Конспект фронтального занятия в старшей группе мебель

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Раджабова Т.А.

(высшая квалификационная категория)

Цель: расширить обобщённые представления детей о мебели и её назначении, об основных видах мебели и её частях.

расширять и активизировать словарь по данной теме;

учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода;

воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.

Оборудование: предметные картинки, мяч

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня с вами мы обсудим одну интересную тему, а что за тема, попробуйте отгадать по загадкам, которые я вам загадаю:

У него четыре ножки

Не такие, как у кошки,

У него еще есть шляпа,

Не такая, как у папы. (стол.)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мишки и не кошки.

Мы не пони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Сами всегда стоим,

Всем садиться велим. (стулья.)

Я удобный, очень мягкий,

Вам нетрудно угадать,

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать (диван)

Две спинки, матрас и четыре ноги.

Что я задумал, скорей назови. (кровать.)

Воспитатель: Какие молодцы, все отгадали! А как вы думаете, как можно одним словом все это назвать? (мебель)

На мольберте выставлены картинки с изображением предметов мебели.

2. Основная часть

Воспитатель: Где делают мебель? (На фабрике.)

Воспитатель: Как называется фабрика, на которой делают мебель? (Мебельная фабрика.)

Воспитатель: Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин.)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего делают мебель?(Из дерева, кожи, стекла, пластика, железа.)

Воспитатель: А как же называется профессия у людей, которые изготовляют мебель? (Столяры.)

Воспитатель: Мы все живем в квартирах или домах. И в каждой квартире есть комнаты, давайте вспомни, как они называются.

(Прихожая, гостиная, спальня, кухня.)

На мольберт выставляются соответствующие сюжетные

картинки с изображением интерьера прихожей, гостиной, спальни, детской комнаты, кухни.

Воспитатель: Представьте, я пригласила вас в гости. Открыла дверь, и вы

оказались. (В прихожей.) Какая мебель стоит в прихожей и для чего она нужна? (Вешалка, шкаф для верхней одежды, тумба для обуви, полка для головных уборов, пуфик, на котором удобно надевать обувь, зеркало.)

Воспитатель: Пройдём в гостиную. Какая мебель в ней стоит и для чего она нужна? (Диван, кресло, журнальный столик, тумбочка или подставка под телевизор, книжный шкаф, шкаф для посуды.)

Воспитатель: Диван и два кресла называются мягкой мебелью. Они мягкие, на них удобно отдыхать.

Воспитатель: Из гостиной мы переходим в спальную комнату. Какая мебель стоит в ней? (Кровать, тумбочка, платяной шкаф.)

Воспитатель: Идём в вашу самую любимую комнату: детскую. Какая мебель стоит здесь и для чего она нужна? (Кровать, письменный стол, стул, полки для книг и игрушек.)

Воспитатель: Какая мебель стоит на кухне? (Обеденный стол, табуретки, кухонный стол, полки для посуды или буфет.) Мебель для кухни называется кухонная мебель.

Воспитатель: Вы увидели квартиру и мебель, которая находится в ней.

Воспитатель: А сейчас рассмотрим вот эту мебель.

На мольберт выставляются предметные картинки с изображением стула, стола, кровати, шкафа, кресла.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, из каких частей состоит мебель.

У стола - 4 ножки, столешница;

у шкафа - стенки, полки, выдвижной ящик, дверцы, ручки;

у кресла - сиденье, спинка, 4 ножки, 2 подлокотника;

у кровати — 4 ножки, 2 спинки, основание кровати.

Воспитатель: Ребята определите, какая карточка лишняя

Табурет - буфет - полка - холодильник.

Диван - кресло - журнальный столик - телефон.

Тумбочка - автомобиль - шкаф - стул.

Книжный шкаф — книга — письменный стол — тумбочка.

Кровать - кресло - настольная лампа - диван.

Стол письменный - стол обеденный - табурет – журнальный столик.

Буфет - диван - стул - кресло.

Воспитатель: Теперь все дружно встали в круг. Я буду бросать мяч, а вы должны, сказать какая мебель, например, если шкаф сделан из дерева - значит, он деревянный.

Кресло обтянуто кожей. Оно какое? (Кожаное.)

Стол сделан из стекла. Он какой? (Стеклянный.)

Полка сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)

Стул сделан из дерева. Он какой? (Деревянный.)

Кровать сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте встанем и немного разомнемся.

5. Физминутка

Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)

И стол большой (разводят руки в стороны)

И отвезем домой (крутят руль)

Воспитатель: Поиграем в игру, вы внимательно смотрите и должны сказать, что не хватает у нашей мебели, какая часть пропала.

Предметные картинки с изображением мебели: стул без спинки, стол без ножки, кровать без спинки, шкаф без дверцы, кресло без подлокотника, диван без ножки.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем еще в игру. Я буду называть вам большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)

У меня большая кровать, а у вас маленькая (кроватка)

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)

У меня большой диван, а у вас маленький (диванчик)

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? Вы все сегодня хорошо поработали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Конспект фронтального логопедического занятия.

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Коррекционно-образовательные:

Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, подбор слов – антонимов, образование прилагательных суффиксальным способом).

Коррекционно-развивающие:

Активизация речевой дея­тельности детей;

Развитие диалогической речи;

Развитие зри­тельного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, графических навыков;

Развитие физиологического дыхания;

Учить детей, давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: презентация, мяч, предметные картинки с изображениями мебели (предметы мебели – игрушечная мебель), тетради, простые карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон). Слайд 1

2. Вводная часть. Объявление темы занятия.(Слайд 2)

Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.

- Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)

1) У него спина большая,

И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать. (Стол)

2) У него четыре ножки,

Спинка и сидение

Но он не для качания,

А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

4) Если ты устал играть,

То ложишься на … (Кровать)

3. Основная часть. Беседа

Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)

Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах?(слайд 4) (Ответы детей).

Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь).

А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)

Но что теперь делать Карлсону?

Ему нужно купить новую мебель.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).

Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.

Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом)(слайд 4)

В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем дляКарлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)

Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

Большая кровать, маленькая…(кроватка).

Большой диван, маленький…(диванчик).

Большой стол, маленький… (столик).

Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

Большой стул, маленький… (стульчик).

Большое кресло, маленькое …(креслице)

Большая тумба, маленькая…(тумбочка)

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

Скажите для чего Карлсону нужен стол? Кровать? Диван? Шкаф?

(Дети отвечают полным предложением).

Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой предмет лишний? (после отгадывания картинка лишнего предмета вешается на магнитной доске)

тапки, кроссовки, табурет, туфли.

шапка, кровать, шляпа, косынка.

платье, пальто, шкаф, брюки.

дуб, береза, сосна, кресло.

Как назвываются все эти предметы одним словом?

Где стоит ваза? Ваза стоит на столе. (ответ ребенка)

Куда укатился мячик?

Где висит рубашка?

Где лежит машинка?

3. Физминутка.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Давайте назовем, какой может быть мебель:

Шкаф высокий, а комод (низкий).

Кровать мягкая, а стул (жёсткий).

Комод большой, а полка (маленькая)

Табурет жёсткий, а кресло (мягкое)

Круглый стол без углов, а квадратный с четырьмя углами.

5. Практическая деятельность.

Ребята, а давайте подарим Карлсону новый стул в его домик.

Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежат тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в левом верхнем углу тетради: 10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.

Цель занятия: расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.

Содержимое разработки

фронтального логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи

для детей группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет

Цель: расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.

Коррекционно-образовательная:

совершенствование грамматического строя речи;

Коррекционно-развивающая:

развитие физиологического дыхания и голоса;

развитие речевого слуха, памяти;

развитие связной речи;

развитие слухового внимания;

развитие диалогической речи;

развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательная:

формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Организационный момент

-Дети, я разрешу сесть тому, кто подскажет мне нужное слово.

-Стул нужен для того, чтобы…

- Кровать нужна для того, чтобы….

- Шкаф нужен для того, чтобы…

- Кресло нужно для того, чтобы…

- Молодцы! Похлопайте себе.

Овладение навыками мышечного расслабления

- Дети, сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших рук.

- Приготовьте ручки. Повторяйте движения за мной.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. ( 3-4 раза)

Развитие общей моторики

-Ребята, встаньте, приготовьтесь к выполнению упражнения.

-Повторяйте движения за мной.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Мы идем, как все ребята,

и как мишка косолапый.

Дети выполняют движения согласно тексту

Развитие мелкой моторики пальцев рук

- Садитесь на свои места.

- Положите руки на парты перед собой.

- Выполняем пальчиковую гимнастику.

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

У стола 4 ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Дети соединяют подушечки всех пальцев вместе, движениями пальцев и запястий раскачивают кисть вправо, влево: вправо – пальцы раздвинуть, влево – мягко соединить.

Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе).

Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки

Массаж лица

- А сейчас вместе со мной выполняем само массаж лица:

Где ты дождик побывал?

Где ты дождик поливал?

Побывал в саду, полил ягоду!

А какую ягоду ты полил саду?

И клубнику, и малину, и смородину!

А крыжовник ты полил?

Ой, вернись назад да полей весь сад!

Дети повторяют массаж лица за педагогом.

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

Лёгкое похлопывание щёк.

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

Мимическая гимнастика

- Сейчас мы поработаем с вами над мимикой лица.

-Представьте, что мы пошли в лес и увидели медведя и конечно же очень испугались! -Покажите мимикой лица, что вы испугались.

- Идем дальше по лесу и на полянке встретили маленьких зайчат, обрадовались им.

- Смотрим, а по деревьям белка скачет – удивились. Покажите как.

Дети выполняют мимическую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

- Для того, чтобы четко говорить, правильно произносить все звуки – выполним гимнастику для губ, языка и нижней челюсти -Внимательно смотрим на меня повторяем:

Для губ: изобразить губами беззвучно произнесение гласных звуков А, У, Ы, И, О.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Развитие дыхания и голоса

-Сейчас выполним упражнение для голоса и дыхания:

- Положите одну руку на грудь, а другую - на живот.

-Делаем глубокий вдох носом, воздух попадает в живот. Он становится круглым, как шарик. Выдыхаем носом, на выдохе произносим звуки: ЫО.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим нарушением речи “Дом. Мебель”.

Костюк И.А., учителя-логопеда МДОБУ № 21 г. Лабинска Краснодарского края.

Тема: Дом. Мебель. (“В гостях у дедушки Якова”).

  1. Уточнять и расширять словарь по теме.
  2. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  3. Составлять предложения с однородными членами.
  4. Учить детей различать предлоги “К” и “ОТ”. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительных падежах.
  5. Развивать логическое мышление.
  6. Развивать речевое дыхание.
  7. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Письмо, магнитофон, кассета.

1. Организационный момент.

Стук в дверь. Принесли письмо.

Логопед: “Ребята, мы получили письмо от дедушки Якова. Он нас приглашает в гости. Пойдём в гости к дедушке Якову.

По дороге мы пойдём

А потом бегом, бегом.

Тёплый день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом посидим,

Потом дальше мы пойдём.

На горе мы видим хату.

Хатка, правда, маловата,

Вот – деревья, вот – кусты,

Вот – душистые цветы,

Окружает всё забор,

За забором чистый двор.

Мы ворота открываем,

К хате быстро подбегаем,

В дверь стучимся.

Кто-то к нам спешит на стук.

В гости к дедушке пришли

И гостинцы принесли.

2. Образование относительных прилагательных.

Логопед: “Здравствуйте, дедушка Яков. Мы пришли к вам в гости”.

Дедушка Яков: “Здравствуйте, детишки. Я рад вам”.

Логопед: “Когда шли к вам, то увидели много разных домов построенных из кирпичей, блоков, брёвен, самана, камня. Крыши домов сделаны тоже из разных материалов. А из чего построена ваша хата? Из чего сделана крыша хаты?”

Дедушка Яков: “Хату строили из турлука (деревянную основу стен обмазывали глиной). Крышу хаты делали из соломы. Иногда крыши хат делали из камыша”.

Логопед: “Ребята, дом, построенный из кирпичей (какой?) – кирпичный.

Дом, построенный из блоков (какой?) - … (блочный).

Дом, построенный из камней (какой?) - … (каменный).

Дом, построенный из самана (какой?) - … (саманный).

Дом, построенный из брёвен (какой?) - … (бревенчатый).

Дом, построенный из дерева (какой?) - … (деревянный).

Крыша, сделанная из железа (какая?) - … (железная).

Крыша, сделанная из шифера (какая?) - … (шиферная).

Крыша, сделанная из соломы (какая?) - … (соломенная).

Крыша, сделанная из камыша (какая?) - … (камышовая).

Дверь из металла (какая?) - … (металлическая).

Дверь из дерева (какая?) - … (деревянная).

3. Развитие речевого дыхания.

Логопед: “Дедушка, что-то у вас в хате прохладно”.

Дедушка Яков: “ Дров надо нарубить да печь протопить. А я не смог – спина болит”.

Логопед: “Поможем дедушке, нарубим дрова. Вдох через нос, руки над головой - в “замке”, выдох через рот произносим: “Ух!”- руки опустить вниз. (Дети “рубят дрова”.)

А сейчас раздуем огонь в печи. Фу, фу, фу!

Логопед: “Мы поможем дедушке убрать в хате.

Всё мы в хате приберём: (Дети имитируют действия, кото-

И полы подметём, рые описаны в стихотворении.)

И воды принести

Мы не позабудем.

В тесто сахару добавим,

Пироги мы в печь поставим.

Всё успеем, всё сумеем,

Всё сумеем сделать”.

5. Отгадывание загадок.

Логопед: “ В хате у дедушки Якова предметов немного. Отгадайте о чём говориться загадках?

Под одни шатром стоят.

В хате нашей новый дом.

Живёт посуда в доме том,

В нём место есть и для конфет,

По ночам во мне ребятки

До того задремлют сладко,

Что не хочется вставать,

Как назвать одним словом кровать, стол, буфет? (Мебель.)

Для чего нужна мебель? (Ответы детей.)

6. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: “Будем мебель мы считать? (Будем.)

Будем мебель мы считать, (Сжимание пальцев в кулак и разжимание.)

Будем пальцы загибать:

Лавка, стол, буфет, кровать. (Загибают пальцы на каждое название ме-

Пятый пальчик мы загнём бели.)

И “сундук” мы назовём.

7. Составление предложений с однородными членами предложениями.

Логопед: “В комнате есть стол, лавка, печь.

В малой хате есть буфет, …, …, …

Логопед: “Ребята, я вам назову предметы, а вы скажите который из них лишний.

Буфет, кровать, сундук, печь. (Печь.)

Стол, лавка, дижка (бочка), кровать. (Бочка.)”.

9. Дифференциация предлогов “от” и “к”.

Дедушка Яков: “Мои кот и пёс принесли мне схемы. А вы знаете, что эти схемы обозначают? Что обозначает эта схема? (Маленькое слово “К”.) А это? (Маленькое слово “ОТ”.) Умеете ли вы различать эти маленькие слова? На каждой схеме есть полоски и стрелки. Чем же отличаются эти схемы? Да, на одной схеме стрелка движется к палочке и обозначает маленькое слово “К”, а на другой стрелка движется от палочки и обозначает маленькое слово “ОТ”.

Логопед: “Наши дети знают эти слова. Дедушка Яков, хотите убедиться, поиграйте с ними в игру “Хлопки”.

Дедушка Яков: “Если услышите маленькое слово “К”, хлопните один раз, “ОТ” - хлопните два раза.

Дети подошли к хате. Катя отошла от стола и подошла к печи. Мальчики поднесли дрова к печи. Олег подошёл к окну. Кошка подбежала к миске. Мурка убегает от Жучки.

Молодцы ребята, хорошо играли.

Логопед: “ А сейчас поиграйте со мной в игру “Скажи наоборот”. Я буду говорить “К двери”, а вы: “От двери”.

К стене - … (от стены).

От кровати - … (к кровати).

К столу - … (от стола).

К лавке - … (от лавки).

От буфета - … (к буфету).

К бочке – … (от бочки).

От сундука - … (к сундуку).

Логопед: “Поиграем ещё? Кто из вас больше придумает предложений с маленьким словом “ОТ”? (Дети придумывают предложения с предлогом “ОТ”.) Кто больше придумает предложение со словом “К”? (Дети придумывают предложения с предлогом “К”.) Молодцы, ребята!

Дедушка Яков: “А недавно мне пришла посылка от моего сына, в которой магнитофон и звуковое письмо от моего маленького правнука. Он ещё маленький, писать не умеет, а всё что хочет мне рассказать, его родители записывают на магнитофонную ленту. Послушайте запись, и помогите понять, что он хотел рассказать в письме.

(Дед Яков читает предложения, а дети их исправляют.)

Мама подошла от стола (к столу), а я убегал к собаке (от собаки). Пёс Шарик подбежал от мне (ко мне) и лизнул в нос. Тут подошёл от мамы (к маме) папа и сказал ей, что Шарика надо покормить. Мама взяла со стола сосиску, подошла от Шарика (к Шарику). Шарик, виляя хвостом, взял сосиску из рук мамы.

Спасибо, ребята, что вы помогли мне понять звуковое письмо правнука Егора”.

10. Итог занятия..

Дедушка Яков: “Помогли вы мне и дров нарубить, и в хате убрать, да и благодаря вам я знаю, что хотел рассказать мой правнук в звуковом письме. Да, что это я? У меня для вас угощение есть – пряники медовые. Угощайтесь.

Логопед: “Спасибо, дедушка Яков. Мы многое увидели, многое узнали. За угощение спасибо. Пора и честь знать. До свидания.

Читайте также: