Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте понятие о звуке

Обновлено: 05.07.2024

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придут гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и , конечно,- не спешим.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

Угадайте, какой звук я хочу сказать:

(дети угадывают звук по артикуляции : А, О,У,И,Ы )

3. Ребята отгадайте загадку. Кто это? Что за сказочный герой? (Загадка про Кроша )

Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же. (Крош)

- Из какого мульфильма? - (Смешарики)

- А каких героев вы еще знаете? (Нюша, Ежик, Бараш, Лосяш и др.)

- Сегодня у нас в гостях Крош и Нюша. и они приглашают нас в путешествие в необычный город под названием Звукаринск.

4.- На чем можно поехать в этот город? (дети называют разные виды транспорта)

- Как их можно назвать одним словом? (Транспорт)

- А каким словом называется транспорт, который передвигается по рельсам? (железнодорожный)

- Назовите железнодорожный транспорт. (дети называют)

- А мы поедем на паровозике из Ромашково! Занимайте места в поезде! Поехали!

(звучит песенка из м/ф "Паровозик из Ромашково")

- А чтобы не скучать в дороге, Нюша будет загадывать загадки, а вам их нужно отгадать и назвать первый звук.

Сам - алый, сахарный;
кафтан - зеленый. бархатный. (арбуз)
Первый звук _А

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками.
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может .. (удочка)

Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (осы).

В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает, и колется колко
А называют кораблик - . (иголка)

- Какие звуки мы назвали? (Гласные.) А какие еще звуки бывают?) согласные) Молодцы! Можем отправляться дальше. Наш паровозик остановился на станции Слоговая.

5. Станция Слоговая.

- Если я скажу сначала звук А, а потом Ш. Какой слог получится? - (АШ)

- Отгадайте загадку и разделите отгадку на слоги:

Нас ты видишь каждый день
В книжке на странице,
Нам ни капельки не лень
В строчки становиться. - (Буквы).

- Какие гласные встретились в слове? ( У,Ы)

- Сколько слогов? Как узнали?

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
(карандаш) -

- Какие гласные встретились в слове? (а,а,а)

- Молодцы! Наш паровозик едет дальше.

6. Станция "Физкультурная"

- А теперь мы приехали на станцию Физкультурная.

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)
По ровненькой дорожке
Пусть попляшут наши ножки.
Пусть попляшут наши ножки
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки.

7. Станция "Доскажи словечко"

- Ребята! Нюша просит у вас помощи. У нее перепутались слова. Надо ей помочь.

- Неизвестно, что случилось, только буква -озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.

Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.

Чтоб добежать до сада,
Надуть сапожки надо.

Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились.

- Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

8. Станция "Сюрпризная".

- Ребята, наш паровозик прибыл на станцию "Сюрпризную". Здесь нас ожидает сюрприз.

Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет - любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит под небеса. (воздушный шар)

(воспитатель вносит шары синего и красного цвета)

- Ребята! Эти шары не простые, а волшебные . Они дружат только со звуками. Если вы вытяните шар красного цвета, то нужно назвать гласный звук, а если - синего цвета, то назовите согласный звук.

(Дети по одному вытягивают за ниточки шары и называют звуки)

- Поезд прибыл на конечную станцию в город Звукаринск. А кто живет в этом городе? (Звуки и буквы)!

- А кто вместе с нами путешествовал? (Крош и Нюша)

- Город Звукаринск - очень большой и интересный, и в следующее путешествие мы отправимся по этому замечательному городу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Понятие о звуке.

Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия:

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

Хлопает в ладоши,

Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Д: Мы слышали звуки.

Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Д: слова состоят из звуков.

Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

Слово жук она написала так:

И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

3. Физминутка.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

Л: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

6. Итог занятия.

Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

раскраски детские, Наряды разных времен, одежда первобытных людей, скачать и распечатать, Раскраски для малышей и школьников все

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 651 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2014 10474
  • DOCX 104.7 кбайт
  • 61 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маркина Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование понятия слог.

Подготовила и провела и провела :

Ткаченко Ольга Сергеевна

Цель : Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы , рэ. Карточки для звукового анализа слогов.

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

- Ребята, скажите, что такое звуки ?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1

- А хотите узнать , какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе ?

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести , человечкам стало ясно , что некоторые из них очень красиво поют , а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали , мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.




- Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь , а какие сочинять стихи и песни ?

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:

Мақсаттары/Цели: Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения. Дамытушылық – развивающая: Развивать слуховое внимание и память. Оқыту – обучающая: Познакомить детей с понятием звук; показать, как определять кол-во звуков и их последовательность.

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения : 05.09.2019 г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Буш Е.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация

Пән/Предмет: Грамота

Мақсаттары/Цели:

Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения.

Дамытушылық – развивающая: Развивать слуховое внимание и память.

Оқыту – обучающая: Познакомить детей с понятием звук; показать, как определять кол-во звуков и их последовательность.

Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, коммуникативная

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

Ход организованной учебной деятельности

Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:

- Ребята, все-все возьмемся за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга: Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в крут.

Почувствуй радость и тепло,

Нам всем с друзьями хорошо!

Негізі бөлімі/Основная часть:

Дети называют, что услышали: шум дождя, пение птиц, стрекотание кузнечиков.

- Это звуки природы. А слова, которые мы произносим, тоже звучат.

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

1. Работа со словами

Воспитатель выставляет картинки: ласточка, солнышко, жук, зонт, мышка, машина.

- Дети, слова звучат. Каждое слово звучит по –своему, по – разному.

Послушайте, одни слова звучат ласково (ласточка, солнышко), другие звонко (зонт, жук), третьи произносят как бы шепотом (мышка, машина).

- Слова звучат, потому что в них есть звуки. Звуки в словах разные: одни мы произносим громко и звонко другие тихо и глухо.

Давайте с вами поиграем.

(Дети произносят слова три раза: первый раз с воспитателем, второй и третий раз самостоятельно. Повторяют: Жучка)

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам воспитатель стоит в центре круга.

- Я буду бросать мяч и называть любое слово. Вы должны повторить его так, как я сказала, и бросить мяч обратно мне.

Примерные слова: ррука, ррека, домм, вволк, саххар, шарр, круж- жок, гусси.

В игре принимают участие все дети.

2. Чтение сказки.

3. Работа со звуком Ж.

- Послушайте, как я назову все картинки: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

- Теперь, я по-другому скажу слово Жучка - Жжжучка.

- Повторите это слово. Мы долго произносим звук Ж. Давайте все вместе скажем этот звук.

- Что вам напоминает этот звук?

- Правильно, полет шмеля, жука. Скажите слово Жучка так, чтобы мы хорошо услышали этот звук, как жужжит в нем жук.

4. Работа со звуком Ш.

- Правильно, кошка. Послушайте, как я по-другому скажу слово кошшка. Скажите как я.

- В слове кошка мы долго произносим звук ш. Давайте все вместе скажем этот звук.

- Что вам напоминает этот звук? Правильно, шелест листьев, шипенье змеи, шум ветра. Скажите слово кошка так, чтобы мы хорошо услышали этот звук, как в нем шумит ветер.

Физкультминутка:

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Ветер выше, выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

- Я буду бросать мяч и произносить первый звук в слове, выделяя его голосом. Вы должны будете его повторить так, чтобы мы его услышали, и бросить мяч обратно мне. Примерные слова: ббелка(бъ), вволк(в), домм(м), жжук(ж), ззима(зъ), ччасы(ч) и т.д.

Воспитатель показывает предметные картинки.

Я буду называть слова, пропуская звук, а вы должны добавить звук, который я пропустила.

Читайте также: