Конспект за столом с дедушкой этикетом

Обновлено: 02.07.2024

местах; у пражнять в использовании слов, означающих просьбу , извинени я.

Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окру жающих;

Формировать задатки самоконтроля в поведении детей; воспитывать доброжелательну ю

конечно, помните, что обычай ходить в гости возник на заре человеческой истории. Уже

тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и

радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим

ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте заду маемся: умеем ли мы это

делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно

пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, че м его развлечь, как вести себя за

столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогу т занятия “В

гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, ч то такое эти кет?

Ответ: Это совоку пность норм и правил поведения, ус тановленных для различных форм

общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.

Учитель: “Пригласительный Этикет”. Пригласить в гости можно в письменной или устной

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону ? (можно, но тол ько очень

4. Если по какой - то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,

чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление: общекультурное

Цель: Создание условий для знакомства детей с правилами этикета; с правилами поведения за столом; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап

-Как вы понимаете смысл этих слов?

- Верно, все знания, которые мы получаем, нужны в дальнейшей жизни. И сегодня мы тоже получим знания, которые буду очень полезны вам.

Выражают свое мнение

Настраиваются на занятие

2.Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то очень интересном и важном.

- А о чем вы узнаете из стихотворения. Послушайте внимательно:

Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.

Головой гостям кивни, чтобы видели они:

ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.

- О чем это стихотворение?

- А что такое этикет? Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

- Вы любите ходить в гости? А умеете ли вы это делать?

- Порой мы попадаем в нелепые ситуации, не знаем, как правильно ходить в гости, как вести себя за столом. Этому нас хочет научить дедушка Этикет.

- Значит, чему мы сегодня должны научиться? Какие задачи поставим?

(Задачи в виде плана на слайде)

1. Узнать, что такое этикет. Познакомиться с правилами этикета.

2. Познакомиться с правилами поведения за столом.

3. Выполнить задание Дедушки Этикета.

- А какое задание приготовил для нас Дедушка этикет узнаем позже.

- Правила вежливости, правила поведения

Предполагают задачи занятия

3. Основная часть

- Но прежде, чем мы отправимся в гости к Дедушке Этикету, скажите, что такое этикет? Этикет – французское слово, означает соблюдение правил хорошего поведения. А как называют человека, который соблюдает правила этикета? Его называют воспитанным, вежливым человеком.

- Кто считает себя вежливым человеком, поднимите руку.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).

3. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

4. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания).

5. Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, Но сказал он … ( Извини! )

- Молодцы! Я могу назвать вас вежливыми людьми. Теперь отправляемся в гости к Дедушке Этикету. А что мы ему скажем при встрече?

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго…

-Какие замечания сделала Мальвина Буратино?

- Ответ: Вымыть руки; вытащить из-под себя ногу и опустить её под стол; не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

- Дедушка Этикет подготовил для вас советы, как правильно вести себя за столом. Они разделены на части. Поработайте в группе: Соедините начало и конец совета, тогда мы и узнаем правила поведения за столом.

Правила поведения за столом:

• Никогда не спеши первым занять место за столом.

• Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

• Сев за стол, не отказывайся от еды.

• Если блюдо стоит далеко от тебя вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

• Ешь не торопясь.

• Не разговаривай с полным ртом.

• Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

• Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

• Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

• Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

• За столом сиди прямо, не наваливайся на него и не ставь локти на стол.

• Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе.

- Соблюдайте правила поведения за столом даже тогда, когда вы едите одни. А как вы думаете, зачем нужны правила поведения за столом?

- Правила поведения за столом нужны для того, чтобы другим приятно было сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

-Ребята, а когда вы идёте в гости или ждёте гостей, как вы должны выглядеть? Здесь тоже существуют правила:

1. Одежда должна быть чистой.

2. Волосы должны быть уложены в прическу.

3. От вас должно хорошо пахнуть.

4. Вы должны быть улыбчивы, ласковы, с отличным настроением.

- А также красиво накрытый стол может вызвать аппетит и положительные эмоции у ваших гостей. А вы знаете, как правильно накрыть на стол?

- Послушайте советы Дедушки Этикета:

1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

2. Расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.

3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - положи за тарелками параллельно краю стола.

• углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

• формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

учить детей употреблять в своей речи этические выражения: здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день и т. д.

- Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в гости к дедушке Этикету, чтоб заглянуть в его древнюю, мудрую книгу этикета. Самые мудрые способы поведения людей записывал дедушка Этикет в эту книгу. Ведь этикет – это правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.

- Вы хотите опять встретиться с дедушкой Этикетом? (ответы детей).

- И он тоже очень хочет встретиться с вами.

- Ребята, дедушка Этикет прислал нам видеописьмо, давайте посмотрим на волшебный экран:

Дети вместе с воспитателем отправляются проходить по лабиринту, выполняя задания на карточках. Правильные ответы будут показаны на волшебном экране.

Задание-вопросы на карточках:

1. Посмотрите в волшебное зеркальце и улыбнитесь.

2. Назовите вежливые слова (здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.)

3. Как надо сидеть за столом? (не сидите за столом, скрестив ноги. Во время еды не кладите локти на стол)

4. А как нужно сидеть в транспорте? (сидеть прямо, поджимая под сидение ноги)

5. Каким правилам поведения в детском саду вы научились? Нравятся ли они вам?

6. Умеете ли вы вести себя дома? Что об этом говорят ваши родители?

7. Не обидели ли вы природу? А может быть помогли ей?

- Спасибо тебе, дедушка Этикет, мы эту книгу начнем писать прямо сейчас. Ребята по очереди говорят, а воспитатель записывает то правило, которое всегда, при любых обстоятельствах выполняют дети, а дедушка Этикет, определяет чему дальше учить ребят.

- А сейчас нам пора прощаться с дедушкой Этикетом и возвращаться в группу. Что нового вы узнали? Что вы расскажите своим родителям? Что вы пообещаете дедушке Этикету?

Дедушка Этикет взмахивает волшебной палочкой, ребята закрывают глаза, волшебный экран гаснет и дети возвращаются в группу.

На этом занятие по основам современного этикета в подготовительной к школе группе завершается.

Этикет является составной частью нравственной культуры человека и поэтому в дошкольном возрасте мы формируем его посредством воспитания детей.

Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.

Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.

(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!

“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .

(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)

В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.

(Команды выполняют задание)

Ученик читает стихотворение.

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.

“Волшебные слова” (конкурс № 2)

Сценка “Волшебное слово”.

Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:

Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.

Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?

Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.

Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?

На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.

Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.

Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.

Ведущий.

От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.

Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.

Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.

Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.

Брат не хочет тебя с собой взять?

Ну а вам для чего это знать?

Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.

Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)

Я сейчас же, сейчас же попробую!

Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.

Павел (бурчит себе под нос).

Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.

Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:

Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.

Читайте также: