Конспект ткани 11 класс биология

Обновлено: 03.07.2024

Строение и биологическая роль тканей человеческого организма:

Общие указания: Ткань - это совокупность клеток, имеющих сходное происхождение, строение и функции.

Каждая ткань характеризуется развитием в онтогенезе из определенного эмбрионального зачатка и типичными для нее взаимоотношениями с другими тканями и положением в организме (Н.А. Шевченко)

Тканевая жидкость - составная часть внутренней среды организма. представляет собой жидкость с растворенными в ней питательными веществами, конечными продуктами метаболизма, кислородом и углекислым газом. Находится в промежутках между клетками тканей и органов у позвоночных. Выполняет роль посредника между кровеносной системой и клетками организма. Из тканевой жидкости в кровеносную систему поступают углекислый газ, а вода и конечные продукты метаболизма всасываются в лимфатические капилляры. Объем ее составляет 26,5% массы тела.

Эпителиальная ткань:

Эпителиальная (покровная) ткань , или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез.

Эпителий отделяет организм от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Клетки эпителия плотно соединены друг с другом и образуют механический барьер, препятствующий проникновению микроорганизмов и чужеродных веществ внутрь организма. Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (этот процесс именуется регенерацией).

Эпителиальная ткань участвует и во многих других функциях: секреции (железы внешней и внутренней секреции), всасывании (кишечный эпителий), газообмене (эпителий легких).

Главной особенностью Эпителия является то, что он состоит из непрерывного слоя плотно прилегающих клеток. Эпителий может быть в виде пласта из клеток, выстилающих все поверхности организма, и в виде крупных скоплений клеток – желез: печень, поджелудочная, щитовидная, слюнные железы и др. В первом случае он лежит на базальной мембране, которая отделяет эпителий от подлежащей соединительной ткани. Однако существуют исключения: эпителиальные клетки в лимфатической ткани чередуются с элементами соединительной ткани, такой эпителий называется атипическим.

Эпителиальные клетки, располагающиеся пластом, могут лежать во много слоев (многослойный эпителий) или в один слой (однослойный эпителий). По высоте клеток различают эпителии плоский, кубический, призматический, цилиндрический.

Соединительная ткань состоит из клеток, межклеточного вещества и соединительнотканных волокон. Из нее состоят кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир, она есть во всех органах (рыхлая соединительная ткань) в виде так называемой стромы (каркаса) органов.

В целом, соединительная ткань составляет то, что называют внутренней средой организма. Она очень разнообразна и представлена различными видами – от плотных и рыхлых форм до крови и лимфы, клетки которых находятся в жидкости. Принципиальные различия типов соединительной ткани определяются соотношениями клеточных компонентов и характером межклеточного вещества.

В плотной волокнистой соединительной ткани (сухожилия мышц, связки суставов) преобладают волокнистые структуры, она испытывает существенные механические нагрузки.

Рыхлая волокнистая соединительная ткань чрезвычайно распространена в организме. Она очень богата, наоборот, клеточными формами разных типов. Одни из них участвуют в образовании волокон ткани (фибробласты), другие, что особенно важно, обеспечивают прежде всего защитные и регулирующие процессы, в том числе через иммунные механизмы (макрофаги, лимфоциты, тканевые базофилы, плазмоциты).

Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, участвует в минеральном обмене. Ткань состоит из клеток (остеоцитов) и межклеточного вещества, в котором расположены питательные каналы с сосудами. В межклеточном веществе содержится до 70% минеральных солей (кальций, фосфор и магний).

В своем развитии костная ткань проходит волокнистую и пластинчатую стадии. На различных участках кости она организуется в виде компактного или губчатого костного вещества.

Хрящевая ткан ь состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Она выполняет опорную функцию, так как образует основную массу хрящей.

Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Главная его особенность – способность генерировать нервные импульсы и передавать возбуждение другим нейронам или мышечным и железистым клеткам рабочих органов. Нейроны могут состоять из тела и отростков. Нервные клетки предназначены для проведения нервных импульсов. Получив информацию на одном участке поверхности, нейрон очень быстро передает ее на другой участок своей поверхности. Так как отростки нейрона очень длинные, то информация передается на большие расстояния. Большинство нейронов имеют отростки двух видов: короткие, толстые, ветвящиеся вблизи тела – дендриты и длинные (до 1.5 м), тонкие и ветвящиеся только на самом конце – аксоны. Аксоны образуют нервные волокна.

Нервный импульс – это электрическая волна, бегущая с большой скоростью по нервному волокну.

В зависимости от выполняемых функций и особенностей строения все нервные клетки подразделяются на три типа: чувствительные, двигательные (исполнительные) и вставочные. Двигательные волокна, идущие в составе нервов, передают сигналы мышцам и железам, чувствительные волокна передают информацию о состоянии органов в центральную нервную систему.

Мышечная ткань

Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении.

Классификация мышечных тканей проводится на основании строения ткани (гистологически): по наличию или отсутствию поперечной исчерченности, и на основании механизма сокращения – произвольного (как в скелетной мышце) или непроизвольного (гладкая или сердечная мышцы).

Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани – гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.

Разновидностью поперечнополосатой мышечной ткани является сердечная мышца, обладающая уникальными способностями. В течение жизни (около 70 лет) сердечная мышца сокращается более 2,5 млн. раз. Ни одна другая ткань не обладает таким потенциалом прочности. Сердечная мышечная ткань имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна бысто передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока в 11 классе

Учитель биологии высшей квалификационной категории

1.Образовательные

1 углубить знания о строении клетки

2.углубить знания о строении и функциях органоидов

3. Проконтролировать степень усвоения полученных знаний на урок

2. Воспитательные

1. Содействовать в ходе урока формированию основных понятия

2. Стимулировать активность в учебе

3. Развивающие

1. Формировать умения обобщать полученные сведения

2. Развивать у учащихся познавательный интерес

3. Развивать любознательность учащихся

4. продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений

Задачи урока :

Образовательны е: рассмотреть особенности строения и функций органоидов эукариотической клетки.

Развивающие : создать условия для развития познавательных и творческих навыков, умений устанавливать логические и ассоциативные связи, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательные : содействовать формированию навыков коммуникативного общения, продолжить формирование навыков работы в группе.

Предметные результаты:

Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот.

Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.

Формировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле.

Формировать мировоззрение о единстве происхождения всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.

Выработать навыки умений работать с книгой, дополнительной литературой, Интернетом.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные:

Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять задачи учебной деятельности,

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.

Познавательные:

Формировать умения анализировать, сравнивать (растительную и животную клетки), классифицировать, обобщать факты и явления (работа с учебником, анализ схем, иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных занятий)

Коммуникативные:

Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями данного урока

Умение владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение учебника

І Организационный момент.

Готовность к уроку ( наличие учебников, ручек, тетрадей)

Подготовка учащихся к работе на основном этапе:

Обеспечить мотивацию учения, принятие ими целей урока

Биология – это наука о жизни.

Я жизнь сама! Я жизни порожденье!

Пред изумленным взором предстаю!

Как совершенны все мои творенья,

Ключи от многих тайн в себе храню

Постановка целей.

Как вы думаете, какая цель стоит перед нами на уроке?

Сформулируйте тему урока,

Живёт на свете человек

Но сколько ни смотри,

Не разглядишь ты и вовек,

Что у него внутри.

И люди, побеждая рок,

Что с вами за один урок,

Должны мы здесь узнать.

Возьмём, к примеру, дом стоит

Из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит

Из маленьких частей.

Вам кажется, мала она,

Но в микроскоп взгляните,

Ведь это целая страна

Как в натуральном виде

И в той стране столица

Внутри её хранятся

В столице, как положено,

От центра совсем рядышком

От мира отгорожено

А цитоплазма ширится

Вокруг него границей

И органы другие там

Своим, согласно отраслям,

На благо всей страны.

Все знают, без энергии

Придет всему конец

Её даст митахондрия,

Работая, как ТЭЦ

Их очень вклад весомый

При синтезе белка.

А эндоплазмы сети,

То транспорт для веществ.

Основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи

Покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь,

Учёным, чтобы решить секрет

Всех клеточных проблем

Ещё на много сотен лет

Работы хватит всем.

В огромном мирозданье

Как капля у пипетки

В глубоком океане.

Размеры ей малы даны

Но нет важней другого

Ведь в ней то и заключены

Все принципы живого.

И так – цель урока

ІІ Повторение изученного материала.

1.Работа с карточками – заданиями

2. Биологический диктант.

1. Цитология – это наука о клетке .

2. Изучение клеток стало возможным после изобретения микроскопа.

3. Микроскопы бывают: световые и электронные.

4. Основоположником биологической микроскопии является Антони ван Левенгук.

5. Основоположник клеточной теории – Т . Шванн.

6. Химические элементы, входящие в состав клетки делятся на группы: макроэлементы,

микроэлементы, ультрамикроэлементы .

7. Вещества бывают: неорганические и органические.

8. Самым распространенным неорганическим веществом является – вода.

9. Соли в клетке находятся в диссоциированном состоянии или в виде твердых

(нерастворимых) солей.

10. К биологическим полимерам относятся: белки, полисахариды (углеводы), нуклеиновые

ІІІ Изучение нового материала

1.История развития клетки и создание клеточной теории (творческая работ)

2.Строение и функции основных частей и органоидов клетки.

5. Комплекс Гольджи

Работа с презентацией по заданию.

Рассказ с использование слайдовой презентации, таблицей и рисунками в учебнике.

Учащиеся фиксируют в тетради ( с пошаговым закреплением материала)

Работа в группах

Группам уч-ся раздаются модели органоидов клетки и ставится задача собрать модель клетки на доске (сначала животной, затем добавить органоиды растительной клетки).

Ответьте на вопросы

1.Что общего между растительной и животной клеткой?

2.О чем говорят сходства.

3.Что отличает каждую модель?

4.О чем говорят отличия?

4. Формулирование вывода: « Клетка – структурная единица всего живого

VI. Закрепление материала

Два учащихся решают кроссворд

1.Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядро , оболочка)

2.Назовите основные функции цитоплазмы ( объединение всех клеточных структур, взаимодействие их друг с другом)

3.Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами)

4.Какие структурные компоненты входят в состав клетки? (органоиды, включения)

5.Что такое органоиды? (постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций)

6.Что такое включения? ( Непостоянные структурные компоненты клетки)

7.Какие органоиды характерны для клеток живого организма?

В состав клетки входят как основные части, так и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют в ней разные функции .

Клетка – это функциональная единица живого.

Клетка - структурная единица всего живого.

Клетка – это биосистема. В нее входят все основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности – рост, развитие, обмен веществ.

VII . Рефлексия.

Записать первую букву отгаданного слова

а) органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы ( Я дро)

б) органоид, в котором глюкоза расщепляется с образованием АТФ ( М итохондрия)

в) органоид растительной клетки, выполняющий защитную функцию и состоящий из целлюлозы ( О болочка)

г) небольшие округлые тельца, содержащие ферменты, которые способны расщеплять поступающие в клетку питательные вещества ( Л изосомы)

д) составляющие части клетки ( О рганоиды)

е) жгутики, ложноножки, миофибриллы-это органоиды…..( Д вижения)

ж) шестая буква алфавита ( Е )

з) часть клетки между наружной мембраной и ядром называется…( Ц итоплазмой)

Получившееся слово - Я МОЛОДЕЦ!

VII. Задание на дом.

Ответить на вопросы

Сделать модель клетки из подручных материалов (цветная бумага, картон, ткань)

Клетки животных

Наличие клеточной стенки

Основной компонент клеточной стенки

Наличие вакуолей, их особенности

Строение и функции органоидов клетки

Строение органоидов

Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание.

- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?

мембранные немембранные

одномембранные (ЭПС, лизосом, комплекс Гольджи)

двумембранные (митохондрии, пластиды)

общие ( ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, плазматическая мембрана)

специфические( пластиды, клеточный центр)

Плазматическая мембрана

Поверхностный комплекс клетки

2 слоя липидов+белки+ сложные углеводы =биослой.

Липиды =головки гидрофильные-наружу

Белки , проходящие через всю толщу мембраны, концы, которых выходят наружу наз. интегральными

Белки, погруженные в толщу мембран одним концом, а другой выходит наружу называют полуинтегральными.

Белки , лежащие снаружи мембраны называются периферическими.

Клетки живые, плотно пригнаны друг к другу (очень мало межклеточного вещества). Клеточная стенка утолщенная, на поверхности есть дополнительная прослойка - кутикула.
Есть устьица (аналог пор на коже) - отверстия, которые осуществляют газообмен и транспирацию.

устьице

Функция :
- защита от пересыхания и различных повреждений.
- если растение многолетнее, то у него образуется пробка.

2

Образовательная ткань - меристема

(ткань, обеспечивающая рост)

Характеристика клеток:
Мелкие, плотно упакованные клетки, делятся митозом.
Первичная меристема - рост и развитие зародыша семени.
Вторичная меристема - камбий - рост растения в толщину.

образовательная

Механическая ткань

Характеристика клеток:
Клетки вытянутые, клеточная стенка утолщенная.
Клетки могут становится пустыми, без органойдов, заполняться воздухом, тогда такую ткань называют волокнами.

Функция: (чем-то похожа на функцию мышц в организме животных) опорная - благодаря механической ткани растение может держаться вертикально и выдерживать порывы ветра.

волокна

Проводящая ткань

Проводящая ткань - ксилема.
Что-то вроде сосудов (только называются трахеи и трахеиды). По ним снизу вверх - от корней к листьям и стеблям поднимается вода и минеральные (неорганические) вещества.
Клетки омертвевшие, вытянутые, с прочными стенками

Проводящая ткань - флоэма.
Тоже что-то вроде сосудов (ситовитдные трубки).
Это живые клетки.
Направление движения обратное - от листьев к корням идет ток органических веществ.

проводящая

Основная ткань (паренхима)

Характеристика клеток:
Крупные, живые клетки. Стенки тонкие. Довольно много межклеточного вещества.

Основные ткани растений

Ассимиляционная ткань (хлоренхима)

Ассимиляционная - синтезирующая. За счет содержания хлорофилла в данной ткани, здесь активно идет процесс фотосинтеза, хлоропласты в ее клетках выстроены вдоль стенок одним слоем, не затеняя друг друга, подобно солнечным батареям. Наиболее яркий пример местоположения этой ткани - столбчатая ткань мякоти листа (палисадная ткань, от франц. palissade - частокол, загородка), или мезофилл - мягкая ткань, заключенная между двумя слоями эпидермиса в листьях растений.

Хлоренхима расположена непосредственно под эпидермисом, это обеспечивает ее хорошее освещение и газообмен с окружающей средой. Она встречается в надземных органах растений, таких как листья, молодые побеги. Но это не исключает возможность ее возникновения на освещенных корнях, к примеру, в корнях водных растений, воздушных корнях.

Воздухоносная ткань (аэренхима)

Главная ее функция - газообмен. Отличается, прежде всего, наличием межклетников - тканевых пространств, служащих вместилищем для газов. Сквозь устьица воздух межклетников путем диффузии уравнивается по составу с атмосферным воздухом. В межклетниках из атмосферного воздуха клетки растения поглощают углекислый газ и выделяют в полость кислород, который затем поступает в окружающую среду.

Запомните одно из стратегически важных расположений этой ткани - губчатая ткань листа.

У аэренхимы имеется еще одна значимая функция - уменьшение удельного веса растения. Вообразите внутреннюю среду растения, сплошь забитую клеточной массой без всяких промежутков и полостей. Если бы не было аэренхимы, растения, оказавшись тяжелее воды - тонули и опускались на дно, не имея достаточной прочности механической ткани.

Благодаря наличию межклетников в ткани ее удельный вес уменьшается, и она замечательно держится на плаву.

А мы с вами имеем возможность (благодаря аэренхиме! :) получить истинное эстетическое удовольствие от цветущих кувшинок и наслаждаться видом многих других водных растений.

Кувшинка

В листьях (на картинке ниже) встречаются клетки с друзой - представляют собой внутриклеточные сростки кристаллов в вакуолях растительных клеток.

Строение листа камелии японской

Запасающая ткань

Главные функции: запасание и хранение питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Преобладает в плодах, сердцевине, луковицах и семенах, клубнях и корневищах. Отдельно отметим, что запасным питательным веществом растений является крахмал.

На рисунке ниже изображен поперечный разрез зоны всасывания корня, видны корневые волоски ризодермы (эпиблемы).

Корень касатика

Водоносная паренхима

Водоносная паренхима при наступлении засухи постепенно отдает свои запасы воды другим, жизненно важным для растения тканям, в первую очередь хлорофиллоносной паренхиме.

Строение листа камелии японской

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: