Конспект занятия безопасность в лесу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: формирование навыков безопасного поведения в лесу.

- продолжать формировать знания у детей об источниках опасности в лесу: насекомые, растения, огонь, старые деревья, гроза;

- расширить представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.

- воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;

- повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность;

- воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её;

- воспитывать любовь к природе.

- развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитатель: Сосны до небес

Пригорки и низинки.

Воздух - чистый, чистый.

И родник с живой

Что это за дом? (Лес.)

Воспитатель: Правильно. Ребята, и что же такое лес?

Лес - это общий дом для растений, животных, птиц. Мы в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушать жизнь его хозяев. Ребята, но даже в самом обычном лесу, человека подстерегает множество опасностей. А какие это опасности, мы с вами сегодня узнаем.

Воспитатель: Для начала посмотрите на картинку.

Воспитатель показывает картину леса.

Что вы видите на картинке? Деревья.

А кому нужны деревья в лесу? Белке. Она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу. Птицам. Строят гнезда на деревьях, находят пищу.

Насекомым и их личинкам. Гусеницы, жуки поедают листья, кору деревьев, муравьи строят муравейник. Животным. Кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев.

В лесу есть много старых сухих деревьев. Старые трухлявые деревья очень опасны для нас, ведь они могут упасть. Поэтому нельзя рядом стоять с такими деревьями, нельзя забираться на них.

Воспитатель: Какие животные живут в лесу? Как можно назвать этих животных, одним словом?

Воспитатель: А вы знаете, что растёт в лесу кроме деревьев? Грибы, ягоды, травы. Много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? Да.

Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? Нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые.

Почему нельзя собирать несъедобные растения? Нельзя собирать, так как они опасны для здоровья, также служат лекарством для диких животных.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, знаете ли вы эту ягоду? Она называется вороний глаз, она растёт у нас в лесу. Она ядовитая. Ещё одна ядовитая ягода называется волчье лыко, её еще называют волчьей ягодой. Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод. Аналогично рассматривают картинки ядовитых грибов (мухомор, бледная поганка).

Воспитатель: Если так получилось, что вы по неосторожности сорвали опасные растения, ягоды или грибы, необходимо обратиться за помощью к взрослым, чтобы они отправились с вами в больницу, если вы отравились.

Воспитатель: Помимо диких животных в лесу обитает много насекомых. Каких опасных насекомых вы знаете? Осы, шершни, клещи.

Воспитатель: Кусали ли вас опасные насекомые? Почему это произошло? Что нужно делать, если укусило насекомое?

Воспитатель: Правильно, необходимо обратиться к взрослому.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, знаете ли вы это насекомое? Это клещ. Они живут на кустах и траве. Они опасные, могут укусить человека и проникнуть под кожу. Отправляясь гулять на природу, нужно быть осторожными. Поэтому в лес нужно одеваться, чтобы не было открытых участков тела. После прогулки нужно осмотреть одежду, тело и переодеться.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно делать, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды.

1. Нельзя трогать насекомых.

2. Нельзя дразниться, пугать, гонять опасных насекомых.

3. Нельзя махать руками, нужно стоять спокойно и прикрыть руками лицо.

4. Там, где много насекомых, носите рубашки с длинными рукавами и брюки, головной убор. Смазывайте открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых.

Воспитатель: А теперь мы можем поиграть на полянке.

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. Ходьба на месте.

Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг. Потягивание.

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. Руки в стороны.

Расстилается ковёр и направо, и налево. Наклоны вправо - влево.

К небу ручки потянули, позвоночник растянули. Потягивания.

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали. Прыжки.

Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? Не ходить в лес одним, а со взрослыми.

Воспитатель: Правильно! Чтобы не заблудиться, не ходить в лес одному. Ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а всё равно заблудилась. Почему? Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.

Воспитатель: Как как же нужно вести себя в лесу, если ты пришёл с родителями? Не надо далеко уходить от них.

Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, если ты заблудился в лесу, не беги, а внимательно прислушайся к звукам. Может быть, услышишь шум машины, поезда, лай собак, говорящих по близости людей. Постарайся понять, откуда идёт звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно.

Воспитатель: Ещё одна из опасностей, которая может застать нас в лесу, это гроза. Как людям вести себя во время грозы и молнии?

Воспитатель: Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать её в овраге, можно лечь на землю, спрятаться под низкими кустами.

Снять металлические украшения (серьги, часы). Отключите сотовый телефон, фотокамеру, фотоаппарат. Уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя. Нельзя использовать зонт в грозу. Молния может ударить в наконечник или спицы.

Воспитатель: Ребята, лес даёт человеку брёвна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи и многое другое. Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня.

Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Спички - наши друзья и помощники, но их нельзя зажигать и бросать горящими ради забавы. Тогда они превращаются в злейшего врага человека.

Какой вред приносит огонь лесу? Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей могут стать причиной лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, погибают животные.

Воспитатель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши, а не относящиеся - топнуть ногой. Пожарный, торт, пила, огнетушитель, компьютер, кисть, мячик, пожарная машина, стол, яблоко, пожарный шланг.

Ребята, а если случится пожар, по какому телефону надо звонить? (01)

- бросать горящие спички;

- оставлять мусор в лесу;

- ломать ветки и деревья;

- разорять птичьи гнёзда и муравейники;

- подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь взрослых;

- слушать пение птиц.

Воспитатель: Ребята, если вы будете соблюдать правила безопасности в лесу, то с вами ничего не случится.

воспитывать бережное отношение к природе, к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь, инстинкт самосохранения, воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

ВложениеРазмер
konspekt_bezopasnaya_progulka_v_les.docx 706.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рожкова Светлана Николаевна

г. Салехард, Тюменской обл.

систематизировать представления детей об опасностях, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила безопасности в лесу;

развивать связную речь детей, расширять словарный запас;

развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций;

воспитывать бережное отношение к природе, к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь, инстинкт самосохранения, воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

Здравствуйте, ребята, я вас всех рада видеть. Я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, поэтому предлагаю сложить в этот мешочек ваши обиду, грусть, злость. Закроем мешочек, а потом унесём подальше от детского сада. Теперь давайте друг другу улыбнемся и начнем наше занятие.

Воспитатель: Ребята, сегодня я увидела на своём столе конверт, это оказалось письмо от Незнайки. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Наступила осень, природа стала такой красивой, золотой, и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне узнать, что за опасности могут ожидать меня в лесу?


Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? (Да, конечно)

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Как много растет деревьев, они просто манят к себе, хочется идти всё дальше и дальше! Какая же здесь может быть опасность?
Как вы думаете, ребята?

Дети: В лесу можно заблудиться.
Воспитатель:

Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться.

Опасность №1: В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они нашли дорогу?

Воспитатель: А теперь сядьте удобнее, сейчас я покажу иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки.

Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?
Дети: Не ходить в лес одним, а со взрослыми.
Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1.

Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.
Воспитатель: ребята, но ведь и Машенька была не одна, а с подружками, но всё равно заблудилась. Почему?
Дети: Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.
Воспитатель: Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями?
Дети: Нельзя уходить от родителей одним в лес, даже если недалеко, ведь лес так заманивает своей красотой.
Воспитатель : Правильно! Это правило номер 2.

В лесу нужно держаться вместе.

Как только потеряешь родителей из вида, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу.

Если ты заблудился в тёмном лесу,
крикни, только погромче, "АУ!"
И тебе отзовётся "АУ!"


Воспитатель : Ребята, Машенька хоть и потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Посмотрите может вам помогут картинки и предметы. (Дети выбирают нужную картинку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Правильно! Не паниковать!

Первое чувство, которое овладеет вами – это страх Если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят, ведь можно ещё дальше, вглубь леса убежать. Остановись, сделай несколько глубоких вдохов и пережди некоторое время. Если рядом окажется пенек, то желательно присесть и успокоиться. Также можно обнять дерево и постоять так некоторое время.

Внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь услышишь шум машин, лай собак, шум реки. Всё это говорит о близости людей. Постарайся понять, откуда идёт звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче — ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут!

-Ребята давайте подумаем и вспомним какие же правила нужно знать, чтобы не случилось беды – пожара в лесу.
( показ слайдов)
1. Костер разводят только со взрослыми.
2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.
3. Не оставляй рядом с костром свою одежду.
4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.
5. Уходя надо убедиться ,что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.
6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.
7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами.
Физминутка.

Чок – чок, каблучок! ( Потопать ногами)

В танце кружится сверчок. ( Покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. ( Покружиться парами)

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке)

Звонко хлопают ладошки! ( Похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

На доске два домика. В первом домике живут насекомые, которые опасны для человека, во втором, которые не опасны для человека. Расселите их по своим домам и объясните, почему?
Итак, какие правила нужно соблюдать, чтобы не пострадать от насекомых?

1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом.
2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров.
3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.
4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место.
5. Не мешать муравьям, не ковырять муравейники, иначе они тебя не укусят.

Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть , но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, он отравится, а иногда отравление может привести к смерти.
Ой смотрите сколько грибов в лесу!
Давайте вспомним какие грибы мы соберем , а какие оставим и не возьмем с собой.
(Дети собирают съедобные грибы)
- А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему?
- Давайте ещё раз вспомним какие опасности нас ожидают в лесу.

( красный цвет – нельзя, зелёный цвет – можно)

Дети становятся в круг, в руках по две карточки.

Предлагаемые детям ситуации

  • Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
  • Трогать осиные гнёзда.
  • Оставлять мусор после похода в лес.
  • Ходить в лес с подружками и друзьями.
  • Собирать незнакомые грибы или ягоды.
  • Жечь траву, костер при сильном ветре.
  • Ходить по незнакомым тропинкам.
  • Ездить с родителями в лес.
  • Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.
  • Все время находиться вместе с родителями. (и т.п.)

А теперь сделаем для Незнайки плакат “Опасности в лесу”.
На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности.
- Спасибо , ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.
Я думаю он теперь с удовольствием пойдет в лес и будет соблюдать все правила безопасности.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание:

Цель: Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе (в лесу, парке).

1. Формирование знаний у детей об источниках опасности в лесу, парке: насекомые, растения, огонь, старые деревья.

2. Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в лесу.

3. Формирование знаний у детей о действиях в опасных ситуациях в лесу.

4. Развитие внимания, логического мышления.

5. Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественное слово, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес? (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).

- Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды). А что такое парк? Зачем мы ходим в парк?

- Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух? (чтобы не болеть, быть здоровыми).

- Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться.

Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли.

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Давайте посмотрим на иллюстрации на доске. Что на них изображено? Какие опасности ждут в лесу и в парке нас?

А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).

Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да)

- Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? (нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые).

- Почему нельзя собирать несъедобные растения?

Нельзя собирать, так как они опасны для здоровья, также служат лекарством для животных.

Послушайте одну небольшую историю. Девочка Маша собирала ягоды, вдруг увидела необычную незнакомую ягоду, съела ее и через некоторое время у нее заболел живот. Что же делать девочке? (ответы детей).

Посмотрите на картинку, знаете ли вы эту ягоду? Она называется вороний глаз, она растет у нас в лесу. Она ядовитая.

-Если так получилось, что вы по неосторожности сорвали опасные растения, ягоды или грибы необходимо обращаться за помощью к взрослым, чтобы они обработали рану или отправились с вами в больницу, если вы отравились.

- Каких вы знаете ещё опасных насекомых?

Давайте вспомним, что нужно делать, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

1. Нельзя трогать насекомых.

2. Нельзя дразниться, пугать, гонять опасных насекомых.

3. Нельзя махать руками, нужно стоять спокойно и прикрыть руками лицо.

4. Там, где много насекомых, носите рубашки с длинными рукавами и брюки, головной убор. Смазывайте открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых.

- Кусали ли вас опасные насекомые? Почему это произошло? Что нужно делать, если укусило насекомое?

Правильно, необходимо обратиться к взрослому. Посмотрите на картинку, знаете ли вы это насекомое? Это клещ. Они живут на кустах и траве. Они опасные, могут укусить человека и проникнуть под кожу. Отправляясь гулять на природу, нужно быть осторожными. Поэтому в лес нужно одеваться, чтобы не было открытых участков тела.

- А теперь мы можем поиграть на полянке (проводится физминутка «Вместе по лесу идём).

Во время физ- минутки звучит спокойная мелодия

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём (ходьба на месте).

Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание).

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер (руки в стороны).

Расстилается ковёр и направо, и налево (наклоны вправо-влево).

К небу ручки потянули, позвоночник растянули (потягивания).

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки).

Дорогие ребята! Давайте сегодня поговорим с вами о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Вот послушайте, как это бывает в сказке.

Не затушенный костер.

Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки, потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:

-Караул! Пожар! Горим! Горим!

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь!- стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать?- спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал медведь-пожарный.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть- перебраться на другой берег он так и не смог. Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?

Нет, пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

Воспитатель:

1. Почему в лесу начался пожар?

2. Как звери боролись с огнем?

3. Как звери спасались от лесного пожара?

4. Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком и бежать, пригибаясь к земле?

5. Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

Воспитатель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?

В лесу и в парке много есть сухой травы, а также старых сухих деревьев. Старые трухлявые деревья очень опасны для нас, ведь они могут упасть. Поэтому нельзя рядом стоять с такими деревьями, нельзя забираться на них.

Наша прогулка по лесу закончилась. Теперь мы возвращаемся в школу.

- Молодцы, погуляли мы с вами хорошо и все были внимательны. Какое у вас настроение? (хорошее). Покажите свое настроение? Я думаю, вы многому сегодня научились и хорошо запомнили правила безопасности в лесу.

Цель: Расширить и углубить знания детей о правилах поведения в лесу.

Задачи: - Обобщить знания о лесе и его обитателях

- сформировать у ребенка культуру поведения на природе

- научить ребенка, как обезопасить себя в лесу

- научить ребенка слышать собеседника и уважительно

относится к мнению окружающих

- сформировать у ребенка по потребность в заботе

о тех или иных представителях животного и растительного мира;

Учитель: Ребята, приближается весна и наступает долгожданное время для походов и экскурсий на природу. Но прежде, чем отправимся на прогулку, соберите, пожалуйста, фрагменты цветных рисунков, которые лежат у вас на парте и скажите мне, что у вас получилось.

(дети собирают фрагменты из цветных рисунков)

Учитель: Ребята, мы собрали с вами фрагменты рисунков и у нас получились какие рисунки?

Дети: Мухомор, клещ, дремучий лес, сокол, первоцветы, гадюка, болото, волчье лыко, вороний глаз, бузина черная, пчела.

Учитель: Правильно, молодцы. А как вы думаете, ребята, где растут эти растения и живут эти животные? И о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Растения растут в лесу и животные обитают в лесу.

Учитель: Совершенно верно. А вы часто бываете в лесу? Как вы думаете, когда находишься в лесу, нужно соблюдать какие-то правила или можно вести себя, как захочется?

Учитель: Но прежде, чем мы отправимся в лес на экскурсию, Оля прочитает нам стихотворение о лесе, а вы можете зажмурить глазки и послушать.

(звучит мелодия леса, голоса птиц, журчание ручья и на фоне этого ученица читает стихотворение)

Ученица: Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель: Ребята, когда мы с вами собираемся на прогулку в лес, мы должны понимать, что мы попадаем в место, которое живет по своим законам природы и мы с вами лишь гости, а гости должные вести себя, как гости и не причинять неудобства хозяину, а именно ЛЕСУ. На экране вы можете видеть пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Лес и воды – краса природы.

Много леса – не губи, мало леса – береги.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

От земли – хлеб, от хлеба – богатство.

Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей.

Кто мать – землю любит, тот голодным не будет.

Земля заботу любит.

Вопрос: А для этого, что мы должны с вами знать?

Ответ: Мы должны знать правила поведения в лесу.

Вопрос: Верно. Но мы должны не просто знать, но и соблюдать с вами эти правила. А почему мы должны соблюдать эти правила? С какой целью?

Ответ: В целях нашей безопасности и чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям.

Вопрос: Совершенно верно. И, конечно, мы должны знать, какие растения ядовитые, а какие нет, как вести себя так, что бы не беспокоить понапрасну обитателей леса. В лесу растет много растений, ядовитых и полезных, цветов, водятся животные, протекают ручьи и малые реки. Давайте немного поговорим об этом и вернемся к нашим картинкам.

Мухомор – это какой гриб? Ядовитый или съедобный? Что вы можете сказать о мухоморе? Но мы должны помнить о том, что грибы ядовитые для людей, могут быть полезны для животных, как лекарство.

Клещ- Как вы считаете, клещи представляют какую-то опасность для человека?

Активность клещей начинает наблюдаться в начале апреля, а к середине мая их численность возрастает в миллионы раз. Лишь относительно небольшое число видов относится к паразитам или переносчикам заболеваний человека, но и непаразитические формы часто вызывают раздражение кожи. Всего клещей около 30 000 видов, 5000 из которых являются энцефалитными. То есть, энцефалитный клещ это не особый вид, а клещ зараженный вирусом энцефалита.

Сокол (птицы). В лесу много птиц и именно весной, они прилетают, вьют гнезда, откладывают и насиживают яйца, потом кормят птенцов. Птенцы, часто выпадают из гнезд. Как, по-вашему, стоит птенцов из леса забирать домой? Если нет, то почему?

Первоцветы. Весной в лесу появляются первые цветы и называют их первоцветами. Какие первоцветы вы знаете? Как вы считаете, надо рвать первоцветы или нет? И почему нельзя их рвать?

Ядовитые растения. В лесу растет много ядовитых растений, многие из них плодоносят ягодами, так и хочется их сорвать и попробовать на вкус. Но делать этого категорически нельзя. Бузина черная, волчье лыко, вороний глаз и многие другие растения являются ядовитыми. Но опять же, будучи ядовитыми для человека, они могут быть полезными для животных.

Гадюка. В лесу водится также много рептилий? Каких рептилий вы знаете ? Среди них самая ядовитая – это гадюка. Как вы думаете, гадюка может нападать просто так? И в каких случаях она нападает? Как надо себя вести идя по лесу, чтобы этого не случилось?

Пчела. Пчелка может больно ужалить, но делает это крайне редко, если вы ее напугаете, будете размахивать руками. Пчелки очень полезные насекомые и большие труженики, к ним надо относиться бережно. Вы знаете о том, что одна пчелка , чтобы собрать килограмм меда, должна облететь 10 миллионов цветков и 300 000 тысяч километров. Ученые установили, что количество пчел с каждым годом уменьшается и это связано с развитием сотовой связи и когда исчезнет последняя пчелка, человечество просто вымрет.

Учитель: Ребята, а вы не устали, а давайте мы проведем веселую физминутку.

Учитель: Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу дальше и попытаемся с вами сформулировать правила поведения в лесу таким образом, что бы обеспечить свою безопасность и не причинить вреда растительному и животному миру леса. Но прежде, мы должны знать, что надо брать с собой в лес, как одеться и самое главное, как себя вести.

Что брать с собой в лес:

- Если вы собрались пойти в лес, предупредите об этом родных.

- Обязательно возьмите с собой спички, компас, нож и заряженный сотовый телефон.

- Идя в лес, надевайте яркую и удобную и теплую одежду, дождевик. Обувь должна быть удобной и лёгкой.

Учитель: Хорошо, это мы выяснили. А теперь я предлагаю, вам самостоятельно выбрать правильные варианты правил поведения в лесу и объяснить, почему надо поступить так, а не иначе.

( дети получают раздаточный материал)

Правила поведения в лесу (правильный вариант)

Не уходить далеко от знакомых мест.

Уметь вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричать, не пугать диких животных, птиц. Они любят добрых детей.

Не рвать цветы, особенно первоцветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не рвать лесные ягоды, грибы, если не знаешь, полезны они или ядовиты

Не ломать зря деревья. От этого они сохнут и погибают.

Не ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду, не оставлять бутылки или осколки стекла; не разводить костры в местах с сухой травой. Помни, что пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Не применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

Не оставлять без присмотра недогоревший костёр;

Не сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена, лучше его закопать. А вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.

Правила поведения в лесу (неправильный вариант)

Я хожу в лес один, никого не предупреждаю

В лесу мы громко смеемся, кричим.

В лесу много цветов, они такие красивые, нарвем букетик для любимой мамы.

А как много грибов и ягод в лесу, я проголодался, надо попробовать.

Какая красивая зеленая ящерка, поймаю и возьму домой в аквариум.

Ну вот поели, попили, можно и домой идти, а мусор такой тяжелый, тащить его неохота, оставим здесь, ничего страшного.

Чтобы костер быстрее разгорелся , дайка плеснем керосинчика;

Костер почти потух, можно и не заливать его водой;

Пластмассовые бутылки так здорово лопаются на костре, как питарды.

Учитель: Наш урок подходит к концу, но у нас осталось несколько минут и я предлагаю, вам сочинить вместе историю о том, как мы сходили в лес.

Примерный рассказ: Однажды ранней весной я решил сходить в лес, ярко светило весеннее солнце, обдувал легкий ветерок, в лесу было свежо и тихо. Я шел по тропинке и наслаждался хорошей погодой, пением птиц, свежим воздухом. Затем я свернул на другую тропинку, потом еще на другую и вдруг под ногами увидел ярко зеленую ящерку, которая тут же юркнула в кусты. Пройдя немного дальше, я увидел большую поляну, на которой росло много подснежников, они были такие красивые и нежные и все тянулись к солнышку. Мне очень хотелось их сорвать, но я решил просто ими полюбоваться, сидя на пеньке. Вскоре солнышко спряталось за тучки и в лесу стало прохладно, я подумал, что слишком легко оделся и стал собираться домой. Но пройдя обратно по тропинке, я понял, что заблудился. Вначале я немного растерялся, но потом все же взял себя в руки и стал думать, что делать и прислушиваться к звукам. Где то очень далеко я услышал сигнал машины и пошел на звук. По мере того, как я шел звук приближался, и вскоре среди деревьев показалась автомобильная трасса, я вздохнул с облегчением. В лесу, конечно, хорошо, а дома лучше.

Учитель: Ребята, у нас получилась поучительная история, которая может случиться и в жизни, поэтому, вы должны помнить всегда, что мы лишь гости в лесу и должны соблюдать правила поведения в лесу.

Читайте также: