Конспект урока безударные гласные в приставках

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Безударные гласные в приставках.

Цель: актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

Задачи: совершенствовать умение написания безударных гласных в приставках; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать творческие способности учащихся;

Оборудование: слайд-презентация, карточки для работы на уроке

І. Организационный этап. Проверка самоподготовки. С.р. по карточкам – 3 мин.

II . Постановка цели, задач. Мотивация. Создание проблемной ситуации

Рассмотрим записку девочки:

Мама, я пошла примирять платье.
Настя.

– Какая ошибка была в записке?
– Чего не знает дочка? (Ответы детей).

Рассмотрим след.слайд:

Примирять – м и р.
Примерять – м е рка.

– Как называются такие слова? (Омофоны)

– Как проверить безударную гласную в корне? (Ответы детей).

Рассмотрим след.слайд:

– Ребята, спишите данные слова. Поставьте ударение. Подчеркните гласные буквы в безударных слогах.

Долетел, забежал, надписал, наговорили, окружили.

– В каких частях слова находятся эти безударные гласные? Обозначьте эти части слова.
– Сделайте вывод. (Безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках.)

III . Актуализация.

Итак, безударные гласные могут быть не только в корне, но и в других частях слова. Назовите все части слова.

I V .Первичное усвоение новых знаний

Как быть с безударными гласными в приставке? (Ученики предлагают свои ответы).
– Сформулируйте тему урока. Скажите, чему будем учиться сегодня на уроке?

3) Сравните пары слов. В чем их сходство и различие?

- Догнать – доверху, поискать – поиск, проработать – пропуск, заговорить – заговор, бездельник – бездна.

- Можно ли безударную гласную в приставке проверить словом,

в котором гласная в той же приставке стоит под ударением?

- обязательно ли слова с безударным и ударным гласным в приставке должны быть однокоренными?

VI .Первичная проверка понимания

Образуйте от существительных надпись, опись, подпись глаголы. Запишите их.

Обозначьте орфограмму в приставке.

Стр 15 – в приставках пишется (слайд) ВСЕГДА О:

V . Закрепление.

Творческая работа

ветер
листья
лес
осень
трава

К данным словам подберите глаголы с безударной гласной в приставке. У вас получатся простые предложения. Постарайтесь составить небольшой текст.

Примерный текст: Наступила осень. Трава пожелтела. Подул ветер. Листья осыпались. Лес опустел.

VI . Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали на уроке? (Безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках.)
– Как проверить безударную гласную в приставке? (Надо подобрать слово с такой же приставкой, где гласный ударный, т.е. в сильной позиции.)
VII. Домашнее задание

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

— Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

III. Составление схемы ООД.

6. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись и т.д.

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

б) Работа с правилом.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

— Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

— Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

— Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

(Пр-)плясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню (пр_)свистели.
У (з_)снеженной реки,
В снежном (п_р__)улке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погореловский)

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

Физкультминутка для глаз.

в) Дифференцированная работа.

— Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

“А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

— Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

9. Домашнее задание.

— Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– формировать умения писать буквы безударных гласных в приставках.

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать интерес к предмету;

- развивать устную монологическую речь, обогащать словарный запас;

- вырабатывать умения самостоятельно принимать решения;

- создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- воспитывать коммуникативные умения, культуру поведения;

- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

Предметные УУД: анализ, сравнение, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Методы работы:деятельностный метод,метод проблемного диалога, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

Демонстрационный:Презентация к уроку

Раздаточный: 1. Карточки пробного действия

2. Бланки для работы в группах

1. Психологический настрой. Мотивация к учебной деятельности.(2 минуты)

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Так пусть же каждый лучик солнца заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Будьте любознательными, доброжелательными добродушными, трудолюбивыми.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.(4 минуты)

-Прочитайте предложение. Запишите предложение , раскрывая скобки. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Зимой солнце (за)ходит ( за )тучу.

- Как отличить приставку от предлога?

- Назовите слово с безударной гласной в корне. Как проверить?

- А ещё в каком слове есть безударная гласная?

-В какой части слова она находится? ( в приставке)

Сделайте вывод, в каких частях слова могут находиться безударные гласные?

( безударные гласные могут находиться в корнях и в приставках)

- -Какой вопрос у вас возникает?

( Можно ли проверить безударные гласные в приставке?)

3. Постановка темы и цели урока. (2 мин)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цель урока.

Цель: научиться правильно писать безударные гласные в приставке.

4. Выявление места и причины затруднения.(2 минуты)

П_дписать, п_ляна, пр_водник, _кружность,д_ летел, з_говорили.

- Прочитайте слова. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

( поляна, т.к. безударная гласная в корне, а в остальных безударные гласные в приставке)

- Как проверить безударную гласную в корне? (правило)

- Может ли это же правило помочь для проверки безударных гласных в приставке?

5. Открытие новых знаний. (5 минут)

- Сейчас вы будете исследователями и работать в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

-В группах попробуйте подобрать к данным словам слова с ударными гласными в приставках.

п_дписать - подпись

пр_водник - проводы

_кружность- округ

з_говорили - заговор

- Существуют ли проверочные слова к словам с безударными гласными в приставках?

- Какими должны быть проверочные слова? ( с ударной гласной в приставке ) слово-помощник

- Обязательно ли слова-помощники должны быть однокоренными?

Ответить на этот вопрос поможет упр. 98 в дидактическом материале на стр. 52.

6. Работа по учебнику.(Дид. м.) Упр. 98 на стр. 52.( 5 мин)

- Прочитайте слова. В каких словах на приставку падает ударение?

-Обсудите в парах и выпишите слова с ударными гласными в приставке в 1 столбик . Рядом в другой столбик выпишите слова с безударными гласными в приставке?

- Поставьте ударения, выделите приставки.

- Обязательно ли слова-помощники должны быть однокоренными? (нет)

-Итак, сделайте вывод, как пишутся гласные в ударных и безударных приставках?

Вывод:Приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.Приставки нужно запомнить.

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике стр.123. Прочитайте.

- Какие приставки с гласной а запомнили?

- В каких приставках пишется гласная о?

Почему некоторые приставки даны в скобках?

(Они похожи на предыдущие, но в конце добавлена гласная о для удобства произношения : подбежал- подошел…)

ФИЗМИНУТКА

С ПО- приставкой – потянулись

С НА- приставкой – наклонились,

С ДО – приставкой - дотянулись до носочков
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ВЫ - – вытягиваем руки,
С О - приставкой – опустим их.
Вот и все настало время
С ЗА- приставкой – зарядку завершать.

7. Закрепление .(3 минуты) Работа по учебнику упр.149.

- Послушайте запись русской народной песенки и следите по учебнику.

-Назовите слова с предлогами. Докажите.

-Назовите слова с приставками. Докажите.

- Назовите слова с безударными гласными в корне.

- Как вы понимаете слово вороной

--Как вы понимаете слово узда. Подберите однокоренное слово. ( уздечка)

-Что общего у слов грива и гривушка, голова и головушка?

-Когда мы употребляем слова с суффиксом –ушк.

-Такие слова чаще всего употребляются в народных сказках, песнях, потешках, в разговорной речи.

8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(5 мин)

- Какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?

( Найти корень, приставку)

- Выпишите только слова с приставками и выделите у них приставки.

Заяц, заболеть, полететь, полянка, наехать, надежда надписать, отдать, осень, оклеить, просьба, прошёл, докрасил, дорога.

- Запишите словосочетания под диктовку.( 5 мин.)

доплыл до берега

подъехал к полянке

побежал по тропинке

отгадал загадку

прочитал про листопад

посмотрел по сторонам

- Поставьте ударения, выделите приставки, подчеркните

безударные гласные в приставках, пробел между предлогом и словом.

10. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. ( 3 мин.)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

(узнать правило написания б/гласных в приставках, научиться писать приставки)

- Достигли ли цели?

- Как пишутся гласные в ударных и безударных приставках?

- Вы хорошо работали, мне было с вами легко и интересно.

Оценки за урок.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите солнышко, которое соответствует вашей работе на уроке.


Занятие позволит развить умения наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания.

Описание разработки

Цель:

– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

2. Самоопределение к учебной деятельности.

(Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

- Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)

3. Минутка чистописания.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв). Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)

Поработаем в парах.

- У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

bus

- Что общего в этих словах? (Читают слова, замечают, что эти слова обозначают действие предмета, во всех словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением).

- Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова в 1 столбик, выделите безударные гласные в приставках.

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Что такое приставка? (Дают определение приставки).

- Образуйте при помощи приставок от слов первого столбика новые слова, запишите их во второй столбик, поставьте ударение.(Дети с места называют слова, а два ученика работают с обратной стороны доски).

- Давайте сверим написание слов. (В ходе сверки видим расхождение)

- внимательно на написание этих слов и скажите, в какой части слова появилась безударная гласная? (В приставках).

- Как же нам быть с этими гласными? Почему так получается - слова у всех одинаковые, а записаны по-разному? Каких знаний не хватает?

- Какова же будет тема нашего урока сегодня?

- Давайте определим цели нашего урока?

1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

- С помощью каких средств мы будем достигать наши цели?

- Я желаю вам успешно достигнуть ваши цели.

- На лесенке знаний, обозначьте точкой наши знания на данном этапе урока.

2. Изучение нового материала

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке? (предположения детей)

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал — запись доделал — досыта надписал — надпись и т.д.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.)

- Давайте проверим наши предположения в учебнике.

б) Работа с правилом. (Читают про себя, затем вслух)

- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить)

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

- На данном этапе урока, какую цель достигли. (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

- Когда мы с вами составляем алгоритм? (Когда знакомимся с новым правилом)

- Для чего мы его составляем? (Чтобы правильно писать слова на новое правило)

- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

- Что это значит? (Выделить в слове его части).

- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.

- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

- Какую цель достигли на этом этапе?

3. Первичное закрепление

а) Проверка написания слов, записанных на доске.

- Теперь мы получили новые знания. Давайте проверим, правильно ли мы написали безударные гласные в приставах? (Объясняют устно правописание приставок и исправляют ошибки).

б) Игра “Хлоп - топ ”.

— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

— Безударные гласные бывают только в корне. (топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

в) Дифференцированная самостоятельная работа по рядам.

1 ряд – Найти и выписать из текста слова с приставками. Приставки выделить.

2 ряд – В группе слов найти и выделить приставки.

3 ряд – Вставить в предложение подходящие слова. Выделить приставки.

4. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока.

- Достигли мы поставленных целей?

- Вернитесь к лесенке знаний и обозначьте наши знания на данном этапе работы.

- Скажите мы продвинулись вперёд?

5. Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так держать!)

— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

Читайте также: