Актуальные вопросы социальной защиты военнослужащих план конспект

Обновлено: 06.07.2024

1 Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. В.М. Корякин ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Рекомендовано Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве учебного пособия для военных кафедр гражданских вузов Москва 2004

3 3 ВВЕДЕНИЕ Совершенствование системы социального обеспечения военного строительства, повышение социального статуса военнослужащих определены руководящими документами в качестве важнейших направлений военной реформы 1. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г , в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере все большую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому, подчеркнуто в Концепции, одной из первоочередных задач в обеспечении национальной безопасности российского государства является осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих. Реализация этих мер сопряжена сегодня с большими трудностями. Это обусловлено тем, что еще нигде в мире меры по выходу из кризиса не обходились без свертывания социальных программ, без снижения уровня социального обеспечения граждан. Жизнь, практика свидетельствуют, что факторы и обстоятельства, порождаемые более широкой социальной средой, всегда в той или иной степени, в той или иной форме проявляются в жизнедеятельности составляющих ее элементов. Армия, как неотъемлемая составная часть общественного организма, неизбежно переживает те же процессы, те же потрясения, что и общество в целом; более того, в силу специфики военной организации эти потрясения проявляются в армии особенно остро, воспринимаются людьми особенно болезненно. Недостаточная ориентация государственных социально-экономических программ на Вооруженные Силы, их финансовая необеспеченность поставили российских военнослужащих на одну грань со многими социально незащищенными слоями населения России. Согласно данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей около 30,8 процента семей военнослужащих по уровню доходов находятся ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации 3. Учитывая реалии прошлого и настоящего, можно утверждать, что добросовестная, с полной отдачей военная служба человека в значительной степени обусловливается его материально-бытовыми условиями, уровнем социальной защищенности. Следовательно, деятельность по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих является необходимым и существенным фактором качественного решения задач боевой готовности, повышения боеспособности войск в условиях военной реформы. В 1 См.: Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда, 2003, 11 октября. 2 Собрание законодательства РФ, 1997, 52, ст. 5909; 2000, 2, ст См.: Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации 2002 года // Ракурс

15 15 военного командования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, общественностью по решению социальнобытовых вопросов военнослужащих; * объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих. Исходя из этого, неуклонное возрастание роли социальной работы с военнослужащими и членами их семей является наиболее устойчивой тенденцией развития российского военного социума. При этом необходимо выделить две закономерности социальной работы в воинской среде. Первая - ее зависимость от уровня экономического роста страны: чем выше степень развития экономики, тем шире и глубже развита социальная работа как фактор стабилизации отношений в воинской среде. В нашей стране возможности государства в эффективном проведении социальной политики в настоящее время весьма ограничены. Формирующийся класс предпринимателей стремится к получению прибылей и не принимает активного участия в решении социальных проблем общества и Вооруженных Сил. Государство же, обессиленное борьбой с инфляцией, уже не может в полной мере обеспечивать социальные программы на прежнем уровне. Второй закономерностью военно-социальной работы является зависимость ее постановки от уровня реального, а не декларируемого гуманизма в государстве и его институтах. И.А.Липский, сопредседатель военного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, выделяет следующие, с учетом мирового опыта, тенденции в развитии социальной работы в воинской среде: * социальная работа с военнослужащими и членами их семей организуется как военным ведомством, так и иными государственными органами, а также неправительственными организациями ассоциациями, фондами, агентствами и т.п.; * социальная работа ведется как в рамках военных городков, так и вне их - в городах и поселках, где живут военнослужащие и их семьи 1 ; * социальная работа проводится не только с теми, кто проходит службу, но и с теми, кто уволен в запас или отставку; * система социальной работы располагает собственной финансовой и материальной базой, газетами и журналами 2. В качестве еще одной тенденции в развитии социальной работы можно было бы выделить, на наш взгляд, всемерное развитие социального законодательства. И это понятно, поскольку подлинная социальная защищенность граждан может быть обеспечена лишь в том случае, когда деятельность по ее обеспечению будет опираться на соответствующую правовую основу. Эта тенденция проявляется в формировании особой отрасли права - права социального обеспечения. В таких развитых в этом отношении странах, как Германия, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) правовые нормы из различных областей социальных льгот и социального обеспечения, а также многообразные формы социальной помощи, оказываемой различным категориям граждан, в том числе и военнослужащим, включая разделы о правовых средствах защиты их прав. В нашей стране за последние годы накоплен значительный массив 1 Следует заметить, что материальная база социальной работы в большинстве военных гарнизонов остается весьма скудной и убогой. По результатам исследований, в среднем в гарнизоне сегодня реализуется лишь 9 видов бытовых услуг (для сравнения: в большом городе их насчитывается до 800). См.: Социальная работа с военнослужащими и членами их семей. М., С См.: Липский И.А. Вхождение в социум // Социальная работа С. 25

18 18 военных ведомств, командиров, штабов и тыловых служб, общественных объединений и организаций по гарантированному обеспечению прав, свобод, льгот, материально-бытовых условий офицерам, прапорщикам (мичманам), сержантам и солдатам, проходящим службу как по контракту, так и по призыву, военным пенсионерам, членам их семей 1. В 1995 году Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ были разработаны методические рекомендации по организации военносоциальной работы, в которых эта работа определяется как система правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, проводимых с целью гарантированного обеспечения материальнобытовых условий и льгот военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил 2. В современной теории военно-социальной работы следует различать широкую и узкую трактовку этой деятельности. В широком смысле, военносоциальная работа это влияние государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц и общественности на социальное обустройство войск через формирование и реализацию государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого военнослужащего и его семьи. В более узком понимании военно-социальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи военнослужащему, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом. Как известно, дать научное определение какой-либо деятельности, означает четко и предельно лаконично определить: цель этой деятельности; ее субъект того, кто ее осуществляет; объект на что или на кого эта деятельность направлена; а также указать средства, используемые субъектами для достижения поставленной цели. Приведенные выше формулировки, на наш взгляд, не в полной мере отражают названные элементы. Исходя из этого, военно-социальную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, по оказанию помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих. 1 Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. (Теоретико-правовой аспект). Автореферат дис. канд. юрид. наук. С.-Пб., С.18; Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М.: Диамант СВ, С См.: Военно-социальная работа в части, подразделении. (Методические рекомендации). М.: ГУВР ВС РФ, С.4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Описание презентации по отдельным слайдам:

 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

К военнослужащим относятся:

К военнослужащим относятся:

Граждане, проходящие военную службу по призыву. Граждане, проходящие военную.

Граждане, проходящие военную службу по призыву. Граждане, проходящие военную службу по контракту. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ.

Статус военнослужащих – это совокупность их прав и свобод, гарантированных го.

Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих.

Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиватьс.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на это законодательством.

Свобода передвижения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передв.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей.

Свобода слова.

Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и уб.

Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников.

Право на участие в управлении делами общества и государства.

Право на участие в управлении делами общества и государства.

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственн.

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Право на труд.

Время прохождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их об.

Время прохождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы.

Служебное время и право на отдых.

Служебное время и право на отдых.

Ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами Воору.

Ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами Вооруженных Сил, военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени, а также не менее одних суток отдыха еженедельно.

Денежное довольствие.

Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответст.

Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и других дополнительных денежных выплат.

Право на жилище.

Право на жилище.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые.

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь.

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь.

Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицин.

Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях по месту военной службы. Военнослужащие подлежат государственному личному страхованию на случай гибели или заболеваний, полученных в период прохождения ими военной службы .

Право на образование и права в области культуры.

Право на образование и права в области культуры.

Военнослужащие имеют право обучаться в военных образовательных учреждениях пр.

Военнослужащие имеют право обучаться в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования не разрешается. За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, где они обучались до призыва. Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения профессионального образования по рекомендациям командиров (начальников), пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.

Проезд на транспорте. Почтовые отправления.

Проезд на транспорте. Почтовые отправления.

Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд: железнодорожном, воздушном.

Увольнение граждан с военной службы.

Увольнение граждан с военной службы.

Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с воен.

Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Правовые основы военной службы,социальная защита военнослужащих

2.История возникновения социальной защиты военнослужащих.

3.Статус военнослужащего, льготы, правовая защита.

Ознакомить обучающихся с понятием социальной защищённости личности, с историей возникновения социальной защиты. Рассмотреть льготы для военнослужащих.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная работа

Планируемые образовательные результаты

Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретённая компетентность

Научаться: определять, какие льготы полжены

военнослужащим, что такое социальная защищённость личности.

Получат возможность научиться: принимать другое мнение, задавать вопросы, осуществлять поиск нужной информации и выделять главное.

Умеют: ставить цель и организовывать её достижения; рассуждать, сопоставлять; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

I . Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи в тетрадь

II. Актуализация знаний

- Что такое социальная защита?

- Что вы понимаете под правовой защитой военнослужащих?

- Что значит престиж военной службы?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

III. И зучение нового материала

Рассказ учителя о социальной защищённости военнослужащих.

Рассказывает, даёт определение социальной защищённости личности- гарантии прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности в соответствии с ролью и характером её труда в обществе.

Слушают, задают вопросы. Делают записи в тетрадь.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учётом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Записи в тетради.

Направляет, нацеливает учащихся на формулирование вопросов к докладчику по проекту. Записать определение понятий вотчина и поместье.

Слушают, формулируют и задают вопросы докладчику.

Индивидуальная. Фронтальная работа.

Устные, записи в тетради.

3.Работа с текстом учебника, с.102

Формулирует задание, нацеливает учащихся на самостоятельное изучение нового материала:

-Познакомиться с новым материалом;

Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют план-конспект.

Записи в тетрадь

IV . Первичное осмысление и закрепление изученного

Формулирует задание, проводит дискуссионную беседу по вопросу. Какие права и обязанности устанавливает данный закон?

Знакомятся с документом, отвечают на вопрос.

Фронтальная работа. Индивидуальная.

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации.

V .Итоги урока. Рефлексия.

- Почему обеспечение военнослужащих направленно на повышенную социальную защищённость?

- Надо ли Государству и дальше заботиться о военнослужащих и их семьях?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.


Введение
Глава 1. Социально-правовая защищенность военнослужащих и членов их семей
1.1. Статус военнослужащих в Российской армии
1.2. Нормативная база и органы, обеспечивающие правовую и социальную защиту военнослужащих
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы вооруженных сил
2.1 Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения
2.2 Социальная защита военнослужащих
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А

Актуальность темы исследования связана с тем, что военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм, регулирующих статус военнослужащих и способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Статус военнослужащего есть совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Государство берет на себя обязанности по социальной защите военнослужащих.
Степень разработанности проблемы. Выбранную мной тему исследования изучали отечественные и зарубежные ученые, такие как Коровников А.В., Акопова В. И., Мигачев Е.Ю., Кудашкин А.В., Артамонов Н.В., Алексеева С. С., Фатеев К.В., Хессе К., Кутафина О. Е. и др., в трудах этих ученых тема исследования не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки.
Цель и основные задачи исследования.
Целью исследования является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.
Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
1. Провести анализ законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод военнослужащих;
2. Рассмотреть правовую и социальную защиту военнослужащих и членов их семей;
3. Разработать рекомендации по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Объект исследования – социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей.
Предметом исследования являются особенности социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.
Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования, проведенного в данной работе, состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для изменения некоторых параметров российской системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной литературы.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Социально-правовая защищенность военнослужащих и членов их семей
1.1. Статус военнослужащих в Российской армии


Глава 2. Основные проблемы социальной сферы вооруженных сил
2.1 Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения

Читайте также: