Скачать конспект урока по информатике 3 класс по теме таблицы
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 3100 0
Фаут Наталья Владимировна
Учитель начальных классов
познакомить учащихся с основными объектами таблиц (столбец., строка, ячейка);
Материальное обеспечение урока:
учебник, рабочая тетрадь №2,
демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор),
файлы для урока: Приложение/Урок 8/ Карточка. odt ,Таблица. odt ,
листы с распечатанной практической работой,
презентация, компакт-диск, содержащий электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
I. Организационный момент.
II. Повторение материала предыдущей темы в виде игры.
Групповая работа.(3 группы)
(Каждая группа получает карточку с таблицей, в которой имеются числовые данные для сравнения) (Слайд №2)
1.Выбери всех учащихся, у которых рост больше 144см.
2.Выбери всех учащихся, у которых вес меньше 39кг.
3.Выбери всех учащихся, у которых вес меньше 41кг, а рост – больше 142см.
1.Выбери объекты, у которых скорость больше 50 км/ч.
2.Выбери объекты, которые находились в пути больше 4 часов.
3.Выберите объекты, которые были в пути меньше 4 часов, а проехали большее расстояние.
Общая стоимость (руб)
1.Выберите объекты, у которых цена за штуку больше 50 рублей.
2.Выберите объекты, у которых кол-во штук меньше 12.
3.Выберите объекты, которых больше 10, а общая стоимость меньше 430 рублей.
(Проверка на слайдах №3,4,5).
III . Обобщение сведений, известных учащимся по теме урока, с выходом на объяснение нового материала.
-В какой форме была представлена информация, с которой вы работали? (Слайд №6).
-Какие данные содержала в себе таблица? (текстовые и числовые)
Таблица- это наглядный способ организации данных.
Организация данных- расположение данных в определённом порядке.
Кроме таблицы, существуют и другие способы организации данных -ряд.
Рассмотрите объекты. (Слайд №7)
- На сколько групп можно разделить данные объекты?
Расположите эти данные в виде рядов.
- Сколько рядов получилось? Дайте им название.
-Как можно ещё расположить эти данные? ( В виде столбцов).
Если данных много, то нужен другой способ организации.
Это таблица. (Слайд № 8).
Раздаются карточки, на которых - таблица и описание в виде текста.
Русский язык Учитель: Иванова О.И.
-Как вы считаете: сложнее выбрать данные из текста или из таблицы?
Информацию, организованную в виде таблицы или ряда, легко читать и понимать.
Рассматривание таблицы на примере электронного журнала. (Слайд №9).
Выделим основные элементы таблицы. (Строка, столбец, ячейка).
Таблица- это информационный объект. В таблице данные расположены по строкам и столбцам.
(Работа с таблицей в учебнике с.174)
-Какими свойствами описываются объекты?
-Сколько объектов в таблице? (9)
-Сколько строк в таблице? (10)
-Сколько столбцов в таблице? (5)
-В каком виде представлена информация в таблице ( В текстовом и графическом)
- Где в жизни вы встречались с таблицами? (Слайд №10,11).
Для создания таблиц с помощью компьютера можно воспользоваться текстовым редактором. Мы уже умеем создавать их. Однако при создании таблиц в текстовом редакторе не очень удобно подсчитывать, например, сумму или произведение чисел.
Для этого существуют специальные компьютерные программы, которые называются электронными таблицами. (Слайд №12).
При загрузке Calc главное окно имеет следующий вид: (Слайд №13)
В них удобнее создавать таблицу, так как рабочее поле документа уже представлено в виде ячеек.
Строки и столбцы таблицы имеют обозначения. Чаще всего строки имеют числовую нумерацию, а столбцы - буквенные (буквы латинского алфавита) обозначения. Как и на шахматной доске, каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки, например: А1, С13, F24 и т. п. (Слайд №14)
-Назовите адреса выделенных ячеек.
Пользователь компьютера выбирает место на поле и создаёт свою таблицу. (Слайд №15).
Чтобы сделать ячейку активной, надо указать в неё мышью и нажать левую клавишу мыши. Ячейка при этом будет выделена прямоугольной рамкой.
-Назовите адрес активной ячейки и диапазон выделенных ячеек.
-Кому необходимо знать такую программу? (Для экономистов, бухгалтеров, инженеров, научных работников - всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации. )
Рассматривание на экране таблиц, выполненных с помощью электронной таблицы. (Слайды №16,17).
Вывод: Итак, электронная таблица - это прикладная программа, которая предназначена для обработки числовой информации.
Электронная таблица состоит:
- из строк, имеющих свои адреса, обозначаемые числами;
- из столбцов, имеющих адреса, обозначаемые латинскими буквами или их сочетанием;
- из ячеек, адрес каждой получается из адреса столбца и строки. Ячейка может содержать числа, тест, ссылки и формулы.
IV.Выполнение заданий в рабочей тетради.
Упражнение №1 (сам-но)
№1 Правильный ответ:
№2 - коллективное выполнение. Ответ: таблица
-Какие столбцы внесёте в таблицу?(№, Фамилия имя, возраст, класс)
-Какие ещё можно добавить? (оценки,пропуски занятий)
№4 - сам-но, фронтальная проверка.
- Какие устройства вписали?
- Сколько их?(принтер и сканер - по-одному, остальных по 11.)
V. Компьютерный практикум.
1.Работа с ЭОР (2 задания из тетради №3 и №7)
2.Лабораторная работа (Слайд №18)
2.При загрузке Calc главное окно имеет следующий вид: (рис.1)
3.Сделайте активной ячейку А1, для этого надо указать в неё мышью и нажать левую клавишу мыши. Ячейка при этом будет выделена прямоугольной рамкой. (рис.2)
4. Введите в ячейку А1 - цифру 1, поставив в неё курсор.Нажмите на клавишу Enter (рис.3)
5.Выделите ячейку А1,наведите мышь на правый нижний угол, чтобы появился крестик. (рис.4)
6. Нажать левую клавишу мыши и не отпуская протянуть вниз до ячейки А10. Отпустите кнопку мыши. (рис.5)
.Сделайте активной ячейку В2 и повторите с 3 по 6 пункты.
В результате выполненной работы у вас должно получиться следующее: (рис.6)
8.Выделите ячейку А6, залейте её жёлтым цветом. (рис.7) Для этого на панели форматирования найдите кнопку Цвет фона (рис.8).
9. Ячейку В10 залейте любым цветом.
1 0.Выделите ячейку С6, на панели формул найдите значок Сумма
нажмите на него и будет автоматически посчитана сумма чисел, которые содержаться в ячейках А6 и В6. (рис.9)
12. Нажать левую клавишу мыши и не отпуская выделить все ячейки (рис.10)
13. На панели Форматирования найти кнопку Обрамление(рис.11) и нажать на кнопку (рис.12).
14.В результате работы должна получиться таблица (рис.13)
15. Сохраните выполненную работу в своей папке.
VI. Обобщение и подведение итогов:
1. Ответы на вопросы (ЭОР)
2. Игра ( На экране представлена таблица. Учитель называет ячейку, учащиеся называют, что изображено в этой ячейке и в какой форме представлена информация). (Слайд №19)
А1 - ( в числовой форме)
С1 - (в графической форме)
В3 - ( в текстовой форме)
Домашнее задание: (Слайд №20)
с.171-177, тетрадь с.106 №5, с.107 №6, с.110 №9.
Подобрать материал по истории календаря, сделать обзор различных видов
календарей, подобрать картинки (фотографии) для вставки на листы календаря.
1.Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ. 3 класс. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2009
2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ: методическое пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
3.Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика и ИКТ. 3 класс. Рабочая тетрадь. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2011
4.Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2005г.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Таблицы.doc
План-конспект урока информатики и ИКТ
- познакомить учащихся со структурой таблицы;
- развивать умение делить объекты на классы;
- развивать умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение;
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- знать структуру таблицы;
- уметь делить объекты на классы;
- уметь использовать информацию об объекте, записанной в строке таблицы.
Метапредеметные:
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- уметь использовать монолог и диалог для выражения доказательства своей точки зрения.
2) Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение строить логическую цепь рассуждений.
- мотивация к обучению;
- формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа, объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), работа с учебником.
Техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: презентация MS PowerPoint .
Структура урока:
I . Организационный момент (3 мин)
II . Актуализация знаний (5 мин)
III . Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (3 мин)
IV . Открытие новых знаний (8 мин)
V . Закрепление полученных знаний (12 мин)
VI . Подведение итогов урока (3 мин)
VII . Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
VIII . Домашнее задание (3 мин)
I . Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
Проверка готовности учеников и их рабочего места к уроку. Фиксация отсутствующих.
II . Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Задание №40 стр. 38
Несколько учеников читают написанные ими значения свойств.
III . Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока
- Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте ребус .
Ученики разгадывают ребус вместе с учителем.
- Правильно, таблица. Знакомо ли вам это слово? Для чего она нужна? (Ответы учеников).
- Итак, сегодня мы будем говорить о таблице и её структуре и назначении.
IV . Открытие новых знаний
Учитель объясняет тему урока, опираясь на текст стр. 39.
- Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записывать в таблицу. Вот таблица, в которой даны свойства грибов.
- Таблица состоит из строк и столбцов. Пересечение строки и столбца – ячейка. Каждый столбец имеет заголовок.
- Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая).
- В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта, в столбце – значения одного свойства для разных объектов.
- Информация, о каком объекте записана в последней строке таблицы? (Ответ: о бледной поганке).
- Какое значение имеет свойство съедобность у бледной поганки? (Ответ: очень ядовита).
- Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком? ( Ответ: 4).
- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Составьте в тетради список зверей, в порядке возрастания их массы.
Ученики составляют список.
V . Закрепление полученных знаний
Работа с учебником
Задание №41 стр. 40
- Рассмотрите рисунок. На рисунке четыре объекта одного класса. Дайте название этому классу (Ответы учеников).
- В ячейках таблицы записаны значения свойств объектов. На основании информации таблицы подпишите под связками шаров их номера.
- Какие свойства есть у каждой связки шаров? ( Ответ: число, цвет и форма шаров).
- Поставьте 1 рядом с подходящей связкой.
- Поставьте номера рядом с другими связками.
Всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, вы использовали? (Ответ: не
- Как можно разделить связки шаров по классам? (Ответы учеников).
- Связки шаров можно разделить на два класса разными способами:
Класс 1 – Связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 – Связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).
Класс 1 – Связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3).
Класс 2 – Связки из продолговатых шаров (связки с номерами 1 и 4).
Класс 1 – Связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 – Связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).
Физкультминутка
Физкультминутка для глаз (презентация)
Задание №42 стр. 41
- Рассмотрите рисунок. Определим истинность высказываний (1 – Л, 2 – И, 3 – И, 4 – И).
Задание №43 стр. 42
Выполнение задания совместно с учителем.
VI . Подведение итогов урока
- Что мы сегодня вспомнили?
- Что нового узнали?
- Для чего нужны таблицы?
- Из чего состоят таблицы?
- Итак, мы узнали, что такое таблицы, какова ее структура, для чего их используют, научились работать с информацией в таблице. Справились ли мы с задачей урока?
VII . Рефлексия учебной деятельности
- Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно?
- У вас у каждого на парте по три карточки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Поднимите вверх, ту карточку, которая подходит вам.
Красный – вы считаете, что было трудно на уроке, не понятно.
Жёлтый – вы считаете, что было понятно, но не всё, ещё затрудняетесь.
Зелёный – вы считаете, что всё было понятно и интересно.
VIII . Домашнее задание
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 43 № 44.
Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.
- Я благодарю всех за сегодняшний урок. Вы очень меня порадовали своей работой. Удачного дня!
- На прошлом уроке мы учились описывать состав и действия объектов.
- “Чайнворд” (повторить особенности чайнворда)
(Обратить внимание на название составных частей и действий в описание предметов, существ, явлений.)
- Состав и действия объектов (слайды №1, 2)
- Посмотрите на изображённые объекты, назовите их состав и действия.
Игра “Бывает - не бывает” (физпауза)
-Я задаю предмет и его действие. Если предмет такое действие выполняет - хлопок в ладоши, если предмет такое действия не выполняет - приседание.
Лягушка кукарекает
Книгу читают
Воробей чирикает
Курица плавает
Сосиску едят
Пингвин летает
Лопатой подметают пол
Мелом пишут на доске.
Работа по теме урока.
- Как вы думаете, ответ на этот вопрос надо начинать с названия частей и действий предмета (объекта)?
Например: Что такое сосна? (дерево)
Кто такой Маугли? (герой сказки)
Кто такой хоккеист? (спортсмен, человек)
- Слова, с которых начинается описание предмета, - это общее название для группы, к которой можно отнести предмет. Каждый предмет в группе можно обозначить этим общим названием.
- Кого, кроме Маугли, можно назвать героем сказки? (Буратино, Золушку…)
- Кого, кроме хоккеиста, можно назвать спортсменом? (лыжника, баскетболиста…)
1. Сейчас мы попробуем назвать предметы группы (задание №12) (слайд №3)
- Прочитайте общие названия, записанные в таблице (буква, растение, зверь, птица, город…)
- Какие ещё можно вписать общие названия? (имя девочки, имя мальчика, названия рек…)
Заполнение остальных столбцов таблицы происходит в группах (5 групп, каждая заполняет 1 столбец). Проверка.
- Ребята, если желаете, то всю таблицу можете заполнить дома.
2. А теперь давайте выполним задание, обратное заданию №12: имея изображения отдельных предметов, нужно дать общее название группе. (Задание №10) (слайд №4)
3. Задание №11. На рисунках изображена витрина магазина. Нужно вписать в рамку общее название для незакрашенных предметов. (Слайд №5) (1-й рисунок – коллективно, 2-й, 3-й, 4-й – самостоятельно, проверка)
- Сколько разных общих названий у самосвала в этом задании? (два: игрушка, машина). Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите, на описание Красной Шапочки. Какие два разных общих названия используются в этом описании? (человек, герой сказки)
- Кто такой …. (назвать ребёнка) ? ( человек, школьник, мальчик, сын, друг, брат, спортсмен)
Вывод: У объектов может быть несколько общих названий
4. Слайд №6 (задание №13)
- Названия каких предметов можно отнести к предложенным группам?
- Какое название нельзя написать ни на одной табличке? Почему? (котёнок живой)
- Сколько разных общих названий у арбуза в этом задании? (2) у мячика? (3)
- Я распределила эти предметы по множествам. Посмотрите, правильно ли я это сделала? (Слайд №7)
Физминутка (Слайд №8)
5. Задание №15 (Слайд №9) Что это такое или чем это может быть? Прочитайте ответы для первых рисунков. Запишите ответы для остальных рисунков.
Самостоятельная работа: I вариант - велосипед
II вариант - Незнайка (проверка в парах)
- Чему учились на уроке? (давать общее название предметам и существам, называть отдельные предметы группы)
- Сколько общих названий может быть у предмета? Приведите примеры.
Домашнее задание С.36 №14, с. 37 №16, с.38 №17
Оцените своё настроение (Слайды №10, №11)
-развивать навык использования информации об объектах одного класса, представленной в табличной форме.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Технология урока: личностно – ориентированная.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
На интерактивной доске проводится заполнение задания учащимися и проверка с выполненным домашним заданием.
III. Работа над новым материалом:
Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записывать в таблицу. Таблица состоит из строк и столбцов.
- Какая строка отличается от других?
-В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта.
-Информация о каком объекте записана в последней строке таблицы?
-Какое значение имеет свойство СЪЕДОБНОСТЬ у бледной поганки?
-Пересечение строки и столбца называется ячейкой. Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком?
-В каком столбце записана информация о массе зверей?
-Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей?
Ученики работают с учебником с.39
В таблице 5 строк
От других строк отличается первая строка
Информация о бледной поганке
Детеныш кита рождается под водой
Это масса морского слона. Значит, он самый маленький из названных зверей в таблице. Его детёныш рождается на пляже.
2. Практическая работа по использованию информации об объекте, записанной в строке таблицы
- Какие свойства есть у каждой связки шаров?
- Поставь 1 рядом с подходящей связкой.
- Поставь номера рядом с другими связками.
- Всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, вы использовали?
- Как разделить связки шаров на два класса разными способами?
При работе с этой программой формируются следующие навыки:
перетаскивание экранных объектов методом Drag-and-Drop.
Переключение регистров клавиатуры.
Во время работы учащихся с программой осуществляется контроль за правильностью выполнения задания и производится подсчет количества ошибок.
Работа с учебником
Читайте также: