценного обучения старшеклассников, контроля степени их готовности к сдаче ЕГЭ и позволит не держать на рабочем столе кипу учебников и сборников.

В ближайшее время будут готовы еще несколько справочников и учебников для подготовки к ЕГЭ. Информацию о них Вы найдете в разделе верхнего меню "Платные материалы" и в блоке справа "Платное на сайте".

На стене плакаты, бочонок с цифрами; подносы с набором продуктов.

ВложениеРазмер
chelovek_i_ego_zdorove.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

На стене плакаты, бочонок с цифрами; подносы с набором продуктов.

1. Организация учащихся.

2. Проведение викторины.

Принимают участие 2 команды 8 класса.

Учащиеся обеих команд отвечают на одинаковые вопросы по очереди . Каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Какой жидкости в организме примерно 5 литров? (кровь)

2. По каким нейронам информация передаётся в головной мозг? (чувствительным)

3. Химический элемент, входящий в состав костей? (кальций)

4. Что защищает череп? (кожа головы.)

5. Отдел мозга отвечающий за координацию движений? (мозжечок)

6. Защитный механизм организма? (иммунитет)

7. Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака. (сердце)

8. Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу. (С)

9. Сколько у человека ушей? (два)

10. Ускоренное психическое и физическое развитие организма. (акселерация)

11. Самая большая железа в организме. (поджелудочная)

12. Мышца, прикреплённая одним концом. (диафрагма.)

13. Главная структура клетки.(ядро.)

14. Где находятся альвеолы? (Легкие)

15. Животное, на котором Павлов изучал условные рефлексы. (собака.)

1. Почему при операциях на головном мозге больные двигают рукой или ногой, если хирург прикасается к коре головного мозга перед центральной бороздой? (там находится двигательный центр)

2. Что легче: поднимать и опускать груз или держать его на весу? (легче поднимать и опускать груз, динамическая работа мышц.)

4. О каком органе идёт речь:

В организме печка есть,

На неё ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган, отгадай?

5. Почему крик вредит голосовым связкам? Как предолгом крике изменится голос? (меняется эластичность связок, голос становится хриплым и тихим.)

6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов? (света достаточно только для работы рецепторов-палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение.)

Капитаны по очереди работают с компьютером.

Зачитываются задания, шифрующие какой-то орган. Команды должны угадать, что это за орган (кто быстрее.)

1. Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Всё земное умещается в него,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело! До всего! (сердце)

2. этот орган в древности считался важнее сердца. (печень.)

3. Причина, вызывающая сужение сосудов. (курение,)

4. Работы какого органа достаточно, чтобы поднять поезд на высоту г. Момблан. (Сердце.)

1. Сели на край стула, придали осанке свободную позу, голова опущена вниз. Глаза закрыты, руки опущены тоже вниз. Дыхание ровное спокойное. На счёт 1,2, 3 медленно встать (рядом с партой.)

2. Исходное положение - стойка, глаза смотрят вперёд. На счёт 1, 2,3,4 подбородок опустить к груди и с поворотом направо через низ медленно отвести к правому плечу. На 1,2,3,4 вернуться в исходное положение.

Упражнение повторить также, но с поворотом влево.

Каждой команде предлагается поднос, на котором находится набор из 8 продуктов. Необходимо выбрать набор продуктов и объяснить свой выбор.

1-я команда - выбрать продукты, которые были бы полезны больному цингой (картофель, лук, лимон, чеснок, капуста, морковь, сахар, яйцо.)

2-я команда - Выбрать продукты, которые надо исключить из рациона больного сахарным диабетом. (рис, сахар, хлеб, картофель, морковь, капуста, яйцо, лук.)

Командам по очереди в течение 1 минуты задаются вопросы. За 1 ответ - 1 балл.

1. Орган, воспринимающий вкус пищи.(язык.)

2. Наружный покров тела человека.(Кожа)

3. Железа вырабатывающая адреналин? (надпочечники)

4. Недостаток этого витамина приводит к рахиту. (Д.)

5. Кто изучал рефлексы? ( Павлов .)

6 Совокупность костей человека. (скелет.)

7. Вещество покрывающее зуб. (дентин.)

8. Болезнь при которой сильно увеличено глазное яблоко. (Базедова.)

9. Рефлексы, передающиеся по наследству. (Врождённые, безусловные.)

10. Нейроны, по которым информация идёт к рабочему органу. (двигательные.)

11.Колбочками мы воспринимаем… (цвет.)

12. Где находится стремечко? ( среднее ухо.)

13.Газообмен происходит в … (в лёгких и тканях.)

14. Сколько у человека зубов? (32.)

15. Что может менять свою кривизну? (хрусталик.)

16. Какую соль добавляют в еду? (натрий хлор.)

17. Железа, регулирующая количество йода. (щитовидная.)

18. Микроорганизм в кишечнике человека. (кишечная палочка.)

19. Гормон страха. (адреналин.)

3. Подведение итогов.


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Перед уроком ставились следующие цели:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Содержимое разработки

Тема: Человек и его здоровье. Факторы риска для здоровья.

Образовательная:

Дать понятие здоровья – как важнейшей ценности человека и общества, рассмотреть виды здоровья, вредные привычки и влияние общества на здоровье человека.

Развивающая:

Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать с учебником, развитие логического мышления, умения анализировать.

Воспитательная:

Воспитание заботливого отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, “цветок здоровья” - демонстрационный материал и карточки с надписями критериев здоровья.

Вид урока: изучение нового материала.

1. Организация класса.

Вступительное слово учителя: “На протяжении целого года мы изучали биологию человека: строение организма и его органов, функции, закономерности развития и многое другое. Но сегодня, как итог изученного, рассмотрим тему, скрытую в поговорке:”

(На экране проецируется поговорка с пропущенным словом: ……… – богатство во все времена).

Вопрос учителя: “Что же является для человека богатством во все времена?”

Дети отвечают – “Здоровье.”

(На экране появляется пропущенное слово: здоровье – богатство во все времена).

2. Изучение новой темы.

Учитель ставит цель урока: “Мы с вами сегодня рассмотрим: что включает в себя понятие здоровья, его виды; что означает здоровый образ жизни и какие есть факторы риска для здоровья.

Вопрос учителя: “Ребята, как вы понимаете “здоровье человека”?”

Дети высказывают свои версии.

Учитель: “В большой медицинской энциклопедии ЗДОРОВЬЕ - это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (зачитываем с сайта из интернета по энциклопедии)

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) “здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение берется из учебника).

Вопрос учителя: “О каких видах здоровья сказано в данном определении?”
Дети отвечают: физическое, психическое, социальное.


(На экране появляется схема, где под каждым видом здоровья поэтапно, после объяснения появляются определения каждого вида здоровья).

Учитель: “Давайте определим критерии каждого вида здоровья”.

Задание для учащихся: из предложенных на экране критериев каждого вида здоровья выбрать принадлежащие определенному виду.

Нормальное функционирование органов и систем органов.

Естественное постоянство внутренней среды организма

Уровень и качество мышления.

Развитие внимания и памяти.

Степень эмоциональной устойчивости.

Сознательное отношение к труду.

Овладение сокровищами культуры.

Активное неприятие вредных привычек.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

20 % -наследственные факторы

20 % -экологические факторы

10 % - недостатки здравоохранения

50 % - образ жизни

Валеология - это наука о ЗОЖ.

Из чего же состоит ЗОЖ? Составляющие ЗОЖ

Отказ от вредных привычек;

Рациональный режим труда и отдыха;

Доклады ученико(опережающее задание)в: гиподинамия, стресс, переутомление.

Учитель: “Человек – сам творец своего здоровья”.

Вопрос учителя: “А как вы относитесь к своему здоровью?”

Тестирование:

1. Как часто ты моешь руки?

Около 20 раз в день (0)

Только перед едой и после туалета (5)

Когда сильно в чем-нибудь испачкаю (20)

2. Сколько раз ты чистишь зубы?

2 раза (утром и вечером) (0)

Вообще не чищу (15)

3. Сколько времени ты проводишь у телевизора?

Не больше 1,5 часа (0)

Больше 3 часов (10)

Смотрю сколько хочу (30)

4. Как часто ты делаешь зарядку?

Когда заставят взрослые (15)

5. Как часто ты простужаешься?

1 раз в два года (0)

Несколько раз в год (15)

6. Как часто ты ешь сладости?

По праздникам и воскресеньям (0)

Почти каждый день (20)

Когда и сколько захочу (30)

7. Как часто ты плачешь?

Не могу вспомнить когда это было (0)

Пару раз в неделю (15)

Почти каждый день (25)

8. Можешь ли ты вбежать на 5 этаж?

С трудом и одышкой 25

9. Сколько ты гуляешь?

Ежедневно от 1 до 2 часов (0)

Ежедневно, но меньше часа (10)

Иногда по выходным (20)

10. Когда ты ложишься спать?

После 22 часов (10)

После 24 часов (35)

11. Сколько времени ты тратишь на уроки?

Около 1,5 часа (0)

Почти 2 часа (15)

Больше 3 часов (35)

Подсчет баллов.

Если от 0 до 20 очков – ты в полном порядке.
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные привычки, но с ними пока не трудно бороться.
От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!

3. Подведение итогов. Выводы.

Итак, сегодня мы узнали, что такое здоровье и ваше отношение к нему, а также узнали о факторах риска для здоровья и как с ними бороться.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

1-й - Здоров я или часто болею - это мое личное дело.

2-й - Нет, здоровье каждого человека общественное достояние влияет на жизнь и труд других людей.

Кто из них прав? Приведите доказательство.

Ответьте на вопросы.

Факторы влияние на здоровье человека (экологическое)

Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии)

Наука о сохранении и укреплении здоровья человека (валеология).


-75%

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях человеческого организма в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функций человеческого организма и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

1.У взрослого человека костные клетки постоянно образуются и рассасываются
2.Воздухоносные кости есть только у птиц ( нет, и у человека)
3.Желчь содержит пищеварительные ферменты, участвующие в пищеварении ( не содержит)
4.В нашем организме могут синтезироваться витамины А, Д, К
5.Общая поверхность эритроцитов в 1500 раз больше поверхности тела человека
6.Эритроциты ,находящиеся в красном костном мозге, имеют ядра ( ядра теряют перед выходом в кровяное русло)
7.Трахея образована хрящевыми кольцами ( нет, полукольцами)
8.Легкие участвуют в очищении крови от микроорганизмов, регулируют свертывание крови
9.Мимические мышцы есть только у человека ( нет, есть и у человекообразных обезьян)
10.В течении жизни обычный человек поглощает 22 т пищи и выпивает 33 тыс. литров жидкости
11.Почки влияют на кровяное давление и количество эритроцитов в крови
12.После 50 лет рост человека уменьшается примерно на 1 см в год
13.Цвет глаз определяется количеством меланина и условиями жизни человека
14.Сероглазые люди самые зоркие и среди спортсменов-снайперов их большинство
15.Екатерина II умела шевелить своими царственными ушами

Близок . да не укусишь

. боятся, а руки делают

Либо грудь в крестах, либо . в кустах

Ешь пирог с грибами, а . держи за зубами

Держи . в холоде, а ноги в тепле

Повинную . меч не сечет

С глаз долой, из . вон

Свой . алмаз, чужой стекло

Чужую беду . разведу, а к своей ума не приложу

Что у трезвого на уме, то у пьяного на .

2. Эта ткань может быть твердой и жидкой ( соединительная)

3. Пространство между грудной клеткой и легкими ( плевральная щель)

6. Самая большая железа в человеческом организме ( печень)

7. Наука о клетке - ( цитология)

8. Способность сердца сокращаться вне организма ( автоматия)

10. Место выхода зрительного нерва из сетчатки ( слепое пятно)

11. Неподвижное соединение костей ( шов)

13. Торможение, связанное с сильным посторонним раздражителем ( внешнее, или безусловное)

14. Единственная подвижная кость в черепе ( нижнечелюстная)

15. Железы, выделяющие гормон адреналин ( надпочечники)

16. Явление, которое может быть полезным и вредным для человека ( иммунитет, высокое давление крови, свертывание крови)


Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете название врача, у которого главное лекарственное средство – медицинские пиявки (гирудотерапевт)

Вопрос о первом русском лауреате Нобелевской премии

Это был очень умелый хирург и ученый-экспериментатор. За счет созданного и разработанного им метода можно было получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта от ротовой полости до толстого кишечника. При этом никаких эрозий ( повреждений) у животных не было за счет умело проведенных операций. Так кто же этот талантливый и известный всему миру ученый?

Вопрос о двух ученых, споривших об одном и том же явлении целых 15 лет

Один из них утверждал, что в организме существует такой способ защиты от инфекций, другой проверял его доводы и предлагал другую теорию.15 лет спороа, взаимных опровержений и уточнений привели к высшему признанию заслуг ученых – Нобелевской премии. Мечников и Эрлих создали клеточную и гуморальную теории защиты организма. А как одним словом вы можете назвать эту защиту?

Вопрос об ученых, победивших неизлечимую болезнь

Вопрос о том, за что человечество благодарно Карлу Ландштейнеру

Чтоб спасти жизнь погибающему человеку, это пытались делать очень давно. Но чаще всего результаты были плачевными и люди после этой процедуры погибали.. Ландштейнеру удалось выяснить причины гибели. Это связано с различиями в белковом составе различных групп людей. В определенном сочетании эти вещества помогали человеку , он выживал. Другие сочетания приводили к необратимым последствиям в кровеносной системе и к смерти. У каждого из нас может быть только одно из 4 возможных сочетаний. Так как же называются эти сочетания, открытые Ландштейнером?

Вопрос об открытии, ставшем началом новой эры в истории медицины

Бактерии есть везде. Они появляются там, где они не нужны, вызывая болезни и гибель людей. Но оказывается в природе издавна существовали организмы, которые вели с бактериями химическую войну. В окружающую среду они выделяли вещество, убивающее бактерий. Человеком, обратившем на эти бесценные качества этих организмов, стал Александр Флеминг. Но ему не удавалось получить в чистом виде устойчивую форму этих организмов. Помогли ему Хоурд Флори и Эрнст Чейн. В 1945 году эти ученые получили Нобелевскую премию за открытие вещества, убивающего бактерий. Как называлось это вещество или группа веществ с подобным действием?

( пенициллин из группы антибиотиков)

Подведение итогов

Интерактивный, наглядный, словесный, частично- поисковый.

Познавательные:

1. Раскрыть связь строения сердца с его функцией.

2. Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца.

3. Рассмотреть причину автоматизма сердца.

4. Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца.

Развивающие:

1. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

2. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

3. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Учебно-воспитательные:

1. Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде организма, о большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца.

2. Развивать у учащихся общебиологические понятия о строении, взаимосвязи строения и функции (сердца, сосудов).

3. В рамках здоровьесберегающей программы продолжать гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, нервных стрессов для работы сердца.

Задачи урока.

Образовательные:

1. Формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, сердечная автоматия;

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией;

3. Повторение, закрепление и учет знаний о сосудах, сердце и кругах кровообращения; развитие умений сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

1. Разъяснять школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний.

2. Убеждать учащихся в опасности вредных привычек для работы сердца.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов; анализ и сравнение строения клеток, тканей и органов; синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов).

2. Развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.

3. Развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самопрезентации, умение вести дискуссию.

Оборудование.

I. Актуализация знаний. Биологическая разминка. Что уже знаем, что должны узнать на уроке? Cообщение целей урока.

II. Проверка домашнего задания. Беседа:

- Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения, что происходит с кровью?

- Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения, что происходит с кровью?

- Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая по артериям малого?

- Какая кровь течёт по венам большого круга, а какая по венам малого круга?

III. Постановка познавательной задачи. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы с учебником.

В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время. Согласно его схеме сердце служит насосом, прокачивающим кровь по сосудам. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим строение сердца и его работу.

I. Положение сердца в грудной клетке.

II. Строение сердца.

Эволюция сердца позвоночных животных. Сердце человека почти не отличается по строению от сердца млекопитающих животных и выполняет ту же функцию – функцию насоса. Сердце 4 камерное. Разделено сплошной перегородкой на правую и левую половину. Каждая половина предсердие и желудочек. Сердце полый мышечный орган. Находится в околосердечной сумке. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость увлажняющую сердце и уменьшающую трение при сокращениях. Эпикард – наружный слой состоит из соединительной ткани. Миокард – это сердечная мышца, обладает способностью сокращаться независимо от воли человека.

- Сравните толщину станок всех отделов сердца и сделайте выводы (связь нагрузки и толщины сердечной мышцы).

Изнутри полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом. Это эпителиальная ткань. Сколько слоёв имеет сердце? Вспомните слои кровеносных сосудов? (работа с учебником, стр.104 р.50 ). Какие сосуды идут от сердца и к сердцу? Вывод. Сердце имеет те же слои, что и кровеносные сосуды.

III. Сердечные клапаны. Роль клапанов. Значение венозных кармановидных клапанов ( работа с учебником, р.50 стр. 104). На границе предсердия и желудочков имеются створчатые клапаны: в левой части двухстворчатые, а в правой – трехстворчатые. На стороне клапанов обращенных в полость желудочков имеются специальные сухожильные нити, прикреплённые к сосочковым мышцам. Эти нити удерживают клапаны, не дают им вывернуться в сторону предсердий. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрываются и кровь в предсердия подняться не может. У входа аорты и лёгочной артерии из желудочков сердца, находятся полулунные клапаны, они имеют вид 3 кармашков, расположенных на внутренних стенках кровеносных сосудов. Обеспечивают движение крови в одном направлении из желудочков в артерии. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечёт в обратном направлении, их края плотно сомкнуться, не давая крови вернуться в сердце. Клапаны эластичны, имеют идеально ровную поверхность, это уменьшает трение, предотвращает возникновение обратного тока крови.

Поражение клапанов инфекцией (осложнения гриппа, ангины) приводит к возникновению воспалительных рубцов, спаек, и клапаны пропускают кровь в обратном направлении – это приобретённые пороки сердца. Вывод. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по венам к сердцу, из предсердий в желудочки, по артериям от сердца.

VI. Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце.

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

- Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

- Усиленным снабжением его мышц кровью.

- Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).


  • Работа сердца меняется при увеличении физической нагрузки, умственном напряжении, эмоциональном состоянии.

Вывод. Нервная и гуморальная регуляция – единый механизм регуляции работы сердца. Изменяется интенсивность работы сердца, частота и сила сердечных сокращений под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. При этом последовательность фаз сердечного цикла не меняется. Философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?

- Горе, радость, волнение отражаются на сердечной деятельности. Деятельность сердца связана с психологическими переживаниями.

Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов – водителей ритма. Все эти изменения можно зарегистрировать специальной аппаратурой. Кардиограмма отображает электрические явления в работающем сердце.

- Вывод. Автоматизм сердечной деятельности обеспечивает порядок фаз сердечного цикла.

III. Вывод по уроку.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Итак, мы сегодня на уроке изучили строение сердца, работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции.

- Выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, его обильное кровоснабжение обеспечивает отличную работоспособность.

IV. Закрепление ( работа с таблицами):

- По таблице покажите камеры, клапаны, сосуды, ведущие от сердца и к сердцу.

- Назовите фазы сердечного цикла.

- Действие симпатических и парасимпатических нервов.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёх камерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

- Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

V. Проверка усвоения изученного материала. Выполнение теста:

- Сердце человека камерного типа. Число камер равно?

- В сердечном цикле выделяют несколько фаз. Какая фаза считается началом цикла.

А) Сокращение желудочков;

В) Сокращение предсердий.

- В какой момент открываются створчатые клапаны сердца?

А) Сокращение желудочков;

Б) Сокращение предсердий;

- Где находятся полулунные клапаны?

А) Между правым желудочком и правым предсердием;

Б) На границе левого желудочка и аорты;

В) Между левым желудочком и левым предсердием.

- Выберите из предложенных суждений правильные:

А) Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.

Б) Между предсердием и желудочками находятся полулунные клапаны.

В) Стенка левого желудочка сердца развита лучше, чем стенка правого.

Г) Адреналин тормозит работу сердца.

Д) Интенсивность работы сердца не зависит от эмоционального состояния.

Е) Изменение частоты и силы сердечных сокращений не зависит от поступающих в кровь биологически активных веществ.

Ж) Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышц.

VI. Проверка теста. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: Параграф 22, задание стр.114. № 88, № 89.

Читайте также: