Слитное и раздельное написание союзов также тоже чтобы зато конспект

Обновлено: 07.07.2024

(по учебнику Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.– М.: Дрофа, 2012.

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

Цель: добиться осознанного правописания союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;

- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;

- создать благоприятные условия для развития у учащихся потребности в совместной деятельности, в самовыражении через различные виды работы; а также для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка;

- содействовать развитию коммуникативных навыков (умение общаться между собой, осознание ценности совместной деятельности).

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа. С-1

III. Актуализация знаний.

На протяжении нескольких уроков мы изучали знания о союзе. Давайте повторим, что мы знаем о союзах. С-2

1. Найдите верные утверждения.

1.Союз – самостоятельная часть речи.

2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.Союзы не являются членами предложения.

4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и

6.Союзы изменяются по числам.

7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.

8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные.

2. Обратите внимание на слайд С-3

(Дверь – препятствие, которое нужно преодолеть. Дверь – вход, открытие).

IV. Формулировка темы урока.

1. Преодолев препятствие, узнаете тему нашего урока. С-4

2. Часть речи, имеющая этимологический корень -юз- (союз).

V. Постановка задач урока. С-4

- Итак, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?

1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

VI. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация. С-5

- Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?

1. Он мал, зато удал.

2. Я поблагодарил друга за то , что он помог.

Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Различай! С-6

За то ------ предлог + мест-е. Зато = но

2. Работа в группах. Объяснить правописание выделенных слов, используя памятку (Приложение 1, 2).

1 гр . Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Коля то(же) прочитал эту книгу.

2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.

Различай! С-7

То же ---------- мест-е + частица. Тоже = также = и

2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я так(же) поеду летом на море.

2. Во всё м городе не было людей, настроенных так(же ) спокойно , как эти двое .

Различай! С-8

Так же ---------- нареч. + частица. Тоже = также = и

3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.

2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.

Различай! С-9

Что бы ------------ мест-е + частица. Чтобы = для того чтобы = с тем чтобы.

1. Задание: каждой группе дан отпечатанный текст, нужно прочитать его так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов (Приложение 3).

1. Журав ль был южный, (за)то

Он в гос ти к нам пожаловал!

2. Благодарю его (за)то,

Что мне перо пожаловал.

1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,

Что(бы) такое придумать заглавное,

Что(бы) сияла ты всеми каратами.

2. Рассказ прочел я быстро то(же),

Сказал о нем примерно то(же).

2. Выборочное письмо. С-10

1в. Выписать предложения с союзами. 2в. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.

1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.

2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.

3 . Друзья то(же) приехали.

4 . На ней было то(же) платье, что и вчера.

5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

6 . Он открыл дверь , что(бы) спуститься по лестнице.

7. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

8. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.

9 . Что(бы) участвовать в олимпи аде, мы очень долго занимались .

10 . Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.

3. Проверь себя и оцени работу! С-11

2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков.

3 . Друзья тоже (= также) приехали.

6 . Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице.

8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов.

9 . Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпи аде, мы очень долго занимались .

1. Желтые, оранжевые ноготки похож и на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.

4 . На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.

5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

10 . Почаще задумывайся, что ( что?) бы хорошее сделать людям.

Кто желает получить оценку в журнал, сдайте тетради.

IX . Итог урока. С-12

1. Что на уроке было открытием?

2. Решили задачи, поставленные в начале урока?

X. Рефлексия. С-13

1. Передайте листочки с ответом: 1. Я во всём разобрался! 2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться… 3. Мне до сих пор трудно понять тему.

2. Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

XI. Домашнее задание. С-14

1. Параграф 33 (записи в словаре).

2. Упр. 401 (1, 2, 3).

Приложение 1

1 гр. Объясни те правописание выделенных слов, используя памятку .

1. Коля то(же) прочитал эту книгу.

2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.

2 гр. Объясни те правописание выделенных слов, используя памятку .

1. Я так(же) поеду летом на море.

2. Во всё м городе не было людей, настроенных так(же ) спокойно , как эти двое .

3 гр. Объясни те правописание выделенных слов, используя памятку .

1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.

2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.

Приложение 2

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Приложение 3

П рочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1. Журав ль был южный, (за)то

Он в гос ти к нам пожаловал!

2. Благодарю его (за)то,

Что мне перо пожаловал.

П рочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,

Что(бы) такое придумать заглавное,

Что(бы) сияла ты всеми каратами.

____________________________________________________________________________

П рочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

Тип урока- открытие новых знаний.

ВложениеРазмер
tema_uroka.docx 22.62 КБ
pravopis._soyuzov.pptx 215.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока- открытие новых знаний.

- формирование умений реализации новых способов действий,

- формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять новые знания.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. На уроке используются современные педагогические технологии: проблемно- диалогическая( на этапе актуализации знаний и постановки темы и целей урока); технология мини- исследования, оценивание образовательных достижений (сомооценка на каждом этапе работы), технология сотрудничества, ИКТ- технология. Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.

На уроке идёт формирование УУД:

- познавательных УД (развитие мыслительных операций);

-регулятивных УД (постановка темы урока, цели деятельности, самоконтроль, самооценка);

-коммуникативныхУД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать своё мнение, работать в сотрудничестве).

1) правило написания союзов;

2) отличать союз от самостоятельной части речи;

3) правильно писать союзы и омонимичные им слова

УМК-М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская- Русский язык 7 класс. М.: Просвещение, 2007.

В данных предложениях найдите 5 орфографических ошибок. Запишите их в правильном варианте. (Слайд №1)

1).В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры.

2).Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались.

3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4).Урожай был невысоким в следствии засухи.

5).В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей.

6).Положите деньги на счёт в банке.

- Сверьте вашу запись. ( Слайд №2).

1). В течениЕ мая всё чаще дули северо- западные ветры.

2). Сговорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня , они расстались.

3). Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

4). Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи.

5). В следствиИ по делу о хищении было допущено много неточностей.

6). Положите деньги на счёт в банке.

-Оцените свою работу по пятибалльной системе. Поставьте отметку. (Можно на поле, можно под работой).

На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи).

-Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос).

-О какой части речи мы вели разговор на последних уроках русского языка? (Союз).

2 . Формулировка темы, целей урока.

- Сформулируем тему урока, определим наши цели.(Правописание союзов и омонимичных с ними частей речи, научиться отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать).

Уточнение темы урока( Слайд №3).

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Цели нашего урока:

1) знать правило написания союзов;

2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи;

3) уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова.

- Что необходимо знать для правильного написания союзов?( Грамматические признаки союза, чем он отличается от других частей речи).

1). Можно переместить часть на другое место.

2). Можно поставить вопрос.

3). Играет связующую роль.

4). Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

5). Нельзя поставить вопрос.

6). Не является членом предложения.

7). Является членом предложения.

8). Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО.

9). Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи).

- Сверим вашу запись со слайдом. ( Слайд №5).Поднимите руки, кто выполнил задание верно. Оцените свою работу.

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место.

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

Не является членом предложения.

Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

4.Первичное закрепление с комментированием .

1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы ) быть счастливым.

5). Берись( за) то , что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.

- Сделаем вывод.(В предложениях 1, 4, 6. 7 выделенные слова- союзы, часть союза нельзя убрать или переставить на другое место, они не являются членами предложения, их можно заменить другими союзами. В предложении 2-местоимение с частицей, которую можно убрать. К местоимению можно поставить вопрос, оно является дополнением. В предложении3-наречие с частицей, к которому можно поставить вопрос как?, член предложения-обстоятельство, частицу же можно убрать или переставить на другое место. В 5 предложении – указательное местоимение с предлогом. Его можно заменить существительным дело, член предложения – дополнение.)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой . (Слайд №7).

Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1) . Что(бы) мне подарить подруге?

2). Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.

3). Незнакомец свернул за(то) здание.

4). Моряки то(же ) ушли в море.

5). Крики птиц смолкли, за(то ) над прудом запел соловей.

6). Не делай то(же ), что и все, если все делают плохо.

7). В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.

8). Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время.

9). Журналисты собрались в студии , что(бы) обсудить проблему.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют работы и сверяют по правильному ответу. (Слайд№ 8).

  1. Что бы мне подарить подруге?
  2. Неслышно былоничего такого, что бы нарушало спокойствие природы.
  3. Незнакомец повернул за то здание.
  4. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
  5. В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность.
  6. Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.

-Поднимите руку, кто в работе не допустил ни одной ошибки, кто одну или две., у кого больше трёх. Оцените вашу работу на этом этапе урока.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторения.

-Отметку за работу выставьте в тетрадь на поля. Поставьте себе общую отметку за урок.

Молодцы! Неплохо поработали.

  • Сегодня я узнал(а)
  • Было трудно…
  • Я выполнял(а) задание…
  • Я понял(а), что…
  • Я научился(ась)…

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.

2).Упражнение 345,346, 347,349, с. 163- 164.(два упражнения на выбор)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В данных предложениях найдите 5 орфографических ошибок. Запишите их в правильном варианте. 1). В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры. 2).Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались. 3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4).Урожай был невысоким в следствии засухи. 5).В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей. 6). Положите деньги на счёт в банке.

ПРОВЕРИМ. 1). В течени Е мая всё чаще дули северо - западные ветры. 2).Сговорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня , они расстались. 3) Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4).Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи. 5 ). В следстви И по делу о хищении было допущено много неточностей. 6). Положите деньги на счёт в банке.

Тема урока : Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. Цель урока: 1) знать правило написания союзов; 2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи; 3) уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова.

Признаки союзов и омонимичных с ними частей речи. 1).Можно переместить часть на другое место. 2). Можно поставить вопрос. 3).Играет связующую роль. 4).Нельзя убрать или переместить часть на другое место. 5).Нельзя поставить вопрос. 6).Не является членом предложения. 7). Является членом предложения. 8).Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО. 9).Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи).

Союзы. Омонимичные словосочетания. Нельзя убрать или переместить часть на другое место. Можно переместить часть на другое место. Нельзя поставить вопрос. Можно поставить вопрос. Не является членом предложения. Является членом предложения. Играет связующую роль. Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи). Заменяем союзами : тоже, также=и , чтобы= для того чтобы, зато= но.

Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы . 1. Приют наш мал, (за)то спокоен. 2).Я спросил, что(бы) мне почитать об этом. 3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега. 4).Надо верить в возможность счастья, что(бы ) быть счастливым. 5).Берись ( за) то , что тебе по душе. 6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом. 7).В радости ведь то(же) нужна помощь.

Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно. 1) . Что(бы) мне подарить подруге? 2).Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы. 3).Незнакомец свернул за(то) здание. 4). Моряки то(же ) ушли в море. 5). Крики птиц смолкли, за(то ) над прудом запел соловей. 6). Не делай то(же ), что и все, если все делают плохо. 7) .В дружбе доверие нужно так(же) , как надежность. 8) .Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время. 9) .Журналисты собрались в студии , что(бы) обсудить проблему .

Проверим Что бы мне подарить подруге. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы. Незнакомец повернул за то здание. Не делай то же, что и все, если все делают плохо. В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность. Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.

Рефлексия. Продолжите предложения: Сегодня я узнал(а) Было трудно… Я выполнял(а) задание… Я понял(а), что… Я научился(ась)…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова.


Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза.


Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"


Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".

Представлена технологическая карта урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре.


Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм.

Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО".

технологическая карта к уроку.

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

Цели и задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания о союзах.
  • Познакомиться с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато (итак, притом, причем, оттого).
  • Учить аргументировать свои высказывания.
  • Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
  • Повторить постановку знаков препинания в сложном предложении.
  • Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
  • Развивать коммуникативно-речевые умения.
  • Уметь работать с текстовыми фрагментами различного характера.
  • Уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку;
  • Обучать умению работать самостоятельно и в команде.
  • Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Задачи сегодняшнего урока: (Слайд 2)

1. Познакомиться с правилом слитного написания союзов тоже, также, чтобы, зато, итак, притом, причем, оттого.

2. Познакомиться с раздельным правописанием омонимичных частей речи.

3. Отработать навыки слитного правописания союзов и раздельного написания омонимичных частей речи.

Открываем тетради. С красной строки записываем число, классная работа.

II. Объяснение нового учебного материала.

Наша задача сегодня научиться отличать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и часто встречающиеся союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО от омонимичных частей речи. Эти союзы всегда пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. А вот сходные с этими союзами слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК ОТ ТОГО пишутся раздельно. Давайте рассмотрим таблицы. (Слайд 3)

ЧТОБЫ (союз)

БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.

Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами:

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ

ЧТО БЫ (местоимение с частицей)

БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.

Местоимение ЧТО можно заменить именем существительным.

ТОЖЕ, ТАЖЕ (союзы) Слайд 4)

ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив его в начало предложения.

ТО ЖЕ (местоимение с частицей)
ТАК ЖЕ (наречие с частицей)

Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения.

К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос.

Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО.

Наречию ТАК соответствует слово КАК, ТАК ЖЕ…, КАК

Запомнить! Всегда пишутся раздельно: (Слайд 5)

ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК

ЗАТО (союз) (Слайд 6)

Союз ЗАТО можно заменить союзом НО.

ЗА ТО (местоимение с предлогом)

Местоимение ТО можно заменить существительным.

На ТО падает логическое ударение.

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (союзы)

Союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ имеют присоединительное значение.

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ= К ТОМУ ЖЕ, ВМЕСТЕ С ТЕМ.

ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (предлог с местоимением)

Местоимение с предлогом пишется раздельно в вопросе или ответе.

ИТАК (союз) (Слайд 7)

Союз ИТАК употребляется в качестве вводного слова в значении: подводя итог, возвращаясь к нашему разговору, следовательно. Вводное слово ИТАК стоит в начале и присоединяет предложение, которое содержит вывод, заключение.

ИТАК= СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОДВОДЯ ИТОГ

И ТАК (наречие с союзом)

Наречие ИТАК близко по значению к наречию ОЧЕНЬ.

ОТТОГО (союз)

Союз ОТТОГО имеет значение причины.

ОТТОГО = ТАК КАК

ОТ ТОГО (предлог с местоимением)

Местоимение с предлогом ОТ ТОГО можно заменить существительным с предлогом.

Делаем вывод: союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ОТТОГО – всегда пишутся слитно. Омонимичные с ними части речи (местоимение с предлогом, наречие с союзом, местоимение с частицей, наречие с частицей) пишутся раздельно.

III. Закрепление изученного материала.

А теперь давай закрепим сегодняшний новый материал. Для того, чтобы было легче работать над этой орфограммой, я предлагаю вам использовать таблицы. У вас это приложение 1.

Упражнение 1 (Слайд 8).

Чей гол будет засчитан? Объясните свой ответ.

Что (бы) мне съесть на завтрак?

Дверь закрыли, что (бы) никто не входил.

Упражнение 2 (Слайд 9)

Прочитайте предложения, раскройте скобки. Выберите нужное ведерко.

Крупная земляника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни от кого не отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. В течение нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже собирали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через полчаса отдыха мы мчались к лесной речонке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из приманок нашего путешествия.

ТОЖЕ, ТАК ЖЕ
ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ

Упражнение 3 (Слайд 10)

Найдите и выпишите предложения с союзами ТОЖЕ, ТАКЖЕ.

1) Была та(же) страшная тишина. И так(же) неподвижно светил месяц.

2) Для тебя шторм так(же) хорош, как и буран.

3) Тот(же) разводной мост через реку, та(же) пристань, тот(же) берег с родниками — ничего не изменилось.

4) Я удостоверился, что вчерашний гость и пассажир были одно и то(же) лицо.

5) Капитан усмехнулся, Николай то(же) сконфуженно улыбнулся.

6) Так(же), как и час назад, свистел ветер в парусах, так(же) шел дождь.

7) Боцман был так(же) печален, ему так(же), как и мне, жалко было покидать порт.

8) Я открываю глаза, вижу те(же) волны, то(же) небо, только при дневном освещении.

Упражнение 4 (Слайд 11)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало,( ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
  • Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
  • (В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
  • (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
  • Ты ТО(ЖЕ) должен иметь это (В)ВИДУ.

Упражнение 5 (Слайд 12)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Определите части речи выделенных слов.

(За)что же, (не)боясь греха, кукушка хвал..т петуха? (За)то, что хвал..т он кукушку. Змея хоть в новой коже, нутро у ней всё то(же). Как много ручейков текут так смирно, гладко (и)так журчат для сердца сладко. Смотри, кума, что(бы) (не)осрамит..ся. "Вот друга я люблю! - вскричал Демьян. - За(то) уж чванных не терплю". И в людях так(же) говорят": "Кто посмирней, так тот и виноват".

Упражнение 6 (Слайд 13)

Откройте конверт и прочитайте письмо!

Найдите ошибки в выделенных словах и исправьте их, расставьте недостающие знаки препинания.

И так, все ясно. Многие поступали итак и сяк. Один рассказывал разные небылицы другой повторял тоже. Причем здесь старший брат когда младший все повторял? Притом случае я не присутствовал. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. Старший брат поет хорошо младший исполняет так же. Непонятно, почему до сих пор их нет. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от концерта у реки? Вместо музыкальных инструментов для оркестра использовали всякую утварь били по чем попало.
По чему вы судите о предстоящей перемене погоды: по направлению ветра по полету птиц или по другим признакам? Все зависит от того что вы скажете. Я жду ответа, причем скорого. Твой друг

Упражнение 7 (Слайд 14)

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Запишите предложения 1-2, раскройте скобки, объясните написание выделенных слов. 2) Определите какой частью речи являются слова ТО(ЖЕ) из предложения 8 и ЗА (ТО) из предложения 13. 3) Укажите количество грамматических основ в предложении 13. 4) Выпишите грамматическую основу из предложения 9.

1 Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. 2. И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. 3. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же сосуд. 4. Звуки эти заполнили всё пространство между рекой и небосводом. 5.Это летели журавли.
6. Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. 7.По береговой просёлочной дороге ехал грузовичок. 8.Его шофёр остановил машину, вышел и то(же) начал смотреть на журавлей. 9.Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам - совершенное творение природы. 10. Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. 11.Оттуда уже сочился осенний воздух, отдающий свежестью. 12. Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. 13. Осени за окном не видно, за(то) стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. 14.Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. 15.Она будто перешёптывается с последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.

Упражнение 8 (Слайд 15)

Задание А

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки и запишите полученный текст.

1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. (И)так, сегодня мы нач..наем изучать тему "Правописание союзов". 3. Выуч..те правило о правописани.. союзов так(же) сделайте два упражнения на эту тему. 4. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 5. Мы то(же) были вчера в парке. 6. Так(же), как и вчера хлестал дождь. 7. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 8. Что(бы) мне вам предложить? 9. (По)тому переулку проехать мы (не)смогли, (по)тому поехали в об..езд. 10. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав.

Задание Б

Расставьте знаки препинания, раскройте скобки и запишите.

1. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое что в открытой воде остаться с худым челном. 2. Сверкнула молния и вслед за (тем) послышался резкий удар грома. 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же). 4. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды оглядываясь по сторонам я понял что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах. 5. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. 6. Я люблю тебя за (то), что ты всегда все умеешь объяснить. 7. Василек во что (бы) то ни стало хотел первым все рассказать брату. 8. Из пяти человек бюро трое были за (то) что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу. 9. В стороне села небо чуть засветилось под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты. 10. От (того), кто не мил, и подарок постыл.

Задание В (Буква В - гиперссылка к слайду 16)

Вставьте в текст недостающие слова. Объясните их правописание.

Слова для справок: так же, за то, за то, что бы, что бы, также, зато, чтобы, зато, чтобы.

1. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась … одна очень странная, не виданная мною рыбка. 2. Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но … подымался ветер. 3. Я люблю Мещерский край … , что он прекрасен. 4. … встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. 5. … он ни говорил, … ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. 6. И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал … , как и я, прислушиваясь к течению ночи. 8. Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, … , что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. 9. Природе надо, … ее любили. 10. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, … на земле во многих местах намело большие сугробы.

IV. Итог урока.

(Слайд 16 – гиперссылка к слайду 2)

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Сегодня мы с вами познакомились с правописанием союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ОТТОГО и омонимичных им частей речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Учебник: Русский язык 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М., 2013.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато ; показать условия различения на письме союзов тоже, также , чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы ; учить подбирать однокоренные слова и синонимы.

Операционно-исполнительный этап

Актуализация имеющихся знаний.

Введение в тему урока.

Объяснение нового материала.

Усвоение и закрепление нового материала.

Рефлексивно-оценочный этап

Информирование о ДЗ

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Константиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

II . Операционно-исполнительный этап

Актуализация имеющихся знаний

На прошлых занятиях вы изучали предлоги и союзы. Предлоги вы уже полностью прошли, выучили все правила их написания, поэтому предлагаю проверить, насколько хорошо вы их применяете на практике. И сделаем мы это в форме словарного диктанта. Будьте внимательны: в диктанте также есть словарные слова. Есть ли желающие выполнить задание у доски на оценку?

(Один ученик выполняет у доски на оценку, остальные – в тетрадях. По окончании ученики на местах меняются тетрадями и проверяют работы друг друга, в то время как учитель проверяет и комментирует ответ у доски).

Словарный диктант:

Классик, впоследствии, как будто, светофор, междугородный, тренироваться, ввиду дождей, для того чтобы, кромешный, ситуация, реальный, в течение недели, резиденция, навстречу гостям, в продолжение месяца, вследствие непогоды, период, в связи с морозами, рецензия на книгу, по окончании школы.

Введение в тему урока.

-Прочитайте, пожалуйста, следующее шуточное стихотворение.

(у каждого на парте по 1му экземпляру)

На меня в обиде друг,

Сколько скуки, сколько мук!

(Не)скем мне пойти гулять,

(Не)кого в кино позвать.

Тоже тягостно ему –

Тошно дома одному.

Первый пусть ко мне придет

(Эгоизм во мне ревет).

Так же думает и он,

Взгляд уткнувши в телефон.

Я не дал ему вчера

Апельсин (моя вина),

Но зато я съем один

Вкусный, сочный апельсин.

И за то в обиде он,

Говорит: я наглый вор,

Также жадина (брехня!) –

Потому обижен я.

Что бы он ни говорил,

Но итог тому один:

Чтобы вместе с другом быть,

Надо нас скорей мирить.

Пусть и вкусен апельсин,

Друг - то у меня – один!

-Видите ли вы одинаковые по произношению, но разные по написанию слова? Какими частями речи они являются? (Также, тоже, чтобы, зато – союзы; так же (нар. + част.), то же, что бы (мест. + част.) (зато мест.+ предлог). Более того, эти слова разные по значению.Такие части речи называют омонимичными .

Возможно, у вас возникали затруднения в выборе слитного или раздельного написания этих слов. Сегодня мы определим, как отличить союзы от омонимичных частей речи.

Запишем тему урока: Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Объяснение нового материала

Откройте учебники на странице 159 и прочитайте правило.

hello_html_190a0d3c.jpg

- Итак, какой вывод мы можем сделать, прочитав правило? Как отличить союзы от омонимичных частей речи?

(1. В сочетаниях с наречиями, предлогами и местоимениями частицы могут быть опущены или переставлены на другое место. 2. Союзы также, тоже можно заменить = и , а союз чтобы – составным союзом для того чтобы, то есть синонимами)

-Обратите внимание, что в первом предложении также – союз, значит, не член предложения, он играет связующую роль.

-Начертим таблицу в тетради на основании этого правила

Отличие союзов от омонимичных сочетаний

Союзы

Омонимичные сочетания

Нельзя убрать, переместить часть союза.

Нельзя задать вопрос.

Не член предложения.

Можно подобрать союз-синоним

Тоже, также = и

Чтобы = для того чтобы

1. Можно переставить часть сочетания на другое местоили опустить.

2. Можно задать вопрос (есть лексическое значение).

3. Член предложения.

-А теперь посмотрим на наше стихотворение и попробуем заменить союзы синонимичными союзами, а у омонимичных слов переставить местами порядок частей (устно 5 человек с мест по 1му четверостишью).

-Молодцы. Продолжим закреплять ваши знания.

Выполняем упражнение № 385 ( Класс списывает полностью все предложения, где нужно раскрыть скобки у слов тоже, также, то же, так же). Два человека работают у доски. Выходят выписывать словосочетания.

hello_html_m5044f4a3.jpg

Так же названы посёлки (так – нар., же – ч.).

То же слово включено (то – мест., же – ч).

Распространено также в других местностях (также = и).

Слово Плёс тоже является названием (тоже = и).

Думаю, у вас не возникнет затруднений, чтобы поработать и с остальными союзами. По аналогии с этим заданием выполним упражнение в тетради и у доски (Полностью в тетради, у доски – словосочетание. Задание у каждого на парте).

Задание: Спишите, раскрывая скобки. Объясните выбор написания: укажите, где союзы, а где омонимичные им части речи, к союзам подберите синоним, напишите его в скобках.

Секунду он молчал, мать см…трела на него то(же) молча (М.Горький). (тоже=и)

2. Она была дружна с Кошевым так(же), как были дружны их родители (А.Фадеев). (так – нар., же – част.).

3. Она сидела в том(же) положении, в каком усадил ее Валек, и всё так (же) переб…рала цветы. (В. Короленко). (так. – нар., же. – част.).

4.Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют (И. Крылов). (за –предлог, то – мест.).

5. Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бе…плодна. (зато =но)

6. Он имел маленький, но за(то) верный зар. боток (зато = но).

5. Не для того же пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осен(н)ий развеял? (Н.Некрасов). (чтобы = для того, чтобы).

6. Что(бы) ниговорили, я выполню эту работу. (что – мест., бы – част.).

7. Он шёл (по)тому пути очень долго. (по – предлог, тому – мест.)

8. Настали ливни, (по)тому река разлилась. (потому = поэтому).

Задание: Придумай сам!

Придумать предложения, в которых также, тоже, зато, чтобы – союзы. И предложения, в которых также, тоже – наречия/местоимения с частицами, предлогом. (т.е. омонимичные слова).

(Работа по вариантам, устный опрос с мест).

в- союзы. 2 в.- омонимы.

Задание: восприятие предложений на слух.

Я зачитаю вам предложения, запишите номера тех, которые пишутся слитно.

Выпишите номера предложений, в которых слова пишутся раздельно/слитно.

1 . Что(бы) мне подарить подруге?

2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.

3. Незнакомец свернул за(то) здание.

4. Моряки то(же) ушли в море.

5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей.

7. Липа в то же время сторонилась других деревьев.

III . Рефлексивно-оценочный этап

-Итак, посмотрим, как вы усвоили правило. Ответьте на вопросы:

-Что отличает союзы от омонимичных сочетаний? (Разное написание и значение)

-Когда мы слитно пишем союзы тоже, также, зато, чтобы, когда…? (Когда можем заменить синонимичными союзами).

-Что отличает союзы от омонимичных сочетаний? (омонимичные сочетания состоят из нескольких частей речи: наречий, местоимений в сочетании с предлогами и частицами. Частицы в предложении можно переставить в другое место или же опустить).

-Что не является членом предложения: союзы или омонимичные сочетания?

Задание: работа с сигнальными карточками.

А теперь я зачитаю вам предложения, ваша задача – определить, когда пишем слова слитно(поднимаем зелёную карточку), когда раздельно (красную карточку)

Делай так же, как я;

Я тоже занимаюсь спортом;

Учусь, чтобы писать грамотно;

Мне тоже не сиделось;

Берись за то, что умеешь;

Что бы мне съесть на завтрак?

Нам тоже становилось страшно;

Все собрались так же быстро, как и разошлись;

Люблю свой край за то, что он прекрасен;

Дверь закрыли, чтобы никто не входил;

Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

На улице дождь, зато воздух чист;

Приготовь то же блюдо, что и вчера.

Информирование о ДЗ.

-Молодцы, спасибо за активную работу на уроке. Запишите задание на дом: параграф 64 (учить правило), упражнение № 389.


На этом уроке мы разберем написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Выясним, как отличить эти союзы от созвучных им сочетаний. И понаблюдаем за общением школьников в Интернете.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато."

· Сегодня мы устроим Интернет-чат.

· Узнаем, как избежать очень распространённых ошибок.

· И запомним несколько интересных приёмов.

Приглашаю вас в чат школьников!


Все пользователи в недоумении.

Грамотей: В ваших предложениях неправильно написаны союзы.

Как неправильные этот пользователь отметил раздельное написание что бы, то же, за то.

Аня: Ой, а как правильно?

Грамотей: Союзы также, тоже, чтобы и зато в русском языке пишутся слитно!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться.

Я тоже хочу поговорить!

А я зато очень грамотная!

Влад: Неправда! В книгах я нашёл такие выражения:

Что бы ты хотел подарить другу?

В то же мгновение мы услышали крик.

Автомобиль нырнул за то здание.

Грамотей: В этих выражениях нет ни одного союза. Все выделенные слова – местоимения с частицами и предлогом.

Влад: Есть сочетания, которые созвучны таким союзам.


Сочетания пишутся раздельно:

· что бы – местоимение с частицей.

· так же – наречие с частицей;

· то же – местоимение с частицей;

· за то – предлог с местоимением.

А союзы пишутся слитно: чтобы, также, тоже, зато.

Союзы и похожие на них сочетания нужно различать!

Аня: А как отличить союз от такого сочетания?

Грамотей: Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания. И замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить.

Что бы ты хотел подарить другу? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Что бы такое мне сейчас придумать? Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл. Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Я сказала родителям то же самое! Если мы уберем же – получится не очень красивое предложение. Поэтому непонятно, слитно здесь нужно писать или раздельно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы.


Давайте попробуем заменить союзы!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы.

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также.

Я сказала родителям то же самое. Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Аня: У нас получилось правило!

Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить

Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но. Чтобы – на для того, чтобы.

Аня: Теперь я знаю это правило так же хорошо, как и ты! Попробуем убрать же. У нас получилось. Значит, нужно писать раздельно.

Влад: Я не забуду его, что бы ни случилось! Если убрать бы – получается не очень красиво. Попробуем заменить что бы союзом для того, чтобы. Не получается. Пишем раздельно.

Оля: Я тоже хорошо запомнила это правило. Удалить же невозможно. Зато тоже можно заменить на также. Пишем слитно, это союз.

Влад: Лучше запиши его, чтобы потом не забыть. Мы не можем убрать бы. Зато можем заменить чтобы на для того, чтобы. Пишем слитно, это союз.

Аня: Мы потратили время, зато стали грамотнее. Мы не можем убрать то. Попробуем заменить зато на но. Получилось. Это союз, пишем слитно.

Влад: Я не сержусь на Грамотея за то, что он сделал нам замечание. Если убираем то, получается не очень красиво. С другой стороны, заменить за то на но, тоже не получается. Значит, это всё-таки местоимение, и писать его с предлогом нужно раздельно.

Читайте также: