Конспект занятия автоматизация звука л с лунтиком

Обновлено: 07.07.2024

Конспект предназначен для проведения индивидуального логопедического занятия с ребёнком по автоматизации звука [л], а также развитию лексико-грамматических компонентов речи.

Содержимое публикации

Тема:автоматизация [л] в слогах и словах.

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах и словах.

Коррекционно – образовательные: уточнить представление о звуке [л], закрепить правильное произношение звука [л] в слогах и словах, учить определять место звука [л] в слове, закрепить умение согласовывать существительные и прилагательные с числительным, обогащать словарный запас, формировать умение контролировать собственную речь.

Коррекционно - развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие.

Коррекционно — воспитательные: воспитывать самостоятельность, формировать положительную мотивацию к занятию, воспитывать культуру поведения на занятии.

Словарная работа: лоза, баклажан, алыча.

Оборудование: картонные фигуры: Лунтик, Мила, Вупсень и Пупсень, кузнечик Кузя; зеркала; предметные картинки; поля с пальчиковой гимнастикой; картонный поезд с вагонами; ромашки с предметными картинками на лепестках.

Содержание занятия:

Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки

Пальчиковая гимнастика

Итог занятия

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость и зовут его Лунтик. Он просит помочь ему добраться до полянки, где его будет ждать кузнечик Кузя. Поможем Лунтику? (ответы детей)

Артикуляционная гимнастика

- А теперь нужно напечь блинов, чтобы было чем подкрепиться в дороге (упражнение “Блинчик”).

- К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье”).

- А блинчики горячие, давай их остудим? (“Остуди блинчик”).

- После еды почистим зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”).

- Перед путешествием давайте проверим, как перенесем качку (упражнение “Качели”).

- Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на старт. (Упражнение “Индюк”).

Чистоговорки

Логопед: Отправился Лунтик в путь и пока шёл, придумал шуточный стишок про свою подругу Милу.

Ла-ла-ла: у нашей Милы два крыла.

Лу-лу-лу: любит Мила похвалу.

Ло-ло-ло: платье Милочке мало.

Лы-лы-лы: Мила вымыла полы.

Логопед: Начался сильный дождь. Нам нужно изобразить, как стучит наш дождик. Я буду произносить слоги и слова, а вы будете топать ногами, если услышите звук [л].

Л, Г, З, Л,ЛА, МА, МУ, ЛУ, АЛ, ИП, УЛ, ЛАСКА, ЛОЖКА, ПИЛА, КОШКА, СТОЛ, БАШНЯ, ПОЛКА

Пальчиковая гимнастика

Логопед: А чтобы Лунтик не промок, ему нужно попасть под зонтик. Давайте покажем, как Лунтик идёт по дорожке к зонтику с помощью наших пальчиков.

Логопед: Ой, кто это там ссорится? Это же Вупсень и Пупсень.

- Давайте поможем Вупсеню и Пупсеню разделить лепестки ромашки. Посмотрите, на каждом лепестке нарисованы картинки. Вам нужно сорвать только те, в названии которых есть звук [л].

ЛУК, СВЕКЛА, БАКЛАЖАН, ЯБЛОКО, КЛУБНИКА, САЛАТ, АЛЫЧА.

Логопед: Внимательно посмотрите на лепестки, которые остались в ромашке. Вам нужно в оставшихся словах заменить первый звук на звук [л] и назвать получившееся слово.

Рак – лак, рама - лама, роза - лоза, рожки - ложки.

Логопед: Вупсень и Пупсень в благодарность за помощь подарили Лунтику сладкую свёклу, которую сами вырастили на грядке. Нам нужно посчитать, сколько сладкой свеклы подарили.

Одна сладкая свёкла

Две сладкие свёклы

Три сладкие свёклы

Четыре сладкие свёклы

Пять сладких свёкол

Логопед: Мы уже совсем близко! А чтобы ускорить свой путь, Лунтик решил поехать на поезде. Но это не обычный поезд, он отправится только тогда, когда по вагонам правильно будут распределены картинки со словами.

-Их нужно разложить так, чтобы на первом вагоне были все картинки, где звук [л] в начале слова, на втором вагоне - картинки, где звук [л] в середине слова и на третьем вагоне - картинки, где звук [л] в конце слова.

-Поможем Лунтику определить место звуков в слове? (ответы детей)

ЛАМПА, ЛОСЬ, ЛЫЖИ; БЕЛКА, КУКЛА, ПЛАТОК; ДЯТЕЛ, ПЕНАЛ, СТУЛ.

Итог занятия

Логопед: Смотрите, кто это там сидит? Это же кузнечик Кузя! Молодцы, вы помогли Лунтику преодолеть все препятствия и добраться до своего друга. А этот шифр Лунтик оставил для вас. Кто скажет, что он здесь зашифровал?

Конспект будет интересен всем учителям-логопедам ДОУ, работающим с детьми 5-7 лет.

ВложениеРазмер
3._luntik.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука Л у детей 4-7 лет.

Цель: Автоматизация звука Л в открытых слогах ЛУ и словах с открытым слогом ЛУ

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Л, в открытом слоге ЛУ и в словах, содержащих слог ЛУ;
  2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  3. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук в словах;
  4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога, слова (ЛУ, ЛУНА, ЛУНТИК);
  5. Тренировать детей в составлении простых предложений;
  6. Тренировать детей в подборе родственных слов;
  7. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  8. Развивать память, внимание, мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Л; карточки для характеристики звука Л, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; игрушка ЛУНТИК.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Логопед : Дорогой друг, у нас сегодня новый гость. Отгадай, кто это?

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

Логопед: Правильно, это ЛУНТИК. Послушай, ЛЛЛУНТИК – какой первый звук в этих словах? (звук Л).

Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя, и учится правильно произносить звук Л в слогах и словах.

Логопед : Давай вспомним пальчиковую игру про ЛУНТИКА:

Веселый Лунтик, озорной,
С Луны пришел он к нам домой.

(большой палец вверх)

Логопед: Покажи ЛУНТИКУ, как ты делаешь гимнастику для язычка.

Комплекс упражнений на звук Л.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Логопед: ЛУНТИК хочет загадать тебе загадку. Отгадаешь? (ДА)

Ломтиком вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво…

Логопед: Правильно, это ЛУНА. А какой первый звук в слове ЛЛЛУНА? (ЗВУК Л)

Давай долго произнесем звук ЛЛЛЛЛ.

Логопед : Когда мы произносим звук Л (ПОЕМ ПЕСЕНКУ ПАРОХОДИКА):

Артикуляция звука Л.

  1. Губы нейтральны
  2. Зубы немного разомкнуты
  3. Кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы
  4. Воздух проходит по бокам язычка
  5. Сам язычок напоминает седло
  6. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит.

Логопед: Какой звук Л?

Звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)

Звук Л обозначается буквой Л. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Логопед: Сейчас ЛУНТИК будет произносить разные слова, тебе нужно поднять флажок, если ты услышишь слово со звуком Л:

ЛУНА, УМНЫЙ, РУКИ, ЛУКОШКО, РУССКИЙ, СОРВУ, ПОЛУШУБОК, ПОРУБИТЬ, ТРАВУ. И др.

Звуковой анализ слога ЛУ

Какой звук Л? (СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ)

Какой звук У? (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)

Составьте схему слога ЛУ квадратами, сверху положите буквы.

Можно сделать схему слова ЛУНА, ЛУНТИК

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, Лука, луна, лунатик, луноход, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, голубой, Калуга, Колумб, полушубок, полуфинал, полушарие, поцелуй, разлука, силуэт, полумесяц, полугодие.

Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.

- закреплять навыки произношения звука Л в слогах, словах и предложениях;

- упражнять в определении места звука в слове;

- учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие плавного длительного выдоха;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие слухового внимания и памяти;

- воспитывать усидчивость и положительное отношение к занятиям.

Оборудование: компьютер, игрушка Лунтик, картинка раскраска с изображением Лунтика, мячи разного цвета, корзинки, схема артикуляции звука Л, сигнальная карточка, мыльные пузыри, предметные картинки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

-Здравствуй. Какое у тебя сегодня настроение? - Сейчас мы с тобой проведем разминку (ребенок изображает эмоции в соответствии с текстом).

Я люблю, когда ты улыбаешься.

Я люблю, когда ты удивляешься.

Я не люблю, когда ты обижаешься.

Я не люблю, когда ты злишься.

Я люблю, когда ты улыбаешься!

- К нам на занятие сегодня придет гость из мультфильма, а чтобы узнать кто, тебе нужно отгадать загадку.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны-

Знают, любят малыши.

- Лунтик. (появляется игрушка Лунтик)

- Какой звук потерял Лунтик?

- Это звук Л.

- Поможем ему вернуть звук Л? А для этого поиграем с этим звуком вместе с Лунтиком.

III. Артикуляционная гимнастика.

- А чтобы наш звук получился правильный, нужно выполнить гимнастику для язычка. Выполним ее вместе с Лунтиком и веселыми картинками (картинки выплывают на экране поочереди).

IV. Развитие физиологического дыхания.

- А откуда прилетел Лунтик? – С луны.

- Он прилетел к нам с непустыми руками, а с волшебной коробочкой. Открой и посмотри что там? – Мыльные пузыри. – Ты любишь надувать мыльные пузыри?

- Мы сейчас с ними поиграем. Но в каждой игре есть правила: вдох мы делаем – носиком, а выдох – ротиком, следи, чтобы щеки не надувались.

V. Анализ артикуляции звука.

- Вспомни, какой звук мы помогаем Лунтику вернуть? – Звук Л.

- Расскажи Лунтику по схеме, как нужно правильно произносить звук Л.

- В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук Л? – Зубки? – Где находится язычок? – Что с горлышком? – Значит звук Л какой?

VI. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас я буду произносить разные звуки. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л : м, п, л, к, т, л, ш, л; Па, ло, му, лы, та, ду, лу, мы, ла.

VII. Автоматизация звука Л в слогах.

- Лунтик любит играть в мячи и хочет чтобы мы с ним поиграли. В корзинах мячи разного цвета.

- Скажи слог ЛА столько раз, сколько у Лунтика красных мячей.

- Скажи слог ЛО столько раз, сколько синих мячей.

- Скажи слог ЛУ столько раз, сколько зеленых мячей.

- Скажи слог ЛЫ столько раз, сколько желтых мячей.

VIII. Автоматизация звука Л в словах.

- А ты знаешь, лунтик любит цветы. Подарим ему их. Но дарить будем только те цветы, в названиях которых есть звук Л. (Цветы лежат на полу, на каждом цветочке картинки).

- У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты волшебной палочкой. Преврати большие предметы на картинке, в маленькие. (Ребенок волшебной палочкой дотрагивается до картинки и называет большой, а затем маленький предметы).

- Молодец. Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук Л.

Лунтик очень аккуратный. Если поиграл, нужно за собой убрать. Помоги разложить картинки по коробкам. Если в названии картинки звук Л стоит в начале слова, то положи ее в первую коробку, если в середине, то во вторую, а если звук Л в конце слова, то в третью коробку.

IX. Автоматизация звука Л в предложениях. Работа над связной речью.

У Лунтика на Луне есть знакомый волшебник. Он написал ему письмо, в котором все перепутал. Помоги Лунтику. Внимательно послушай предложения, исправь ошибки, скажи правильно, а потом найди подходящую картинку.

- На луне небо. (На небе луна).

- Лук полол Клаву. (Клава полола лук)

- Волны плывут по лодке. (Лодка плывет по волнам)

- На белке сидела елка. (Белка сидела на елке)

- У голубого платья есть кукла. (У куклы есть голубое платье)

(Если у ребенка не получается самостоятельно составить, логопед помогает ребенку)

На столе лежит картинка смайлика. Если ты считаешь что занятие прошло хорошо, и мы помогли Лунтику, то нарисуй смайлику веселую улыбку, а если нет, то нарисуй грустную улыбку.

XI. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Кто приходил сегодня к нам в гости? Понравилось тебе сегодня играть с Лунтиком? Чему ты научила Лунтика?

- Молодец! Ты сегодня хорошо занималась!

- Лунтик говорит тебе спасибо, теперь он может говорить слова правильно, и дарит на память свой портрет. (Картинка-раскраска с изображением Лунтика).

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука л в словах и словосочетаниях. Цель: закрепление правильного произношения звука л в речи. Задачи: формирование самоконтроля во время произношения звука, закрепление фонематических.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: 1) коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: Коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с] Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях;.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: автоматизация [л] в слогах и словах.

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах и словах.

Коррекционно – образовательные: уточнить представление о звуке [л] , закрепить правильное произношение звука [л] в слогах и словах, учить определять место звука [л] в слове, закрепить умение согласовывать существительные и прилагательные с числительным, обогащать словарный запас, формировать умение контролировать собственную речь.

Коррекционно - развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие.

Коррекционно — воспитательные: воспитывать самостоятельность , формировать положительную мотивацию к занятию, воспитывать культуру поведения на занятии .

Словарная работа: лоза, баклажан, алыча.

Оборудование: картонные фигуры: Лунтик, Мила, Вупсень и Пупсень, кузнечик Кузя; зеркала; предметные картинки; поля с пальчиковой гимнастикой; картонный поезд с вагонами; ромашки с предметными картинками на лепестках.

Содержание занятия:

Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки

Пальчиковая гимнастика

Итог занятия

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость и зовут его Лунтик. Он просит помочь ему добраться до полянки, где его будет ждать кузнечик Кузя. Поможем Лунтику? (ответы детей)

Артикуляционная гимнастика

- А теперь нужно напечь блинов, чтобы было чем подкрепиться в дороге (упражнение “Блинчик”).

- К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье”).

- А блинчики горячие, давай их остудим? (“Остуди блинчик”).

- После еды почистим зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”).

- Перед путешествием давайте проверим, как перенесем качку (упражнение “Качели”).

- Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на старт. (Упражнение “Индюк”).

Чистоговорки

Логопед: Отправился Лунтик в путь и пока шёл, придумал шуточный стишок про свою подругу Милу.

Ла-ла-ла: у нашей Милы два крыла.

Лу-лу-лу: любит Мила похвалу.

Ло-ло-ло: платье Милочке мало.

Лы-лы-лы: Мила вымыла полы.

Логопед: Начался сильный дождь. Нам нужно изобразить, как стучит наш дождик. Я буду произносить слоги и слова, а вы будете топать ногами, если услышите звук [л].

Л, Г, З, Л,ЛА, МА, МУ, ЛУ, АЛ, ИП, УЛ, ЛАСКА, ЛОЖКА, ПИЛА, КОШКА, СТОЛ, БАШНЯ, ПОЛКА

Пальчиковая гимнастика

Логопед: А чтобы Лунтик не промок, ему нужно попасть под зонтик. Давайте покажем, как Лунтик идёт по дорожке к зонтику с помощью наших пальчиков.

Логопед: Ой, кто это там ссорится? Это же Вупсень и Пупсень.

- Давайте поможем Вупсеню и Пупсеню разделить лепестки ромашки. Посмотрите, на каждом лепестке нарисованы картинки. Вам нужно сорвать только те, в названии которых есть звук [л].

ЛУК, СВЕКЛА, БАКЛАЖАН, ЯБЛОКО, КЛУБНИКА, САЛАТ, АЛЫЧА.

Логопед: Внимательно посмотрите на лепестки, которые остались в ромашке. Вам нужно в оставшихся словах заменить первый звук на звук [л] и назвать получившееся слово.

Рак – лак, рама - лама, роза - лоза, рожки - ложки.

Логопед: Вупсень и Пупсень в благодарность за помощь подарили Лунтику сладкую свёклу, которую сами вырастили на грядке. Нам нужно посчитать, сколько сладкой свеклы подарили.

Одна сладкая свёкла

Две сладкие свёклы

Три сладкие свёклы

Четыре сладкие свёклы

Пять сладких свёкол

Логопед: Мы уже совсем близко! А чтобы ускорить свой путь, Лунтик решил поехать на поезде. Но это не обычный поезд, он отправится только тогда, когда по вагонам правильно будут распределены картинки со словами.

-Их нужно разложить так, чтобы на первом вагоне были все картинки, где звук [л] в начале слова, на втором вагоне - картинки, где звук [л] в середине слова и на третьем вагоне - картинки, где звук [л] в конце слова.

-Поможем Лунтику определить место звуков в слове? (ответы детей)

ЛАМПА, ЛОСЬ, ЛЫЖИ; БЕЛКА, КУКЛА, ПЛАТОК; ДЯТЕЛ, ПЕНАЛ, СТУЛ.

Итог занятия

Логопед: Смотрите, кто это там сидит? Это же кузнечик Кузя! Молодцы, вы помогли Лунтику преодолеть все препятствия и добраться до своего друга. А этот шифр Лунтик оставил для вас. Кто скажет, что он здесь зашифровал?

ГКЫН МОЛОДЦЫ ПРУ (МОЛОДЦЫ)

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Что вы сегодня узнали нового?
- Что вам понравилось на занятии?




Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь давайте вернемся на наш корабль. Нам пора возвращаться обратно. А на обратном пути расскажем стишок про Лунтика.
11.Автоматизация [л] в чистоговорках.
Дети за логопедом повторяют чистоговорку и массируют пальцы рук пружинкой Су – Джок.
Ла –ла – ла, стоит Лунтик у стола.
Лу –лу –лу, подойдем и мы к столу.
Лы –лы –лы, Лунтик вымыл все столы.
Ла – ла – ла, Лунтику мед несет пчела
Ла –ла – ла, Лунтик, как идут дела?
12. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какие задания были сложными для вас?
Какие понравились игры?
13. Оценка работы детей.
Логопед:
Вы прекрасно играли, и Лунтик вам очень благодарен и дарит на память о нашем путешествии картинку – раскраску.

Читайте также: