Конспект на день языков

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Теміртау қаласы әкімдігі Темиртау қаласының білім беру бөлімінің

Тема тическое занятие:

учитель русского языка

Цель: познакомить детей с языками народов, воспитывать дружественные отношения среди различных национальностей.

1. Закреплять знания о Дне языков народа Казахстана; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.

2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Воспитывать любовь к своей стране, казахскому языку, русскому языку и другим языкам народа Казахстана.

Ход занятия:

1. Прослушивание гимна Республики Казахстан. Вступительное слово.

Послушайте пословицы на казахском и русском языках:

- Как вы их понимаете?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой – враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

3. Беседа: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

А какие языки вы уже знаете, и с какими сталкивались? Казахстан – многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны, так как наш президент Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.

Показывает карту Казахстана, дети внимательно рассматривают ее.Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

Ана тілім, Ана сүті-жүрегім,

Қадір тұтып оны әркез жүремін.

Бойымдағы өнерімді аздаған,

Өз тілімнің қасиеті деп білімін.

Ана тілім-ең асылым, ардағым,

Ана тілім-бар байлығым, бар бағым

Халқым үшін арнасам ән-жырымды,

Ана тілі-өз тілімді арнадым.

Он с детства мне знаком,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весною.

Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

6. Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Это русская… (матрёшка)

Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир)

Далее дети рассматривают карту мира, где учитель показывает страны в которых распространены известные детям языки.

Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать под единый шанырак всем детям и вместе пропеть песни на казахском и на русском языках, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!

Задачи:
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- формировать у детей навыки слушательской культуры;

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10x10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

- На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят :

немцы - немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз , дом, дух,)

Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука ,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки , для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Этот дом, страна, земля –

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка".


Конспект ООД для детей старшей группы по теме "День родного языка"

Воспитывать уважение и интернационализм между детьми.

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра.

Конспект образовательной деятельности "Международный день родного языка"

Цели:1. Познакомить детей с праздником. Расширить представления детей о всероссийских праздниках.2. Воспитывать положительное отношение и интерес к родному языку.3. Развивать эмоциональную с.


Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической подготовительной к школе группеТема «Международный день родного языка».

В старшей группе

Воспитатель: Абакарова З. Н.

• дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;

• развивать у детей любознательность и интерес к языкам;

• воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Дать представления о том, что наша республика многонациональная республика.

Ход мероприятия

1. Орг момент. Конспект НОД

В старшей группе

Воспитатель: Абакарова З. Н.

• дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;

• развивать у детей любознательность и интерес к языкам;

• воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Дать представления о том, что наша республика многонациональная республика.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет : - Что это?

Ведущая: А что такое глобус?

Дети: маленькая модель земного шара.

Ведущая: Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

Дети: голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.


Ведущая: На глобусе мы можем увидеть все страны.

Ребята, в какой стране мы живём, в каком городе? на каком языке мы с вами говорим?

Как вы думаете, на каком языке говорят :

даргинцы – даргинском и т. д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Наш с вами и второй язык – это русский.

2. Основная часть

Воспитатель : Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Воспитатель : А какое первое слово произносит ребенок?

Воспитатель : В русском языке очень много слов, каждое слово имеет свое значение.

Сейчас мы поиграем с вами в игру. (в кругу с мячом)

(Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением.)

День- ночь

Умный – глупый и т. д.

(дети садятся на свои места)

А такая пословица:


Ведущая! : Ребята, а вы знаете пословицы о добрых словах?

Дети называют известные им пословицы о добром слове:

Доброе слово железные ворота откроет.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лучше мягкого порога.

Доброе слово уймет злое.


Воспитатель: Оно и правда! Пословицы – мудрость народная!

У нас живет еще и веселый народ с красивыми своими народными танцами.

Ведущая: Молодцы ребята! А загадки вы сможете отгадать?

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

Всегда он в работе,

Когда говорим, а отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык.)

(Язык, глаза, уши.)

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

На столе передо мной

На подставке шар земной.

Все моря и страны

Вы увидите на нем.

Реки, горы, океаны…

Как мы этот шар зовем?

Я всех знаю, всех учу.

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Надо грамоте учиться.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас с вами стихи о родном языке расскажем!

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы знаете свои родные языки!

Примите мои искренние поздравления с праздником родного языка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет : - Что это?

Ведущая: А что такое глобус?

Дети: маленькая модель земного шара.

Ведущая: Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

Дети: голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.

Ведущая: На глобусе мы можем увидеть все страны.

Ребята, в какой стране мы живём, в каком городе? на каком языке мы с вами говорим?

Как вы думаете, на каком языке говорят :

даргинцы – даргинском и т. д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Наш с вами и второй язык – это русский.

2. Основная часть

Воспитатель : Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Воспитатель : А какое первое слово произносит ребенок?

Воспитатель : В русском языке очень много слов, каждое слово имеет свое значение.

Сейчас мы поиграем с вами в игру. (в кругу с мячом)

(Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением.)

День- ночь

Умный – глупый и т. д.

(дети садятся на свои места)

А такая пословица:

Ведущая! : Ребята, а вы знаете пословицы о добрых словах?

Дети называют известные им пословицы о добром слове:

Доброе слово железные ворота откроет.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лучше мягкого порога.

Доброе слово уймет злое.


Воспитатель: Оно и правда! Пословицы – мудрость народная!

У нас живет еще и веселый народ с красивыми своими народными танцами.

Ведущая: Молодцы ребята! А загадки вы сможете отгадать?

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

Всегда он в работе,

Когда говорим, а отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык.)

(Язык, глаза, уши.)

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

На столе передо мной

На подставке шар земной.

Все моря и страны

Вы увидите на нем.

Реки, горы, океаны…

Как мы этот шар зовем?

Я всех знаю, всех учу.

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Надо грамоте учиться.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас с вами стихи о родном языке расскажем!



Воспитатель: Молодцы ребята! Вы знаете свои родные языки!

Примите мои искренние поздравления с праздником родного языка.

Методическая разработка ко Дню родного языка

Методическая разработка ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Международный день родного языка

Международный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.


Ведущая1 Армысыздар кұрметі ұстаздар және оқушылар Бүгінгі мерекеге қош келіпсіздер.

ведущая 2Что за чудная картина юрта, пастбища, долины, Мы средь многих, разных стран, наш узнаем.

Дети: Казахстан!

Исполнение Гимна РК

Ведущая: Ежегодно, 22 сентября вся наша страна отмечает этот день как день языков народов Казахстана. Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на 3-х языках: казахском, русском и английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков

Содержимое разработки

Ведущая1
Армысыздар кұрметі ұстаздар және оқушылар
Бүгінгі мерекеге қош келіпсіздер.

ведущая 2Что за чудная картина юрта, пастбища, долины,
Мы средь многих, разных стран, наш узнаем.

Дети: Казахстан!

Исполнение Гимна РК

Ведущая: Ежегодно, 22 сентября вся наша страна отмечает этот день как день языков народов Казахстана. Наш Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед нами задачу: говорить на 3-х языках: казахском, русском и английском, не забывая при этом и своего родного. Это прекрасно, ведь знание языков — это наше богатство!

Ребенок:
Ана тілің — біліп қойеркіндігің теңдігің
Ана тілің — біліп қой мақтанышим, елдігің.

Ребенок:
Ана тілің-орың бұл, ұятың боп тұр бетте
Өзге тілдің бәрің біл, өз тіміңді қурметте!

Ребенок:
Есть много народов среди разных стран
И многих из них объединил Казахстан.

Ребенок:
Я — казах, ты — русский брат, украинец здесь жить рад.
Узбек, кореец, немец — я, все мы ладим здесь, друзья!
Пусть нас много и все мы разные,
Но живём мы в краю прекрасном!

Ведущая: В Казахстане государственный является казахский язык, и мы с вами знаем уже много сказок, стихов и песен на казахском языке, вот и сейчас, давайте исполним песню:

Стук в дверь, заходит Алдар Косе поёт

Ведущая: слышите, на наш праздник спешат гости, кто же к нам пришёл? Так это же знаменитый на всю степь герой казахских сказок Алдар Косе. Сәлеметсызбе, Алдар Косе.

Алдар Косе: Сәлеметсыздерме, балалар, қонақтар. Да, правильно, меня зовут Алдар Косе. Хожу я по всему Казахстану сказки рассказываю, наказываю злых и жадных людей и помогаю добрым, хорошим людям, а ещё я очень люблю веселиться, петь и танцевать.

Ведущая: смотри, Алдар Косе, сколько здесь детей и гостей и все мы тоже любим веселиться, тем более, что мы собрались на праздник, который называется: День языков.

Ведущая:
Узнай родной язык, в нём сила и свобода,
узнай родной язык, в нём государства гордость,
родной язык, в нём честь и совесть человека,
учи чужую речь, свою цени навеки!

Алдар Косе: А я пришел к вам не просто так, а с сюрпризом. я для вас приготовил 4 волшебные тюбетейки, вы нашли их?

Ведущая: да вот же они, яркие и разные по цвету (лежат на столах). Эти тюбетейки какие-то необычные, расскажи нам про них

Алдар Косе: конечно расскажу и покажу. Под каждой тюбетейкой я приготовил для вас сюрприз! Хотите посмотреть, что лежит под первой тюбетейкой?

Ведущая: конечно хотим, открывай.

Алдар Косе (открывает тюбетейку и достаёт Матрёшку с ленточкой) как вы думаете, дети, из какой страны нам прислали привет? Правильно, из России, а как вы догадались? (ответы детей) А ленточка нам зачем? Правильно, вот мы сейчас и поиграем в любимую игру русских ребят.

Ведущая: Алдар Косе, нам не терпится посмотреть что же лежит во второй тюбетейке и кто нам её прислал.

Алдар Косе: я тоже не знаю, давайте посмотрим (маленькая домбра и камча) А так это я для вас приготовил, а вы знаете какой любимый музыкальный инструмент у казахского народа? (ответы)Всё вы знаете, молодцы, а теперь, детвора, будет новая игра!

Алдар Косе: какие весёлые и интересные игры разных народов, вам, дети, нравится играть в эти игры? Казахстан — многонациональное государство. В нашей стране проживает более 130 наций и народностей и все живут дружно, одной сплоченной семьей и зовутся казахстанцы.

Ребенок:
Әркім тілің сүйеді қадірлейміз мұны біз
Қазақ тілі киелі мемлекеттік тіліміз

Ребенок:
Өшпесіді еш уақытта Ата-баба аңсары:
Қазақ тілі бақытқа жеткізеді баршаны!

Ребенок: Любой язык по — своему велик, бесценное наследство вековое,
Так берегите свой язык, как самое на свете дорогое!

Ведущая: Алдар Косе, а можно нам заглянуть под следующую тюбетейку? А заглянет под неё. ( там лежит узбекский чапан) Дети, вы знаете что это такое? Правильно, это чапан из узбекской игры, которая так и называется и мы в неё сейчас поиграем:

Алдар Косе: молодцы, ребята. Зная языки других народов, вы сможете понимать их речь, сможете прийти на помощь друг другу в трудную минуту. И помните, что всегда нужно относиться с уважением к языку, традициям и культуре любого народа.

Ребенок:
Дружба, каждый знает, нас объединяет,
Дружба — наше братство, главное богатство.

Ребенок.
С детства мы любим играть и смеяться,
И с детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Ведущая: Алдар косе, а что же лежит в последней тюбетейке?

Алдар косе: А это самый большой секрет, и я расскажу его вам после того, как я услышу как вы поете, как вы красиво рассказываете стихи я уже слышал, как вы весело и задорно играете я видел, а теперь хочу послушать, как вы поете.

Ведущая: Конечно, мы споем для тебя и наших гостей.

Ведущая: Желание одно породило нас давно, чтобы в мире мирно жили, чтобы с детства все дружили, чтобы братьями росли, дети матери — Земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цели мероприятия:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Его душа и быт родной.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

История возникновения праздника родного языка
Этот международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.

Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире .

День родного языка в России


В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей республике любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

Могуч и прекрасен наш родной русский язык.

Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и

созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 5 «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь

народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной.

Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь

В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Наш родной язык богат пословицами. Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Грамоте учиться - (всегда пригодится)

Без грамматики не (выучить и математики)

Не спеши языком - (торопись делом)

Слово не воробей, (вылетит не поймаешь)

Слово – серебро - (молчание – золото)

Красна птица пером, (а человек умом)

Труд кормит, (а лень портит)

А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно.

."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький). Посмотрите, к чему может привести незнание простейших правил.

Сценка про апельсин, колечко и сосна.

Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый

Коля наш пришел из школы.

Сел к столу. Разок зевнул.

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка

“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

Что ты Коля сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я – “САСНА”!

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Коля! Коля! Брось лениться!

Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья

Будет поздно! Так и знай:

Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас –

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа

Имя Коля в полминуты

Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Коля вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Взялся за работу.

Русский язык стал для многих вторым родным языком. Многие считают, что владеют им в совершенстве. Однако, грамматический строй его очень сложен. Так давайте его изучать

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой..

20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть.

Сегодня доминирующим языком признается английский, хотя, по мнению ученых, он может уступить свое место китайскому языку. Но в сети Интернет английский язык прочно занимает лидирующее положение, так как 81% страниц – на английском языке. Немецкий и японский языки занимают всего 2%, испанский, французский и скандинавские языки – по 1%. На все остальные языки отводится всего 8% всех веб-страниц.

Назовите фамилии (задание: вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие языка):

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Лев Николаевич Толстой

Сергей Иванович Ожегов

Сергей Владимирович Михалков

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3.Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

5. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

7. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно

Читайте также: