Межнациональные отношения на кубани 11 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

3 Многие века Кубань является тем местом, с которого люди не хотят возвращаться обратно. Наши пейзажи, теплая погода и дружелюбные люди пленят приезжих. Именно поэтому Кубань является многонациональным краем.

4 На Кубани проживает больше 120 национальностей (основную долю из них составляют русские), среди них: украинцы, армяне, адыгейцы, греки, грузины, корейцы и т.д. Необходимо относиться ко всем как к равным себе, знать культуру проживающих рядом с тобой народов, и помогать другим. Именно это подчеркивает лучшие человеческие качества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК № 1 ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЬ _______________ ДАТА __________ КЛАСС ___9___

Тема: КУБАНЬ В ХХ-ХХ I веках: ДОРОГОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО МИРА И СОГЛАСИЯ.

Личностные УУД:

осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации;

развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации;

формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

Коммуникативные УУД:

излагать свою точку зрения (позицию);

анализировать и аргументировать свои суждения;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

Познавательные УУД:

владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;

знать и определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

развитие практико-ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности.

знать основной этнонациональный состав Краснодарского грая;

понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России, Кубани и освоение культуры межнационального общения в современном мире;

знать и уметь объяснять значение понятий: этнос, народ, нация, дискриминация.

ЭОР (презентация к уроку). Оборудование:

Работа с терминами.

Основные понятия: этнос, народность, нация, конфессия. дискриминация.

Тип урока — комбинированный урок.

I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Задача учителя: развивать мыслительные способности учащихся, актуализация знаний учащихся, выработка ими собственной позиции по заданной проблеме.

2 шаг.

Актуализация знаний по теме (методом мозгового штурма знания расширяются).

Работа с терминами и понятиями.

2.Сформулировать список конфессий, проживающих на Кубани, и предположить, с какими проблемами они могут сталкиваться. ________________________________________________________________________________

II фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Работа учащихся в группах с источником информации.

Выполнение задания №2 по группам.

Задание №2
I группа

Комментарий (почему привлекла ваше внимание)

Вопросы учителю

Цель урока: обратить внимание учащихся на многонациональный состав Кубани с древности до наших дней; рассказать о вхождение народов региона в состав России; выделить основные этапы истории формирования региональной многонациональной общности.

Задачи: - развитие уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, чувства долга и доброжелательности по отношению друг к другу мигрантов и принимающего населения; - углубление знаний традиций, культур, обычаев различных народов и народностей, проживающих на одной территории;

Оборудование урока: мультимедиа проектор.

1.Народы Кубани с древности до наших дней.

2.Вхожение народов региона в состав России.

3.История формирования региональной многонациональной общности.

- Дайте определение понятиям: племя, этнос, нация, народ.

- Дайте определение понятию толерантность.

- Что называется этнической толерантностью?

Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы — черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатерины II.

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения — Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань, в нагарную полосу, амшенских армян — выходцев с территории Турции.

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области — на 437% . К 1917 году большинство на Кубами составляло славянское население, не относящиеся к казачьему сословию.

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам).

В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест.

Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане). В 1990-х годах на территории Краснодарского края появились представители езидской диаспоры.

Учитель: Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это — ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ — один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого — сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года. Достаточно вспомнить Кавказскую войну прошлого века, в результате которой этот регион был присоединен к России, и выселение нескольких народов в ходе сталинских репрессий.

^ Причины обострения межнациональных конфликтов:

Во-первых, культурные и языковые различия, несмотря на тенденции к ассимиляции, поглощению одних народов другими, обнаруживают особую стойкость даже в развитых обществах.

Во-вторых, возрождение этничности в развитых странах сопровождалось появлением новых политических лидеров меньшинств, которые отстаивают право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.

В-третьих, во всех многонациональных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств.

В-четвертых, изменения национального состава населения вследствие миграционных процессов и (или) различий в темпах роста отдельных групп нарушают сложившееся этническое разделение труда, обостряя межгрупповое соперничество.

В-пятых, ускорение социально-экономического развития особенно на ранних стадиях индустриализации, скорее усиливает, нежели ослабляет, этническое обособление, обостряет соперничество за ресурсы, распределение благ и привилегий .

Россия исторически сформировалась как многонациональное государство и остается таковым сегодня. Первое и основное ее отличие от других стран заключается в том, что своим возникновением она обязана не только, а может, и не столько завоеванию других народов, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению нерусских народов. Простые люди всегда умели мирно уживаться друг с другом, хотя порой принадлежали к очень разным культурам.

Стоит оговориться, что это — лишь исторический пример, который трудно приложить к нынешней ситуации, новым экономическим, социальным, технологическим реалиям.

Вопрос об этнической принадлежности езидов окончательно не решен. Большая часть езидов считают себя уникальным этносом и всячески подчеркивают неправомерность отождествления их с курдами. Язык езидов (ездики) принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Возможно, когда-то у них существовала собственная письменность, забытая со временем. Сегодня езиды пользуются русскими и латинскими буквами. Наряду с родным языком большинство армянских езидов владеют армянским и русским. Езиды проживают в основном в Ираке, Иране, Турции, Сирии и Армении. Они сохранили традиционную социальную структуру, главной особенностью которой являются касты. Все езиды разделены на две категории: миряне и духовный класс. Мирянами являются мриды и беки, а духовенством — шейхи и пиры. Кастовая принадлежность передается по наследству. Брачные отношения с представителями других национальностей, а также между езидами разных каст встречаются крайне редко. Среди сельского населения они вообще недопустимы. В случае нарушения запрета, провинившимся грозит изгнание из общины. Главой семьи является отец или старший сын. Принцип старшинства также соблюдается среди женщин. Мужчины занимаются всеми хозяйственными и семейными проблемами. Они также являются главными в религиозно-ритуальной жизни. Однако езидские женщины пользуются значительно более широкими правами, чем женщины-мусульманки. В поселке Красносельском Гулькевичского района новые поселенцы некоторое время вызывали у местных жителей сложные отношения к себе. Прежде всего, это было связано с иным темпераментом, иными культурными традициями езидов. Первые переселенцы были в основном сельскими жителями из горных селений Армении. Они отличались низким уровнем грамотности, не всегда понимали цель получения образования. Дети, поступившие в школу, сталкивались с огромным языковым барьером и новыми для них нормами поведения. Традиционно женщины – езидки имели в лучшем случае 4-5 классов образования. Они с трудом умели читать и писать. Особенные трудности вызывали ранние браки. Даже, находясь в Российской Федерации в 90-е годы, брачный возраст девочек равнялся 14-16 годам, мальчиков 16-18. Девочки обычно оканчивали 6- 7 класс, далее следовала помолвка, после которой девушка должна была находиться дома до замужества. Главным занятием на новом месте была торговля, которой занимались мужчины. Поэтому среди мальчиков- езидов интерес к получению образования практически отсутствовал. Возможно, причиной этому могло быть и кастовое деление. Появившись в новой для них школьной среде, дети вызывали не только интерес, но и даже неприятие среди русскоязычных сверстников. Поэтому в нашей школе были выполнены следующие задачи:

1.Воспитание понятия толерантности.

2. Возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

3. Учащимся были показаны последствия проявления нетерпимости между народами и культурами.

4. Познакомили с культурой, историей этносов представленных в классе.

В результате проведенной работы адаптация обучающихся проходит успешно, отсутствуют конфликты на межнациональной почве. Последние пять лет повысился брачный возраст езидов. Девушки получили возможность заканчивать 9 классов и получать дальнейшую профессию. Мальчики получают полное среднее образование. Многие выпускники продолжают обучение в техникумах и Вузах.

В настоящее время ситуация сильно изменилась. Это связано с повышением престижа образования, началом понимания новой культуры, осознание и гордость за собственную этническую принадлежность. Вместе с тем езиды продолжают бережно хранить свои культурные традиции. Например, в период приготовления к свадьбе все также совершается обряд жертвоприношения. Используется свадебное дерево, символизирующее семейный достаток и благополучие, молодых встречают хлебом, который кладут на плечи жениха и невесты. В период застолья женщины и мужчины сидят за разными столами. Но можно наблюдать и изменения, возникающие при взаимодействии с европейской культурой. Это изменение свадебного наряда жениха и невесты, вместе с традиционной пищей все чаще на столах встречаются и традиционные блюда народом Кубани.

^ Подведение итогов урока:

1.Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991. С. 33–34.

2.Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска // История края. Т. 1. Екатеринодар, 1910. С. 610–611.

3.Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар, 1991. С. 8–9.

4.Виноградов В. Слишком преданы свободе // Армавирский собеседник. 22 окт. 1992. С.1.

Научно-методическое содержание урока. Краснодарский край – многонациональный край. Формирование современного национального состава края. Многообразие культур и народов Кубани. Межэтнический мир и согласие.

Ведущие понятия: народ (этнос), толерантность, ассимиляция.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Кубани как многонациональном крае.

Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.

- О чем это стихотворение? (Ответы учеников.)

- Какие особенности имеет национальный состав населения Краснодарского края, как он сформировался? На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Краснодарский край – многонациональный край.


- Общая численность населения края составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей – после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5%, сельского – 47,5%. Плотность населения – 67,9 чел/км 2 (данные 2010 года).

- На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. Основную часть населения составляют русские. Для нашего региона характерно компактное расселение групп различной национальности, как проживающих с древних времен – греки, армяне, украинцы, адыги, так и появившихся сравнительно недавно – немцы, турки-месхетинцы, крымские татары. С конца 1980-х годов в регион усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В крае проживает:

  • 4300 тыс. русских,
  • 246 тыс. армян,
  • 193 тыс. украинцев,
  • 38 тыс. белорусов,
  • 30 тыс. греков,
  • 20,2 тыс. немцев,
  • 19,3 тыс. адыгейцев.

- Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. А наш класс – многонациональная семья. Ребята, какие национальности представлены в нашем классе? (Ответы учеников.)

Мир Россия Краснодарский край
Количество народов 4000 130 120
Крупнейшие по численности народы. Китайцы – 20%
Хиндустанцы – 7,2%
Англичане – 6,1%
Бенгальцы – 4,1%
Русские – 3,6%
Русские – 43%
Татары – 3,7%
Украинцы – 3%
Народы Дагестана – 1,5%
Русские – 82,3%
Армяне – 5,4%
Украинцы – 2,6%
Греки – 0,5%
Адыгейцы – 0,2%

- Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? Как шло формирование современного национального состава Кубани?

Учитель: Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников.)

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

- Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)

Интересные факты.

- В VI веке до нашей эры на Таманском полуострове и Черноморском побережье располагались древнегреческие колонии: Фанагория, Кепа, Гермонасса, Горгиппия.

- В I веке нашей эры реку Кубань греки называли Гипанис.

- В 944 году князь Игорь заключил с Византией договор, свидетельствующий о ранней эпохе владычества русских на крайнем юге.

- После войны с Турцией (1787-1791) река Кубань стала границей, и вся правобережная часть Кубанского края вошла в состав России.

III. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что было для вас непонятным?
  3. Что особенно запомнилось?

Учитель: Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе и у нас: в школе.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание. С помощью Интернета найти интересные сведения о культурных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края.

Читайте также: