Конспект занятия краски осени в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

Конспект занятия

воспитатель высшей квалификационной категории

Суханова Тамара Олеговна

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
3. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Ход занятия

Педагог: Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень — рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба — в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне — смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая
Педагог:Скажите ребята, о чём это стихотворение?

Дети: (об осени).
Педагог:С кем поэт сравнивает осень?

Дети: (с рыжей кошкой).
Педагог:А вам хочется, что бы наступила осень?

Дети: (да).
Педагог:грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Дети, как вы думаете, какого цвета осень?

Дети: (жёлтая, красная, оранжевая).
Педагог:А можно сказать, что осень разноцветная?

Педагог:На что похожи листья осины?

Педагог:Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали?

Педагог:Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).

Педагог:А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко?

Педагог:Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Педагог:Какой ветер дует осенью?

(холодный, пронизывающий, злой).

Педагог: А что делает ветер?

(воет, гудит, стонет, ревёт).

Педагог: И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр).

Программное содержание: расширять знания детей об осени. Учить детей определять деревья по листьям и плодам; подбирать прилагательные, характеризующие осень. Совершенствовать умение рисовать осенние деревья, используя прием: концом кисти, всей кистью.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Словарь. Хмурая, золотые, багряные, кленовые, кружатся.

Предварительная работа. Рассматривание картин об осени. На участке детского сада обратить внимание детей на осенние деревья и листья.

Ход занятия.

Дети входят в группу, где разбросаны осенние листочки.

- Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе? (много листочков).

- Какого они цвета? (желтые, оранжевые).

- А когда бывают такие листочки? (осенью).

-Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте соберем золотые листочки в красивый осенний букет. (Дети собирают листья, ставят их в вазу, садятся на стулья полукругом).

Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

Сегодня мы поговорим об осени.

- После какого времени года наступает осень?

- Назовите осенние месяцы.

- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

- Что делают люди в полях, садах и огородах?

- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

Ежик и зайка смотрят в окно и видят, что люди идут в куртках, с зонтами. Они задумались, какая погода бывает осенью?

- если идет дождь?. (дождливая)

- дует ветер?. (ветреная)

- на улице холодно?. (холодная)

- пасмурно?. (пасмурная)

- сыро?. (сырая)

- хмуро?. (хмурая)

- солнышко?. (солнечная)

Ветерок медленно кружа, пронес мимо Ежика и Зайчика листочки. Посмотрите, какие они все разные. С каких деревьев сорвал их ветер? (С рябины, клена, дуба, березы, тополя).

- Если у дуба листья дубовые, то у клена (какие) - … (кленовые, у рябины - … (рябиновые, у березы - … (березовые, у тополя - … (тополиные).

Как родилась ягодка – малинка, земляника? Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая. Ягодка – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (орех).

Растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.

А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.

Игрушки опять с удовольствием смотрят в окно, и разглядывают осенние деревья и кустарники.

- Какие они видят деревья? (березы, тополя, рябины, клены).

- Из каких частей состоит дерево?

Воспитатель показывает детям картинку с изображением дерева. Он обращает внимание детей на листья (желтые,оранжевые, багряные, ветки, ствол и корни.

- Дуб – это один, а если их много, то это… (дубы). Аналогично: рябина (рябины, береза (березы, каштан (каштаны, липа (липы, тополь (тополя, осина (осины).

Чем куст отличается от дерева? (у дерева один ствол, а у куста их много; дерево высокое, а куст низкий).

А сейчас давайте нарисуем осенние деревья, и подарим их нашим гостям, Зайчику и Ежику.

Ствол и веточки будем рисовать концом кисти, а листочки всей кистью. (Дети рисуют рисунки, дарят игрушкам).

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, здоровье.

  • Закрепить знания о признаках осени.
  • Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы.
  • Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления.
  • Обогащать словарь детей определениями.
  • Развивать умение слушать и понимать муз. произведения.

Оборудование: Картины со временами года, музыка /А.Вивальди/ "Времена года", дид. игра "Найди пару".

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что у меня в руке?

ВОСПИТАТЕЛЬ: От кого оно вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я .

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, письмо пришло от красавицы осени, сейчас я его вам прочитаю:

Здравствуйте, ребята, посылаю вам осенние дары, только взять их можно, если выполните мои задания. Удачи вам.

Вот первое задание:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите на иллюстрации, какое время года изображено?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Покажите мне, пожалуйста, раннюю осень. Почему вы так думаете?

ДЕТИ: На картине видно, что погода теплая, листья только начинают желтеть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о ранней осени.

ДЕТИ: /чтение стихотворения/

Везде и повсюду с утра до заката

Летят паутинки, летят паучата.

Малыш паучок на своей паутинке

Летит над кустами, летит вдоль тропинки.

Летит ли он в гости? Спешит ли в разведку?

На травы присел, зацепился за ветку.

А травы завяли, и лес опустел.

Не лето ли он догонять полетел?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Найдите теперь иллюстрацию золотая осень.

Почему вы так думаете?

ДЕТИ: Листья стали разноцветными, птицы летят в теплые края. В эту пору очень красиво, когда идешь, то листья шуршат под ногами.

Воспитатель: Как шуршат листья? Давайте с вами прошуршим.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о золотой осени?

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Осталось нам найти иллюстрацию - поздняя осень. Почему вы так думаете?

ДЕТИ:Небо хмурое, идет дождь, дует холодный ветер .

Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

Воспитатель: Давайте , вспомним стихотворение про позднюю осень:

Наступают холода. Небо помрачнело,

Даже в озере вода будто почернела…

И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –

Изменили свой наряд и глядят уныло.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вы знаете, что красоту природы отражают не только поэты, художники, но и великие композиторы. Давайте присядем и немного отдохнем, послушаем музыкальную композицию./ Звучит музыка ./

Какое время года вам напоминает эта музыка?

Какое настроение , вызвала она?

ДЕТИ: Грустное, лето ушло, идут дожди, стало холодно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Представьте что вы художники, какие бы цвета вы бы использовали?

ДЕТИ: Коричневые, оранжевые, желтые, зеленые, черные, красные, темно - синие.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули, а вот еще одно задание . Ветер листочки и семена разбросал, всё перепутал. Вот карточки надо по моему сигналу найдите свое дерево.

Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла,

Ветер дует, задувает с веток листья, семена сдувает

Они на ветру кружатся, и под дерево ложатся . / Дети выполняют движения в соответствии с текстом./

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот еще одно задание.

Птички забыли, кому улетать надо в теплые края, а кому зимовать. Напомните мне, как называют птиц, какие остаются зимовать, а какие улетают на юг?

ДЕТИ: Зимующие и перелётные.

Давайте поможем им. К солнцу пусть летят перелетные птицы, а к кормушке зимующие.

(Дети делят птиц на группы)

И с этим заданием вы справились. Хотите поиграть?

/Проводится подвижная игра/.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Играя мы, справились со всеми заданиями Осени, осталось с помощью этого плана найти подарки осени.

/по плану дети ищут ларец/.

Что же нам прислала красавица Осень./ Открывают ларец / Что это?

ДЕТИ: Природный материал, листочки, веточки, мох, шишки и т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте из этого природного материала сделаем коллективное панно осень.

Ход занятия в средней группе детского сада:

Птицы к югу потянулись,

Значит, осень на дворе.

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья.

Словно в зеркале холодном,

Воспитатель ДОУ. — Скажите, какое сейчас время года?

— Осень какая? (дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).

— Вспомните, какая бывает осень? (холодная, яркая, золотая, красочная).

— А что осень дарит людям? (урожай)

— Какой урожай дарит осень? (осень приносит огурцы, помидоры, яблоки, груши, лук, чеснок, капусту…)

— Хорошо! Как назвать одним словом яблоки, груши – это … (фрукты); помидоры, огурцы – это … (овощи) Молодцы!

— Что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, джем, компот, испечь пирожки…); из овощей? (рагу, борщ, винегрет, салат, икру, просто сварить овощи)

Воспитатель. Видите, какие замечательные слова характеризуют время года-осень.

Давайте вместе рассмотрим, какой лес осенью.

лес осенью

— Какой лес изображен на картине?

— Какие деревья осенью?

— Какие листочки осенью?

— Какие цвета у осени?

А теперь рассмотрим какой сад осенью.

сад осенью

— Какие ягоды растут в нашем саду?

— Какие фрукты растут в нашем саду?

— А овощи растут в саду?

А куда же еще пожаловала осень? Где оставила для на свои дары? Осень пришла на огород.

огород осенью

— Что растет на огороде?

— Как назвать все это, одним словом?

— Какие овощи растут в земле?

— Какие над землей?

  1. Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это – (фрукты).
  2. Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это — (овощи).
  3. Земляника, малина, смородина это – (ягоды).

А теперь отгадаем интересные загадки. Готовы?

Загадки об овощах и фруктах для детей:

Тот, кто ест его, тот знает –

Всех микробов он убивает.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

С меня листья обдирают,

Меня квасят, в борщ бросают,

В пирогах меня пекут

И в салат меня секут! (Капуста)

В бочке мы их засолили,

А потом всю зиму ели.

Свежий и соленый

Он всегда зеленый. (Огурцы)

Из неё мы на обед

Сварим борщ и винегрет.

Так румяна и кругла

И полезна нам … (Свекла)

Расту в земле на грядке я,

Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)

Под землей родился

И для супа пригодился.

Меня чистят, режут, трут,

Жарят, варят и пекут. (Картофель)

Зеленый чуб, красный бок,

Вкусный из него давят сок.

Летом зеленеет,

К осени краснеет. (Помидор)

Очень вкусная, желтая, медовая,

Ест ее малый Андрюша.

Догадались, что это? (Груша)

Сочное, красненькое,

Круглобокое, сладенькое. (Яблоко)

и т.п.

Молодцы! Дети вы хорошо поработали ,загадки отгадали и у меня есть для вас подарки от осени (в корзине лежат фрукты и овощи).

(дети закрывают глаза, воспитатель дает им кусочек овощей или фруктов, дети узнают их по вкусу и называют).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы.

Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления.

Обогащать словарь детей определениями.

Развивать умение слушать и понимать муз. произведения.

Оборудование: Картины со временами года, музыка /А.Вивальди/ "Времена года", дид. игра "Найди пару".

Ход занятия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Раздается стук в дверь, вносят письмо.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо, но от кого оно вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен, ведь я .

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, письмо пришло от красавицы осени, сейчас я его вам прочитаю:

Здравствуйте, ребята, посылаю вам осенние дары, только взять их можно, если выполните мои задания. Удачи вам.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, хотите узнать какие дары принесла Осень? Тогда давайте выполним первое задание.

(на ИС презентация к занятию)

Посмотрите на иллюстрации, какое время года изображено?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Покажите мне, пожалуйста, раннюю осень. Почему вы так думаете?

СЛАЙД №1 (дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)

ДЕТИ: На картине видно, что погода теплая, листья только начинают желтеть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о ранней осени.

ДЕТИ: /чтение стихотворения/

Везде и повсюду с утра до заката

Летят паутинки, летят паучата.

Малыш паучок на своей паутинке

Летит над кустами, летит вдоль тропинки.

Летит ли он в гости? Спешит ли в разведку?

На травы присел, зацепился за ветку.

А травы завяли, и лес опустел.

Не лето ли он догонять полетел?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Найдите теперь иллюстрацию золотая осень.

Почему вы так думаете?

(дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)

ДЕТИ: Листья стали разноцветными, птицы летят в теплые края. В эту пору очень красиво, когда идешь, то листья шуршат под ногами.

Воспитатель: Как шуршат листья? Давайте с вами прошуршим.

ДЕТИ: - ш-ш-ш-

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто расскажет стихотворение о золотой осени?

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Осталось нам найти иллюстрацию - поздняя осень. Почему вы так думаете?

(дети выбирают самостоятельно картинку и увеличивают ее на экране)

ДЕТИ: Небо хмурое, идет дождь, дует холодный ветер.

физкультминутка

Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

Воспитатель: Давайте, вспомним стихотворение про позднюю осень:

Наступают холода. Небо помрачнело,

Даже в озере вода будто почернела…

И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –

Изменили свой наряд и глядят уныло.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вы знаете, что красоту природы отражают не только поэты, художники, но и великие композиторы. Давайте послушаем музыкальную композицию.

(Звучит музыка, дети подражают падающим листьям)

Какое время года вам напоминает эта музыка?

Какое настроение, вызвала она?

ДЕТИ: Грустное, лето ушло, идут дожди, стало холодно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Представьте что вы художники, какие бы цвета вы бы использовали?

ДЕТИ: Коричневые, оранжевые, желтые, зеленые, черные, красные, темно - синие.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули, а вот еще одно задание. Посмотрите, какие деревья вы здесь видите?

ДЕТИ: Дуб, клен, береза

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ветер листочки раз­бросал, всё перепутал. Помогите найти с какого дерева листок. Вот перед вами и листья, и деревья, надо по моему сигналу найти листок с дерева.

Динамическая пауза

Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла,

Ветер дует, задувает с веток листья, семена сдувает

Они на ветру кружатся, и под дерево ложатся.

/Дети выполняют движения в соответствии с текстом./

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот еще одно задание.

Птички забыли, кому улетать надо в теплые края, а кому зимовать. Напомните мне, как называют птиц, какие остаются зимовать, а какие улетают на юг?

ДЕТИ: Зимующие и перелётные.

Давайте поможем им. К солнцу пусть летят перелетные птицы, а к кормушке зимующие.

СЛАЙД №3 (Дети делят птиц на группы)

И с этим заданием вы справились. Хотите поиграть?

/Проводится подвижная игра/.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Играя мы, справились со всеми заданиями Осени, остало найти подарки осени.

А вот и ларец! Что же нам прислала красавица Осень./Открывают ларец/ Что это?

ДЕТИ: Природный материал, листочки, веточки, мох, шишки и т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте из этого природного материала сделаем коллективное панно осень.

Читайте также: