Конспект инновационной формы работы с родителями с использованием современных технологий

Обновлено: 03.07.2024

В федеральном государственном образовательном стандарте к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают инновационные формы и методы взаимодействия с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Инновационные формы предполагают: активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали. Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

К инновационным (нетрадиционным) формам взаимодействия с родителями относятся:

2.Досуговые формы: родительские собрания, проведенные в нетрадиционной форме, совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

3.Познавательные формы: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Это: собрания в нетрадиционной форме, групповые консультации.

4.Наглядно-информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Это: Дни открытых дверей, просмотр видеороликов, выставки детских работ, буклеты, переписка с родителями по интернету, открытые просмотры детской деятельности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями

Диалогическая форма проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, позволяет раскрепостить наших родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Непринужденное общение на заседаниях Семейного клуба способствует формированию доверительных отношений и демократического стиля общения педагогов и родителей воспитанников.

Еще одна эффективная форма работы с родителями – это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День Матери, День Победы, Акция по озеленению территории и т.д.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой, папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. При проведении досуговой формы работы наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

Во всей этой работе невозможно обойтись без использования современных ИКТ. С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и разносторонне развить ребенка. Современные родители - грамотные люди, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила его использования (результаты опроса). Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму работы с родителями - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют включению родителей в обсуждение проблемы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в решении проблем, использует методы активизации родителей.

Можно проводить собрания в различных формах:

Воспитателям предлагается разделиться на 2 группы, обсудить и прокомментировать следующие высказывания:

Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика могут быть самые разнообразные, исходя из потребностей родителей конкретной группы и проблем их детей.

На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать различные методы активизации родителей.

Конечно же, родители не будут с первого такого собрания проявлять свою активность. Продвигаться надо маленькими шажками, тогда точно все получится: родители потихоньку расшевелятся и разговорятся

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Таким образом, использование разнообразных инновационных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Родители становятся активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками, осознавая, что это все нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей. Хотя взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, как правило, возникает не сразу, а в процессе долгого и кропотливого труда, требующего неуклонного следования к цели.


Содержимое разработки

Инновационные технологии в работе с родителями воспитанников ДОУ

Солдаткина Е.В – воспитатель

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы. Инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,

инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

4. Хорошая подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.

– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

- родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МДОУ.

С целью оказания помощи педагогам МДОУ:

- проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.

- создан банк нормативных документов, регламентирующих работу педагогов МДОУ с родителями воспитанников.

- функционирует консультативный практикум для воспитателей.

Поскольку мы запланировали активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и изменение форм взаимодействия педагогов с родителями, были внесены изменения в комплексно-тематический план на каждый тематический блок. Разработали и апробировали мероприятия с активным участием родителей с детьми. Запланированы такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

индивидуально для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

к проведению совместных мероприятий НОД, развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников,

к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием и пополнению развивающей среды,

к распространению положительного опыта семейного воспитания,

к участию в мероприятиях с социальными партнерами МДОУ,

к участию в различных конкурсах,

к проведению кружковой работы в вечернее время.

Привлекли родителей к оформлению развивающей среды группы с участием детей и родителей воспитанников следующим образом:

смотр-конкурс на лучшую постройку для игровой деятельности на прогулочной площадке,

На слайде представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями. Кажется, совсем недавно некоторые формы были инновационными, а сейчас перешли в разряд традиционных. Совместные экскурсии и прогулки, участие в конкурсах, информация на сайте МДОУ, используемая для динамичной обратной связи, которая служит хорошим методом быстрого реагирования на ситуацию.

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Родительский комитет, Управляющий совет, в состав которых входят представители родительской общественности, вместе с воспитателями организует участие семей воспитанников в мероприятиях.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Дни добрых дел. Помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадки целесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу. Таким образом, создаются хорошие условия в любое время года для полноценного физического развития воспитанников и игровой деятельности на прогулочных площадках.

Обеспечить поддержку родителей в формировании здорового образа жизни в семье помогают семейные спортивные встречи.

Включение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность. Можно использовать несколько вариантов включения родителей в образовательную деятельность.

Занятия с папами по конструированию из дерева

Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников

Привлечение родителей индивидуально в рамках образовательного процесса для подгрупповой работы с детьми.

В работе с родителями используем такую динамичную форму как включение родителей в проведение тематических мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания. Темы могут быть разнообразными:

Листаем семейный альбом

Традиции и обычаи нашей семьи.

В отпуск всей семьей

Стихи читаем вместе

Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.

День народного единства 4 ноября

День России12 июня

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

Из проектной деятельности появилась нетрадиционная форма взаимодействия с семьей: библиотека игр, книг и аудиозаписей. Детские книги приносят родители и предлагают для общего пользования. Видеотека предоставлена в форме шкатулки-передвижки. Здесь имеется тетрадь с отметкой о взятии диска на несколько дней и тут же родители могут оставить свой отзыв.Большой популярностью у родителей и детей пользуется:

- подвижные игры под музыку

- музыка на расслабление

Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества. Участие в социально значимых акциях.

Домик для скворушки

Останови поджоги травы

7 противопожарных дней

Отзывы родителей: Очень интересные разнообразные задания, хорошая система мотивации ребенка, бесплатные олимпиады.

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.

Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открыло для педагогов новые возможности в работе с семьями воспитанников и создало дополнительные возможности для развития детей. В результате работы инновационной площадки и в качестве продукта инновационной деятельности созданы:

1. Банк конспектов мероприятий, направленных на вовлечение родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Брошюра содержит конспекты занятий с непосредственным участием родителей, описание форм проведения тематических семейных акций, конкурсов, развлечений и спортивных мероприятий, которые можно проводить в детском саду.

В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы работы с семьёй в детском саду.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.

К ним относятся:

• Дни открытых дверей.

• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением

инновационных форм:

3. Социально – педагогический тренинг

4. Психологический тренинг (игра)

7. Консультативный пункт

8. Организация работы семейных клубов по интересам;

9. Дни открытых дверей;

10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;

12. Семинары –практикумы;

14. Круглый стол;

16. Обмен опытом семейного воспитания;

17. Организация совместной деятельности детей и родителей.

Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.

Лекционная форма родителями не воспринимается.

4. Психологический тренинг.

В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход , подводит итог дискуссии.

Важно иметь в виду форму дискуссии:

• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.

• Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).

• Разработать обращение к родителям.

Практическое занятие по какому-то вопросу.

Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

8. Дни открытых дверей.

Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

• свободный обмен мнениями

• все активны и равны

• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен

• говори, что думаешь, и думай, что говоришь

• главное - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются

• острое, меткое слово приветствуется

• перешептывания на месте и шутки неуместны.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат:

- родители станут активно участвовать в жизни детского сада,

- станут верными помощниками воспитателей

Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении раскрываются традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагога.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Образовательные организации играют важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к образовательным учреждениям.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и образовательных организаций.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Но как показывают проведенные исследования отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

индивидуальные и тематические консультации;

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

родительское общественное патрулирование;

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Родит. комитеты, посещение семей, совместные творческие дела, праздники. экскурсии, выходы на природу.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Соблазны и пути их преодоления.

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Сотрудничество психолога, педагога и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, педагоги, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах. Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.

Таким образом, взаимодействие образовательной организации с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Организация совместных досуговых мероприятий.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Читайте также: