Тургенев 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Словарная работа:

Повесть - эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей.

Фабула - содержание событий в их последовательности.

Сегодня у нас урок литературы – урок изучения нового материала.

Портрет неизвестного

- Скажите, что вы можете сказать об этом человеке?

- Качества характера, кто он по происхождению?

- А как вы думаете, способен ли этот человек на глубокие чувства?

- А была ли в его жизни роковая любовь?

- А хотите узнать ответы на эти вопросы?

5. Слово учителя

-- Как вы понимаете эти слова?

Да, действительно, человек всегда стремится быть счастливым, иногда нам кажется, что мы будем счастливее после того, как повзрослеем, после того как влюбимся, после того , как выйдем замуж или после того, как купим машину, квартиру , дорогую вещь, но у счастья нет завтрашнего дня, потому что счастье – это и есть наша жизнь, нужно стремиться находить счастливые моменты в каждом дне, часе, минуте, в каждом мгновении. Это слова из самой повести.

5. Работа в группах.

А) Биографическая справка – Заполнение таблицы

Слово учителя – показывает два слайда – родители, брат.

- Сейчас я приглашаю вас на небольшую экскурсию в имение И.С. Тургенева Спасское – Лутовиново.

- Конечно, человек, выросший вокруг такой красоты, просто обязан был стать творческим, здесь И.С.Тургенев написал большую часть своих романов. Его произведения переведены на все языки мира.

Любовь, любовь - загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?

- Я не случайно начала наше знакомство с повестью с чтения этих стихотворных строк. Как вы думаете, почему? Да, главное в нем – любовь. Любовь. Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминая рождение вечно юного чувства - любви.

Как справится с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь - это что такое? Мир меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

-В повести Тургенев передал не события, которые происходили с ним и с Виардо в годы их дружбы, настроение и чувства, которые были у Тургенева по отношению к Виардо. Конечно, это повесть о любви, о любви безответной, такой, какая была между писателем и певицей.

- Вот так без слов музыка способна творить чудеса.

высказывание

ваш комментарий

Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств. (С.Шаталов)

- О чём повесть? (о любви)

6. Написание диаманты. Что такое диаманта?

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных к нему)

строчка 3: действие (3 глагола к первому понятию)

строчка 4: ассоциации (4 существительных - 2 из них к первому понятию, и два ко 2 понятию)

строчка 5: действие (3 глагола ко второму понятию)

строчка 6: определение(2 прилагательных ко 2 понятию)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Лежит, мечтает, умирает.

Пассивность, бездействие, энергия, жизнь.

Работает, решает, живёт,

7. Словарная работа. Термины с пропусками слов.

Повесть - эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей.

Фабула - содержание событий в их последовательности.

7. Рефлексия.

- На стикерах опишите ваши чувства после сегодняшнего урока и прикрепите на дерево.

8. Домашнее задание.

1.Биографическая справка. Распределите информацию в колонки таблицы.

Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провёл в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество, и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.

В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали на русском языке. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833году Иван Сергеевич поступает в Московский Университет.

Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекся литературой.

Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое Спасское-Лутовиново.

С 1843 года жизнь И.С.Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.

Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.

А в России Иван Сергеевич. В свою очередь, пропагандировал творчество известных французских писателей, таких, как Мериме, Мопассана и любил Флобера.

Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Гроб с телом Тургенева перевезли в Россию. 9 октября. Состоялось погребение Тургенева на Волковом кладбище в Петербурге.

90. Дело в том, что с 1843 года жизнь И.С Тургенева была тесно связана с семьёй французской певицы Полины Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину. Но она была замужем и верна своему мужу, эта любовь осталась 61. безответной, но Тургенев пронёс её до конца жизни.

Ивану Сергеевичу Тургеневу исполнилось 25 лет, когда он стал одним из самых восторженных поклонников знаменитой итальянской певицы. Их знакомство превратилось в дружбу, длившуюся 40 лет. Почти все эти годы Тургенев жил за границей неподалёку или 89. даже в одном доме с семейством Виардо.

Письма Ивана Тургенева к Полине Виардо – ценный источник сведений о его духовной жизни, своеобразные дневниковые записи. По некоторым данным, таких писем существует около 500. После смерти писателя Виардо много сделала для сохранения памяти 12 .о нем. В письме 5 декабря 1870 г. Тургенев писал:

высказывание

ваш комментарий

Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств. (С.Шаталов)

Цели урока:
• расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы;
• помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал;
• формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя
Задачи урока:
а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;
б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;
в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;
в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

Оценить 188 0

расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы;

помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал;

формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

2 Актуализация знаний обучающихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.

3.Знакомство с жизнью и творчеством Тургенева

Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
Иван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте

Мать Ивана Сергеевича - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Бала она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из богатых невест в округе, владелицу ограмных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление.

В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле. Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Варвара Петровна, в основном, занималась воспитанием детей. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания не лучшим образом отразились на ее характере. Своенравная, капризная, истеричная, к детям своим она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины.

"Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: "Тебе об этом лучше знать, догадайся".

Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям. Она не выносила, когда кто-нибудь ей осмеливался перечить. И гнев ее был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Отец Тургенева - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.

Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх.

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный бильярд, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Слайд(8)- Годы учения

В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

В 1833 г. 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.

Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио", по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду".

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков.

Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденным "западником".

В 1841 г. Тургенев вернулся на родину.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В 1843г. он начинает печататься.

Вынужденного по воле судьбы многие годы находиться вдали от Родины, на краю чужого гнезда”, Тургенева не покидают тяжкие раздумья о судьбе своей Родины.

После трагических событий французской революции творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы. “Накануне”, “Отцы и дети”.

Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась в 1841 году, когда Некрасов и Панаев приобрели в аренду журнал "Современник", основанный в свое время А.С.Пушкиным и после его смерти издававшийся П.А.Плетневым. Тургенев принял непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П.В.Анненкова, Тургенев был "душой всего плана, устроителем его. Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами".

В январе 1847 года первый номер обновленного "Современника" вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н.В.Кукольника "Генерал-поручик Паткуль.", "Современные заметки". Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк "Хорь и Калиныч", открывший целый цикл произведений под общим названием "Записки охотника". "Записки охотника" - это книга о народной жизни в эпоху крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

Некрасов постоянно советовался с писателем, посылал свои произведения с просьбой высказать свое мнение о них! Тургенев займет мою роль в редакции "Современника" - по крайней мере, до тех пор, пока это ему не надоест",- писал Некрасов Л.Н.Толстому.

В июле 1858 года Тургенев возвратился на родину после долгого пребывания за границей. Многое изменилось в "Современнике". На общественно-политическое и литературное направление журнала все большее влияние стали оказывать Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Тургенев с опасением следил за укреплявшейся идейной близостью Некрасова с революционерами-демократами. Его пугала откровенная проповедь идей крестьянской революции, с которой выступали на страницах "Современника" Чернышевский и Добролюбов, считавшие, что только революционным путем народ может завоевать себе полную свободу. Сам Тургенев был сторонником постепенных преобразований.

В начале 60-х годов выходит роман "Накануне", который вызвал горячие споры. Наиболее глубокое истолкование нового произведения Тургенева дал Добролюбов в статье "Когда же придет настоящий день?". Открытый призыв к революции, прозвучавший в статье, испугал Тургенева. Познакомившись с содержанием статьи до ее публикации, он попросил Некрасова не печатать ее. Некрасов оказался перед выбором между Тургеневым и Добролюбовым. И он его сделал.: статья "Когда же придет настоящий день?", хотя и с некоторыми сокращениями, была опубликована в "Современнике", после чего Тургенев отказался от дальнейшего участия в журнале

Слайд(14-15) –Тургенев и Виардо. История любви

КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу. Тебе там делать нечего.
Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Декабрь 1878

В 80-е годы И.С.Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал “старческие”. Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

Об этом его стихотворение “Мы еще повоюем”.

(Чтение стихотворения учителем).

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

Мы еще повоюем, чёрт возьми!

Ноябрь, 1879 г.

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел.

Скончался писатель 22 августа 1883 года.

Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию, похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.

А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: “Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России. ”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: развитие умений работать в паре, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетенции.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Предметные: формирование потребности в чтении как средстве познания; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

Беседа с классом:

-С творчеством Тургенева мы знакомились в 5-х - 7-х классах.

- А кто может прочесть стихотворение в прозе о русском языке?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Мы уже говорили о том, что Тургенев был тем писателем, в жизни которого искусство имело очень большое значение. К его оценкам прислушивались не только поэты и писатели, но и художники, и композиторы: Крамской, Поленов, Бородин, Римский-Корсаков и др.

ГЛОССАРИЙ. Записать, что обозначает слово гуманный.

III. Актуализация знаний:

Беседа с классом:

- Что, на ваш взгляд, представляет собой искусство? (это форма творчество, способ духовного самовыражения человека)

- Какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, кино танец и т.д.)

- Ребята, а как вы думаете какова же тема нашего урока? (ученики формулируют тему урока).

Работа в тетрадях:

IV. Усвоение новых знаний.

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Работа с текстом. Фронтальный опрос

Задание 1. Вспомните начало рассказа, где описывается село, в котором произойдут события. Откройте тексты, прочтите этот фрагмент. (Чтение отрывка вслух.) абзац, с. 289)

- Какое впечатление произвело на вас описание сельца?

Обобщение. Бегло, но впечатляюще рисует Тургенев село. Ничто здесь не несет следов красоты, полноты жизни. И само название села – Колотовка – символично. Даже в деревенском пейзаже мы ощущаем запущенность и бесприютность самой земли. (Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

- Какую роль в повествовании играет описание июльского дня? На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

-т При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

Слово учителя. Есть мнение, что состязания певцов существовали только у древних восточных народов. У русского народа тоже бытовала эта традиция. Она, кстати, и сегодня жива, только приобрела форму больших или маленьких праздников, песенных фестивалей.

То, что произойдет в кабачке, названном Притынным, событие немноголюдное, не приуроченное к какой-то дате. Оно интересно Тургеневу даже не содержанием песен, его в первую очередь интересуют типы людей, личности, их чувства, переживания. В данном случае как они могут выразиться через пение и его восприятие. Ведь от аудитории, от слушателей, от того, насколько они восприимчивы и близки по духу исполнителям, зависит очень многое. Таинственное, сокровенное свойство духовной жизни всякого народа – общение на языке искусства. В те часы и минуты, когда можно отрешиться от повседневной суеты, от больших и малых забот.

Вы заметили уже по предыдущим рассказам, что чаще всего главные герои у Тургенева появляются не сразу, исключением является лишь Бирюк. Наверное, это одно из общих правил искусства – стремление постепенно подготовить к главному.

Задание 2. Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

- Какую роль в повествовании играет описание июльского дня?

На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

- При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

- Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

Лексическая работа

Кабак – питейное заведение (синоним: трактир, харчевня).

Целовальник — продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).

Рядчик – тот кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.

Осьмуха — здесь восьмая доля ведра.

Лотошил — бойко молол языком, болтал.

Жребий – решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе

( Индивидуальная работа )

Прочитайте описания села Колотовки. Какие чувства хотел вызвать автор этими описаниями? Можно ли им судить об общественно-политических взглядах Тургенева? Какие детали и с какой целью подчеркивает автор в портретах Яшки-Турка, Рядчика и Дикого-Барина?


На этом уроке мы поговорим о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Познакомимся с основными его произведениями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе"

Сегодня на уроке мы:

1. Поговорим о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе;

2. Познакомимся с основными его произведениями.

Отец Ивана Сергей Николаевич Тургенев был кавалергардом.

Отец умер в 1834 году. Мать будущего писателя, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из богатой дворянской семьи.


Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ крепостных.

До девяти лет Иван Тургенев жил в имении матери Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.


Варвара Петровна была начитанной и образованной женщиной, но при этом завзятой крепостницей. Она обращалась с крепостными строго и порой даже жестоко. Детей своих Варвара Петровна воспитывала сурово. Даже Ивана, любимого сына, она иногда подвергала побоям.

Семья Тургеневых поддерживала связи с Василием Андреевичем Жуковским и Михаилом Николаевичем Загоскиным. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Карамзина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В письмах к сыну она охотно цитировала этих авторов.

В 1833 году в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета.

Год спустя семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет. В университете его другом стал Тимофей Николаевич Грановский, будущий знаменитый учёный-историк.

Вначале Тургенев хотел стать поэтом.

В 1837 году Тургенев несколько раз встречался с Александром Сергеевичем Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с Василием Андреевичем

Жуковским, Алексеем Васильевичем Кольцовым, чуть позже — с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. С Лермонтовым Тургенев встречался всего несколько раз, они не стали друзьями, но творчество Лермонтова оказало на Тургенева определённое влияние.

В 1836 году Тургенев заканчивает университет. Он мечтает о научной деятельности. И поэтому в 1838 году он едет в Германию, в Берлин.

Здесь он посещает лекции по истории римской и греческой литературы. А дома занимается грамматикой древнегреческого и латинского языков.

Знание древних языков позволило ему свободно читать произведения античных авторов.

В 1842 г. Тургенев выдержал экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии. Но к этому времени желание заниматься научной деятельностью у Тургенева прошло, его всё более привлекало литературное творчество.

В 1850 году Тургенев вместе с братом Николаем разделил крупное состояние умершей матери. Он постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.

В 1850—1852 годах Тургенев жил то в России, то за границей, где встречался с Николаем Васильевичем

Во время ссылки в Спасском Тургенев ездил на охоту, читал книги, писал повести, играл в шахматы, слушал музыку. Так как он находился под гласным надзором полиции, то по временам к нему приезжал становой пристав.

В 1863 году Тургенев поселился в немецком городе Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, знакомился с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандировал русскую литературу за рубежом и знакомил русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов были Фридрих Боденштедт, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Шарль Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде.

Тургенев консультировал зарубежных переводчиков русских писателей, редактировал их переводы.

Он писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, к русским переводам произведений известных европейских писателей. Иван Сергеевич сам переводил произведения западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки.

На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе.

В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 года его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета.

Это была дань уважения его таланту: до него университет не оказывал такой чести ни одному писателю.

В 1880 году писатель принял участие в торжествах в честь открытия первого памятника А. С. Пушкину.

Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени причислили его к первым писателям века.

Вот как отзывались о И.С. Тургеневе известные мировые писатели.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так страдал, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Тургенев полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить и даже просто стоять.

Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей.

Ему устроили торжественные похороны. Траурные торжества проходили в Париже, в них приняли участие свыше четырёхсот человек.

Среди них было не менее ста французов.

В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург.

Читайте также: