Конспект за столом с дедушкой этикетом
Обновлено: 02.07.2024
местах; у пражнять в использовании слов, означающих просьбу , извинени я.
Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окру жающих;
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей; воспитывать доброжелательну ю
конечно, помните, что обычай ходить в гости возник на заре человеческой истории. Уже
тогда люди испытывали потребности в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и
радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим
ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте заду маемся: умеем ли мы это
делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно
пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, че м его развлечь, как вести себя за
столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогу т занятия “В
гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, ч то такое эти кет?
Ответ: Это совоку пность норм и правил поведения, ус тановленных для различных форм
общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
Учитель: “Пригласительный Этикет”. Пригласить в гости можно в письменной или устной
1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить
2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону ? (можно, но тол ько очень
4. Если по какой - то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,
чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Направление: общекультурное
Цель: Создание условий для знакомства детей с правилами этикета; с правилами поведения за столом; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивационный этап
-Как вы понимаете смысл этих слов?
- Верно, все знания, которые мы получаем, нужны в дальнейшей жизни. И сегодня мы тоже получим знания, которые буду очень полезны вам.
Выражают свое мнение
Настраиваются на занятие
2.Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то очень интересном и важном.
- А о чем вы узнаете из стихотворения. Послушайте внимательно:
Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.
Головой гостям кивни, чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.
- О чем это стихотворение?
- А что такое этикет? Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
- Вы любите ходить в гости? А умеете ли вы это делать?
- Порой мы попадаем в нелепые ситуации, не знаем, как правильно ходить в гости, как вести себя за столом. Этому нас хочет научить дедушка Этикет.
- Значит, чему мы сегодня должны научиться? Какие задачи поставим?
(Задачи в виде плана на слайде)
1. Узнать, что такое этикет. Познакомиться с правилами этикета.
2. Познакомиться с правилами поведения за столом.
3. Выполнить задание Дедушки Этикета.
- А какое задание приготовил для нас Дедушка этикет узнаем позже.
- Правила вежливости, правила поведения
Предполагают задачи занятия
3. Основная часть
- Но прежде, чем мы отправимся в гости к Дедушке Этикету, скажите, что такое этикет? Этикет – французское слово, означает соблюдение правил хорошего поведения. А как называют человека, который соблюдает правила этикета? Его называют воспитанным, вежливым человеком.
- Кто считает себя вежливым человеком, поднимите руку.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
3. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
4. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания).
5. Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, Но сказал он … ( Извини! )
- Молодцы! Я могу назвать вас вежливыми людьми. Теперь отправляемся в гости к Дедушке Этикету. А что мы ему скажем при встрече?
…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго…
-Какие замечания сделала Мальвина Буратино?
- Ответ: Вымыть руки; вытащить из-под себя ногу и опустить её под стол; не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
- Дедушка Этикет подготовил для вас советы, как правильно вести себя за столом. Они разделены на части. Поработайте в группе: Соедините начало и конец совета, тогда мы и узнаем правила поведения за столом.
Правила поведения за столом:
• Никогда не спеши первым занять место за столом.
• Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.
• Сев за стол, не отказывайся от еды.
• Если блюдо стоит далеко от тебя вежливо попроси, чтобы тебе его передали.
• Ешь не торопясь.
• Не разговаривай с полным ртом.
• Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
• Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.
• Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.
• Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.
• За столом сиди прямо, не наваливайся на него и не ставь локти на стол.
• Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе.
- Соблюдайте правила поведения за столом даже тогда, когда вы едите одни. А как вы думаете, зачем нужны правила поведения за столом?
- Правила поведения за столом нужны для того, чтобы другим приятно было сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.
-Ребята, а когда вы идёте в гости или ждёте гостей, как вы должны выглядеть? Здесь тоже существуют правила:
1. Одежда должна быть чистой.
2. Волосы должны быть уложены в прическу.
3. От вас должно хорошо пахнуть.
4. Вы должны быть улыбчивы, ласковы, с отличным настроением.
- А также красиво накрытый стол может вызвать аппетит и положительные эмоции у ваших гостей. А вы знаете, как правильно накрыть на стол?
- Послушайте советы Дедушки Этикета:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - положи за тарелками параллельно краю стола.
• углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;
• формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
• учить детей употреблять в своей речи этические выражения: здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день и т. д.
- Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в гости к дедушке Этикету, чтоб заглянуть в его древнюю, мудрую книгу этикета. Самые мудрые способы поведения людей записывал дедушка Этикет в эту книгу. Ведь этикет – это правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.
- Вы хотите опять встретиться с дедушкой Этикетом? (ответы детей).
- И он тоже очень хочет встретиться с вами.
- Ребята, дедушка Этикет прислал нам видеописьмо, давайте посмотрим на волшебный экран:
Дети вместе с воспитателем отправляются проходить по лабиринту, выполняя задания на карточках. Правильные ответы будут показаны на волшебном экране.
Задание-вопросы на карточках:
1. Посмотрите в волшебное зеркальце и улыбнитесь.
2. Назовите вежливые слова (здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.)
3. Как надо сидеть за столом? (не сидите за столом, скрестив ноги. Во время еды не кладите локти на стол)
4. А как нужно сидеть в транспорте? (сидеть прямо, поджимая под сидение ноги)
5. Каким правилам поведения в детском саду вы научились? Нравятся ли они вам?
6. Умеете ли вы вести себя дома? Что об этом говорят ваши родители?
7. Не обидели ли вы природу? А может быть помогли ей?
- Спасибо тебе, дедушка Этикет, мы эту книгу начнем писать прямо сейчас. Ребята по очереди говорят, а воспитатель записывает то правило, которое всегда, при любых обстоятельствах выполняют дети, а дедушка Этикет, определяет чему дальше учить ребят.
- А сейчас нам пора прощаться с дедушкой Этикетом и возвращаться в группу. Что нового вы узнали? Что вы расскажите своим родителям? Что вы пообещаете дедушке Этикету?
Дедушка Этикет взмахивает волшебной палочкой, ребята закрывают глаза, волшебный экран гаснет и дети возвращаются в группу.
На этом занятие по основам современного этикета в подготовительной к школе группе завершается.
Этикет является составной частью нравственной культуры человека и поэтому в дошкольном возрасте мы формируем его посредством воспитания детей.
Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.
Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.
(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!
“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .
(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)
В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.
(Команды выполняют задание)
Ученик читает стихотворение.
Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.
Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.
“Волшебные слова” (конкурс № 2)
Сценка “Волшебное слово”.
Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:
Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.
Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?
На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.
Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.
Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий.
От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.
Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.
Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.
Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Ну а вам для чего это знать?
Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.
Павел (бурчит себе под нос).
Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.
Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:
Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.
Читайте также: