Психолого педагогический практикум конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв.

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили. поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников воспитательного процесса.

Обеспечить достаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов по организации работы с данной категорией учащихся.

Выявить проблемные зоны деятельности, разработать основные направления работы.

Систематизировать доступные и эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия с детьми склонными к совершению преступлений, правонарушений и самовольным уходам

Создать условия для совместного сотрудничества, общения, решения проблем.

Продолжительность : 1 час 10 мин.

Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:

-кто в хорошем настроении;
-кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
-кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
-кто еще не поздоровался.

И чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, педагогам, нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста, и взрослые и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разваривать друг с другом, любить и уважать друг друга.

Но если же взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.

Поэтому я рекомендую творчески отнестись к предлагаемым приемам взаимодействия с подростками, правилам общения с ними, дополнив их собственными формулировками.

И для начала давайте вспомним, что всем нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас подросткам.

Психолог: «Вспомните, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, кого-то интересовала учеба, кого-то не очень. Мы дружили, и для нас было очень важно, что про нас думают наши друзья, как к нам относится тот или иной мальчик или девочка. У нас были свои дела, заботы. Кого-то волновала двойка по алгебре, кого-то интересовали туфли на витрине соседнего магазина. Кто-то готовился к олимпиаде, кто-то смотрел на Ленку с соседней парты….

Сейчас я начну передавать мяч. Тот, у кого мяч, пожалуйста, представьтесь и скажите, что было важно для Вас, тринадцатилетнего.

(высказывание участников)

Психолог обращает внимание на то, что учеба и примерное поведение занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще у некоторых был сложный подростковый период. Воспитанникам проживающим в центре тоже сейчас не просто (построение параллели от личного опыта взрослого к актуальному состоянию подростков).

Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение

поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

(обсуждение в группах СЛАЙД № 5 )

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Мелкое хулиганство

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2. Асоциальное поведение –

Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

(обсуждение в группах ( СЛАЙД № 6)

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение –

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

(обсуждение в группах ( СЛАЙД № 7 )

Токсикомания;

Вскрытие вен,

После сделанного вами замечания, ребенок вышел из комнаты, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)

Группа подростков из систематически издеваются над младшим, подстерегая его в разных местах. (насилие–Антисоциальное поведение)

Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой.

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение .

3. Невербальное общение.

Психолог: Наше общение с воспитанниками, осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия.

Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова.

Диагностика (тест ЦТО).

Заполните, пожалуйста, следующие таблицы по инструкции:

Заштрихуйте каждую клетку с цифрой цветом по предпочтению: 1 – самый понравившийся цвет из предложенных; 2 – чуть менее понравившийся;…; 8 – самый не понравившийся.

В соответствии с тем, каким цветом вы обозначили воспитанника и каким по счету этот цвет стоит во второй таблице, заполните третью таблицу (например, ребенок в первой таблице обозначен красным цветом, красный цвет стоит в клетке с номером три во второй таблице, значит, в третьей таблице ребенок пойдет в строку под номером три).

Сейчас вы сами для себя провели тест на социометрию, а именно на то, как вы склонны воспринимать собственных воспитанников. Обратите внимание на фамилии тех воспитанников, которые стоят у вас в 7 и 8 строчке. Не они ли являются наиболее проблемными в вашей группе. Не они ли чаще других склонны проявлять девиантное поведение

Конечно, вы можете мне указать сейчас на то, что ваше отношение к этим воспитанникам как раз и определяется характером их поведения, то есть отношение вторично. Но выяснять, что первично, а что вторично смысла нет, так как это никак не скажется на возможности изменить неудовлетворяющее вас поведение воспитанника. А вот что действительно важно, так это определение ваших повседневных, стереотипных мыслей по поводу этих воспитанников. Чтобы понять насколько влияют наши мысли на наше поведение, а значит и на наши возможности (в нашем конкретном случае на возможности изменить негативное поведение воспитанника), давайте рассмотрим с вами следующую гипотетическую задачу.

На приеме у психолога сидят трое: мама, папа и ребенок. Вдруг психолог хватает камень и швыряет его в стену. При этом папа кидается на психолога с кулаками, мама прикрывает своим телом ребенка, а ребенок начинает плакать. Действие, которое вызвало у всех троих ответные реакции, было одно и то же – психолог бросил камень. Но реакции у всех были разные. Почему? Что послужило причиной разности реакций. Есть только одно объяснение – этой причиной были мысли, который каждый из участников подумал, успел подумать, в данный момент. Именно наши мысли, а не только и не столько внешние факторы определяют наше поведение.

Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.

- Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса.

- А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

- 3адумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с воспитанниками. Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса.

СЛАЙД № 18 рассмотрение социометрии педагогов

- Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально отрицательных несловесных средств общения с подростком!

Мода́льность (от лат. modus — способ) — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Попробуйте снова почувствовать себя ребёнком или старшеклассником. Какие слова вы чаще всего слышали от окружающих вас взрослых?

А теперь перейдите в позицию педагога.

Практикум: Давайте потренируемся!

А теперь поупражняйтесь самостоятельно!

На бланках перед вами слева даны типичные фразы, которые педагоги часто говорят воспитаненикам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Но прежде чем бороться с этими проявлениями, давайте попробуем вместе, найти шаги к установлению отношений с подростками.

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др . В первую очередь воспитатель, да и любой другой человек должен уметь контролировать сое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните свое состояние, когда вы злитесь.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.

Давайте представим такую ситуацию: подросток порезал стенд, который вы долго оформляли.

Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.

В данном случае следует в очередной раз ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Понять почему именно он это сделал. Что он чувствовал?

Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Время проведения. 1 минута

Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.

Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого необходимо научиться не только слушать, но и слышать.

Т ехника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально - динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

4 шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.

Предложение помощи (поддержки).

Психолог просит участников разделиться на группы.

« Перед вами типичные жалобы на подростков. Ваша задача обозначить проблему, дать ей название, найти причины нежелательного поведения и попытаться, как - бы оправдать подростка, учитывая при этом возрастные новообразования, специфику возраста и особенности подростковых проблем и.т.д..

Пример : " 14-летняя воспитанница совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда на просьбы, чем, то помочь и что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто воспитателя и нет вовсе рядом. А взрослым уже надоело повторять: "Сколько раз тебе говорить. " - все равно нет никакого ответа. "Отстаньте!" - и то не всегда соизволит сказать. "

Пример: "Мальчику 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты - он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Только и слышно: "Ага, сейчас!", "Вы мне не указывайте!", "И что вы мне сделаете?".

Пример: "Ребёнок все время мне врет - по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?"

Пример: " 13-летняя воспитанница стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, кто в какой очерёдности будет выполнять обязанности дежурных, и добивается этого, как только может, даже если не все "за"; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, - потому что ЕЙ не нравится. Сначала казалось, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Видно: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей".

Детям, растущим в нашем учреждении, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам ребёнок Его обижают одногрупники. Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит, уходит совсем из Центра. Он не хочет больше сюда приходить, ему неуютно здесь, его никто здесь не любит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

Подошел к вам подросток, загляните в его мир, посмотрите, чем он живет. Что он чувствует, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности? Вы часто слушаете молодежную музыку: поп, рок, уличные песни? Вслушивались в тексты?

Инструкция : Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви.…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.

А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.

Анализ выполненного упражнения.

Цвета обозначающие настроение

И закончить нашу с вами встречу мне хотелось бы словами поэта Халио Гибрата:

. Ты можешь предложить детям свою любовь, но не свои мысли,

потому что мысли у них собственные.

Ты можешь дать приют их телам, но не их душам,

потому что души их обитают в доме завтрашнего дня,

который ты не можешь посетить даже в мечтах.

Ты можешь попытаться быть, как они, но не пытайся сделать их, как ты,

потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается на дне вчерашнем.

Среди множества моделей семьи особое место занимают семьи, имеющие приемных детей. Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать детей. Воспитание чужого ребёнка (по сравнению с биологическим) сопряжено с дополнительными трудностями. Это предъявляет к замещающей семье определённые требования, которые и выступают критериями её подбора, в то же время служат гарантией предупреждения неудачного размещения ребенка в новой семье.

С целью формирования знаний и практических умений для качественного выполнения должностных обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ; подготовки замещающих родителей к решению социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых и практических задач в сфере воспитания приемных детей; оказания личной поддержки и профессиональной помощи замещающим родителям; укрепления районного сообщества профессиональных родителей педагог-психолог СПЦ с ноября 2009г. ежемесячно для замещающих родителей организует занятия в рамках работы методического объединения.

Учебные задачи психолого-педагогического практикума:

обозначить возможные стратегии предотвращения кризисных ситуаций в семье, поддержки дисциплины в семейном воспитании;

Вопрос дисциплины и послушания всегда остается актуальным в процессе воспитания как своих, так и приемных детей.

Думаю, что о такой дисциплине мечтает каждый родитель. Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и ответственным человеком или нет.

Дисциплина – это обучение ребенка соблюдению определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Слово дисциплина происходит от латинского корня, discere, который означает учить.

Приемный родитель, выполняющий функции дисциплинария, является учителем и советчиком, помогающим ребенку учиться.

Цель дисциплины – помочь ребенку сформировать навыки самоконтроля и самоорганизации, сформировать адекватную самооценку и чувство ответственности. Дисциплинированный умеет контролировать свои поступки и руководствуется внутренним сводом правил и принципов.

Наказание – это дисциплинарная мера в отношении ребенка, направленная на коррекцию его поведения (санкция за плохое поведение).

Причины, по которым дисциплина и наказания – это не одно и то же

Воспитывается в ребенке

Налагается на ребенка

Реакция на проблему

Способствует формированию у ребенка

навыков самодисциплины и чувства

Ответственность за изменение поведения

ребенка возлагается на

внешний контроль за поведением ребенка.

Настраивает ребенка на послушание

исключительно в присутствии взрослого.

Создает нравственные рамки и ориентиры

Основано на санкциях и принуждении

Демонстрирует пути предотвращения и неконструктивного решения проблем

Направлено на пресечение нежелательных

форм поведения, но не закрепление

моделей правильного и конструктивного

Обеспечивает развитие навыков

ответственного принятия решений

Препятствует формированию навыков

принятия собственных решений

Стимулирует выработку у ребенка

Может стать стимулом для

нежелательного поведения, если непослушание

является единственным способом

привлечения внимания родителей

Направлена на защиту и развитие личности

Сопровождается причинением эмоциональной

и физической боли

Способствует росту самооценки ребенка и

укреплению его уверенности в собственных

Способно нанести ущерб самооценке,

особенно в случаях применения унизительных

Способствует установлению отношений

сотрудничества между ребенком и взрослым

Приводит к возникновению страха перед

взрослыми и уклонению от общения с ними

Ребенок, изъятый из родной семьи, испытал серьезные утраты. Он перенес разлуку с близкими людьми и страдает от нарушения здоровья и заниженной самооценки. В большинстве случаев эти лишения были вызваны отсутствием должного ухода, а также последствиями физического, сексуального или эмоционального насилия в биологической семье.

В результате многолетнего жестокого обращения и насилия ребенку были нанесены глубокие душевные раны, последствия которых не могут быть быстро преодолены. Физические наказания не способствуют залечиванию этих ран.

Для некоторых детей, которые перенесли тяжкие физические наказания и эмоциональное насилие шлепки и другие формы физического наказания будут малоэффективным средством в корректировке поведения.

Целью помещения ребенка в приемную семью является создание благоприятной и безопасной среды, способствующей его физическому, психическому и умственному развитию и формированию позитивной самооценки. Применение физических форм воздействия на ребенка несовместимо с достижением этой цели.

Отрицательные последствия физического наказания

Физическое наказание дает ребенку сигнал о допустимости применения старшими своей власти и силы для недопущения нежелательных для них действий со стороны младших по возрасту. Поскольку случаи насилия младших над старшими встречаются достаточно редко, применение физических наказаний повышает риск насильственного поведения старших детей по отношению к младшим.

Применением физических форм воздействия дает понять ребенку, что насилие является допустимым способом решения проблем и конфликтов, а также способом выразить свой гнев.

Телесные наказания делают многих детей обидчивыми и злопамятными.

Применение физических форм унижает достоинство ребенка и нарушает его физическую неприкосновенность, что наносит вред его самооценке. Дети не всегда способны соотнести поступок, за который их наказывают, с его последствиями. Они часто думают, что подвергаются наказанием потому, что безнадежно испорчены и недостойны любви окружающих.

По данным исследований в области развития личности ребенка и детской психологии, нежелательное поведение ребенка действительно может быть пресечено путем применения физических мер воздействия. Однако, этот результат недолговечен. Возможно, нежелательное поведение ребенка прекратиться, но только лишь в присутствии родителя.

Физическое насилие может настроить ребенка против родителей. Душевные страдания имеют гораздо более длительные последствия, чем причинение физической боли.

Физическое наказание дает понять, что главное – это не быть пойманным. В ребенке воспитывается скрытность и коварство.

Физическое наказание является нарушением прав ребенка на безопасность. Аналогичные действия в отношении взрослого являются основанием для выдвижения против виновного лица уголовных обвинений.

Ведущий предлагает участникам разбиться на подгруппы и обсудить основные знания, навыки и личные качества родителя, необходимые для воспитания дисциплины. После совместного обсуждения можно подвести итог и дополнить участников.

Это могут быть: Терпение; Решимость; Уверенность; Искренность и забота; Открытость; Дружеская твердость; Способность ясно и четко выражать свои мысли; Знание индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, факторов, влияющих на процесс становления личности; Понимание целей дисциплины; Навыки общения; Понимание знания поступка ребенка (умение уводить скрытый мотив).

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания и возможности ребенка.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружелюбно-разъяснительным, чем повелительным.

Дети и подростки, пережившие психологическую травму, могут испытывать трудности в поддержании разговора. Поэтому они могут не услышать или не понять правила и что от него требуется.

Давайте указания или рассказывайте о правилах простым и понятным языком. Говорите короткими предложениями, четко и ясно. Проверьте, слушал ли вас ребенок и понял ли он сказанное вами. Убедитесь, что все было понято так, как вы хотели.

Работа по подгруппам.

Ситуация№1: Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, разлил молоко.

Ситуация №2: Сын-старшеклассник ходит в школу в дырявых джинсах и отказывается носить другие брюки.

Ситуация №3: Ваша взрослеющая дочка в очередной раз явилась очень поздно без предупреждения.

Ситуация №4: Вам по телефону позвонил родственник вашего приемного ребенка и начал указывать на ошибки вашего воспитания.

Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если, несмотря на какие ухищрения, ребенок не подчиняется?

И тем не менее, от недоразумений никто не застрахован, и может настать тот момент, когда нам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение.

Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя. Малыш, оцарапанный кошкой, или школьник, получивший двойку за невыученный урок, может быть, впервые почувствуют смысл и жизненную необходимость родительского требования.

Как к ним относится? Думаю, их все равно не избежать. Однако, применяя такие наказания, хорошо придерживаться одного очень важного правила

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая – борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще. Показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это главное!

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.

И все же выяснить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю стоит обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите какая реакция возникает у вас самих при непослушании и неподчинении ребенка.

Цель: повышение уровня психолого-педагогической эффективности педагогов в решении педагогических ситуаций.

-мотивация деятельности педагогического коллектива по проблеме девиантного поведения обучающихся;

-способствовать реализации профессионализма каждого педагога в позитивном решении педагогических ситуаций;

-сформировать банк информации по коррекции девиантного поведения обучающихся, посещающих запрещенные сайты в сети Интернет.

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с обучающимся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, которое сопровождается значительным эмоциональным проявлением и направлено на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Сложная педагогическая ситуация не возникает спонтанно. Сигналами возможного ее появления могут служить постепенное ухудшение поведения, необоснованная агрессия, растерянность, невнимательность и др.

Три фазы протекания педагогической ситуации

1 фаза. Конфликтное острое начало с нарушением норм и ценностей одним из участников ситуации.

2 фаза. Ответная реакция соперника.

3фаза. Быстрое изменение ранее сложившихся отношений.

Педагогическое воздействие – особый вид деятельности педагога, цель которого – достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника. В целях воздействия учитель старается преодолеть защиту и барьеры ученика, изменить его психологические характеристики или модели поведения в нужном направлении. В педагогической практике наиболее актуальной является развивающая стратегия воздействия, которая предполагает эмоциональную и личностную открытость самого учителя и реализуется в диалоге в соответствии с педагогической ситуацией. Для учителя главное – развивать субъектность воспитанника.

Компоненты педагогического воздействия :

-когнитивный - знание личностных особенностей ребенка;

-эмоциональный – понимание мотивов его поведения;

-поведенческий – поддержка, помощь, подстраховка ребенка.

Приемы педагогического воздействия базируются на принципах педагогического оптимизма, уважения к воспитаннику, понимания его душевного состояния и мотивов его поступков.

Знание содержания и особенностей ребенка в разные возрастные периоды позволяет предложить приемлемые способы их удовлетворения. Собственно, в передаче детям средств удовлетворения развивающихся у них потребностей и состоит задача воспитания.

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

Этапы развития самостоятельности Способы оптимизации развития детской самостоятельности

1 этап. 5-й класс.

-Терпеливо проявлять внимание с акцентом на положительные качества.

-Поддерживать, повышать уверенность в себе.

-Обсуждать начало взросления.

2этап. 6-7-й классы.

-Обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей.

-Сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках ребенка.

-Считаться с мнением подростка.

-Обсуждать возможные последствия его поступков.

-Не ругать его друзей.

-В спорах пытаться договориться.

4этап. 10-11-й классы.

-Поддерживать подростка в его начинаниях.

-Предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь.

-Быть внимательным к просьбам.

Приемы сближения учителя и ученика

-Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.

-Тщательно готовьтесь к уроку. Не допускайте некомпетентности в преподавании своего предмета.

-Активно используйте умение слушать.

-Не упрекайте ребенка его близкими за неблагополучие в семье, это грубейшая ошибка; такого ученик никогда не простит учителю.

-Школьника можно изменить через позитивные приемы оценки его личности.

-Корректное поведение учителя снижает напряжение в общении.

Возможные способы выхода из трудной ситуации

1. Беседа с ребенком с целью снизить его эмоциональное напряжение.

2. Создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.

3. Обращение к классу за помощью.

4. Нравственные беседы с классом.

Практическая часть

Психолого-педагогический практикум для педагогов по педагогическим ситуациям. Работа в группах.

Анализ возможных конфликтных педагогических ситуаций учителями

Группа 1. Педагогические ситуации

2. Ученик 7 класса на уроке русского языка списывает нужную информацию из Интернета, хотя учитель запретил это делать.

Группа 2. Педагогические ситуации

Группа 3. Педагогические ситуации

1. Лидеры 9 класса решили отпраздновать успешную сдачу экзаменов, купив три бутылки вина. Учитель увидел.

2. Ученица 10 класса на письменном зачете по МХК переписала весь конспект из тетради, предварительно сфотографировав его дома на свой телефон.

Группа 4. Педагогические ситуации

2. На уроке математики в 8 классе эмоционально не выдержанная ученица на вопрос учителя, заданный кому-то из учеников класса, постоянно выкрикивает ответ, опережая того из детей, кому вопрос задан.

Группа 5. Педагогические ситуации

1. Ученик прогулял 5 уроков по информатике в 8 классе без уважительной причины.

2. Ученик 4 класса на уроке чтения несколько раз сфотографировал в телефон своих одноклассников, чем вызвал недовольство.

Группа 6. Педагогические ситуации

1. Насмешки детей во 2-м классе над своим одноклассником. Бойкот. Неадекватная самооценка ребенка.

2. Во 2-м классе мама звонит своей дочери каждый час, начиная с третьего урока, беспокоясь, все ли у нее в порядке, тем самым отвлекая весь класс от учебного процесса.

Группа 7. Педагогические ситуации

2. На уроке обществознания в 7 классе один из учеников сфотографировал учителя и показывал фотографию соседям по парте.

Группа 8. Педагогические ситуации

2. На уроке физики в 7 классе ученики усердно переписывались в телефонах, не слушая объяснения учителя. На замечания никак не реагировали.

Группа 9. Педагогические ситуации

1. Урок физкультуры в 6 классе. Все выполняют упражнения, а один ученик сидит, на учителя не реагирует. На вопросительный взгляд учителя - молчит. Потом посылает учителя, нецензурно высказавшись.

2. На контрольном уроке по биологии в 10 классе ученик упорно списывал из Интернета нужную информацию. Когда учитель, проверив контрольную работу, публично об этом объявила, он разозлился.

Группа 10. Педагогические ситуации

2. Во 2-м классе ученица вышла на перемену в коридор, а свой телефон оставила на парте. Когда вернулась, телефона уже не было. Ребенок расплакался.

Группа 11. Педагогические ситуации

2. Учитель технологии ведет урок в 5 классе. Вдруг слышит какой – то шорох в шкафу. Открыл дверцу, а там сидит ученик.

Рефлексия педагогических ситуаций (индивидуальная/групповая) :

- Что полезного я сегодня узнал (а) на практикуме?

Решение психологического практикума МБОУ СОШ №40

1. Педагогам активно использовать знание особенностей развития детей в разные возрастные периоды для профилактики девиации.

2. Педагогам систематически отслеживать информацию об угрозах в цифровой среде, доводить ее до сведения подростков в качестве профилактики суицидальных тенденций и экстремизма в молодежной среде.

3. Развивать личностный ресурс и социальную успешность обучающихся как инструменты психологического оздоровления и профилактики конфликтных педагогических ситуаций.

4. Классным руководителям довести до сведения родителей информацию о запрещенных для посещения подростками сайтах Интернет.

Психологический уголок в группе

Психологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Педагогические ситуации по ОБЖ * Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека.

Педагогические ситуации и их решение 1. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 7 лет, и.

Педагогические ситуации и их решения на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Методическая разработка Педагогические ситуации и их решения на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

2."Эмоциональное поглаживание".

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

II.Система методов создания ситуации успеха на уроке

Методы дифференцированного обучения

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке

Проектный метод .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

III.Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности.

Приложение 1

Задание даётся в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий 8

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

IV. Технология создания успеха (памятка)

Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

V.Самодиагностика готовности к созданию ситуации успеха

Известен афоризм:

«Каждый ребёнок должен почувствовать себя

Митин С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность: Монография. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. – с. 152-155.

Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Московский психолого-социальный институт: Филинта, 2001. – с. 59- 60.

Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.

Читайте также: