Скачать конспект урока по информатике 3 класс по теме таблицы

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 3100 0

Фаут Наталья Владимировна

Учитель начальных классов

познакомить учащихся с основными объектами таблиц (столбец., строка, ячейка);

Материальное обеспечение урока:

учебник, рабочая тетрадь №2,

демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор),

файлы для урока: Приложение/Урок 8/ Карточка. odt ,Таблица. odt ,

листы с распечатанной практической работой,

презентация, компакт-диск, содержащий электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

I. Организационный момент.

II. Повторение материала предыдущей темы в виде игры.

Групповая работа.(3 группы)

(Каждая группа получает карточку с таблицей, в которой имеются числовые данные для сравнения) (Слайд №2)

1.Выбери всех учащихся, у которых рост больше 144см.

2.Выбери всех учащихся, у которых вес меньше 39кг.

3.Выбери всех учащихся, у которых вес меньше 41кг, а рост – больше 142см.

1.Выбери объекты, у которых скорость больше 50 км/ч.

2.Выбери объекты, которые находились в пути больше 4 часов.

3.Выберите объекты, которые были в пути меньше 4 часов, а проехали большее расстояние.

Общая стоимость (руб)

1.Выберите объекты, у которых цена за штуку больше 50 рублей.

2.Выберите объекты, у которых кол-во штук меньше 12.

3.Выберите объекты, которых больше 10, а общая стоимость меньше 430 рублей.

(Проверка на слайдах №3,4,5).

III . Обобщение сведений, известных учащимся по теме урока, с выходом на объяснение нового материала.

-В какой форме была представлена информация, с которой вы работали? (Слайд №6).

-Какие данные содержала в себе таблица? (текстовые и числовые)

Таблица- это наглядный способ организации данных.

Организация данных- расположение данных в определённом порядке.

Кроме таблицы, существуют и другие способы организации данных -ряд.

Рассмотрите объекты. (Слайд №7)

- На сколько групп можно разделить данные объекты?

Расположите эти данные в виде рядов.

- Сколько рядов получилось? Дайте им название.

-Как можно ещё расположить эти данные? ( В виде столбцов).

Если данных много, то нужен другой способ организации.

Это таблица. (Слайд № 8).

Раздаются карточки, на которых - таблица и описание в виде текста.

Русский язык Учитель: Иванова О.И.

-Как вы считаете: сложнее выбрать данные из текста или из таблицы?

Информацию, организованную в виде таблицы или ряда, легко читать и понимать.

Рассматривание таблицы на примере электронного журнала. (Слайд №9).

Выделим основные элементы таблицы. (Строка, столбец, ячейка).

Таблица- это информационный объект. В таблице данные расположены по строкам и столбцам.

(Работа с таблицей в учебнике с.174)

-Какими свойствами описываются объекты?

-Сколько объектов в таблице? (9)

-Сколько строк в таблице? (10)

-Сколько столбцов в таблице? (5)

-В каком виде представлена информация в таблице ( В текстовом и графическом)

- Где в жизни вы встречались с таблицами? (Слайд №10,11).

Для создания таблиц с помощью компьютера можно воспользоваться текстовым редактором. Мы уже умеем создавать их. Однако при создании таблиц в текстовом редакторе не очень удобно подсчитывать, например, сумму или произведение чисел.

Для этого существуют специальные компьютерные программы, которые называются электронными таблицами. (Слайд №12).

При загрузке Calc главное окно имеет следующий вид: (Слайд №13)

В них удобнее создавать таблицу, так как рабочее поле документа уже представлено в виде ячеек.

Строки и столбцы таблицы имеют обозначения. Чаще всего строки имеют числовую нумерацию, а столбцы - буквенные (буквы латинского алфавита) обозначения. Как и на шахматной доске, каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки, например: А1, С13, F24 и т. п. (Слайд №14)

-Назовите адреса выделенных ячеек.

Пользователь компьютера выбирает место на поле и создаёт свою таблицу. (Слайд №15).

Чтобы сделать ячейку активной, надо указать в неё мышью и нажать левую клавишу мыши. Ячейка при этом будет выделена прямоугольной рамкой.

-Назовите адрес активной ячейки и диапазон выделенных ячеек.

-Кому необходимо знать такую программу? (Для экономистов, бухгалтеров, инженеров, научных работников - всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации. )

Рассматривание на экране таблиц, выполненных с помощью электронной таблицы. (Слайды №16,17).

Вывод: Итак, электронная таблица - это прикладная программа, которая предназначена для обработки числовой информации.

Электронная таблица состоит:

- из строк, имеющих свои адреса, обозначаемые числами;

- из столбцов, имеющих адреса, обозначаемые латинскими буквами или их сочетанием;

- из ячеек, адрес каждой получается из адреса столбца и строки. Ячейка может содержать числа, тест, ссылки и формулы.

IV.Выполнение заданий в рабочей тетради.

Упражнение №1 (сам-но)

№1 Правильный ответ:

№2 - коллективное выполнение. Ответ: таблица

-Какие столбцы внесёте в таблицу?(№, Фамилия имя, возраст, класс)

-Какие ещё можно добавить? (оценки,пропуски занятий)

№4 - сам-но, фронтальная проверка.

- Какие устройства вписали?

- Сколько их?(принтер и сканер - по-одному, остальных по 11.)

V. Компьютерный практикум.

1.Работа с ЭОР (2 задания из тетради №3 и №7)

2.Лабораторная работа (Слайд №18)

2.При загрузке Calc главное окно имеет следующий вид: (рис.1)

3.Сделайте активной ячейку А1, для этого надо указать в неё мышью и нажать левую клавишу мыши. Ячейка при этом будет выделена прямоугольной рамкой. (рис.2)

4. Введите в ячейку А1 - цифру 1, поставив в неё курсор.Нажмите на клавишу Enter (рис.3)

5.Выделите ячейку А1,наведите мышь на правый нижний угол, чтобы появился крестик. (рис.4)

6. Нажать левую клавишу мыши и не отпуская протянуть вниз до ячейки А10. Отпустите кнопку мыши. (рис.5)

.Сделайте активной ячейку В2 и повторите с 3 по 6 пункты.

В результате выполненной работы у вас должно получиться следующее: (рис.6)

8.Выделите ячейку А6, залейте её жёлтым цветом. (рис.7) Для этого на панели форматирования найдите кнопку Цвет фона (рис.8).

9. Ячейку В10 залейте любым цветом.

1 0.Выделите ячейку С6, на панели формул найдите значок Сумма

нажмите на него и будет автоматически посчитана сумма чисел, которые содержаться в ячейках А6 и В6. (рис.9)

12. Нажать левую клавишу мыши и не отпуская выделить все ячейки (рис.10)

13. На панели Форматирования найти кнопку Обрамление(рис.11) и нажать на кнопку (рис.12).

14.В результате работы должна получиться таблица (рис.13)

15. Сохраните выполненную работу в своей папке.

VI. Обобщение и подведение итогов:

1. Ответы на вопросы (ЭОР)

2. Игра ( На экране представлена таблица. Учитель называет ячейку, учащиеся называют, что изображено в этой ячейке и в какой форме представлена информация). (Слайд №19)

А1 - ( в числовой форме)

С1 - (в графической форме)

В3 - ( в текстовой форме)

Домашнее задание: (Слайд №20)

с.171-177, тетрадь с.106 №5, с.107 №6, с.110 №9.

Подобрать материал по истории календаря, сделать обзор различных видов

календарей, подобрать картинки (фотографии) для вставки на листы календаря.

1.Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ. 3 класс. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2009

2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ: методическое пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

3.Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика и ИКТ. 3 класс. Рабочая тетрадь. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2011

4.Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2005г.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Таблицы.doc

План-конспект урока информатики и ИКТ

- познакомить учащихся со структурой таблицы;

- разви­вать умение делить объекты на классы;

- развивать умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение;

- воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

- знать структуру таблицы;

- уметь делить объекты на классы;

- уметь использовать информацию об объекте, записанной в строке таблицы.

Метапредеметные:

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- уметь использовать монолог и диалог для выражения доказательства своей точки зрения.

2) Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

- мотивация к обучению;

- формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа, объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), работа с учебником.

Техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: презентация MS PowerPoint .

Структура урока:

I . Организационный момент (3 мин)

II . Актуализация знаний (5 мин)

III . Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (3 мин)

IV . Открытие новых знаний (8 мин)

V . Закрепление полученных знаний (12 мин)

VI . Подведение итогов урока (3 мин)

VII . Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

VIII . Домашнее задание (3 мин)

I . Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

Проверка готовности учеников и их рабочего места к уроку. Фиксация отсутствующих.

II . Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Задание №40 стр. 38

Несколько учеников читают написанные ими значения свойств.

III . Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

- Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте ребус .

Ученики разгадывают ребус вместе с учителем.

- Правильно, таблица. Знакомо ли вам это слово? Для чего она нужна? (Ответы учеников).

- Итак, сегодня мы будем говорить о таблице и её структуре и назначении.

IV . Открытие новых знаний

Учитель объясняет тему урока, опираясь на текст стр. 39.

- Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записы­вать в таблицу. Вот таблица, в которой даны свойства грибов.

- Таблица состоит из строк и столбцов. Пересечение строки и столбца – ячейка. Каждый столбец имеет заголовок.

- Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая).

- В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта, в столбце – значения одного свойства для разных объектов.

- Информация, о каком объекте записана в последней строке таблицы? (Ответ: о бледной поганке).

- Какое значение имеет свойство съедобность у бледной поганки? (Ответ: очень ядовита).

- Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком? ( Ответ: 4).

- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Составьте в тетради список зверей, в порядке возрастания их массы.

Ученики составляют список.

V . Закрепление полученных знаний

Работа с учебником

Задание №41 стр. 40

- Рассмотрите рисунок. На рисунке четыре объекта одного класса. Дайте название этому классу (Ответы учеников).

- В ячейках таблицы записаны значения свойств объектов. На основании информации таблицы подпишите под связками шаров их номера.

- Какие свойства есть у каждой связки шаров? ( Ответ: число, цвет и форма шаров).

- Поставьте 1 рядом с подходящей связкой.

- Поставьте номера рядом с другими связками.

Всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, вы использовали? (Ответ: не

- Как можно разделить связки шаров по классам? (Ответы учеников).

- Связки шаров можно разделить на два класса разными способами:

Класс 1 Связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4).

Класс 2 Связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).

Класс 1 – Связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3).

Класс 2 – Связки из продолговатых шаров (связки с номерами 1 и 4).

Класс 1 – Связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4).

Класс 2 – Связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз (презентация)

Задание №42 стр. 41

- Рассмотрите рисунок. Определим истинность высказываний (1 – Л, 2 – И, 3 – И, 4 – И).

Задание №43 стр. 42

Выполнение задания совместно с учителем.

VI . Подведение итогов урока

- Что мы сегодня вспомнили?

- Что нового узнали?

- Для чего нужны таблицы?

- Из чего состоят таблицы?

- Итак, мы узнали, что такое таблицы, какова ее структура, для чего их используют, научились работать с информацией в таблице. Справились ли мы с задачей урока?

VII . Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно?

- У вас у каждого на парте по три карточки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Поднимите вверх, ту карточку, которая подходит вам.

Красный – вы считаете, что было трудно на уроке, не понятно.

Жёлтый – вы считаете, что было понятно, но не всё, ещё затрудняетесь.

Зелёный – вы считаете, что всё было понятно и интересно.

VIII . Домашнее задание

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 43 № 44.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

- Я благодарю всех за сегодняшний урок. Вы очень меня порадовали своей работой. Удачного дня!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- На прошлом уроке мы учились описывать состав и действия объектов.

- “Чайнворд” (повторить особенности чайнворда)

(Обратить внимание на название составных частей и действий в описание предметов, существ, явлений.)

- Состав и действия объектов (слайды №1, 2)

- Посмотрите на изображённые объекты, назовите их состав и действия.

Игра “Бывает - не бывает” (физпауза)

-Я задаю предмет и его действие. Если предмет такое действие выполняет - хлопок в ладоши, если предмет такое действия не выполняет - приседание.

Лягушка кукарекает

Книгу читают

Воробей чирикает

Курица плавает

Сосиску едят

Пингвин летает

Лопатой подметают пол

Мелом пишут на доске.

Работа по теме урока.

- Как вы думаете, ответ на этот вопрос надо начинать с названия частей и действий предмета (объекта)?

Например: Что такое сосна? (дерево)

Кто такой Маугли? (герой сказки)

Кто такой хоккеист? (спортсмен, человек)

- Слова, с которых начинается описание предмета, - это общее название для группы, к которой можно отнести предмет. Каждый предмет в группе можно обозначить этим общим названием.

- Кого, кроме Маугли, можно назвать героем сказки? (Буратино, Золушку…)

- Кого, кроме хоккеиста, можно назвать спортсменом? (лыжника, баскетболиста…)

1. Сейчас мы попробуем назвать предметы группы (задание №12) (слайд №3)

- Прочитайте общие названия, записанные в таблице (буква, растение, зверь, птица, город…)

- Какие ещё можно вписать общие названия? (имя девочки, имя мальчика, названия рек…)

Заполнение остальных столбцов таблицы происходит в группах (5 групп, каждая заполняет 1 столбец). Проверка.

- Ребята, если желаете, то всю таблицу можете заполнить дома.

2. А теперь давайте выполним задание, обратное заданию №12: имея изображения отдельных предметов, нужно дать общее название группе. (Задание №10) (слайд №4)

3. Задание №11. На рисунках изображена витрина магазина. Нужно вписать в рамку общее название для незакрашенных предметов. (Слайд №5) (1-й рисунок – коллективно, 2-й, 3-й, 4-й – самостоятельно, проверка)

- Сколько разных общих названий у самосвала в этом задании? (два: игрушка, машина). Какой вывод можно сделать?

- Посмотрите, на описание Красной Шапочки. Какие два разных общих названия используются в этом описании? (человек, герой сказки)

- Кто такой …. (назвать ребёнка) ? ( человек, школьник, мальчик, сын, друг, брат, спортсмен)

Вывод: У объектов может быть несколько общих названий

4. Слайд №6 (задание №13)

- Названия каких предметов можно отнести к предложенным группам?

- Какое название нельзя написать ни на одной табличке? Почему? (котёнок живой)

- Сколько разных общих названий у арбуза в этом задании? (2) у мячика? (3)

- Я распределила эти предметы по множествам. Посмотрите, правильно ли я это сделала? (Слайд №7)

Физминутка (Слайд №8)

5. Задание №15 (Слайд №9) Что это такое или чем это может быть? Прочитайте ответы для первых рисунков. Запишите ответы для остальных рисунков.

Самостоятельная работа: I вариант - велосипед

II вариант - Незнайка (проверка в парах)

- Чему учились на уроке? (давать общее название предметам и существам, называть отдельные предметы группы)

- Сколько общих названий может быть у предмета? Приведите примеры.

Домашнее задание С.36 №14, с. 37 №16, с.38 №17

Оцените своё настроение (Слайды №10, №11)


-развивать навык использования информации об объектах одного класса, представленной в табличной форме.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Технология урока: личностно – ориентированная.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


На интерактивной доске проводится заполнение задания учащимися и проверка с выполненным домашним заданием.

III. Работа над новым материалом:

Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записывать в таблицу. Таблица состоит из строк и столбцов.

- Какая строка отличается от других?

-В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта.

-Информация о каком объекте записана в последней строке таблицы?

-Какое значение имеет свойство СЪЕДОБНОСТЬ у бледной поганки?

-Пересечение строки и столбца называется ячейкой. Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком?


-В каком столбце записана информация о массе зверей?

-Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей?

Ученики работают с учебником с.39

В таблице 5 строк

От других строк отличается первая строка

Информация о бледной поганке

Детеныш кита рождается под водой

Это масса морского слона. Значит, он самый маленький из названных зверей в таблице. Его детёныш рождается на пляже.

2. Практическая работа по использованию информации об объекте, записанной в строке таблицы



- Какие свойства есть у каждой связки шаров?

- Поставь 1 рядом с подходящей связкой.

- Поставь номера рядом с другими связками.

- Всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, вы использовали?

- Как разделить связки шаров на два класса разными способами?

При работе с этой программой формируются следующие навыки:

перетаскивание экранных объектов методом Drag-and-Drop.

Переключение регистров клавиатуры.


Во время работы учащихся с программой осуществляется контроль за правильностью выполнения задания и производится подсчет количества ошибок.

Работа с учебником

Читайте также: