Имя существительное и его роль в художественных текстах конспект урока в 10 классе

Обновлено: 06.07.2024

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:воспитание уважительного отношения к родному языку; воспитание коммуникативных умений и навыков.2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт;

• Развитие монологической речи учеников;

• Развитие умения анализировать свою деятельность.

совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;• Совершенствование навыков работы по развитию устной и письменной речи (мини-сочинение)

Организационный момент.Вступительное слово учителя – стадия вызова.

II.1 Мы живем в большом и очень многообразном, постоянно меняющемся мире. Но все, что мы видим вокруг себя, все, что существует вместе с нами, можем как-то назвать. Согласны с этим? Какая часть речи помогает нам в названии всего существующего?

II.2 Этот ответ и будет темой нашего урока

II.3 Открываем тетради, записываем число, тему урока (запись в презентации на доске).

III. Стадия осмысления

III.1 Какие ассоциации у вас связаны с именем существительным?

(дети называют ассоциации, учитель на доске составляет кластер, деля сразу предложенные ассоциации на группы: общее значение части речи, морфологические признаки части речи; синтаксическая роль в предложении; иллюстративные примеры).

III.2 По какому признаку мы составили этот кластер? Что положили в основу для классификации ваших ассоциаций?

(План характеристики любой части речи,

в том числе и имени существительного).

III.3 Давайте совместно дадим определение этой части речи, опираясь на те знания, которые у вас уже имеются. План ответа запишите тезисно в тетради.

(работают в тетрадях, можно посовещаться в парах)

III.4 Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть по-новому на уже известное вам об имени существительном (и на то, что такое предмет, и на то, какими могут быть морфологические признаки существительного, успеем остановиться на синтаксической роли существительного).

Учитель возвращается к кластеру. Мы сказали, что имя существительное обозначает предмет. С точки зрения грамматики все верно, но жизнь – это не грамматика, давайте расшифруем, что подразумевается под словом предмет.

(Учитель приводит примеры: мама, храбрость, война и работает над классификацией наименований этих слов: лицо, событие, качество).

Живые существа и организмы

действия, представленные как предметы

Возвращаемся к кластеру. Второй блок характеристики части речи – морфологический, мы должны уметь определять морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные). Где эти знания мы можем использовать? (практическое применение в жизненных ситуациях, использование в лингвистическом эксперименте, уметь объяснять младшему).

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба, фраза не имеет смысла).

Задание: определите, есть ли в этой фразе имена существительные? Докажите, что перед вами – имена существительные. Детям раздается вспомогательный материал, который содержит известное и новое об имени существительном. При необходимости можно воспользоваться интернет-ресурсами (если урок проводится в компьютерном классе, ссылки обозначены в презентации к уроку).

Поработайте самостоятельно с таблицами, промаркируйте их, можно обсудить в парах, а дальше мы обобщим новое.

Мы доказывать будем, ориентируясь на порядок морфологического разбора.

Задание: докажите, что перед нами в этой фразе конкретные, одушевленные, нарицательные имена существительные. Запись в тетради, устное проговаривание.

Конкретные – неконкретные существительные

Конкретные существительные называют конкретные предметы и явления живой и неживой природы, которые могут быть представлены в отдельности и поэтому допускаю счет (один стул, два стула) и изменяются по числам (летчик – летчики, собака – собаки, война - войны).

К неконкретным существительным относятся вещественные, собирательные, отвлеченные.

Вещественные существительные называют различные вещества, которые измеряются, а не поддаются счету (мука, сливки, бархат, аспирин, рожь; два килограмма муки, метр бархата).

Собирательные существительные называют группы однородных (одинаковых) предметов в их совокупности, т.е. как одно целое: студенчество, детвора, листва. Эти существительные употребляются в единственном числе, но обозначают не отдельные экземпляры, а объединение многих лиц и предметов.

Отвлеченные существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: красота, твердость, чтение, болезнь. Эти существительные обычно употребляются в единственном числе. Лишь немногие отвлеченные существительные употребляются во множественном числе: дрязги.

Собственные - нарицательные существительные

Им. существительные нарицательные называют предмет по его принадлежности к группе однородных предметов: книга, стул, перо. Имена собственные называют отдельные, индивидуальные предметы (лица), выделяемые из класса однородных. К именам собственным относятся:

Собственные имена в узком смысле слова – имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические и астрономические названия. Гора Арарат, бык Черныш, Ольга Викторовна Алексеева.

Имена собственные употребляются обычно только в форме единственного числа: Виктор Иванов, Анна Орлова. Если такие имена собственные обозначают группу лиц, носящих одно и то же имя или фамилию, они получают форму множественного числа: братья Лебедевы; у нас в классе пять Елен.

Некоторые имена собственные употребляются только в форме множественного числа: Альпы, Афины, Великие луки, Пушкинские Горы, созвездие Близнецы.

Орфографической приметой имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Названия книг, газет, журналов и пр. – в кавычках.

Теория по одушевленным – неодушевленным существительным

Существительные одушевленные – неодушевленные

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью наши представления и живом и неживом в природе. И, хотя существительные одушевленные чаще всего называют предметы живой природы, а неодушевленные – неживой, принадлежность существительных к одной из этих групп мы определяем прежде всего грамматически.

У существительных одушевленных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч.: вижу людей (В.п. мн. ч.) = нет людей (Р.п. мн.ч.). Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (кого?) и Р.п. (кого?).

У неодушевленных существительных форма В.п. мн. ч. совпадает с формой Им.п. мн. ч.: найти слова (В.п. мн. ч.) = звучат слова (Им.п. мн. ч.). Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?, у них совпадают падежные вопросы В.п. (что?) и Р.п. (что?).

По грамматическому показателю В.п. мн.ч. = Им.п. мн.ч. к неодушевленным существительным относятся названия объединений людей, животных, птиц: народ, полк, толпа, бригада, стало, табун, стая и т.п. Обычно употребляются как неодушевленные существительные названия микроорганизмов: вирус, бактерия, микроб.

Категория одушевленности-неодушевленности определяется только у конкретных существительных, хотя в школьных учебниках деление существительных на одушевленные и неодушевленные осуществляется и у неконкретных существительных.

Какие еще постоянные признаки вы можете назвать у указанных в этой фразе существительных? (род, склонение). Какие непостоянные признаки можете указать в этой фразе у существительных? (падеж.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«ГУО «Коптянская СШ

(10 класс, повышенный уровень)

hello_html_m44d68c98.jpg

Учитель русского языка и литературы

Хаменок Светлана Анатольевна

Цель: Предполагается, что к концу урока учащиеся углубят свои знания об изобразительно-выразительных возможностях имени существительного, исследуют его текстообразующие функции

Задачи: Сформировать на уроке навыки определения изобразительно-выразительных возможностей существительных, умение использовать существительные в собственных текстах, умение анализировать текст. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки устной и письменной речи, познавательную активность. Создать ситуацию, при которой учащиеся смогут проявить дружелюбие, взаимовыручку, добропорядочность.

Оборудование: Учебник 10 класса, тетради, толковый словарь под редакцией С. И.Ожегова, орфографический словарь под редакцией Д.Э.Розенталя, раздаточный материал, ноутбук.

Ребята, как вы считаете, каковы ваши задачи на уроке?

Учащиеся формулируют свои задачи

Тема высказывания: Главные человеческие ценности.

Эпиграф: Что самое ценное в жизни? Главное у человека должно быть добрым и значительным. (Д.С.Лихачёв)

Проверка итогов предыдущего урока.

2.Актуализация знаний по изучаемой теме.

Изучение новой темы

Работа с текстом (текст на карточках).

(С)перва договоримся о том что каждый человек (не)повторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так(же) (не)повторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер который конечно развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба награда человеку редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем кол(л)ектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить пред..нностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Что(б) не было стыдно перед ними за плохо, (не)честно или (не)ряшливо сделан(н)ую работу, за ложь, за (не)порядочность.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы ди..гармония, он перек..сился бы, как нагружен(н)ый балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)

Задания к тексту:

Известен ли вам автор текста? (фото на экране). Какое произведение В. Астафьева вы изучали?

Решить орфографические и пунктуационные задачи.

Проверить текст по ключу (дома выполнить работу над ошибками).

Доказать, что это текст.

Какое впечатление он на вас производит?

Какова его тема, основная мысль, стиль и тип речи?

Дать тексту заглавие, которое будет отражать основную мысль.

Обратить внимание на существительные в последнем абзаце (использовать толковый словарь).

Какие средства выразительности речи присутствуют в тексте, для чего?

Какую роль выполняют в тексте имена существительные?

Выполнить морфемный разбор глагола перекосился .

Первичное закрепление темы.

Работа с учебником, упражнение 162.

Объяснить название текста.

Как вы можете охарактеризовать имена существительные в этом стихотворении?

Этап закрепления и применения новых знаний.

Учащимся предлагается текст Д.С.Лихачёва

Что самое ценное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

Люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, иногда чудачества. О них рассказывают.

В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

В жизни всего ценнее доброта, умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное в конечном счете по пути к счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно.

1. Исследование текста:

Учащиеся знакомятся с текстом.

Один ученик у доски выписывает ключевые существительные этого текста, даёт им характеристику.

Учащиеся анализируют изобразительно-выразительные возможности существительных в данном тексте, указывают их текстообразующие функции.

Какое слово в тексте употребляется чаще всего? Почему?

Этап контроля знаний.

Учащиеся презентуют свои работы.

Вывод об изобразительно-выразительных возможностях и текстообразующей роли имени существительного в устной и письменной речи.

Этап коррекции знаний.

Учитель читает стихотворение, написанное на доске.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут. (Акулов Генрих)

Дать характеристику тексту с точки зрения языка и лингвистики (при необходимости использовать толковый словарь).

Как называется такой приём в языке? (субстантивация – переход разных частей речи в существительные).

Этап подведения итогов работы.

Характеристика работы класса учителем.

Выставление и комментирование отметок.

Синквейн (либо по теме высказывания, либо по теме урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является подробным конструктором урока русского языка в 10 классе по именной морфологии.

МБОУ Синьковская СШ

открытого урока русского языка в 10 классе

Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна

Конспект открытого урока русского языка в 10 классе

Дата проведения: 6.02.2018г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях имени существительного в аспекте разделов языка.

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид функционирования орфографии, средств лексики, звукописи), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока: практическое закрепление изученного.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля. Форма работы: индивидуальная (интерактивная), фронтальная, групповая.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент

Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности

-На сегодняшнем занятии мы проведём лингвистическое исследование изученных теоретико-практических аспектов изученного лексико-грамматического класса. На доске представлен эпиграф к учебному занятию, который поможет лексико-грамматический класс для нашего исследования. Ваша задача – разобраться, о каком лексико-грамматический классе идёт речь.

Эпиграф (на доске):

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли-эти слёзы,

Этот пух-не лист….

- О каком лексико–грамматическом классе идёт речь? О разделе? (Имя существительное, морфология).

- Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра.

- Сформулируем часть темы нашего урока.

- Чтобы уточнить полную формулировку нашего урока, обратимся к вашим знаниям в разделах языкознания. На доске представлены указатели для определения разделов языка.

1. Акварель - техника живописи, выполняемая водяными красками. (Лексика)

2. Марос ы сонцэ д'эн' ч'уд'эсный'/ (Фонетика)

3. Сре́дства или средства́ (Орфоэпия)

4. Жи-корень, зн-суффикс, нулевое окончание (от слова жить). (Морфемика и словообразование).

5. Кричать во всю Ивановскую.(Фразеология).

6. Кампания или компания? (Орфография)

- Какие разделы языка не вспомнили? (Синтаксис, стилистика, пунктуация, графика).

- Ребята, теперь мы сможем сформулировать тему урока. Переходим к целеполаганию урока (предположения обучающихся должны совпадать в обозначенными выше).

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

1.Фронтальная беседа по теоретическому материалу

-К какому лексико-грамматическому классу относится имя существительное?

-Какая лексическая характеристика присуща существительному? (Предметность).

-Какие признаки имени существительного известны? (Одушевлённость-неодушевлённость, нарицательность-собственность, род, число, падеж, склонение).

-Каковы особенности синтаксической функции существительного? (Является как главными членами предложения, так и второстепенными).

2. Исследование языкового материала

2.1 Групповая работа (по карточкам с озвучиванием и с фиксацией в тетрадь).

Задание №1. Выпишите из строк А.С. Пушкина существительное старославянизм (нощи).

1)Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.

-Старославянизмы к какому разделу языка относятся? (Лексика).

Вывод: С помощью лексики возможно конкретизировать значение существительного.

Задание 2. Определите значение слов, выделенных в текстах. Являются ли слова синонимами? Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? К какому роду относятся слова?

Невежи точно судят так:
В чём толку не поймут,

Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Вывод: лексика при помощи паронимов отражает смыслоразличительные оттенки существительного. Существительные общего рода, поскольку имеют принадлежность и к мужскому и к женскому полу.

Задание 3. Понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с какими разделами языкознания данное правописание связано (толкование слов обязательно).

1) Потом опять балы́, балы́…/Она — хозяйка их,

У них сановники, послы,/Весь модный свет у них…

(Н. А. Некрасов. Русские женщины).

2) Мальчик подошел к отцу и подал ему записку о баллах, полученных в школе. (Л.Н.Толстой. Анна Каренина)

Вывод: Предъявленные омофоны связаны с фонетикой, которая поясняется на основе лексики, базой является морфология существительного.

Ритмическая минутка (утренняя гимнастика)

2.2. Фронтальная работа

- Ребята, напомните, сколько склонений у существительного? (3) А к какому склонению отнесём существительные: кенгуру, пенсне, пенальти? (Несклоняемые). Что вам о них известно?

- Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, отгадками будут несклоняемые существительные, не забудем указать род.

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

2.3 Индивидуальная речевая работа (по карточкам, работа с учителем)

1. Индивидуальная работа на ноутбуке (Стилистика).

Задание 4: определите лексические и грамматические средства связи в тексте с изученными орфограммами.

Идет лесник по неприметной тропке, пробирается сквозь чащобу. Останавливается Иван Кузьмич возле ростков сосны. Вот любитель тихой охоты останавливается у невысокого деревца, наклоняется, нет грибов. Лишь сохатый пробежал мимо. Лоси в лесу водятся.

2.Индивидуальная работа (2 обучающихся готовятся к правильной декламации с текста без ударения).

Задание 5: прочитайте текст с верным ударение так, как это бы сделал диктор кулинарного канала (2 минуты подготовка).

Недавно в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на лучшего повара России. Кулинары представили на суд жЮри множество разнообразных яСТв: овощные тЕфтели из свЁклы и спАржи под горчи[ШН]ым соусом, щавЕльный борщ с морской капустой и морепродуктами, грЕнкИс языкОвой колбасой и многое другое. Первое место судьи безоговорочно присудили повару из ТверИ за его оригинальный рецепт кАмбалы под слИвовым соусом.

Вывод: Стилистика объединяет лексику и грамматику через средства связи, а имя существительное и есть лексико-грамматический класс.

Фронтальная работа

- Что вам известно о категории числа существительного? О каких группах идёт речь? (Вариативное число, существительные только множественного и существительные только единственного числа).

-Запишите слова: нож и ножницы. Определите число каждого существительного. Сделайте вывод (нож-ножи, только ножницы).

- Проверим с помощью морфемики являются ли слова однокоренными? (Нет, корни разные). Лексическую связь наблюдаем? (Да, по словарю данные существительные предметы с лезвиями для разрезания).

Вывод: Морфемика тесно связана с категорией числа имени существительного).

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)

2.Индивидуально: найти стихотворение А.А. Фета с обилием имён существительных, выполнить морфологический анализ.

V. Рефлексия. Подведение итогов

-Заполняется лист самооценки.

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…

Дополнительный дидактический материал к уроку.

Фразеология отражает скрытый смысл закреплённых в сознании понятий.

Объясните смысл фразеологизма, в составе которых имеются имена существительные.

Профессор кислых щей.

Он вечно всех поучает. Тоже мне, профессор кислых щей!

Значение. Незадачливый, плохой мастер.

Происхождение. Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Задание №1. Выпишите из строк А.С. Пушкина существительное- старославянизм. Обоснуйте выбор.

1)Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.

Задание 2. Определите значение слов, выделенных в текстах. Являются ли слова синонимами? Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? К какому роду относятся слова?

Невежи точно судят так:
В чём толку не поймут,

Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Задание 3. Понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с какими разделами языкознания данное правописание связано (толкование слов обязательно).

1) Потом опять балы́, балы́…/Она — хозяйка их,

У них сановники, послы,/Весь модный свет у них…

(Н. А. Некрасов. Русские женщины).

2) Мальчик подошел к отцу и подал ему записку о баллах, полученных в школе. (Л.Н.Толстой. Анна Каренина)

1. Индивидуальная работа на ноутбуке (Стилистика).

Задание 4: определите лексические и грамматические средства связи в тексте с изученными орфограммами.

Идет лесник по неприметной тропке, пробирается сквозь чащобу. Останавливается Иван Кузьмич возле ростков сосны. Вот любитель тихой охоты останавливается у невысокого деревца, наклоняется, нет грибов. Лишь сохатый пробежал мимо. Лоси в лесу водятся.

Задание 5: прочитайте текст с верным ударение так, как это бы сделал диктор кулинарного канала (2 минуты подготовка).

Недавно в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на лучшего повара России. Кулинары представили на суд жюри множество разнообразных яств: овощные тефтели из свёклы и спаржи под горчичным соусом, щавельный борщ с морской капустой и морепродуктами, гренки с языковой колбасой и многое другое. Первое место судьи безоговорочно присудили повару из Твери за его оригинальный рецепт камбалы под сливовым соусом.

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах.

Дата проведения: 06.02.2018г.

Учитель русского языка и литературы: Никитина Екатерина Александровна

На уроке были использованы следующие технологии: предметно- ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

По виду занятие представляло собой урок практического обобщения знаний.

Тип урока определён как урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Методические приёмы: словесно-репродуктивный, исследовательско- поисковый, работа с речевыми материалами, выразительное чтение текста.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная.

Место урока в системе уроков – обобщение изученного материала.

Обучающиеся на уроке были активны в меру своих психических и физиологических особенностей. Учитывались на уроке санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена минутка отдыха (аудиозапись утренней гимнастики).

В 10 классе обучающиеся среднего уровня усвоения знаний, со стабильной удовлетворительной мотивацией к учению. Рефлексия обучающихся даёт осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что интегрированные уроки эффективны, так как обучающиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Урок цели достиг: обучающиеся хорошо поняли сущность функционирования имени существительного, смогли успешно выделить изученные разделы языкознания, находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте, выполнить речевые и творческие задания. Необходимо больше внимания уделять развитию речи обучающихся, прививать интерес к чтению художественной литературы, делать правильные выводы после прочтения разностилевых текстов. Можно сделать вывод, что цель и задачи урока реализованы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 10 классе по теме "мя существительное". обзорное повторение материала, групповая, парная, индивидуальная работа на уроке. Составление кластеров. Методы - частично-поисковый, исследование, анализ. Технология проблемного обучения на уроке. использование блочно-модульной технологии.

Имя существительное как часть речи

10 класс 03.12

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

воспитание уважительного отношения к родному языку;

воспитание коммуникативных умений и навыков.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт;

• Развитие монологической речи учеников;

• Развитие умения анализировать свою деятельность.

3 ОБУЧАЮЩАЯ:

совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

• Совершенствование навыков работы по развитию устной и письменной речи (мини-сочинение)

Оборудование: презентация, листы, маркеры, раздаточный материал, учебник (Русский язык 10 класс. Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х.)

Организационный момент. Приветствие. Деление на группы

Повторение . подготовка к ЕНТ. 5 минут.

Вставить пропущенные буквы. Назвать орфограмму.

Неноше ая одежда, краше ые волосы, накраше ые губы, жже ый сахар, разожже ый костер, моще ая булыжником площадь, моще ый путь, вяза ый шарф, вяза ая бабушкой кофта, маринова ые огурцы, кова ое железо 0-5, 2-4, 4-3, 4 и более -2

Синтаксический разбор предложения. Схема. Вид.

Чтобы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседника.

стадия вызова.

Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока


1. Служебная часть речи

2 Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

3 Звуки [ ж ] [ ш] [щ ][ ч]

4Род существительных 3 склонения

5 второстепенный член предложения

6Раздел науки о язык, изучающий буквы и звуки

8 Служебная часть речи

9 Раздел науки о языке , изучающий строение словосочетаний и предложений

11 Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка

12Общая часть родственных слов, значимая часть слова, в котором заключено лексическое значение слова

13 Изменение по падежам

14.Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному слову.

15 Разбор слова по составу

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

III. Стадия осмысления

- Какие ассоциации у вас связаны с именем существительным?

(дети называют ассоциации, учитель на доске составляет кластер, деля сразу предложенные ассоциации на группы: общее значение части речи, морфологические признаки части речи; синтаксическая роль в предложении; ).

- По какому признаку мы составили этот кластер? Что положили в основу для классификации ваших ассоциаций?

(План характеристики любой части речи, в том числе и имени существительного).

III. Давайте совместно дадим определение этой части речи, опираясь на те знания, которые у вас уже имеются. План ответа запишите тезисно в тетради.

(работают в тетрадях)

III. Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть по-новому на уже известное вам об имени существительном

Составление кластера 1 группа – пар ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ; 13, вторая группа – пар 14 МРФЛОИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

- Второй блок характеристики части речи – морфологический, мы должны уметь определять морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные).

Выступление групп, запись в тетради.

Задание: определите, есть ли в этой фразе имена существительные? Докажите, что перед вами – имена существительные.

Третий блок – синтаксическая роль в предложении. Приведите примеры использования существительных в роли сказуемых, определений, обстоятельств Выступает по желанию член любой группы.

Закрепление

Работа по учебнику

Мужского рода

Женского рода

Среднего рода

Общего рода

Не имеют рода

Дядя, жираф, медведь, автомобиль, портфель, лев, дворец

Метель, собака, тушь, бабушка, тетрадь, гордость, рожь

Мороженое, окно, племя, хлебушко, известие

Неряха, разиня, обжора

Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам.

Вступая в беседу, необходимо помнить, что в ней участвуют два человека. Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения людей к людям

1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.

2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.

3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.

4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.

5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.

6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб. приказ о озвращени. о человеческой фантази. в лунном сиянь. держать ногу в стремен. в горах Швейцари. к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.

7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.

8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.

9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.

10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

1 Д
2 Б
3 В
4 Г
5 А

6 А
7 В
8 Д
9 Б
10 Г

Стадия рефлексии.

Читайте также: