Конспект занятия краски осени в средней группе
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,
микрорайон имени маршала Катукова, дом 20
Конспект занятия
воспитатель высшей квалификационной категории
Суханова Тамара Олеговна
Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
3. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.
Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.
Ход занятия
Педагог: Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень — рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба — в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне — смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая
Педагог:Скажите ребята, о чём это стихотворение?
Дети: (об осени).
Педагог:С кем поэт сравнивает осень?
Дети: (с рыжей кошкой).
Педагог:А вам хочется, что бы наступила осень?
Дети: (да).
Педагог:грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Дети, как вы думаете, какого цвета осень?
Дети: (жёлтая, красная, оранжевая).
Педагог:А можно сказать, что осень разноцветная?
Педагог:На что похожи листья осины?
Педагог:Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали?
Педагог:Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).
Педагог:А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко?
Педагог:Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Педагог:Какой ветер дует осенью?
(холодный, пронизывающий, злой).
Педагог: А что делает ветер?
(воет, гудит, стонет, ревёт).
Педагог: И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.
Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр).
Программное содержание: расширять знания детей об осени. Учить детей определять деревья по листьям и плодам; подбирать прилагательные, характеризующие осень. Совершенствовать умение рисовать осенние деревья, используя прием: концом кисти, всей кистью.
Развивать память, мышление, речь.
Воспитывать интерес и любовь к природе.
Словарь. Хмурая, золотые, багряные, кленовые, кружатся.
Предварительная работа. Рассматривание картин об осени. На участке детского сада обратить внимание детей на осенние деревья и листья.
Ход занятия.
Дети входят в группу, где разбросаны осенние листочки.
- Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе? (много листочков).
- Какого они цвета? (желтые, оранжевые).
- А когда бывают такие листочки? (осенью).
-Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте соберем золотые листочки в красивый осенний букет. (Дети собирают листья, ставят их в вазу, садятся на стулья полукругом).
Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
Сегодня мы поговорим об осени.
- После какого времени года наступает осень?
- Назовите осенние месяцы.
- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
- Что делают люди в полях, садах и огородах?
- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
Ежик и зайка смотрят в окно и видят, что люди идут в куртках, с зонтами. Они задумались, какая погода бывает осенью?
- если идет дождь?. (дождливая)
- дует ветер?. (ветреная)
- на улице холодно?. (холодная)
- пасмурно?. (пасмурная)
- сыро?. (сырая)
- хмуро?. (хмурая)
- солнышко?. (солнечная)
Ветерок медленно кружа, пронес мимо Ежика и Зайчика листочки. Посмотрите, какие они все разные. С каких деревьев сорвал их ветер? (С рябины, клена, дуба, березы, тополя).
- Если у дуба листья дубовые, то у клена (какие) - … (кленовые, у рябины - … (рябиновые, у березы - … (березовые, у тополя - … (тополиные).
Как родилась ягодка – малинка, земляника? Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая. Ягодка – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (орех).
Растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.
А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.
Игрушки опять с удовольствием смотрят в окно, и разглядывают осенние деревья и кустарники.
- Какие они видят деревья? (березы, тополя, рябины, клены).
- Из каких частей состоит дерево?
Воспитатель показывает детям картинку с изображением дерева. Он обращает внимание детей на листья (желтые,оранжевые, багряные, ветки, ствол и корни.
- Дуб – это один, а если их много, то это… (дубы). Аналогично: рябина (рябины, береза (березы, каштан (каштаны, липа (липы, тополь (тополя, осина (осины).
Чем куст отличается от дерева? (у дерева один ствол, а у куста их много; дерево высокое, а куст низкий).
А сейчас давайте нарисуем осенние деревья, и подарим их нашим гостям, Зайчику и Ежику.
Ствол и веточки будем рисовать концом кисти, а листочки всей кистью. (Дети рисуют рисунки, дарят игрушкам).
Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, здоровье.
- Закрепить знания о признаках осени.
- Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы.
- Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления.
- Обогащать словарь детей определениями.
- Развивать умение слушать и понимать муз. произведения.
Оборудование: Картины со временами года, музыка /А.Вивальди/ "Времена года", дид. игра "Найди пару".
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что у меня в руке?
ВОСПИТАТЕЛЬ: От кого оно вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я .
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, письмо пришло от красавицы осени, сейчас я его вам прочитаю:
Здравствуйте, ребята, посылаю вам осенние дары, только взять их можно, если выполните мои задания. Удачи вам.
Вот первое задание:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите на иллюстрации, какое время года изображено?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Покажите мне, пожалуйста, раннюю осень. Почему вы так думаете?
ДЕТИ: На картине видно, что погода теплая, листья только начинают желтеть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о ранней осени.
ДЕТИ: /чтение стихотворения/
Везде и повсюду с утра до заката
Летят паутинки, летят паучата.
Малыш паучок на своей паутинке
Летит над кустами, летит вдоль тропинки.
Летит ли он в гости? Спешит ли в разведку?
На травы присел, зацепился за ветку.
А травы завяли, и лес опустел.
Не лето ли он догонять полетел?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Найдите теперь иллюстрацию золотая осень.
Почему вы так думаете?
ДЕТИ: Листья стали разноцветными, птицы летят в теплые края. В эту пору очень красиво, когда идешь, то листья шуршат под ногами.
Воспитатель: Как шуршат листья? Давайте с вами прошуршим.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о золотой осени?
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Осталось нам найти иллюстрацию - поздняя осень. Почему вы так думаете?
ДЕТИ:Небо хмурое, идет дождь, дует холодный ветер .
Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.
Воспитатель: Давайте , вспомним стихотворение про позднюю осень:
Наступают холода. Небо помрачнело,
Даже в озере вода будто почернела…
И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –
Изменили свой наряд и глядят уныло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вы знаете, что красоту природы отражают не только поэты, художники, но и великие композиторы. Давайте присядем и немного отдохнем, послушаем музыкальную композицию./ Звучит музыка ./
Какое время года вам напоминает эта музыка?
Какое настроение , вызвала она?
ДЕТИ: Грустное, лето ушло, идут дожди, стало холодно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Представьте что вы художники, какие бы цвета вы бы использовали?
ДЕТИ: Коричневые, оранжевые, желтые, зеленые, черные, красные, темно - синие.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули, а вот еще одно задание . Ветер листочки и семена разбросал, всё перепутал. Вот карточки надо по моему сигналу найдите свое дерево.
Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла,
Ветер дует, задувает с веток листья, семена сдувает
Они на ветру кружатся, и под дерево ложатся . / Дети выполняют движения в соответствии с текстом./
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот еще одно задание.
Птички забыли, кому улетать надо в теплые края, а кому зимовать. Напомните мне, как называют птиц, какие остаются зимовать, а какие улетают на юг?
ДЕТИ: Зимующие и перелётные.
Давайте поможем им. К солнцу пусть летят перелетные птицы, а к кормушке зимующие.
(Дети делят птиц на группы)
И с этим заданием вы справились. Хотите поиграть?
/Проводится подвижная игра/.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Играя мы, справились со всеми заданиями Осени, осталось с помощью этого плана найти подарки осени.
/по плану дети ищут ларец/.
Что же нам прислала красавица Осень./ Открывают ларец / Что это?
ДЕТИ: Природный материал, листочки, веточки, мох, шишки и т.д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте из этого природного материала сделаем коллективное панно осень.
Ход занятия в средней группе детского сада:
Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Словно в зеркале холодном,
Воспитатель ДОУ. — Скажите, какое сейчас время года?
— Осень какая? (дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).
— Вспомните, какая бывает осень? (холодная, яркая, золотая, красочная).
— А что осень дарит людям? (урожай)
— Какой урожай дарит осень? (осень приносит огурцы, помидоры, яблоки, груши, лук, чеснок, капусту…)
— Хорошо! Как назвать одним словом яблоки, груши – это … (фрукты); помидоры, огурцы – это … (овощи) Молодцы!
— Что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, джем, компот, испечь пирожки…); из овощей? (рагу, борщ, винегрет, салат, икру, просто сварить овощи)
Воспитатель. Видите, какие замечательные слова характеризуют время года-осень.
Давайте вместе рассмотрим, какой лес осенью.
— Какой лес изображен на картине?
— Какие деревья осенью?
— Какие листочки осенью?
— Какие цвета у осени?
А теперь рассмотрим какой сад осенью.
— Какие ягоды растут в нашем саду?
— Какие фрукты растут в нашем саду?
— А овощи растут в саду?
А куда же еще пожаловала осень? Где оставила для на свои дары? Осень пришла на огород.
— Что растет на огороде?
— Как назвать все это, одним словом?
— Какие овощи растут в земле?
— Какие над землей?
- Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это – (фрукты).
- Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это — (овощи).
- Земляника, малина, смородина это – (ягоды).
А теперь отгадаем интересные загадки. Готовы?
Загадки об овощах и фруктах для детей:
Тот, кто ест его, тот знает –
Всех микробов он убивает.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
С меня листья обдирают,
Меня квасят, в борщ бросают,
В пирогах меня пекут
И в салат меня секут! (Капуста)
В бочке мы их засолили,
А потом всю зиму ели.
Свежий и соленый
Он всегда зеленый. (Огурцы)
Из неё мы на обед
Сварим борщ и винегрет.
Так румяна и кругла
И полезна нам … (Свекла)
Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
Под землей родился
И для супа пригодился.
Меня чистят, режут, трут,
Жарят, варят и пекут. (Картофель)
Зеленый чуб, красный бок,
Вкусный из него давят сок.
Летом зеленеет,
К осени краснеет. (Помидор)
Очень вкусная, желтая, медовая,
Ест ее малый Андрюша.
Догадались, что это? (Груша)
Сочное, красненькое,
Круглобокое, сладенькое. (Яблоко)
и т.п.
Молодцы! Дети вы хорошо поработали ,загадки отгадали и у меня есть для вас подарки от осени (в корзине лежат фрукты и овощи).
(дети закрывают глаза, воспитатель дает им кусочек овощей или фруктов, дети узнают их по вкусу и называют).
Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы.
Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления.
Обогащать словарь детей определениями.
Развивать умение слушать и понимать муз. произведения.
Оборудование: Картины со временами года, музыка /А.Вивальди/ "Времена года", дид. игра "Найди пару".
Ход занятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Раздается стук в дверь, вносят письмо.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, но от кого оно вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен, ведь я .
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, письмо пришло от красавицы осени, сейчас я его вам прочитаю:
Здравствуйте, ребята, посылаю вам осенние дары, только взять их можно, если выполните мои задания. Удачи вам.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, хотите узнать какие дары принесла Осень? Тогда давайте выполним первое задание.
(на ИС презентация к занятию)
Посмотрите на иллюстрации, какое время года изображено?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Покажите мне, пожалуйста, раннюю осень. Почему вы так думаете?
СЛАЙД №1 (дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)
ДЕТИ: На картине видно, что погода теплая, листья только начинают желтеть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о ранней осени.
ДЕТИ: /чтение стихотворения/
Везде и повсюду с утра до заката
Летят паутинки, летят паучата.
Малыш паучок на своей паутинке
Летит над кустами, летит вдоль тропинки.
Летит ли он в гости? Спешит ли в разведку?
На травы присел, зацепился за ветку.
А травы завяли, и лес опустел.
Не лето ли он догонять полетел?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Найдите теперь иллюстрацию золотая осень.
Почему вы так думаете?
(дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)
ДЕТИ: Листья стали разноцветными, птицы летят в теплые края. В эту пору очень красиво, когда идешь, то листья шуршат под ногами.
Воспитатель: Как шуршат листья? Давайте с вами прошуршим.
ДЕТИ: - ш-ш-ш-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о золотой осени?
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Осталось нам найти иллюстрацию - поздняя осень. Почему вы так думаете?
(дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)
ДЕТИ: Небо хмурое, идет дождь, дует холодный ветер.
физкультминутка
Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.
Воспитатель: Давайте, вспомним стихотворение про позднюю осень:
Наступают холода. Небо помрачнело,
Даже в озере вода будто почернела…
И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –
Изменили свой наряд и глядят уныло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вы знаете, что красоту природы отражают не только поэты, художники, но и великие композиторы. Давайте послушаем музыкальную композицию.
(Звучит музыка, дети подражают падающим листьям)
Какое время года вам напоминает эта музыка?
Какое настроение, вызвала она?
ДЕТИ: Грустное, лето ушло, идут дожди, стало холодно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Представьте что вы художники, какие бы цвета вы бы использовали?
ДЕТИ: Коричневые, оранжевые, желтые, зеленые, черные, красные, темно - синие.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули, а вот еще одно задание. Посмотрите, какие деревья вы здесь видите?
ДЕТИ: Дуб, клен, береза
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ветер листочки разбросал, всё перепутал. Помогите найти с какого дерева листок. Вот перед вами и листья, и деревья, надо по моему сигналу найти листок с дерева.
Динамическая пауза
Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла,
Ветер дует, задувает с веток листья, семена сдувает
Они на ветру кружатся, и под дерево ложатся.
/Дети выполняют движения в соответствии с текстом./
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот еще одно задание.
Птички забыли, кому улетать надо в теплые края, а кому зимовать. Напомните мне, как называют птиц, какие остаются зимовать, а какие улетают на юг?
ДЕТИ: Зимующие и перелётные.
Давайте поможем им. К солнцу пусть летят перелетные птицы, а к кормушке зимующие.
СЛАЙД №3 (Дети делят птиц на группы)
И с этим заданием вы справились. Хотите поиграть?
/Проводится подвижная игра/.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Играя мы, справились со всеми заданиями Осени, остало найти подарки осени.
А вот и ларец! Что же нам прислала красавица Осень./Открывают ларец/ Что это?
ДЕТИ: Природный материал, листочки, веточки, мох, шишки и т.д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте из этого природного материала сделаем коллективное панно осень.
Читайте также: